Науменко Ю.В. Программа «Мое здоровье»: концептуальные основы

 
 
Ю.В. Науменко, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой коррекционной педагогики,
социальной психологии и здоровьеформирующего образования
Волгоградской государственной академии повышения
квалификации и переподготовки работников образования
 
 
 
Программа «Мое здоровье»: концептуальные основы
 
Ценностные основания образовательной программы «Мое здоровье»
 
Исследователи едины в том, что в рамках каждой культуры существует исторически сложившаяся система взаимосвязанных культурообразующих символов, призванная" приучить людей к определенным разновидностям жизнедеятельности в соответствии с некой заданной моделью, необходимой для существования определенного типа социокультурной целостности. Не оспаривая существования других систем, мы обосновали существование следующей базовой системы культурообразующих символов: «здоровье — здоровый образ жизни — нездоровье».
 
«Здоровье» как культурообразующий символ представляет собой образ человека (идеал), соответствующий определенной системе этико-философских воззрений на мир в целом и на место (предназначение) человека в этом мире, характерной для конкретной социально-культурной общности. Здоровый человек — это человек, способный не только благополучно существовать в рамках данной культуры, но и поддерживать ее своей непосредственной жизнедеятельностью. Соответственно, «здоровый образ жизни» как культурообразующий символ, производный от символа «здоровье», задает благополучный для данной конкретной социально-культурной общности образ жизнедеятельности отдельного конкретного человека.
 
Социокультурный символ «нездоровье» описывает образ человека, который сознательно или бессознательно не принимает полностью или частично системы ценностей конкретной социально-культурной общности и поэтому не может быть в ней успешным.
Этот социокультурный феномен, по нашему мнению, характеризует жизнедеятельность человека, которая «не вписывается» в социально-культурную деятельность общества.
Таким образом, система взаимозависимых культурообразующих символов «здоровье — здоровый образ жизни — нездоровье» сохраняет целостность культуры с помощью ее воспроизведения в каждом отдельном человеке.
 
В русской и, в дальнейшем, в советской культуре феномен «здоровье» на уровне общественного сознания (менталитета) всегда воспринимался как интегративная характеристика целостного развития индивида и отождествлялся со «здравием» человека, то есть благополучием в душевной, социальной и семейной жизни. Соответствующий этим представлениям культурообразующий символ «здоровый образ жизни» предполагал бесконечный во времени процесс самовоспитания и совершенствования человеком своей физической и духовно-нравственной природы в их неразрывном единстве для достижения общественного и личного благополучия.
В новых социокультурных условиях здоровьесберегающая деятельность образовательной организации, основанная на медико-биологических представлениях о феномене «здоровье», не может разрешить проблему формирования у подрастающего поколения отношения к здоровью как ценности, так как медико-биологическая модель здоровья далека от социокультурных представлений о феномене «здоровье».
Мы предлагаем следующее социокультурное содержание феномена «здоровье», соответствующее российскому менталитету и культуре: здоровье — это состояние целостности физического, душевного и социального развития человека, которое необходимо ему для достижения личного и общественного благополучия. Системообразующей идеей для предложенного социокультурного символа «здоровье» является положение: человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя и все время стремится к лучшему в личной и общественной жизни.
 
Традиционно качественной характеристикой феномена «здоровье» выступает жизнеспособность, которую мы определяем как системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума. Обобщая психологические исследования, мы выделяем два уровня жизнеспособности: психофизиологический и социально-личностный.
 
Психофизиологическая жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне биологического организма и индивидуально-типических свойств психики:
• свойственная организму человека достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде, проявляющаяся в сохранности привычного позитивного самочувствия;
• постоянство и идентичность эмоциональных переживаний в однотипных ситуациях;
• соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
 
Социально-личностная жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъектности (в трактовке Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова):
• осознание индивидом непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и личностного Я;
• способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;
• позитивная критичность к себе и собственной жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам;
• способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана в общих чертах;
• способность изменять поведение и уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств.
 
