Хренова О.М. Теоретико-литературные понятия как инструмент анализа текста на примере рассказа И.С. Тургенева БИРЮК

 
Аннотация. В статье рассматриваются особенности анализа эпического произведения в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов учебной деятельности.
Ключевые слова: читательская компетенция; предметные умения; целостность как принцип школьного анализа художественного текста; пейзаж; интерьер; портрет; деталь; диалог; реплика; ремарка; характеристика героя-персонажа.
 
 
Abstract. The article considers the peculiarities of analysis of epic work in the unity of the motivational-semantic and operational and technical components of training activities.
Keywords: reading competence; subject skills; integrity as the principle school of analysis of literary text; landscape; interior; portrait; detail; dialogue; remark; note; characteristics of the hero-character.
 
 
 
 
Одним из ведущих результатов обучения в основной школе является овладение основами читательской компетенции [6, с. 17]. Применительно к литературе как учебному предмету это требование конкретизируется. Ученики должны овладеть приёмами эстетического и смыслового анализа художественного текста, умением «воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» [6, с. 31]. На основе этого общего результата в новой примерной программе обозначены наиболее важные предметные умения: определять родо-жанровую специфику, тему и основную мысль произведения; различать его фабулу и сюжет, выявлять основной конфликт и особенности композиции; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять художественные функции изобразительно-выразительных средств, характерных для творческой манеры писателя; «осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения»; «объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений» и, наконец, «пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе — умением пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста» [6, с. 32].
 
 
Нередко перечисленные составляющие анализа рассматриваются на уроках разрозненно, формально, безотносительно друг к другу, без пристального внимания к их функциональной роли в тексте. Во главу угла аналитического разбора художественного произведения ставится освоение литературоведческой терминологии. Но и в дидактике, и в истории методики преподавания литературы утвердил себя другой, проверенный практикой принцип: «В изучении литературы надо идти не от абстракций, а от восприятия конкретных художественных произведений. Теоретические понятия только тогда усваиваются осмысленно и глубоко, когда у школьников накоплен запас художественных впечатлений, имеется более или менее развитая культура переживаний и размышлений о прочитанных произведениях» [2, с. 19], В новой примерной программе, реализующей ФГОС ООО, также подчёркивается принцип целостности анализа: необходимость осуществлять «единство мотивационно-смыслового и опе-рационно-технического компонентов» учебной деятельности [6, с. 7]; нацеленность образовательных программ на достижение не только метапредметных и предметных, но и личностных результатов. Среди личностных результатов имеется в виду прежде всего «развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения» [6, с. 14]. Обращение на уроках литературы к ситуациям нравственного выбора, в которых зачастую оказываются герои-персонажи, открывает возможность реализации сложных задач формирования читательской компетенции обучающихся на основе принципа целостности школьного анализа художественного текста.
 
 
Целостным анализ делает диалогическая направленность читателя на выявление эмоционально-ценностной позиции героя в его мире в свете авторского изображения и оценки. Все компоненты художественного текста, отражённые в теоретико-литературных понятиях, взаимозависимы и упорядочиваются, по замечанию М.М.Бахтина, вокруг «центра художественного видения» — героя (героев) произведения в свете авторского изображения и оценки [1, с. 30]. Убедительно пишет об этом и М.А.Рыбникова: «Персонаж, герой произведения вбирает в себя все перечисленные компоненты. Он — действующее лицо, им движется действие, на него обрушиваются события, он является предметом высказываний о нём автора и других героев, он окружён обстановкой, природой, он высказывается по поводу происходящего, и эти его высказывания характерны и по содержанию и по языку» [7, с. 143].
 
 
Именно на героя, действующего в своём мире, направлено заинтересованное, эмоционально-ценностное внимание автора и читателя. И тема, и проблематика произведения определяются обстоятельствами, в которых оказывается герой, конфликтами, которые заставляют его действовать, поступать и тем самым самораскрываться (имеются в виду мысли, чувства, поступки-слова, поступки-дела персонажа). И сюжет, и композиция, и подбор языковых средств подчинены раскрытию эмоционально-ценностной позиции героя в свете эмоционально-ценностной позиции автора. Каждый структурный компонент произведения зависит от двух ценностных контекстов: жизненного контекста героя, его реакций на изображённый в произведении мир, и ценностного контекста автора, его «объемлющей реакции на реакцию героя» [1, с. 26].
 
Автор открывает читателю возможность через сопереживание герою «примерить» на себя ту или иную ценностную позицию, вовлекает читателя в её исследование и внушает своё отношение к ней. А читатель-школьник, постигая характер, духовный облик, эмоционально-ценностную позицию героя, формирует своё эмоционально окрашенное отношение к ней. Читателю-ученику важно научиться видеть героя и изображённый мир не только по-своему, но и глазами автора, чтобы через своеобразный взгляд художника на жизнь, на людей, на их поступки обогатить своё видение и понимание жизни. Под влиянием такого эмоционально-ценностного чтения в юном читателе формируется потребность и способность личностно самоопределяться в мире.
 
 
Как же реализовать целостность в анализе художественного текста с опорой на теорию литературы? Обратимся к примеру.
 
 
Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк» включён в программы 7 класса. Формируя читательские умения тринадцатилетних подростков, необходимо подвести их к пониманию идейного смысла произведения, в аналитической работе над текстом раскрыть особенности творческой манеры писателя, его приёмы изобразительности. Эта цель изучения рассказа определяет важнейшие предметные умения, над которыми будем работать.
 
 
В аспекте истории литературы — учиться держать в памяти изученный ранее материал, обогащать знания о жизни и творчестве писателя новыми фактами»В начале урока в ходе вступительной беседы с опорой на слайды презентации (демонстрируется репродукция портрета писателя кисти И.Е. Репина 1874 года, музейные экспонаты охотничьего снаряжения Тургенева, репродукция картины Н.Д. Дмитриева-Оренбургского «И.С.Тургенев на охоте» 1879 года; виды усадьбы Спасское-Лутовиново и её окрестностей) активизируем представления семиклассников о событиях жизни И.С. Тургенева, его «аннибаловой клятве», о знакомом рассказе «Муму», дадим общее представление о сборнике рассказов «Записки охотника».
 
 
В аспекте теории литературы текст рассказа открывает возможность углубить представления учащихся о понятиях пейзаж, портрет, интерьер, диалог, реплика, ремарка, художественная деталь, конфликт, показать их функциональную роль, вооружить семиклассников опытом использования этих понятий в анализе текста; учить определять кульминацию произведения и мотивировать взаимосвязь событий в нём. Важно осмыслить конфликт между полесовщиком и порубщиком в конкретно-историческом аспекте — как порождение крепостного права, тяжёлой жизни крестьян — и в общечеловеческом, моральном (проблемы ответственности, сострадания бедствующему человеку, взаимоотношений с окружающими). Акцентируем внимание школьников на особенностях мастерства Тургенева-пейзажиста, на приёмах скрытого психологизма в изображении чувств и переживаний персонажей.
 
 
Развитию речи школьников будет способствовать разнообразие приёмов работы по анализу рассказа: выборочное и выразительное чтение фрагментов текста, тренировка в умении выразить в репликах диалога намерения и чувства персонажа; вовлечение семиклассников в живую дискуссию о герое произведения, формирование умения учащихся аргументировать свою точку зрения на поступки персонажа, своё отношение к нему; опыт создания письменных текстов малой формы (синк-вейн и сочинение-миниатюра от лица вымышленного персонажа).
 
 
Личностные результаты урока определяются действиями нравственно-этического оценивания, необходимостью выделить нравственные моменты поведения героев-персонажей, соотнести их поступки с принятыми этическими нормами; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях людей.
 
 
Уроку предшествует опережающее домашнее задание: прочитать рассказ «Бирюк», вступительную статью к рассказу [5, с. 153—155]. Пользуясь словарём теоретико-литературных терминов, заполнить таблицу записью определений:   Пейзаж —это... Интерьер —это... Портрет —это... Диалог —это... Реплика — это... Ремарка —это... 
 
Художественная деталь — особо значимый, выделенный элемент в изображении персонажа произведения, выразительная подробность, важная для понимания характера этого персонажа и отношения автора к нему. Деталью в художественном произведении может стать всё: и предмет обстановки, окружающей героя, и подробность в описании его одежды, внешности, и жест, тон речи, в каком он произносит определённую реплику.
 
Характеристика — это...
 
На художественные детали и подробности мы и раньше обращали внимание, так как это те «указания», «зацепки», без которых невозможно понимание художественного текста, которые направляют «интерпретационное усилие конкретного читателя в сторону определённых выводов» [4, с. 50]. Однако на этапе начала формирования понятия, то есть на этапе накопления предварительных конкретных наблюдений, акцентировать внимание на художественной детали как на теоретико-литературном термине было преждевременно. Теперь же наступило время и выбрано благодатное поле деятельности, чтобы сформировать начальное понятие о художественной детали (пока не разграничивая деталь и подробность), поэтому в таблице даём его определение, на основе которого впоследствии, по мере накопления читательского опыта, будет сформировано более или менее полное понятие.
 
 
Вступительное слово учителя, подводящее итог вводной беседе, завершим так: в «Записках охотника» писатель применил своеобразный приём: ввёл в действие подставного рассказчика — охотника, дворянина, человека того же круга, к которому принадлежал и сам писатель. Рассказчик-охотник бродит по орловским лесам, полям, окрестностям Спасского и соседних деревень, нередко ему приходится общаться с мелкопоместными и довольно богатыми помещиками, с крестьянами и порой, застигнутому непогодой, даже останавливаться в деревенских избах. Острый взгляд художника, наблюдательность, живое заинтересованное отношение ко всему увиденному запечатлели в душе охотника множество памятных встреч и историй. Больше всего интересовал его тип человека из народа, крепостного крестьянина, его жизнь. (Вопрос к учащимся: как, по-вашему, это связано с «аннибаловой клятвой» Тургенева?) Рассказы Тургенева — воспоминания об этих встречах. Рассказчик не просто запечатлевает увиденное, а выражает своё отношение к событиям, людям, учит и читателей вглядываться в картины жизни и размышлять о судьбе народа.
 
 
Аналитическую работу предваряет лексический комментарий к историзмам, встречающимся в тексте. Толкование слов «беговые дрожки», «полати», «тулуп», «люлька», «лучина», «светец» и других можно сопроводить рисунками или фотографиями предметов.
 
 
Демонстрируем теневой рисунок, выполненный Елизаветой Бём.
— Кто из персонажей рассказа изображён на рисунке художницы? Как вы определили это?
Учащиеся узнают Бирюка, обосновывают свои ответы, обращая внимание на фигуру, позу персонажа, отмечая его стать, силу, указывают на ружьё в его руке. Ссылаются на портрет героя-персонажа в рассказе (описание выразительно читают вслух).
— Что замечательного, достойного внимания слушателей усмотрел рассказчик в этом персонаже, в событиях, которые произошли ночью? С какой целью, для чего рассказал он о них? Ради чего написан рассказ? Что хотел сказать им автор?
На эти главные вопросы урока предстоит дать ответ.
 
Аналитическая беседа сопровождается комментариями учителя к тексту:
— Многие рассказы И.С.Тургенева начинаются описанием природы. Тургенев — мастер пейзажа. В его дневнике читаем: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шёпот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» Писателю важно не только видеть, но и слышать картину природы! Мир полон для него не только картин, звуков, но и запахов, осязательных ощущений. Вот, например, строки из рассказа «Бежин луг»: «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой», «свежая струя пробежала по моему лицу... тело моё ответило лёгкой, весёлой дрожью».
 
