Анохина Н.Ф. Организация сотрудничества школы и СМИ

 
 
Зачем школе взаимодействовать со СМИ?
 
В большинстве российских школ встречи с представителями СМИ воспринимаются чуть ли не как стихийное бедствие. Возможно, такое отношение сформировалось из-за любви журналистов к «жареным» фактам. Стоит произойти в школе какому-либо ЧП, репортеров звать не нужно, они сами появляются, и довольно быстро. А вот приглашают целенаправленно журналистов в образовательные организации редко. Просьбы о создании сюжета администрацией часто воспринимаются с подтекстом: «как бы чего не вышло», «спросим разрешения у руководства», «мы работаем в правовом поле, у нас все в порядке» и т.д. Статьи о школах и школьных новостях педагогическим коллективом практически не предлагаются. Исключения — традиционные события: 1 сентября, выпускной, последний звонок, День учителя... Все другие случаи взаимодействия можно, как правило, объяснить личным добрым отношением некоторых журналистов к конкретной школе или приказами местных властей.
 
Между тем сотрудничество со СМИ может быть очень плодотворным и полезным для формирования положительного имиджа школы, который пригодится любой образовательной организации, причем не только для поиска новых учеников («подушевого финансирования»). В современном обществе имеется большой запрос на хорошие события, на роль школы как культурного центра. Разрыв между образовательной организацией и родителями увеличивается год от года. Необходимость защиты от угроз терроризма фактически сделала многие школы малодоступными для совместной плодотворной работы с местными жителями. Добавьте сюда отчуждение, вызванное борьбой и псевдоборьбой с проявлениями коррупции в стенах образовательных организаций, нравственную деградацию и распад многих ценностей, низкий уровень доверия в российском обществе и высокий уровень агрессии, снижение социального статуса педагога.
 
Для формирования позитивного образа школы важно, чтобы местное общество было знакомо с жизнью образовательной организации, понимало, что делает педагогический коллектив для развития детей, стремилось к взаимодействию с руководством школы. Важно, чтобы родители будущих первоклассников были информированы о повседневной деятельности школы, а детям хотелось бы пойти в нее учиться. В каждой образовательной организации есть много хорошего, интересного, но почти все оно, как правило, скрыто от глаз окружающих. Даже родители учащихся не всегда могут понять происходящие в школе процессы из-за отсутствия информации. Просветительская работа педагогов с населением своего микрорайона уже почти канула в Лету, между тем в условиях аномии ценностей она крайне важна. Нельзя вести работу с учащимися в отрыве от социального окружения, без сотрудничества с их семьями. СМИ могут помочь оказывать косвенное позитивное воздействие на социум школы.
 
 
 
Что такое PR?
 
Связи с общественностью (PR) в наиболее общем виде можно понимать как практику создания, закрепления и поддержания престижа и авторитета организации в глазах широкой общественности. В то же время PR называют искусством закреплять благоприятное впечатление. Связи с общественностью — искусство коммуникации с помощью всех доступных каналов с максимальной эффективностью [2]. Необходимо стимулировать постоянный интерес к образовательной организации, снабжая общественность информацией через различные средства коммуникации. Для представления положительных новостей и информации о деятельности школы необходим конструктивный диалог с разнообразными СМИ: телевидением, газетами, журналами, радио, интернет-СМИ. Самое мощное рекламное воздействие обычно оказывает телевидение, хотя нельзя обходить стороной и другие возможности для улучшения имиджа школы.
 
 
 
PR на телевидении и радио
 
 
На телевидении и радио можно распространять информацию о школе через:
• местные новости;
• передачи, посвященные детям и молодежи;
• местные ток-шоу (при этом необходимо очень внимательно отнестись к выбору программы и ведущего!).
Важно подготовить материал в том формате, который будет интересен аудитории программы. Богатый и позитивный опыт детских телепередач и сюжетов о школьной жизни был на телевидении в СССР. При подготовке своих видеосюжетов изучать подобные примеры весьма полезно. Современная тележурналистика также показывает примеры очень интересных находок. В России действует специализированный телеканал для детей «Карусель». На других телеканалах также немало передач, посвященных развитию школьного образования и жизни подрастающего поколения.
Интересные рассказы об отдельно взятых школах представлены в цикле документальных фильмов «Ищу учителя» на канале «Культура». В нем рассказывается об авторских школах: «Класс-центре» Сергея Казарновского, «Школе Ямбурга» и др. Фильмы представлены на сайте телеканала в открытом доступе.
 
 
 
 
Работа с печатными СМИ и Интернетом
 
 
Среди печатных СМИ (газет и журналов) стоит обратить внимание на:
• общенациональные, региональные или городские газеты;
• местные бизнес-газеты;
• новостные и развлекательные журналы;
• профессиональные психолого-педагогические издания;
• специализированные колонки в различных СМИ. Материал для публикаций может быть самым разнообразным. Ведь кроме «запланированных» новостей, повторяющихся из года в год,таких как праздники «День знаний» или «Последний звонок», в жизни школы есть масса других замечательных событий! Статьи начинающего учителя «Мой первый класс» или «Мои первые ученики», советы психолога «Как помочь ребенку подготовиться к ЕГЭ», обзор новых детских книг, рассказ о том, как интересно проходят школьные будни и работа в школьном саду и т.д. Все это будет играть значительную роль в формировании у социума позитивного имиджа вашей образовательной организации.
 
Очень много добротных методических разработок педагогов не выходят за рамки школы. Между тем они могли бы обогатить методические копилки учителей различных регионов России и одновременно сформировать уважительное отношение к вашей образовательной организации как к учреждению, где работают талантливые и умелые педагоги. Поэтому не пренебрегайте возможностью публиковаться в профессиональных педагогических изданиях.
 
В Интернете для коммуникации с общественностью можно привлекать:
• новостные агентства;
• веб-сайты;
• социальные сети, в том числе специализированные, например, «Дневник.ру»;
• блоги;
• форумы, в том числе региональные и городские. Создавать образ школы без визуализации данных сложно, поэтому уделяйте значительное внимание фотоматериалам. При их подготовке по возможности старайтесь прибегать к помощи профессиональных фотографов, которые помогут правильно и эстетично визуализировать данные, сделать красивые и четкие портреты, фотографии школьных интерьеров. Неправильное освещение, нечеткое изображение, неграмотная композиция непрофессиональной фотографии могут испортить впечатление от материала о замечательном учителе или ученике.
Сохраняйте контактные данные представителей СМИ, с которыми школа успешно сотрудничает. Приглашайте журналистов на новые интересные мероприятия, высылайте пресс-релизы, поддерживайте и обновляйте новостную информацию в социальных сетях, делайте рассылки новостных материалов подписчикам. Собирайте материалы о школе, ее учениках и сотрудниках, представленные в СМИ. Желательно сделать раздел на сайте школы, где размещать все материалы под заголовком «СМИ о нашей школе», «О нас пишут СМИ» и т.п. При этом не забудьте взять разрешение о копировании материалов и размещении их в открытом доступе, чтобы защитить школу от нарушения авторских прав.
 
 
 
 
Литература
 
1. Каус Д. Как стать известным. Раскрутка, за которую не надо платить. — СПб.: Питер, 2011.
2. Мюррей A. PR / пер. с англ. В. Новикова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
 
 
Н.Ф. Анохина, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры экономики и управления
Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета