Соколова Л.А., Ольга Кунаева. Заповедные места поклонения вепсов

 
Ольга Кунаева, учащаяся 10 класса
 
Л.А. Соколова, руководитель, учитель географии
МБОУ «Винницкая школа-интернат», с. Винницы,
Подпорожский район Ленинградской области
 
 
Заповедные места поклонения вепсов
 
 
Введение. Задачи работы. Вепсы. История, расселение, проблемы развития
 
Вепсы - одна из коренных народностей Северо-Запада нашей страны Вепсы - вепсъ, весь. Живут группами в Карельской АССР (юго-западное побережье Онежского озера ), в восточных районах Ленинградской области и западных районах Вологодской обл. Предками вепсов считают средневековые финно - язычные племена. Традиционные занятия - земледелие, животноводство и охота.
 
 
 
 
 
 
 
Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Традиционные жилища и материальная культура близки к северо-русским.
Легендарная весь русских летописей, принимавшая участие в походах князя Олега, упоминается Готским историком Иорданом уже в VI в.
Древние арабские историки писали о людях из страны «Вису»: «они с голубыми глазами, с волосами, как лен».
 
Вепсы, как и вся Русь, были язычниками. Но если на Руси распространение христианства происходило достаточно быстро, то вепсы оставались язычками очень долго.
Об эволюции религиозного сознания, о мирном сосуществовании язычества и христианства можно судить из
следующего рассказа: если семья испытывала трудности, неполадки, если семьи или скотины касались болезнь или смерть, вепсы давали завет - просили у бога «Помоги мне, а я отправлю своего сына послушником в Соловецкий монастырь». Дорога на Соловки дальняя. Из многих семей собиралась большая партия и отправлялась в пеший путь. Жили там год. Возвращаясь, привозили из Соловецкого монастыря иконы. Достаточно быстро стало трпадицией отправлять сына на Соловки - пусть повидает мир. Почему Соловки? Взять нашего великого вепса Александра Свирского. Валаам намного ближе, а про него знать не знали. В то же время Соловки были в почете.
Порой привозили из северного далека настоящие раритеты. Однажды специалист по вепсской культуре, собирая предметы вепсского быта, обнаружила в одной избе выточенную из черного дерева фигурку Нила Сорского.
 
Проблемы изучения малочисленного, но очень интересного народа с его самобытной культурой в последнее время интересуют многих.
 
Цель: в своей работе я решила исследовать вопрос о заповедных местах поклонения вепсов Винницкого края.
 
Задачи моей работы:
• выявить причины появления заповедных мест; рассмотреть их особенности
• проследить сочетание в вепсской культуре православия и язычества.
 
При изучении темы я столкнулась с проблемой недостаточности информации по теме.
Работу можно использовать для проведения походов по родному краю и развитию этнографического туризма.
 
Места поклонения вепсов 
 
Вепсские селения нашего Винницкого края располагались среди первозданно чистой природы. Места своего поселения выбирали основательно вдоль рек, у озер. Красота природы вепсского края сохранена до сих пор. Вепсская бытовая культура была связана с земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. Удивляют своей красотой изделия народных умельцев, ремесленников.
 
Будням противопоставлялось другое явление культуры - праздник Во все времена любой народ организовывал свою жизнь как непрерывную смену будней и праздников. Длительное сосуществование с русским населением усложняло праздничную систему вепсского календаря, сформировавшуюся в результате воздействия православной веры.
 
Особенно интересными и характерными для вепсской деревни были «заветные праздники». Тут сплошь и рядом древнее язычество сочеталось и переплеталось с христианством. Какой-нибудь случай чисто местного значения (падеж скота, пожар, ураган, разлив реки) объявлялся стариками предлогом для установления «завета», с целью предотвращения последующих невзгод. Так появлялось и «заветное место». Это могла быть церковь, к которой пригоняли скот для окропления святой водой. В некоторых деревнях окропление происходило на перекрёстках дорог у крестов, которые считались священными местами.
 
К священному месту приносили «заветы»: полотенца, платки, отрезы материи, продукты животноводства, деньги. Среди таких мест:
 
• Камень у Чурручья;
• Заветные ели у д. Чикозеро;
• Заветная часовня д. Сарозеро;
• Мистическая сила реки Оять;
• Часовня д. Шондовичи;
• Ильин камень в д. Озёра.
 
Интересна история происхождения святого места под названием «Пещера» в д. Холодный Ручей (ярославские вепсы), возникшего в результате слияния языческого и христианского культов. Раньше пилили молодой лес, сплавляя его по ручью. Кто-то поднялся от ручья подальше и вдруг увидел, обнаженная скала и на ней лик Николая Угодника. У подножья его нашли маленькую, 40 см в диаметре, нору. Ребенка туда боялись запустить, а взрослому человеку было не протиснуться. Предполагали, что там жил монах, отшельник Жители пристроили к камню часовню, приносили к ней иконы, красивые полотенца. Спустя время, никто ничего не менял, человек не притрагивался к камню, но видели совершенно иное изображение. Сама природа изменила камень. Нынче приходишь к нему, и видится, будто склонилась в поклоне фигурка монаха. Та деревня называется Холодный Ручей. Выше, километра полтора -Чур ручей. По этому ручью и находится этот камень.
 
Есть интересное место на реке Тянуксе. Во время паводка там вымыло из берега странный камень с иероглифами.
Возле каждой вепсской деревни было раньше особое место поклонения -дерево, камень или пещера. К нему после молитвы в часовне шли с самым с сокровенным, с тем, что и священнику не всегда доверяли на исповеди. Поэтому и обращались к заветным местам в самом крайнем случае, когда других надежд не оставалось.
 
• Заветные ели у д. Чикозеро Почти на вершине Вепсской возвышенности в д. Чикозеро возле старинного храма растут заветные ели, им уже несколько сотен лет. В стволах до сих пор видны выемки для икон. Их ставят туда, чтобы усилить церковную молитву.
 
• Заветная часовня д. Сарозеро
На живописном островке, затерянном среди лесов Сарозера, построена заветная часовенка. Здесь нет священника, только молящиеся, которые оставляют полотенца, одежду и другие личные вещи в качестве особой жертвы, называемой заветом. Важным условием завета является обязательство сделать кому-то доброе дело.
 
• Мистическая сила реки Оять
Река Оять, в переводе с вепсского означающая «ручей», согласно верованиям вепсов, имеет огромную мистическую силу, способную преодолеть даже, родительский запрет. Если девушке запрещают выходить замуж за какого-то человека, она может бросить в Оять каравай: если тот утонет, значит, идти против воли родителей нельзя, если поплывет можно.
Все пожилые вепсы с особым почтением относятся к лесным духам, которых они называют «метсямезь»: именно их они считают хозяевами природы и верят, что духи постоянно следят за людьми и наказывают тех, кто наносит вред любому живому существу. Старые люди рассказывают, что видели этих духов ранним утром в виде высоких длинноволосых людей в просторных балахонах. Перед их появлением лес по непонятным причинам начинает шуметь, будто от сильного ветра.
Почти в каждой вепсской избе над порогом до сих пор прибиты ветки можжевельника и щучьи головы как защита от злых сил.
 
• Часовня д. Шондовичи
В Шондовичах старожилы сколотили небольшую часовенку на месте несохранившейся старой, повесили на грубо сколоченной башенке старинный колокол, а внутри часовенки сделали подобие иконостаса, перед ним и читаются молитвы. По краям иконостаса развешены вышитые вручную полотенца и скатерти от дарительниц с заветами, к стене прикреплено даже платье с юбкой от женщины, которая просила у бога исцеления от недуга и излечилась, поэтому каждый год приезжает на это место с заветом.
На другом конце деревни сохранилась старая часовня. И здесь самодельный иконостас и полотенца-заветы. И здесь старожилы сами служат церковную службу, как делали это предки.
 
 
 
 
 
В некоторых деревнях у северных вепсов известны случаи, когда окропление скота освященной водой совершалось на перекрестках дорог у крестов, которые у вепсов считались священными местами. Обход скота с магическими предметами главами семейств, запрет работы в день праздника, трапезы и жертвоприношения у священных деревьев (ольхи, ели) - все эти компоненты частично трансформированные, встречаются в составе ритуала первого выгона скота на пастбища в Егорьев день у южных вепсов.
 
У ярославских вепсов в Петров день жители несли к часовне масло, творог, сметану. Встречавшихся на пути к часовне людей угощали творогом. Принесенные молочные продукты раздавались «бескоровным». В этот же день происходило ритуальное купание коров и лошадей.
 
У средних и южных вепсов важным обрядом праздников являлось также приношение заветов к священному месту. Так в д. Пяжозеро в Иванов день, который считался заветным праздником, жители совершали паломничество к ручью, бросали в него серебряные монеты, брали из ручья воду и окропляли ею скот.
 
• Ильин камень в д. Озёра
В д. Озера в Ильин день крестьяне оставляли заветы около Ильина камня. По местным поверьям, происхождение его связано с возникновением большого столба дыма, на месте которого был обнаружен большой камень с отпечатком головы в шлеме.
Непременным условием было возвращение к священному месту после исполнения просьбы с очередными дарами.
У деревни Заозерье есть ель, на которую крепится посудный шкафчик с иконами и свечами. Действо, свершается здесь на праздник Ильи Пророка.
«Заветные камни» есть во многих местах вепсского края (например, в Немже).
 
Заключение
Тема исследования вепсской культуры очень интересна и актуальна. Хочется сохранить культуру этого малого народа.
 
В своей работе я пришла к следующим выводам:
• Создание «Заповедных мест поклонения вепсов» связано с соединением бытовой и праздничной культуры вепсов.
• Тесно переплетается культура православная и культура языческая.
• По данной теме нет фотоматериалов и подробного описания заповедных мест поклонения вепсов, поэтому возможно продолжить исследование.
 
Изучение вепсского языка, проведение фольклорного праздника «Дерево жизни», сохранение народных ремесел и промыслов, уход за заповедными местами поклонения вепсов местными жителями энтузиастами - все это свидетельства того, что культура этого народа не забывается.
И в XXI в. вепсы набираются энергией, жизненной силой, берут защиту от всего плохого в этих заповедных местах.
 
Литература
 
1. Вепсы: история, культура и межэтнические контакты. Сб. - Петрозаводск, 1999
2. Проблемы истории и культуры вепсской народности. Сб. - Петрозаводск, 1989
3. Историко-культурное наследие вепсов и роль музея в жизни местного сообщества. Сб. - Петрозаводск, 2008.
4. Аргументы и факты. Заметка в архиве библиотеки.
5. Вести. - №124,7 июля 2009.
6. Вести. - № 126,9 июля 2009.
7. Всемирный следопыт. - №4,2008.
8. Вести. - 2004, июнь.
9. Свирские огни. - № 72,8 октября 2004.
10. Свирские огни. - №78,7 июля 1992.
 

«География и экология в школе XXI века» . – 2015 . - № 10 . – с. 53-56.