Баженова Т.Е. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку с использованием электронных средств обучения

Цель  занятий  по русскому языку в выпускном классе — закрепить, обобщить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к новой форме сдачи выпускного экзамена и успешно выдержать испытания при поступлении в вуз.
С введением ЕГЭ, направленного на аттестацию всех абитуриентов и отбор наиболее подготовленных из них, задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. И здесь на помощь учителю может прийти компьютер. В последнее время начали создаваться электронные учебные пособия. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык», разработанное ЗАО «Просвещение-МЕДИА», является, на наш взгляд, одним из наиболее доступных пособий такого типа. Настоящее издание предназначено для подготовки к экзамену по русскому языку и ориентировано на сдачу экзамена в тестовой форме. Оно рассчитано преимущественно на работу с учениками выпускного класса.

Особенностью данного пособия является то, что оно позволяет вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний. Организация учебной работы с использованием настоящего ЭИ соответствует традиционной логике построения школьного курса русского языка: в нем представлены разделы «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология» и др. Предусмотрено и обобщающее повторение по разделам «Речь», «Языковая культура», «Выразительность речи».
В ЭИ представлен основной и дополнительный теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка. Материал для повторения дается в сжатой форме и оптимально структурирован, при этом в нем выделяются ключевые слова, облегчающие запоминание и поиск необходимой информации. Теоретический материал можно использовать в ходе подготовки реферативных выступлений учеников на уроке, при обобщающем повторении по определенным темам. Например, выделив необходимый материал по синонимам из разных разделов (лексические синонимы, синонимы языковые и контекстные, правила использования синонимов в речи, синонимы как средство выразительности), можно поместить эти фрагменты в раздел программы «Избранное». Учащиеся в ходе урока смогут самостоятельно работать с этими сведениями. Учитель может предложить составить конспект по избранному или организовать коллективную работу в классе по составлению опорной схемы.

Каждый раздел содержит тренировочные упражнения (тренинги) и зачетные задания в виде тестов. Тренинги — это интерактивные задания, за выполнение которых не ставится оценка. Их можно выполнять в произвольной последовательности с учетом индивидуальных возможностей учеников. Они могут быть использованы при знакомстве с видами заданий ЕГЭ во время консультаций и на подготовительных курсах, на уроке в ходе тематического повторения (полностью и выборочно), в качестве задания для самоподготовки и т.п. К одному тренировочному упражнению можно обращаться неоднократно.
Можно их использовать и в 9—10-х классах с целью подготовки к олимпиаде по русскому языку.
Легче всего организовать тренинг в компьютерном классе, но можно использовать их и в классах с одним компьютером — при условии работы с подгруппами. Программа позволяет укрупнить шрифт, и тогда дисплей превращается в демонстрационное пособие, на котором помещаются необходимые таблицы, примеры, тестовые задания. Работа над тестовыми заданиями в малых группах с использованием компьютера позволяет активизировать работу учащихся на уроке, рождая в них дух соревновательности, привлекая внимание необычной формой организации работы в классе.

С помощью ЭИ можно организовать выполнение заданий тестового характера, подобных тем, что предлагаются в демонстрационных версиях ЕГЭ: задания с выбором одного из предложенных ответов и задания открытого типа с кратким ответом; задания с использованием словарных материалов и задания с опорой на текст.

Двухуровневый характер тестовых заданий позволяет строить работу на уроке дифференцированно. Известно, что в классе все ученики работают по-разному. Следовательно, задача учителя — так построить урок, чтобы работа шла с учетом индивидуальных возможностей и способностей, в индивидуальном темпе, но при этом поднимала бы каждого ученика постепенно на более высокий уровень. Программа содержит тестовые задания двух типов: А (базовый уровень) и В (повышенный уровень). К сожалению, составление заданий третьего уровня сложности С, предусматривающих выполнение творческих работ, средствами ЭИ пока не освоено.