Поэтому образ жизни человека — это индивидуальная стратегия жизнедеятельности по достижению состояния благополучия, построенная с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности. Соответствующее содержание социокультурного феномена «здоровый образ жизни» — это жизнедеятельность человека, направленная на самостановление по законам природного и социального бытия, на естественное самосохранение и проявление самости для позитивного самоутверждения в собственном теле, в ближайшем социальном окружении, в обществе и природе в целом. Школьное образование,укрепляющее здоровье ребенка, должно заключаться в первую очередь в формировании у него в совместной жизнедеятельности со сверстниками и педагогами в условиях целостного образовательного процесса конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления их жизнеспособности. Это означает достижение состояния «оптимально целого» с характеристиками «устойчивое» и «стабильное в проявлении».
 
Новое нетрадиционное понимание феномена «здоровье» связано с исследованиями смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев), где социокультурное содержание феномена «здоровье» находит отражение в виде личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», выполняющей функцию структурирования отношений субъекта с миром и придания устойчивости структуре этих отношений на основе индивидуального прочтения социокультурного символа «здоровье». Мы выделяем четыре уровня личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья».
На первом (информационно-пассивном) уровне здоровье воспринимается как некоторая данность, не зависящая от человека, как состояние отсутствия болезней. Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья выражается в локальных несистемных лечебно-профилактических мероприятиях в связи с возникновением состояния «нездоровье».
 
На втором (адаптивно-поддерживающем) уровне здоровье воспринимается как состояние благополучия, которое человек может самостоятельно достигнуть в результате систематических профилактических мероприятий и соблюдения здорового образа жизни в его традиционном понимании. Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья на этом уровне носит системный целенаправленный характер, но ее содержанием остаются разнообразные лечебно-профилактические мероприятия с целью профилактики состояния нездоровья. На третьем (ресурсно-прагматическом) уровне здоровье воспринимается как ресурс, который необходим индивиду, чтобы приспособиться к внешним социальным и природным условиям для достижения состояния успешности. Поэтому здоровье необходимо поддерживать и улучшать, чтобы этот ресурс не был преждевременно израсходован. На этом уровне деятельность по сохранению и укреплению здоровья также носит системный и целенаправленный характер, но ее содержание определяется психофизиологическими особенностями человека и его личностными притязаниями.
На четвертом (личностно ориентированном) уровне здоровье воспринимается как проявление способности человека к гармоничному (физическому, социальному и духовному) развитию и достижению состояния благополучия. Здоровье ассоциируется с состоянием человека как уникальной самобытной личности, реализующей себя в творческой деятельности. Поэтому деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья воспринимается как необходимая и естественная для саморазвития и самосовершенствования.
 
Таким образом, педагогическое понимание феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни» может быть сформулировано следующим образом.
Здоровье — это социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности (жизнеспособность и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности жизнедеятельности по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).
Следовательно, здоровый образ жизни — это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.
 
В то же время традиционное здоровьесберегающее образование ориентируется на сохранение и укрепление психофизиологической жизнеспособности школьников и не охватывает всей проблематики формирования у школьников сложного социокультурного феномена «здоровье». Поэтому обретение системности и комплексности здоровьесберегающей деятельности школы за счет увеличения количества применяемых здоровьесберегающих технологий и их видового разнообразия без существенного изменения смысловых представлений школьников о социокультурном феномене «здоровье» бесперспективно, так как не решает проблемы обретения ими социокультурного содержания феномена «здоровье».
 
Таким образом, стратегическая задача школы по формированию здоровья как социокультурного феномена — формирование у школьников личностной системы смыслов «внутренняя картина здоровья» ресурсно-прагматического и личностно ориентированного уровней во взаимосвязи с совершенствованием жизнеспособности школьников на психофизиологическом и социальноличностном уровнях.
 
Тактические задачи школы по формированию здоровья как социокультурного феномена:
• обучение методам идентификации факторов, вызывающих стресс и связанных с выполнением актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой, что помогло бы понимать сущность этих факторов, своевременно обнаруживать и предвидеть их воздействие;
• обучение стратегии решения индивидуальных проблем путем целенаправленного совершенствования своей жизнеспособности для достижения индивидуально значимого результата при выполнении актуальной деятельности;
• обучение конкретным мерам для защиты от воздействия вызывающих стресс факторов или быстрого устранения неблагоприятных последствий такого воздействия;
• обучение управлению своими эмоциями путем оказания помощи в их идентификации и понимании, в регулировании и словесном формулировании своих эмоций в соответствии с социокультурными установками общества;
• обучение методам эффективной коммуникации в условиях стресса или в ожидании такого воздействия;
• совершенствование психофизиологической жизнеспособности в физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом реального состояния соматического здоровья.
 
Образовательная программа «Мое здоровье» должна способствовать решению первых пяти из перечисленных выше тактических задач по отношению к учащимся начальной школы.
 
Принципы и особенности организации обучения по образовательной программе «Мое здоровье»
 
Логика и тенденции развития содержания и форм организации общего образования сегодня проявляются как возрастание значимости ценностно-смысловых компонентов содержания образования по сравнению с цивилизационными, как замена репродуктивно-функциональной модели образованности компетентностной. Эта тенденция нашла яркое воплощение в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и основного общего образования. Поэтому здоровьеформирующая направленность общего образования проявляется в выделении специфических компонентов его содержания в виде образовательной программы «Мое здоровье», которые способствуют формированию личностного опыта проектирования ребенком себя и своей жизнедеятельности в соответствии с социокультурным содержанием феномена «здоровье», а также с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности и возможности ее совершенствования.
 
Эта здоровьеформирующая направленность образовательной программы «Мое здоровье» поддерживается следующими принципами:
• принципом идейно-смысловой целостности знани-евого компонента содержания общего образования, формирующего социокультурное содержание феномена «здоровье»;
• принципом культурной идентификации ребенка в результате освоения социокультурного содержания феномена «здоровье» в процессе общего образования;
• принципом проектирования развивающего компонента здоровьеформирующей направленности содержания общего образования;
• принципом организации личностно ориентированного образования, предполагающим освоение социокультурного содержания феномена «здоровье».
 
Принцип идейно-смысловой целостности знаниевого компонента содержания общего образования, формирующего социокультурное содержание феномена «здоровье»
 
Данный принцип исходит из того, что:
• система знания о здоровье как социально-культурном феномене должна отражать общую идею: «Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя и все время стремится к лучшему в личной и общественной жизни»;
• структура знания о здоровье как социально-культурном феномене по ступеням образования должна отражать взаимосвязанную систему идей, характеризующих здоровье как целостность в соответствии с интегральной моделью его формирования.
 
Принцип идейно-смысловой целостности знаниевого компонента здоровьеформирующей направленности содержания общего образования кроме образовательной программы «Мое здоровье» наиболее эффективно реализуется в предметном содержании предметов «Окружающий мир» и «Физическая культура».
Несоблюдение данного принципа при структурировании содержания общего образования приводит к тому, что знание о содержании феномена «здоровье» отличается бессистемностью и базируется в основном на медико-биологических представлениях. В результате это знание не включается в ценностно-смысловую картину мира. Избежать этой ошибки возможно, если проектировать содержание общего образования в виде набора культурно-событийных жизнеутверждающих ситуаций для совместного проживания и переживания детским коллективом.
 
Лейтмотивом всех культурно-событийных жизнеутверждающих ситуаций, предложенных учащимся для осознания и обсуждения, должен стать тезис, что здоровье каждого человека в единстве его физического, душевного и социального проявлений является необходимым условием сохранения и развития культуры и общества — общественное благополучие могут построить только физически и духовно здоровые люди. В основе нашей позиции лежит утверждение А.Б. Орлова, что переживание способно предвосхищать ситуации и события, которые еще не наступили, но которые представлены в сознании субъекта как эмоционально окрашенные состояния и выступают для него как событие его жизни. Переживание события или ситуации не предполагает обязательного участия в этом событии. Пережить событие можно и мысленно, представляя себя в той или иной ситуации и испытывая «что-то особое». Сами переживания, конечно, не побуждают личность к совершению поступков, но именно это «что-то особое» выступает как внутренний сигнал, посредством которого осознается личностный смысл будущих событий. Следуя предложенной логике, мы утверждаем, что переживание ребенком культурно-событийной жизнеутверждающей ситуации приводит к формированию у него эмоционально-оценочного отношения к феномену «здоровье» применительно к себе и социуму в координатах «здоров — нездоров». В терминах традиционного подхода к описанию содержания образования сказанное выше можно перефразировать следующим образом: переживание ребенком культурно-событийной жизнеутверждающей ситуации является одним из способов формирования опыта отношений личности. В соответствии с вышеизложенным мы формулируем принцип культурной идентификации ребенка в результате освоения социокультурного содержания феномена «здоровье» в процессе общего образования.
 
 
Принцип культурной идентификации ребенка в результате освоения социокультурного содержания феномена «здоровье» в процессе общего образования
 
Чтобы в процессе общего образования произошло становление личности школьника как человека культуры, необходимо наполнить содержание образования разнообразными культурно-событийными жизнеутверждающими ситуациями для совместного проживания и переживания их детским коллективом с целью формирования у каждого члена коллектива смысловой установки, что необходимым условием сохранения и развития культуры и общества является здоровье каждого человека во всех его проявлениях (физическом, душевном и социальном).
 
Среди большого разнообразия форм эмоционального переживания мы выделили наиболее общие:
• общий положительный эмоциональный фон, появляющийся при восприятии школьниками информации о здоровье и здоровом образе жизни, а также при оценке фактов и явлений действительности на соответствие их социокультурному содержанию феномена «здоровье». Это эмоциональное состояние характеризуется неустойчивостью и недифференцированностью по отношению к объектам переживания и основывается на формуле «приятно — неприятно» (или «больно — небольно», «можно — нельзя»);
• ситуативная эмоциональная оценка информации о здоровье и окружающей реальности, которая отличается дифференцированностью (формула «правильно — неправильно» или «разумно — неразумно»). Она, как правило, возникает, когда учащийся уже обладает определенным эмоциональным опытом при оценке фактов и явлений действительности на соответствие их социокультурному содержанию феномена «здоровье»;
• устойчивая дифференцируемая эмоциональная оценка собственной жизнедеятельности и окружающего мира на соответствие их социокультурному содержанию феномена «здоровье» (формула «полезно — приносит вред» или «развивает и помогает совершенствоваться — разрушает красоту и целостность»). Анализ педагогической практики показывает, что общий положительный эмоциональный фон при восприятии информации о здоровье и здоровом образе жизни характерен для большинства младших школьников. Поэтому педагоги не проводят в системе структурирование содержания общего образования в виде логически связанной последовательности культурно-событийных жизнеутверждающих ситуаций. В результате эти неустойчивые и недифференцированные переживания не обретают нового качественного состояния по мере взросления школьников и, как следствие, постепенно теряют свою оценочно-регулирующую функцию.
Реализация культурологического компонента здоровье-формирующей направленности содержания общего образования кроме образовательной программы «Мое здоровье» наиболее эффективна на предметном содержании таких учебных дисциплин, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Физическая культура».
 
