Усольцева Н.Н. Практика организации процесса разработки междисциплинарных программ

 
Понятие «междисциплинарная программа»
 
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «образовательные программы определяют содержание образования» и должны «способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
 
Разработка и утверждение образовательной программы осуществляются образовательной организацией самостоятельно (п. 5 ст. 12). В соответствии с ФГОС начального общего образования (далее — Н00) и основного общего образования (далее — ООО) образовательная организация разрабатывает и утверждает основную образовательную программу (далее — ООП) соответствующего уровня образования, а также определяет комплекс условий для ее реализации.
Понятие междисциплинарной программы не содержится в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, оно вводится Примерной основной образовательной программой, когда речь идет о структуре планируемых результатов. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП Н00 и ООО как система обобщенных личностно ориентированных целей образования обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП обучающимися, являются содержательной и критериальной основой для разработки междисциплинарных программ. Разработка программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ является прерогативой образовательной организации. Междисциплинарная программа — это комплексная программа, определяющая вклад каждого предмета, курса, модуля, внеучебной и внеурочной деятельности в достижение поставленных целей. В соответствии с Примерной основной образовательной программой междисциплинарные программы должны найти отражение в приложении к школьной ООП как отдельные программы или как целостная программа формирования планируемых результатов по всем необходимым направлениям, включающая описание содержания и организации работы по формированию универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
 
 
Практика разработки междисциплинарных программ
 
Практика разработки междисциплинарных программ позволяет констатировать, что непосредственная включенность педагогов в процесс и есть тот путь, когда удается добиться полной осознанности и принятия учителями целей и задач новых стандартов. В нашей образовательной организации разработка междисциплинарных программ стала результатом обучения педагогических работников на курсах повышения квалификации. Администрацией были организованы курсы по образовательной программе «Организационно-управленческая деятельность педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы общего образования» для более чем половины педагогического коллектива с выездом преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования непосредственно в школу. Погружение слушателей курсов, имеющих к этому времени базовую курсовую подготовку по ФГОС Н00 и ООО и внедряющих стандарт в течение четырех лет (начальная школа) и двух лет (основная школа), в проблемы формирования и оценки достижения планируемых результатов освоения ООП позволило выйти на целесообразность определения итоговой аттестации педагогов в форме защиты разработанной в группе проекта междисциплинарной программы. Безусловно, подход к созданию проектных групп предполагал, что в них должны входить педагоги разных уровней образования (начальная школа и основная школа), разных предметов, разной степени мотивации к проектной деятельности. Таким образом были созданы пять групп, каждой из которых путем обыкновенной жеребьевки досталась та или иная программа.
 
 
1. Программа формирования и развития УУД на уровне Н00.
2. Программа развития УУД на уровне ООО.
3. Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся.
4. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
5. Стратегии смыслового чтения и работы с текстом.
 
В школе был разработан локальный акт «Положение о междисциплинарных программах», представленный ниже. В нем изложены требования к структуре программы в части ее максимального наполнения.
 
В процессе групповой работы педагогов появилась предложенная и обоснованная самими разработчиками структура междисциплинарной программы.
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы.
3. Механизмы реализации междисциплинарной программы.
4. Система оценки планируемых результатов освоения междисциплинарной программы.
 
Основываясь на материале примерных ООП Н00 и ООП ООО и с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, педагоги — слушатели курсов осуществили декомпозицию итоговых планируемых результатов их освоения по этапам обучения:
• на конец 4-го класса;
• на конец б, 8, 9-го классов.
 
В ходе защиты своих проектов педагоги представили в виде таблиц с текстовым описанием ход поэтапного формирования этих результатов, сохранив ихуровневое описание: «выпускник научится», «выпускник получит возможность научиться», дополнительно сформулировали планируемые результаты по элективным курсам и внеурочной деятельности. Определенное программой содержание сопровождено отбором образовательных технологий деятельностного типа, методов и форм организации работы по реализации междисциплинарной программы.
 
Наличие в междисциплинарной программе раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы» педагоги обосновали с нескольких позиций:
• необходима промежуточная аттестация обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также итоговая оценка по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, оценка проектной деятельности;
• необходим инструментарий (его нужно либо разрабатывать, либо адаптировать имеющийся) для оценки достижения планируемых результатов по междисциплинарным программам;
• наконец, необходима модель и, соответственно, инструментарий для оценки деятельности педагогов и образовательной организации в целом.
 
На процедуре защиты разработанных проектов междисциплинарных программ присутствовали все пять групп педагогов-слушателей, также на нее были приглашены другие члены педагогического коллектива, не вошедшие в группы слушателей. Все участники имели возможность выступить с презентацией своей программы, а члены коллектива и преподаватели учреждения дополнительного профессионального образования — задать вопросы на уточнение, понимание или высказать замечания. По завершении процедуры все ее участники определили важность такой работы персонально для себя, выявилась необходимость совместного обсуждения общих подходов к выбору критериев и показателей в системе оценки достижения планируемых результатов, определения количества и содержания процедур мониторинга системы оценки (единый подход на уровне образовательной организации к структуре междисциплинарных программ).
 
 
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения междисциплинарных программ
 
1. Общие положения
1.1. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения междисциплинарных программ (далее — Положение) определяет структуру, порядок разработки и утверждения междисциплинарных программ в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее — школа).
1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.15 № 1/5); а также в соответствии с уставом школы.
1.3. Междисциплинарная программа — нормативный документ образовательной организации, представляющий собой комплексную программу, которая определяет вклад каждого предмета, курса, модуля внеурочной деятельности в достижение целей и задач основной образовательной
программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования школы.
1.4. Содержательной и критериальной основой для разработки междисциплинарных программ являются планируемые результаты освоения обучающимися ООПН00 и ООП 000 как системы обобщенных личностно ориентированных целей образования. Междисциплинарные программы обеспечивают связь между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, образовательной деятельностью и системой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП Н00 и ООП 000.
1.5. Междисциплинарные программы являются составной частью ООП Н00 и ООП 000 школы. Они разрабатываются в соответствии с ФГ0С общего образования и содержат значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках универсальных учебных действий, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, описание особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.
1.6. Цели междисциплинарных программ.
1.6.1. Целью междисциплинарной программы развития универсальных учебных действий является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГ0С общего образования, с тем чтобы сформировать у обучающихся способность к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству. Междисциплинарная программа по развитию универсальных учебных действий разрабатывается отдельно для начального и основного общего образования.
1.6.2. Целью междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» является содействие участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также содействие становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение их в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как на уроках, так и во внеурочной среде. Данная программа разрабатывается для основного общего образования.
1.6.3. Целью междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» является консолидация возможностей всех учебных предметов для формирования ИКТ-компетентности, содействие участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, способствующих закреплению ИКТ-компетентности, формирование навыка использования информационно-образовательной среды обучающимися и педагогами в урочной и внеурочной деятельности. Данная программа разрабатывается для основного общего образования. 1.6.4. Целью междисциплинарной программы «Смысловое чтение и работа с текстом» является целенаправленное формирование компетенций грамотного чтения в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы. Программа разрабатывается для основного общего образования.
1.7. Контроль реализации междисциплинарных программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.
2. Структура и содержание междисциплинарных программ
2.1. Обязательные структурные элементы междисциплинарных программ.
2.1.1. Титульный лист. Должен содержать:
• наименование школы;
• название программы;
• уровень освоения ООП;
• ФИО учителя или коллектива учителей;
• гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя школы);
• гриф согласования с научно-методическим советом школы;
• год составления программы.
2.1.2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования в соответствии с уровнем (начальное, основное) и с учетом специфики междисциплинарной программы. Пояснительная записка содержит общую характеристику междисциплинарной программы, описание места междисциплинарной программы в учебном плане школы.
 
При составлении пояснительной записки следует учитывать:
• цели и задачи, решаемые при реализации междисциплинарной программы с учетом требований ФГОС общего образования и особенностей образовательной политики школы;
• нормативные правовые документы, на основании которых разработана междисциплинарная программа;
• место и роль междисциплинарной программы в овладении требованиями к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с ФГОС общего образования;
• информацию о количестве учебных часов, необходимых для реализации междисциплинарной программы;
• планируемые результаты освоения междисциплинарной программы и систему их оценки;
• формы организации образовательной деятельности;
• технологии обучения;
• механизмы реализации междисциплинарной программы;
• необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации междисциплинарной программы.
 
2.1.3. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ должны представлять собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих основу программы. Планируемые результаты описываются в виде классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся. Содержание данного раздела строится с учетом оснащенности школы, возможного вклада каждого педагога, работающего в рамках реализации конкретной междисциплинарной программы, и отражает логику развертывания образовательной деятельности во временной перспективе. При разработке раздела следует предположить адаптацию итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарной программы применительно к этапам учебного процесса и возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов отдельных учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности.
2.1.4. Механизмы реализации междисциплинарных программ. Основными организационными механизмами реализации междисциплинарных программ являются учебный план и план внеурочной деятельности школы. В содержании данного раздела следует указать потенциальные варианты их использования для реализации междисциплинарных программ (введение отдельного учебного курса, интеграция с программами дополнительного образования, реализация в рамках одного или нескольких учебных предметов и др.). При определении механизмов реализации необходимо учесть категории педагогических работников, ответственных за конкретную междисциплинарную программу, с отражением участия каждого педагога.
2.1.5. Система оценки планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. При оценке достижения планируемых результатов освоения междисциплинарных программ каждым обучающимся начальной и основной школы следует использовать два типа результатов: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». В границах первого и второго типа результатов применяются количественная и качественная оценки. В основу системы оценки необходимо заложить возможные процедуры: экспертная оценка работы обучающихся в ходе выполнения ими учебно-исследовательских и проектных видов работ, экспертная оценка работ обучающихся, представленных на школьной научно-практической конференции, рубежное оценивание планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (на конец 6, 8 и 9-го классов), самооценивание, оценка индивидуального итогового проекта (в 9-х классах).
3. Порядок разработки и утверждения междисциплинарных программ
3.1. Порядок разработки и утверждения междисциплинарных программ определяется настоящим Положением.
3.2. Междисциплинарные программы перед утверждением рассматриваются на заседании научно-методического совета школы и утверждаются приказом директора школы. Директор вправе провести экспертизу междисциплинарных программ (непосредственно в школе или с привлечением внешних экспертов) на их соответствие требованиям ФГОС общего образования.
3.3. Школа самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются междисциплинарные программы.
3.4. Школа может вносить изменения и дополнения в междисциплинарные программы, рассмотрев их на заседании научно-методического совета школы и утвердив приказом директора.
 
 
 
Н.Н. Усольцева, заместитель директора по научно-методической работе
МАОУ СОШ № 4 г. Первоуральска Свердловской области