ЭИ предусматривает задания для проведения тематического и итогового зачета. Программа сама регулирует время, отведенное на зачет, проверяет результаты тестирования и выставляет оценку, занося ее в «Журнал пользователя». Во время тестирования нельзя воспользоваться справочным материалом до конца зачета. В конце зачета пользователю предъявляется итоговый протокол, в который занесена информация о всех правильных и неправильных ответах. Контроль и оценка знаний учащихся полностью автоматизированы. Учащийся получает, как на ЕГЭ, суммарный балл (оценку по 5-балльной шкале) и тестовый балл (сумма набранных баллов в пересчете на 100-балльную шкалу). Такой зачет можно проводить и в компьютерном классе, и при наличии всего одного компьютера в школе, и даже в виде домашнего задания. Использование данного ЭИ в процессе подготовки к ЕГЭ позволит адаптироваться учащимся к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку, сократит время на уроке, отведенное на повторение и проверку знаний, облегчит контроль знаний, сделает подготовку к экзамену содержательной и интересной. Учащийся будет иметь возможность наблюдать объективные результаты своего труда и самостоятельно выявлять пробелы в знаниях.

Электронный тренажер открывает возможности расширения дидактической базы и дифференцированного подхода к обучению, экономит время учителя, избавив его от составления тестов и проверки работ. Роль учителя в учебном процессе принципиально меняется с использованием ЭИ: из транслятора знаний он превращается в руководителя индивидуально-поисковой работы учащихся. Конечно, успех работы с ЭИ зависит от уровня компьютерной грамотности учеников и учителя. Прежде всего меняются квалификационные характеристики учителя: он должен уметь свободно ориентироваться в теоретическом материале по предмету, владеть основами информационно-коммуникационных технологий, быть мобильным и заинтересованным в развитии познавательных способностей учеников.

Электронное издание «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» успешно использовалось нами на уроках русского языка в выпускном классе лицея информационных технологий города Самары. Приводим здесь примерные планы-конспекты уроков с использованием разработанной методики.

Урок 1
Обобщающее повторение по теме «Фонетика и графика»

Цели урока:
1) обобщить имеющиеся теоретические знания по теме;
2) систематизировать представления об основных фонетических процессах и звуковых значениях букв;
3) совершенствовать  навыки  конспектирования.

Мотивация: добиться, чтобы учащиеся систематизировали имеющиеся у них знания и при выполнении заданий по этой теме работали осмысленно. Чтобы поддержать необходимый темп урока и организовать работу учащихся, предлагается готовая матрица для составления опорного конспекта по материалам ЭИ. Важно, чтобы учащиеся поняли, что фонетика и графика являются первичными и в то же время базовыми разделами русского языка, неразрывно связаны с освоением орфографических правил и с изучением других разделов языкознания (морфемики, лексики, стилистики, орфоэпии). Поэтому имеет смысл повторять этот раздел в комплексе с учетом всех заданий блоков А и В.

Методика урока: теоретическое повторение, составление опорного конспекта.
Форма урока: урок в компьютерном классе.
Оборудование: ЭИ «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык». Раздел «Фонетика и графика» (Теория). Распечатка матрицы к составлению опорного конспекта (в сильных классах и в классах с углубленным изучением русского языка можно обойтись и без нее).

I. Вступительное слово учителя
При выполнении тестовых заданий по фонетике и графике следует помнить, что в русском языке звуков гораздо больше, чем букв. Это соответствует объективно существующему принципу экономии языковых средств. Буквы — это графическое изображение звуков. В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Тестовые задания в версиях ЕГЭ предполагают проверку вашего умения слышать звучащую речь и осознавать результаты действующих фонетических процессов.
И. Изучение материала из электронного учебника с одновременными комментариями учителя
— Найдите на панели управления кнопку «Содержание» и откройте в разделе «Фонетика и графика» папку «Теория». Для выполнения тестовых заданий вам понадобятся некоторые теоретические сведения, которые вы должны уметь извлекать из электронного учебника. При выполнении этого задания используйте матрицу, чтобы не пропустить необходимые сведения.