Подготовившийся по индивидуальному заданию ученик читает вступительный эпизод рассказа «Бирюк»: наступление грозы и ночи. Чтение фрагмента сопровождается демонстрацией слайдов и звуками грозы и дождя. Учащиеся по заданию определяют, как оживляет писатель картину грозы, заставляя её звучать, передавая осязательные ощущения рассказчика:
 
— Какие слова, словосочетания в прослушанном фрагменте говорят о том, что рассказчик не только видит, но и слышит, ощущает, осязает наступление грозы?
— Чем вы объясните то, что временем действия рассказа автор выбрал грозовую ночь? (Вопрос помогает осмыслить функциональную роль пейзажа: именно в грозовую ночь порубщик надеялся остаться незамеченным.)
— Какую сцену в рассказе вы считаете самой напряжённой, кульминационной? Почему? (Это, конечно, тот момент, когда Бирюк вытолкнул мужика из избы со словами: «Убирайся к чёрту с своей лошадью!., да смотри в другой раз у меня...»)
— Диалог порубщика с Фомой Кузьмичом прочитают в лицах заранее подготовившиеся ученики. Чтобы перейти к характеристике персонажей, продемонстрируем портреты крестьян, выполненные художниками И.Н. Крамским и И.Е. Репиным.
 
 
Задание объяснить, кто из персонажей, изображённых на портретах, больше напоминает Бирюка, а кто мужика-порубщика, побуждает школьников не только обратиться к портретам, репликам героев рассказа, но и задуматься о характерах персонажей картин и рассказа, о том, как во внешнем облике, мимике, выражении глаз отражается характер человека. Другими словами, по терминологии «Литературной энциклопедии терминов и понятий», дети осваивают «психологическую и речевую детализацию»: находят «характеристические детали» внешнего выражения мыслей, переживаний и высказываний персонажей [3, с. 219]. Глубже осмыслить характер Бирюка в свете авторского изображения этого героя помогут следующие вопросы:
 
— Для чего рассказчик подробно сообщает о других событиях: встрече охотника с лесником ночью, поездке к нему в избу? Зачем подробно описывает избу Бирюка? Для чего передаёт свой разговор с его дочерью Улитой?
 
Таким образом переходим к беседе о функциональной роли интерьера и деталей внешнего облика персонажей (Улиты). Аналитический разбор текста продолжается вопросами:
 
— Какие детали, говорящие о бедности лесника, вы выделили бы как значимые? (Учащиеся находят детали интерьера и дают комментарий к ним, переходя от прямой авторской характеристики, ранее прочитанной вслух («честный», «неподкупный») к косвенной: несмотря на возможность обустроить свою жизнь, живёт не лучше бедствующих мужиков.)
— За что прозвали Фому Кузьмича Бирюком?
— Он обижается на это прозвище?
— Располагает ли его профессия к одиночеству? Всякого ли лесника будут считать бирюком?
— Мы говорили о внешнем облике Бирюка, обстановке, в которой он живёт, познакомились с косвенной характеристикой персонажа. А можем ли судить о его внутреннем мире? Есть ли в рассказе детали, приоткрывающие душу одинокого лесника?
 
Следует слово учителя о скрытом психологизме как приёме изображения чувств, внутреннего мира персонажа. На экран проектора выводятся фрагменты рассказа, в которых цветом выделены моменты психологической и речевой детализации.
 
— Расшифруйте скрытый психологизм, выраженный в отношении к герою: рассказчик называет Бирюка «славный малый», а мужик-порубщик обличает его так: «душегубец», «кровопийца», «зверь». Объясните это противоречие. А что думаете о Бирюке вы?
 
