Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    КРАЙНИК Ольга Михайловна 
    кандидат педагогических наук, доцент,
    директор колледжа Алтайского государственного университета
     
     
    ПОРТРЕТ ГЕРОЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    УГЛУБЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОРТРЕТ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАССКАЗА В.РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» VIII КЛАСС
     
     
    Аннотация. В статье представлены приёмы изучения теоретико-литературного понятия «портрет героя» в ходе анализа рассказа В.Распутина.
    Ключевые слова: литературное произведение, портрет, психологический портрет, роль портрета в художественной системе произведения.
     
    Abstract. The article presents the methods of studying the theoretical and literary concepts of "portrait of the hero" in the analysis of V. Rasputin's story.
    Keywords: literary work, portrait, psychological portrait, role of the portrait in the art work.
     
     
    Цель урока: развитие и углубление теоретико-литературного понятия портрет героя, отработка умений учащихся анализировать художественный текст, составлять свой собственный текст.
    В процессе обучения литературе учащиеся убеждаются, что именно описание внешности человека (портрет) играет важную роль в осуществлении идейно-композиционного замысла художественного произведения. Это не только описание внешности человека, его манеры одеваться, вести себя в обществе, но и важнейшее средство, позволяющее передавать движения его души, особенности взаимоотношений с другими персонажами, восприятие окружающего мира и жизни в целом. За внешним обликом героя внимательный читатель может увидеть его внутренний мир.
     
    Ход урока
    1. Выяснение первичного восприятия текста
    — Понравился ли вам рассказ? Чем?
    - Какие чувства вы испытывали, читая произведение ? Возможны ли в наши дни подобные ситуации?
     
    Восьмиклассникам нравится рассказ, они читают его с интересом, он вызывает искренние отклики. Рассказ отразил трудное время, тягу сельского мальчишки к знаниям, непростые отношения со сверстниками и уроки добра, запавшие в его душу навсегда. И в сегодняшней жизни человек нередко остаётся один, вынужден бороться за своё существование, преодолевать трудности, добиваясь поставленной цели. И как тогда важно, чтобы тебе встретился неравнодушный человек, способный к пониманию, сочувствию, готовый прийти на помощь. Это редкость в современном мире.
     
    2. Повторение, развитие и углубление понятия
    Портрет — изображение человека в литературе, живописи, графике, скульптуре (от фр. portraire — изображать). Портрет литературного героя — словесное изображение внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, особенностей мимики, жестов, манеры говорить. Изображение внешности героя (персонажа) позволяет писателю одновременно раскрыть его внутренний мир: раскрыть его внутренний мир: мысли, чувства, переживания. При этом писатель не всегда даёт полный портрет героя, он может отметить только особенные черты его внешности, которые наиболее ярко и точно передают облик, характер героя, движения его души. Портрет, раскрывающий особенности внутреннего мира героя, называется психологическим портретом. Психологический портрет выражает то или иное психологическое состояние персонажа в какой-то момент или же смену таких состояний.
     
    Наряду с психологическим портретом А.Б.Есин выделяет такие типы литературного портрета:
    —портретное описание, в котором с разной степенью полноты даётся перечень портретных деталей, иногда с обобщающим выводом или авторским комментарием о характере персонажа, проявляющемся в портрете; иногда с подчёркиванием одной-двух ведущих деталей;
    — портрет-впечатление передаёт в основном впечатление, производимое внешностью героя на других персонажей или на автора-повествователя, портретных черт и деталей как таковых нет;
    — портрет-сравнение, в котором автор стремится не только помочь читателю более ясно представить себе внешность героя через явное или скрытое сравнение, но и создать у него определённое впечатление от человека, его внешности (ЕСИН А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. — М.: Флинта: Наука, 2000. — С. 247). Так, Чехов, рисуя портрет героини («В овраге»), использует приём сравнения: «И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в её стройности было что-то змеиное; зелёная, с жёлтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову».
     
    3. Подготовка к анализу портретных описаний
    — Кому посвящается рассказ? О чём свидетельствует это посвящение?
    — Он посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой. Посвящение говорит о том, что она оставила большой след в жизни писателя: «Странно: почему мы так же, как перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».
    — В какое время происходит действие рассказа?
    — Автор-повествователь рассказывает: «Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году... Голод в тот год ещё не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший... Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея...»
    — Почему мальчику пришлось жить в райцентре у знакомых?
    — Герой объясняет: «...у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр...»
    — Как мальчик учится в новой школе?
    — Читаем: «...учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал... Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, потому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятёрки... С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение... Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая...»
    — Почему герой играет на деньги с мальчишками и соглашается на игру с учительницей?
    — Он говорит о себе: «...я постоянно недоедал...», в чужой семье ему приходилось рассчитывать только на свои силы.
    — Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика? Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте рассказа.
     
    4. Текстуальный анализ портретов
    — Какое впечатление производит внешность учительницы на героя рассказа? Можно ли по её портрету определить его отношение к Лидии Михайловне?
    — Он любуется учительницей, ему всё нравится в ней: и запах духов, и походка, и лицо; он отмечает в ней и душевные качества: смелость, доброту, отсутствие жестокости, которая иногда бывает присуща учителям.
    — Определите тип портрета учительницы, опираясь на текст рассказа. Какие черты характера отражаются в портрете Лидии Михайловны?
    — «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому каждому, как, например, мне...
     
    Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке — мягкой, но уверенной, свободной, по всему её поведению в ней чувствовалась смелость,
    опытность...» Здесь есть и портрет-описание, и портрет-сравнение (с другими учителями). Но преобладает портрет-впечатление.
     