Принцип проектирования развивающего компонента здоровьеформирующей направленности содержания общего образования
 
Развивающий компонент содержания общего образования будет ориентирован на освоение школьниками социокультурного феномена «здоровье», если:
• содержание общего образования будет способствовать актуализации и осознанию учащимися потребности в позитивном взаимодействии с окружающими для решения проблем жизнедеятельности конкретного человека и проблем общественного развития (системообразующая идея: «Здоровье как состояние благополучия невозможно без благополучия окружающих, а тем более за счет их нездоровья»);
• освоение содержания общего образования будет осваиваться обучающимися в процессе разрешения взаимосвязанной последовательности жизнеутверждающих ситуаций, содержанием которых является решение проблемы оптимизации учебной деятельности школьников с учетом их индивидуальных психофизиологических возможностей и особенностей взаимодействия в условиях конкретного детского коллектива.
Анализ педагогической практики показывает, что развивающий компонент содержания общего образования здоровьеформирующей направленности кроме образовательной программы «Мое здоровье» может быть реализован практически по всем школьным предметам начальной школы.
 
Принцип организации личностно ориентированного образования, предполагающий освоение социокультурного содержания феномена «здоровье»
 
Для того чтобы общее образование, формирующее социокультурный феномен «здоровье», стало личностно ориентированным,необходимо:
• в качестве системообразующей идеи структуризации содержания общего образования выделить экзистенциональную проблему: «Сохранение и совершенствование индивидуального здоровья в условиях системных социальных преобразований для достижения состояния полного благополучия»;
• для решения этой проблемы по отношению к конкретным ситуациям жизни обучающегося предложить ему пережить разнообразные по форме и содержанию жизнеутверждающие ситуации, проживая и переживая которые школьник проявит базовые личностные функции.
 
Таким образом, личностно ориентированное образование здоровьеформирующей направленности в предложенном нами понимании должно привести к актуализации следующих базовых личностных функций школьников:
• избирательность (ревизия) чужого и собственного опыта жизнедеятельности на предмет его ценности в сравнении с социокультурным содержанием феномена «здоровье»;
• рефлексия собственной жизненной ситуации, оценка своего поведения, статуса в коллективе, коммуникативной и деловой успешности и т.п. на их соответствие сущности феномена «здоровье» (состояние благополучия физического, душевного и социального);
• соотношение текущего опыта со стратегическими ценностями и планами личности, достижение и поддержание состояния «здоровье» как благополучия физического, душевного и социального;
• саморегуляция и ответственные решения в разнообразных жизненных ситуациях с целью избегания нарушения своего здоровья во всех его формах (или минимизации последствий возможных негативных воздействий окружающей социокультурной среды);
• потребность в самореализации через творчество и выход за пределы традиционности при проектировании индивидуальной стратегии жизнедеятельности на основе социокультурного содержания феномена «здоровье»;
• умение быть свободным, самостоятельным, независимым от внешних авторитетов и ориентация в принятии жизненно важных решений на индивидуальные особенности и необходимость сохранения и поддержания своего здоровья (состояния благополучия физического, душевного и социального).
 
Анализ педагогической практики показывает, что, как и в ситуации с воплощением в жизнь развивающего компонента, эффективность деятельности школы по осуществлению личностно ориентированного образования здоровьеформирующей направленности также остается невысокой. Основная причина этого явления заключается в отсутствии у педагогического коллектива понимания сущности феномена «здоровье» как социокультурной характеристики человека. В результате личностно ориентированное образование здоровьеформирующей направленности проектируется на медико-биологических представлениях о здоровье, и возможные успехи в этом направлении деятельности школы являются локальными и внесистемными достижениями, не влияющими на общий результат.
 
Принцип формирования у школьников компетентностного компонента содержания общего образования, ориентированного на формирование социокультурного феномена «здоровье»
 
Для того чтобы образование, формирующее у школьников социокультурный феномен «здоровье», носило компетентностный характер, необходимо:
• в содержании общего образования выделить последовательность задач-ситуаций, моделирующих реальные ситуации жизненного самоопределения школьников при взаимодействии с конкретной социокультурной группой в актуальной для них деятельности, которые несут риск нарушения здоровья в любой из его форм (физического, душевного, социального) и актуализируют проблему совершенствования своей жизнеспособности (психофизиологической и социально-личностной) для сохранения здоровья;
• предложить учащимся адекватную технологию решения этих задач-ситуаций в форме индивидуального проектирования стратегии собственного поведения и последующей коллективной рефлексии каждого решения с целью его оптимизации и закрепления в форме динамической смысловой системы «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений»;
• организовать педагогическое сопровождение школьников в процессе формирования социокультурного феномена «здоровье».
 