Учащиеся читают сведения и самостоятельно заполняют матрицу опорного конспекта. Пример матрицы:
1. Фонетические единицы русского языка
Слог— это... Ударение — это... Интонация — это... Особенности интонации
• в повествовательном предложении
• в вопросительном предложении
2. Соответствие букв и звуков
1) Однозначные буквы и их звуковое соответствие:
• согласные твердые:
мягкие:
• гласные:
2) Двузначные буквы и их звуковое
соответствие:
• согласные твердые:
мягкие:
• гласные     йотированные:
нейотированные
3) Буквы, не имеющие звукового соответствия (знаки):
3. Основные фонетические процессы
Гласные в своем основном значении выступают   в       слоге.   В слог... происходит качественная редукция.
Примеры: (выписать из ЭИ) 
Согласные в речи могут изменяться в своем качестве — происходит
• оглушение: 
• озвончение: 
• смягчение: 
• выпадение звука: 

III. Комментарии учителя. Вопросы на закрепление
— Какой характер имеет ударение в русском языке? Проиллюстрируйте это на примерах.
— Чему равно количество слогов в слове? Перед какими согласными не про
исходит озвончения?
— Как произносятся сочетания чн, чт, исч?
— В чем заключается двойная роль букв Е,Ё,Ю, Я?
— Каким правилам подчиняется рас положение слов в алфавитном порядке?
— В чем суть фонетического разбора? В заключение учитель подчеркивает, что эти вопросы встретятся им во время тематического зачета.

IV. Практикум
Выполнение упражнений на закрепление знаний в тетрадях и у доски (фонетический разбор, расположение слов по алфавиту, транскрибирование).
V. Домашнее задание. Подготовиться к устному выступлению по опорному конспекту.
Урок 2
Анализ тестовых заданий по теме «Фонетика и графика». Орфограммы, связанные с фонетическими законами русского языка

Цели урока:
1) проанализировать задания тестов
по типу ЕГЭ, предлагаемых в ЭИ;
2) подготовить учащихся к зачету по
данному разделу.

Мотивация: включение дополнительного и сопутствующего материала позволит усложнить учебную задачу учащихся и привлечет их внимание к материалу. Возможности ЭИ облегчают использование большого количества раз-нотемного дидактического материала в целях интенсификации повторения.
Методика урока: тренировочные упражнения.
Форма урока: урок в компьютерном классе.
Оборудование: ЭИ «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык». Разделы «Фонетика и графика» (Тренинг), «Орфография». Опорные конспекты, составленные на предыдущем уроке.

I. Вступительное слово учителя
Несмотря на внешнюю легкость заданий по фонетике и графике, они требуют внимания и сосредоточенности. Задания ЕГЭ по этому разделу однотипны («В каком слове произносится тот или иной звук?», «В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?»). Но целый ряд орфографических правил опирается на фонетический принцип, поэтому мы сегодня будем выполнять и некоторые задания по орфографии.
II. Тренинг
Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.
III. Комментарии учителя
Еще раз следует напомнить, что при выполнении заданий по фонетике важно слышать слово, чтобы правильно различать звуки, из которых оно состоит.

Комментарии к тестовым заданиям.
Например, вопрос А5: В каком слове произносится звук [ж] ?
Нож
Намажьте
Ближе
Резче
— Почему в словах нож и намажьте отсутствует звук [ж] ? (Потому что про исходит оглушение.) Правильно, в этих  случаях есть условия для качественного изменения согласного. Как вы думаете,  такие это условия? (Абсолютный конец слова и соседство глухого согласного.)
— Как произносится сочетание зч?
— Бывает ли мягкий звук [ж] ?
Правильный ответ — третий.
Еще пример. Вопрос А8: Укажите неверное утверждение.
1) Морфологический разбор — это анализ слова как части речи.
2) Словообразовательный разбор — это выявление того, от основы какого слова и каким способом образовалось данное слово.
3) Фонетический разбор позволяет написать слово без орфографических ошибок.
4) Разбор по составу предполагает вы деление корня, приставки, суффикса, окончания. Правильный ответ — третий.
— Приведите примеры слов, в которых написание расходится с произношением. Почему возникло такое расхождение?
Учитель предлагает затранскрибировать наиболее удачные из приведенных примеры. Один ученик работает у доски.

IV. Практикум по орфографии
Работаем с электронным учебником. Путь поиска: Оглавление / Орфография / Правописание согласных в корнях. Читаем материал (рис. 1).
— Какие фонетические процессы учитываются этим правилом?
Учащиеся отмечают оглушение (плоВ) и озвончение согласных (воКзал), выпадение согласного (гиганТский), приводят аналогичные примеры и подбирают проверочные слова. Анализируются слова для запоминания.
Аналогичная работа проводится и по материалам страницы Орфография / Выбор в приставках 3 либо С.
Открываем следующую страницу электронного учебника: Орфография / Правописание гласных в корнях / Правописание проверяемых гласных.
— В каких случаях написание гласных составляет орфографическую проблему? Почему? (В безударном положении, потому что безударные гласные произносятся редуцированно и мы не можем при их написании опираться на произношение.)
— Какое слово может быть проверочным? (Проверочным является слово, в
котором безударный гласный оказывается в сильной позиции — под ударением.)

Задание. Подберите проверочные слова к данным словам: объявление, одряхлевший, изваяние, изображение. В каком из них произносится звук [а] ? Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?
(Следует обратить внимание на то, что в двух последних словах на месте выделенных букв а произносится ослабленное а — редуцированный звук, поэтому нужно выбирать слово с ударным а (изваяние). Задания ЕГЭ подобного типа считаются наиболее трудными.)
Открываем следующую страницу электронного учебника: Орфография / Выбор ы/и после приставок. Читаем материал, помещенный на странице.
Слово учителя:
— В написаниях типа подытожить, разыграть нашел отражение на письме еще один фонетический процесс русского языка — аккомодация. Добавим это понятие в наш конспект. Аккомодация — это процесс перехода [и] в [ы] после твердых согласных. На письме он отражается только после приставок. Поскольку этот процесс встречается только в русском языке, то и в орфографии он отражается только после русских приставок. Почему русские приставки МЕЖ и СВЕРХ являются исключением?
V. Выполнение орфографических упражнений на закрепление правил
VI. Домашнее задание. Готовиться к зачетному тесту по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ, или по материалам тестов ЕГЭ-2003 (А5-А10), ЕГЭ-2004(А1,А4-А7).

Урок 3 Обобщающее повторение по теме: «Лексика и фразеология. Выразительность речи»
(5-11 классы)

Цели урока:
1) обобщить знания по теме «Лексика и фразеология»;
2) подготовить учащихся к олимпиаде (итоговой контрольной, тематическому зачету, экзамену и т. п.);
3) закрепление навыков правописания.
Мотивация: использование компьютерных дидактических материалов как средства обучения предполагает наличие хотя бы одного компьютера в классе; такую работу можно организовать в малых группах (кружок, класс малокомплектной школы, индивидуальные занятия) ; при такой форме проведения урока активизируется внимание учащихся, интенсифицируется процесс усвоения.
Методика урока: «мозговой штурм», консультация.
Форма урока: урок с одним компьютером в классе.
Оборудование: ЭИ «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык». Разделы: «Лексика и фразеология», «Выразительность речи» (Теория. Тренинг).
Чтобы ученики чувствовали себя уверенно и чтобы урок прошел в хорошем темпе, ученикам предварительно следует дать возможность познакомиться с теоретическим материалом электронного справочника. Если у них нет доступа к ЭИ, то можно распечатать соответствующие материалы и раздать их заблаговременно, чтобы все успели подготовиться. Ученики должны знать, что они готовятся к итоговой работе.
Распределить учащихся на 2 — 3 группы в зависимости от количества учеников в классе. Группы целесообразно подбирать так, чтобы ученикам удобно было обсуждать задания между собой. После обсуждения в группах принимается единое мотивированное решение и открывается правильный ответ. Каждая группа выполняет задание, записывая ответ на листе бумаги, учитель фиксирует ответы в заранее подготовленном протоколе ответов, отмечая активность каждого ученика. Примерная форма протокола:

№ вопроса Наличие правильного ответа Группа Отвечающий
1. + 1 Гридина О.
2. + 2 Петрова А.
3. и т. д. 1 Гридина О.

Монитор компьютера используется как доска. Перед началом урока следует увеличить шрифт текста на экране, чтобы все ученики могли видеть вопрос и оценку ответа компьютером. Отвечающие подходят к компьютеру и нажимают соответствующую кнопку. Комментарии к неправильным ответам учитель зачитывает вслух и разъясняет их.
В конце урока подводятся итоги, определяется группа-лидер, тройка ведущих знатоков.
В качестве домашнего задания можно предложить выполнение аналогичных заданий со свободной формой ответа.