В орбите дискуссии, посвященной обсуждению личных качеств Бирюка, оказываются следующие вопросы:
— Легко ли жить с таким человеком? Какие чувства вызывает у читателей дочка лесника? Почему? Какие важные детали для понимания душевного состояния девочки можно заметить в ремарках к её репликам («произнесла она едва внятно», «прошептала», «не поднимала глаз», «ещё более понурив своё печальное личико»)? Как, по-вашему, Фома Кузьмич относится к своей дочери?
— Чем вы объясните суровость, строгость, неумолимость, жестокость Бирюка по отношению к мужикам?
— Чем вы объясните поступок Бирюка, который отпустил порубщика: он испугался угроз? Пожалел мужика?
— Можно ли развязку рассказа считать компромиссом между персонажами? (Компромисс — разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.)
— Как, по-вашему, сложилась дальнейшая жизнь реального Бирюка — прототипа героя рассказа? (Он был убит мужиками. Конфликт оказался неразрешимым в тех условиях жизни — этот рассказ обличает их, в нём выражен протест против крепостного права, уродующего людей, вынуждающего их быть жестокими или даже идти на преступление.)
 
Урок завершился написанием синквейнов, в которых семиклассники выразили своё понимание характеров персонажей, отношение к ним. Приведём несколько типичных:
 
 
Лесник
Мужественный, угрюмый. Работает, раздумывает, упрямится. Человек с доброй душой. Великодушие.
 
 
Рассказчик
Любопытный, смелый.
Бродит, интересуется, сопереживает.
Человек, способный прочувствовать
внутренний мир другого человека.
Внимание (к людям).
 
 
Бирюк
Справедливый, милосердный. Борется, страдает, оберегает. Фома Кузьмич — хранитель леса. Личность.
 
 
Улита
Стеснительная, одинокая, ранимая. Смущается, стыдится. Девочка взрослая внутри, но маленькая снаружи. Дочь.
 
 
Бирюк
Неподкупный, справедливый. Защищает, уважает, печалится.
Настоящий русский мужчина. Благородство.
 
 
Улита
Несчастная, унылая. Тоскует, страдает, стыдится. Бедная девочка, лишившаяся матери. Личность.
 
 
Бирюк
Сильный, человечный. Защищает, помогает, любит. Человек «в маске». Личность.
 
 
Порубщик
Бедный, жалкий.
Ворует, умоляет, унижается.
Заботится о семье.
Счастливчик.
 
 
Дома работа над рассказом продолжится по заданию учебника. Предлагается прочитать рассказ «Бирюк» глазами цензора и подумать, какие «опасные» места были бы вычеркнуты или подчёркнуты им. Написать отзыв о рассказе от имени цензора [5, с. 165].
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
 
1. БАХТИН М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Автор и его герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 9-226.
2. КУДРЯШЁВ Н.И. О некоторых тенденциях развития литературного образования в средней школе // Советская педагогика. - 1974. - № 12. - С. 19.
3. КОРМИЛОВ СИ. Деталь // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научи, информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - С. 219.
4. ЛАНГЛАД Ж. Читатель — творец неповторимости произведения // Теоретико-литературные итоги XX века / Редкол. С.А.Макуренкова, С.Г.Бочаров, В.П.Большаков и др. — М.: Праксис, 2005. — Т. 4. — С. 46-56.
5. Литература. 7 класс: учебник для обще-образоват. учреждений: В 2 ч. / Под ред. Г.И.Беленького. — 12-е изд., испр. — М: Мнемозина, 2012. - Ч. I. - С. 153-165.
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).-С. 4-27; 31-38. (http://3329.edusite.ru/DswMedia/2015_primern_obrazovat_progr_osn_obch_obraz.pdf)
7. РЫБНИКОВА М.А. Дидактические основы уроков // Очерки по методике литературного чтения. — М.: Просвещение, 1985. - С. 135-147.
 
 
 
 
ХРЕНОВА Ольга Михайловна 
кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУВПО МО «Академия социального управления», кафедра филологии, г. Москва