Кроме образовательной программы «Мое здоровье» на уроках естествознания, предмета «Окружающий мир» и физической культуры могут быть смоделированы различные ситуации жизненного самоопределения, связанные с необходимостью волевых усилий по отказу от нездоровых привычек, а на уроках литературного чтения и основ духовно-нравственной культуры народов России — ситуации, связанные с выполнением социальных ролей и ориентированием в системе нравственных и культурных ценностей, необходимой для сохранения социального и душевного здоровья.
 
Виды деятельности и формы занятий
 
Образовательная программа «Мое здоровье» является примерной и не задает строгой последовательности изучения материала в определенном классе. Вместе с тем ее изучение предполагает концентрический подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся. В частности, в 3-4-х классах основной формой организации образовательного процесса должно стать выполнение учащимися проектных и исследовательских работ по соответствующей тематике.
Образовательная программа предполагает проведение уроков здоровья один раз в неделю за счет часов вариативной части или часов внеурочной деятельности учебного (образовательного) плана, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, по общекультурному направлению. По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
• актуализация имеющегося опыта и житейских знаний. В этой части применяются различные психологические упражнения, в том числе мозговой штурм, а также стимульные аудиоматериалы;
• формирование новых представлений. Оно осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов, элементов психодрамы;
• отработка личной стратегии поведения («аукционы идей», выполнение проектных и исследовательских работ, а также другие способы решения проблемных ситуаций);
• осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фразу» и другие).
Формирование феномена «здоровье» как социокультурной характеристики человека возможно только в специально организованных жизнеутверждающих ситуациях, включающих механизмы смыслотворчества личности. Поэтому каждое занятие должно быть посвящено осмыслению и поиску способов разрешения таких ситуаций.
Под жизнеутверждающей ситуацией мы имеем в виду проект целостной ситуации формирования социокультурного феномена «здоровье» как проявления жизненного самоопределения человека, которая не только требует от него демонстрации свойств субъекта жизни и жизнедеятельности, но и дает результат, определяющий особенности его жизнетворчества в целом.
 
Выделяются следующие типы жизнеутверждающих ситуаций:
• ситуация поиска мотивов и целей жизнедеятельности на основе социокультурного содержания феномена «здоровье» и ситуация анализа и оценки жизненных проблем и обстоятельств с учетом социокультурного содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности (смысл ообразование);
• ситуация жизненного выбора и принятия решений с учетом социокультурного содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности (смыслоосознание);
• ситуация проектирования образа жизни (совершенствование жизнеспособности во взаимосвязи с уточнением смысловой системы «внутренняя картина здоровья») и принятие ответственности за свой «проект» (смыслостроительство).
Все три типа ситуаций возможны для восприятия учащимися начальной школы. Но, как показывает практика, в 1-2-х классах более эффективно обучение при проектировании жизнеутверждающих ситуаций смыслообразо-вания и смыслоосознания.
, В 3-4-х классах на занятиях должны преобладать жизнеутверждающие ситуации смыслостроительства, которые эффективно разрешаются в форме выполнения учебного проекта. В результате младший школьник будет способен выстраивать оптимальную индивидуально эффективную стратегию поведения внутри актуально разворачивающейся деятельности во взаимодействии с конкретной социокультурной группой, которая позволит ему достигать успеха без ущерба для своего здоровья во всех его проявлениях.
 
Планируемые результаты освоения обучающимися содержания образовательной программы
 
Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания образовательной программы «Мое здоровье»:
• умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (соматического, психологического и социального);
• умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
• умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
 
Личностные результаты изучения образовательной программы «Мое здоровье»:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
• проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
• проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.
 
Метапредметные результаты изучения образовательной программы «Мое здоровье»:
• характеристика личного и общественного здоровья как социально-культурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
• планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
• анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;
• управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
 
Предметные результаты освоения содержания образовательной программы «Мое здоровье» После изучения темы «Самопознание: Кто Я есть?» учащийся:
• умеет осуществлять простейшие физиологические измерения (частота пульса, вес, рост, температура тела; тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию);
• имеет представление о собственной физической норме и умеет различать отклонения от нее;
• может соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок и отдыха, питания, двигательной активности, тепловой режим;
• доброжелательно относится к физическим недостаткам других людей.
 
После изучения темы «Самопознание: Я и другие» учащийся:
• умеет представлять себя в выгодном свете;
• умеет аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями; %
• обладает базовыми навыками позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор);
• умеет критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия;
• умеет распознать и вербализовать такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия;
• понимает природу индивидуальных переживаний;
• принимает различия между людьми, уважает особенности их поведения;
• понимает необходимость избегания форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни, и обладает соответствующими приемами поведения;
• занимает активную позицию неприятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.
 
После изучения раздела «Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний» учащийся:
• имеет навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях;
• умеет подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами; выбрать зубную щетку, зубную пасту с учетом индивидуальных особенностей;
• использует дополнительные средства гигиены полости рта (флосы, гели и др.);
• знает о необходимости один раз в три месяца менять щетку и пасту и посещать стоматолога с целью профилактического осмотра не реже одного раза в год.
 
После изучения раздела «Питание и здоровье» учащийся:
• знает основные группы пищевых продуктов и умеет составить индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма;
• знает, какие овощи и фрукты, аптечные препараты повышают сопротивляемость организма различным заболеваниям и способствуют профилактике авитаминоза;
• умеет избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья.
 
После изучения раздела «Основы личной безопасности и профилактика травматизма» учащийся:
• обладает автоматизированными стереотипами поведения на улице (наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин);
• умеет безопасно переходить через дорогу или через пути на железнодорожных переходах, используя не только зрение, но и слух;
• понимает свою персональную ответственность на улице;
• имеет критическое отношение к поведенческим рискам на дороге;
• умеет оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей.
 
После изучения раздела «Культура потребления медицинских услуг» учащийся:
• умеет спланировать свою жизнедеятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов;
• умеет снимать утомление органов зрения, слуха;
• обладает и может использовать большой арсенал различных видов двигательной активности и расслабление (физкультминутки, физкультпаузы, отдельные упражнения, подвижные игры, релаксацию, минутный отдых);
• умеет вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях;
• обладает сформированными навыками поведения в условиях эпидемии респираторных заболеваний в качестве больного и здорового;
• имеет четкие представления о своем поведении при подозрении на инфекционные заболевания;
• умеет правильно обращаться за плановой и экстренной медицинской помощью;
• знает минимальный набор лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача, при различных недомоганиях (при эпизодической головной боли, повышенной температуре и др.) и умеет правильно их использовать.
 
После изучения раздела «Предупреждение употребления психоактивных веществ» учащийся:
• обладает сформировавшимся устойчивым представлением о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные»;
• владеет в случае возникновения необходимыми навыками отказа от приема психоактивных веществ в группе;
• обладает сформированной позицией по вопросам отношения к наркомании, алкоголизму, табакокурению как к сложно излечимым заболеваниям;
• знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях общения с наркоманами и пьяницами;
• владеет элементарными навыками самообороны.
После изучения раздела «Духовное здоровье» учащийся:
• обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социокультурных феноменах;
• знает особенности русского национального образа здоровья и условия его формирования;
• умеет получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и в искусстве;
• понимает необходимость природоохранной деятельности как условия полноценной жизни и здоровья человека;
• осознает необходимость соблюдения этикета в общении с людьми и обладает соответствующими умениями.
 
 
«Практика административной работы в школе» . – 2016 . - № 2 . – С. 50-59.