    — Покажите, что в портрете относится к впечатлениям мальчика, а что к воспоминаниям взрослого человека.
    — Внешние черты лица учительницы даны через восприятие ребёнка: «Я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку 14 совсем чёрные, коротко остриженные волосы». Оценка же черт характера Лидии Михайловны дана человеком с немалым жизненным опытом: «...и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал...», «...не было видно в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей...», «по голосу, по походке — мягкой, но уверенной, свободной, по всему её поведению в ней чувствовались смелость и опытность».
    — Определите тип портрета в следующих фрагментах рассказа. Подтвердите приме-
    рами свои суждения. Какие черты Лидии Михайловны здесь проявляются?
     
    — «...Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда она смотрит... У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе — она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаённости и ненужной экономии. Я готов был свалить всё на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдётся и окрепнет. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов её всё равно было не уйти...» (Портрет-сравнение.)
    — Какое впечатление производит внешность учительницы на героя рассказа ? Можно ли по её портрету определить его отношение кЛидии Михайловне? Подтвердите суждения примерами из текста рассказа.
    — Он любуется учительницей, ему всё нравится в ней: и запах духов, и походка, и лицо; он отмечает в ней и душевные качества: смелость, доброту, мягкость, отсутствие жесткости, которая иногда бывает присуща учителям.
    — Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует В.Распутин в портретном описании Лидии Михайловны? Приведите примеры, объясните их роль в создании образа учительницы.
    — В чьём восприятии подан портрет мальчика ? Какие портретные детали являются в нём основными, что они раскрывают?
    — Читатель видит его глазами учительницы: «посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный, без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки. Я ещё раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку...». Учительница видит мальчишку в бедной, много раз стиранной одежде, не по росту и перешитой. Разбитое лицо его и запачканные штаны говорят о том, что он дрался. Его, чужака, местные мальчишки не принимают, поэтому он диковат и одинок. Он недоедает и потому не просто худой. А тощий.
     
    Выясняем по словарю: чирки — грубые, утеплённые башмаки без шнурков, сшитые из одного куска кожи.
    — Найдите описание внешности директора школы. Что является основным в этом портретном описании? Сравните его с портретом Лидии Михайловны. Какое впечатление производит портрет директора?
    — Вот как дан портрет директора: «он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающийся тёмный френч двигается самостоятельно чуть поперёд директора, и погонял: "Отвечай, отвечай. Мы ждём. Посмотрим... что ты нам скажешь"»;
    — «директор задыхался, ему не хватало воздуха...». По этим деталям мы понимаем, что директор возмущён, с трудом себя сдерживает.
    — В портрете директора нет описания лица, выражения глаз, Василий Андреевич подан через его речь, поступки и одежду. Портрет говорит, что это военный человек, далёкий от педагогики. Он «закрыт» для учеников; ему не важно, что чувствует ученик; его не интересует, почему он так поступил; у директора наглухо «застёгнута душа», как его френч.
     
    Делаем вывод: характер, профессиональные качества директора школы, раскрывающиеся в его портрете, противопоставлены внутреннему миру учительницы, отражённому в описании её внешнего облика. В этом противопоставлении выражается авторская позиция по отношению к героям и проблеме, поднятой в рассказе.
    — Почему герой рассказа, уже став взрослым, все эти годы помнил Лидию Михайловну?
    — Её доброе и внимательное отношение, её неравнодушие, отзывчивость влияют на героя, помогают выжить и стать достойным человеком. Он не забывает её, помнит и считает, что это именно её влияние помогло ему стать тем, кем он стал.
    — Раскройте смысл заглавия рассказа. Какие уроки имеет в виду В. Г. Распутин?
    — Заглавие художественного произведения обычно раскрывает тему или же тему и основную мысль. В заглавии рассказа Распутина «Уроки французского» заявлена тема: школьные уроки — и основная мысль: занятия французским языком превратились для героя в уроки жизни, уроки душевной теплоты, сопереживания и отзывчивости. Эти уроки нравственности оставили след в душе мальчика, помогли ему осознать роль учителя в жизни человека.
     
    5. Обобщение. Слово учителя
    Мы познакомились с замечательным произведением В.Г.Распутина, одного из любимых писателей нашего времени, и на примере рассказа «Уроки французского» увидели мастерство этого художника слова. Особое
    наше внимание было обращено на портреты распутинских героев.
     
    Итак, мы убедились: портрет является одним из важнейших средств характеристики героя произведения.
    В ходе анализа рассказа «Уроки французского» мы выяснили приёмы создания портрета, которые подчинены раскрытию темы и главной мысли, воздействию на чувства и мысли читателя. Учительница оставила в душе мальчика чувства благодарности, уважения, любви; она явилась для него тем «ангелом-хранителем», который не дал ему потеряться в чужом для него мире детских и взрослых отношений. Уроки доброты, милосердия, понимания, сопереживания не забылись, повлияли надушу взрослеющего человека, на его складывающийся характер, нравственные качества. Эти уроки будут передаваться им дальше «по цепочке». Потому что это уроки высокой, но в то же время простой человеческой нравственности, в которых нуждаются все.
     
    6. Домашнее задание
    Напишите сочинение на тему: «Мой друг (подруга)...» или «Человек, значимый в моей жизни» (по выбору). Вам нужно создать портрет друга, близкого вам человека, используя приёмы портретной характеристики, рассмотренные на уроке.
     
     
     
    "Литература в школе" . - 2015 . - № 7 . - С. 37-40.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование