Широкова Л.В. Василий Белов как автор литературы для детей


Талантливый писатель, по мнению В.И.Белова, должен быть интересен читателям разных поколений: «...настоящую детскую книжку с не меньшим удовольствием раскрывает и немолодой человек» (3: 486). Однако детские произведения самого В.Белова практически не изучены и мало знакомы читателям. Печатаются они чаще в собраниях сочинений, так и не доходя до детской аудитории. Лишь «Рассказы о всякой живности» издаются регулярно. А между тем сам писатель отмечал, что художественная литература, художественное слово не только будят фантазию, но и отражают жизнь, «по преимуществу духовную» (3:426), тем самым формируя нравственное начало в маленьком человеке. Следуя этому принципу, В.И.Белов серьёзно относится к сюжетам и образам своих детских произведений, так как воспитание ребёнка — это закладывание базовых норм поведения у будущего поколения.

Среди произведений В.И.Белова, вошедших в круг детского чтения, сказка «Мишук», сборник рассказов «Катюшин дождик», повесть «Каникулы». Сюда же можно отнести рассказы, которые не выделялись автором как детские, появляются такими по сюжету и системе персонажей: «Скворцы», «Даня», «Вовка-сатюк», «Мальчики», «Тёзки». События в них связаны с жизнью ребёнка, который предстаёт не только как объект воздействия взрослого мира, но и как очевидец происходящего. Его глазами писатель пытается взглянуть на ставшую привычной новую реальность.

Наделение маленького героя собственным взглядом на мир, попытка передать его чувства и мысли, уловить все движения его сердца, пробуждённого сознания связаны с приёмом остранения, который позволяет привычные явления жизни увидеть с неожиданной стороны, глазами ребёнка, заново осмыслив их значение. Яркий, чистый детский взгляд подчас вскрывает самые глубинные проблемы общественного устройства. Ребёнок острее воспринимает неправду и бездуховность мира взрослых, дисгармонию во взаимоотношениях людей. В 1960— 1980-е годы эти небольшие рассказы выражали позицию автора не меньше, чем принёсшие ему славу произведения для взрослых. Обладая интересной для детей фабулой, рассказы о детях поднимали важные проблемы разного уровня. Они заставляли размышлять о правильности социального устройства, о взаимоотношениях людей и поколений, о необходимости сохранения культурной, эстетической и духовной традиции.

Первым чтением для маленького человека становятся обычно сказки. По словам В.И.Белова, «сказки детства ни для кого не проходят бесследно. Они пробуждают душу, задают тон и включают человека в жизненный ритм» (3: 424). Жанр, сформировавшийся в устном народном творчестве и отразивший представления наших предков не только об устройстве мира, но и о главных нравственных принципах, особо интересен и понятен детям. Опираясь на литературную традицию авторской сказки, созданной по фольклорным мотивам, В.И.Белов пишет «Сказку для Анюты» — «Мишук».

Сюжет произведения прост: капризный и своевольный медвежонок Мишук, обидевшись на мать, убегает в лес, попадает к Лисе Патрикеевне и мечтает о спасении из «плена». Освобождает его Михайло Иванович, отец-медведь. Герои напоминают персонажей сказки о животных: медведь, лиса, ёж, заяц. Им присущи традиционные черты: медведь — хозяин, глава семьи, лиса хитра и опасна, заяц наивен и легкомыслен, ёж — помощник, советчик. Однако в сказке анализируется психологическое состояние героев, они наделены индивидуальными характерами, хотя и продиктованным народной традицией, быт героев представлен более детально. Мишук — аллегорический образ ребёнка, избалованного, капризного, самонадеянного и эгоистичного. Всё это черты литературной сказки.

В сказке «Мишук» соединяются фольклорные мотивы, знакомые ребёнку по народным произведениям, и литературные образы, в которых читатель узнаёт реалии своего времени. Сохраняет автор и традиционные нравственные установки, знакомые малышам по русским сказкам. Сказка показывает последствия нарушения поведенческих норм.

Таким образом, у читателя формируется устойчивое понимание, что хорошо и что плохо. «Разгильдяй» Мишук понёс заслуженное наказание за своеволие и непослушание, лиса наказана за обман, за то, что «про совесть забыла». Воспринимая простой и понятный сюжет, ребёнок усваивает традиционные нравственные ценности, среди них семейный уклад, при котором отец — хозяин и защитник дома, а мать — помощница и воспитательница малыша. Наконец, финал сказки: спасение Мишука и Зайца, возвращение их домой, где так хорошо, несмотря на былые обиды, вселяет в ребёнка веру в лучшее, в победу добра и справедливости над злом и подлостью.

Ориентация на фольклорные традиции, закономерные для всего творчества В.И.Белова как автора «деревенской прозы», знание народной жизни, понимание связи художественной литературы с духовным наследием патриархальной культуры России формирует особый мир в детских произведениях писателя.

Деревня становится местом действия в сборнике «Катюшин дождик». Носителями традиционных ценностей здесь выступают представители старшего поколения: бабушка и дедушка. Именно они приобщают внуков, Катюшу и Антона, к труду на земле, воспитывают в детских душах умение видеть прекрасное, ответственность за свои поступки, взаимопомощь и сочувствие чужой беде, уважение к человеку.

Сюжетами рассказов о Катюше и Антоне становятся обыденные явления жизни: приезд детей в деревню, игры, помощь по дому, сенокос, половодье, возвращение матери. За привычными обязанностями и играми, однако, стоит открытие мира, постижение ребёнком трудных и непонятных законов жизни. Мир детства, по словам писателя, «расширяется стремительно и ежедневно», каждый день приносит что-то новое, наполнен удивительными открытиями (2:100). События рассказов о Катюше и Антоне развиваются динамично, не содержат никаких явных нотаций или поучений, то есть построены по канонам детской литературы. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, рассказы несут в себе мощную воспитательную составляющую.

Проводниками на трудном, но увлекательном пути постижения жизни являются для героев бабушка и дедушка, они формируют мировоззрение ребёнка, дают нравственные ориентиры.
Традиционно в России главной нянькой для ребёнка становится бабушка. В книге «Лад» В.И.Белов подчеркивает её особую роль в воспитании: «Почти все чувства: страх, радость, неприязнь, стыд, нежность — возникают уже во младенчестве и обычно в общении с бабушкой. Она же первая приучает к порядку, даёт житейские навыки, знакомит с восторгом игры и с тем, что мир состоит не из одних только радостей» (2: 97). Бабушка-воспитательница мудра, строга и справедлива. По законам народной педагогики она следует естественному ходу вещей, ориентируясь на потребности ребёнка: загрустившую без матери Катюшу она ласкает, поёт ей колыбельные, капризничающего Антона ставит в такое положение, что он сам делает всё как надо: ест предложенную еду, набегавшись за радугой, начинает помогать бабушке на сенокосе, увлекаясь новой работой. Бабушка включает детей в социальную среду, прививает им навыки труда, общения с людьми.

Особую роль играет дедушка. Он помогает формированию у внуков чуткости и восприимчивости: знакомит с миром природы, рассказывает сказки, где оживают птички-рукавички, реальный мышонок становится сказочным героем, жадный петух наказан солнышком. Дед включает детей в игру, а игра помогает развитию ребёнка. По словам В.И.Белова, «в шестилетнем возрасте человек живёт в состоянии игры (и это тоже труд)» и «в свободном творческом подражании он учится жизни быстрее и легче» (3: 427). Сказки деда напоминают притчи, они не содержат явного назидания, но исподволь направляют детское сознание на единственно верный путь, формируют правильную оценку событий, воспитывают необходимые во взрослом мире качества. Пример народной педагогики представлен в рассказе «Как воробья ворона обидела». Не реагируя на слёзы возмущённого дразнилками внука, дед, дав успокоиться ребёнку, будто для всех начинает рассказывать историю про воробья и ворону. Юмористический финал: «Антон больше не ревел, он боялся, что к нему в рот залетит ворона», — отражает педагогический эффект притчи. Мальчик, в силу возраста не осознав смысл рассказа деда, почувствовал нелепость поведения обиженного воробья и глупой вороны.

Наполнена поэзией история деда о птичках-рукавичках. Маленькая девочка, наделённая чутким сердцем, способная на жалость и сострадание, погружается в сказочную реальность: потерянная ею рукавичка превращается в снегиря и улетает вместе с другими такими же несчастными птичками-рукавичками. Ребёнок через сказку учится ответственности, бережному отношению ко всему; дед формирует умение видеть прекрасное, чувствовать чужую душу.

Таким образом, через включение фольклорных мотивов в ткань художественного повествования идёт формирование у читателя народно-поэтического взгляда на мир, который для детей одушевлён, в котором все живут в гармонии и любви. Писатель наполняет свои произведения атмосферой тепла, участия, света. Волшебством кажется в этом мире любое событие, главным чудом становится возвращение матери, воссоединение семьи. Так, сочетая занимательность сюжета и поучение, писатель помогает формированию в детской душе ключевых качеств: отзывчивости, доброты, душевной щедрости, трудолюбия.

В рассказах «Вовка-сатюк», «Даня», «Скворцы» деревня представлена местом постижения мира и его законов.
Рассказ «Скворцы», опубликованный в 1963 году, положил начало детской теме в творчестве писателя. В произведении остро поставлены вопросы нравственного выбора, ответственности за других. Павлуня, несмотря на физическую слабость, обладает сильным характером, добрым и отзывчивым сердцем, способным чувствовать чужую боль. В трагической ситуации ребёнка поддерживают мудрые и любящие родители.

Кроме нравственных вопросов, в рассказе «Скворцы» показаны социальные проблемы. Жизнь деревни в рассказе вовсе не идеальна. Родители оставляют больного ребёнка на целые дни одного; работают в колхозе, но не могут заработать денег даже на лечение сына. Жизнь в деревне лишает мальчика и его семью полноценного счастья.

Иной образ деревни создан в рассказе «Вовка-сатюк». Деревенское лето меняет представление маленького горожанина о мире. Мальчик так прижился здесь, что «совсем забыл, что живёт в общем-то в городе, что скоро в школу» (2:520). Всё деревенское лето сливается для него «в один красочный, богатый день, который запомнит Вовка на всю жизнь» (2: 515). Ребёнок видит крестьянский труд, отношения между людьми, чувствует безграничную любовь бабушки и деда. Деревня становится для маленького героя символом счастья, дарит неизгладимые воспоминания: «...всё, что происходило с ним в это лето, навсегда осядет в его безгрешном сердчишке» (2: 520). Заканчивается рассказ размышлением автора о будущем ребёнка, о его возвращении в деревенский дом как возвращении к истокам.

Белов убеждён, что главной силой, способной сохранить и воспитать детскую душу, является семья: «Доброта и любовь к родственникам кровным становится обязательным условием если не любви, то хотя бы глубокого уважения к родственникам некровным. Как раз на этой меже и зарождаются роднички высокого альтруизма, распространяющегося за пределы родного дома» (2:91). Разрушение семейного уклада русского человека становится ведущей проблемой прозы Белова. Сиротство, одиночество ребёнка — один из ключевых мотивов детской прозы писателя. Одиноко сидит целыми днями дома Павлуня, отданы на целый год бабушке и деду Катюша и Антон, Вовка-сатюк тоже живёт в деревне без родителей. Представители старшего поколения — единственная связь этих детей с семьёй.

Сколько страдания детской душе приносит одиночество, Белов показал в небольшом рассказе «Даня». В издании 1965 года это произведение названо автором «Новогодним этюдом». Позднее этот подзаголовок исчезает. Новогодний этюд наполнен не только радостным ожиданием счастья, но и драматизмом. Даня слишком мал, чтобы понимать и анализировать происходящее. Его чистая душа ждёт волшебства. Главной радостью стала встреча с мамой после недельной разлуки (мальчик отдан на неделю в детский сад). Счастье дарят удивительные сны, возвращение домой, ящик с игрушками, вытащенный из-за печки.

Однако, оставшись один дома, Даня рыдает от страха, зовёт маму и засыпает обессиленный. Возвращение родителей даёт ему утраченное счастье. Рассказ заканчивается монологом матери, за которым скрыт голос автора. В последних строках звучит нежность к малышу, вера в его счастливое будущее: «Когда-нибудь ты пройдёшь по золотой лунной кромке так же, как сейчас Новый год идёт по большой тревожной Земле. И синий громадный шар этой Земли будет тебе светить издалека» (2:524). Испытания, через которые проходит ребёнок, сливаются в рассказе с надеждой на обретение любви, дома, радости жизни. Именно эта надежда должна, по мнению автора, давать силы человеку в его большой и трудной жизни.

Чуткая детская душа, которой наделяет Белов всех своих маленьких героев, помогает отличать добро от зла, делает ребёнка подчас сильнее взрослых. Таковы персонажи рассказов о ребятах-подростках: «Тёзки» (1965) и «Мальчики» (1973). Автора интересует становление человека, попытка ребёнка противостоять злу мира, сохраняя в себе лучшие качества.

Как в произведении «Скворцы», герой рассказа «Тёзки» проходит своеобразное испытание на мужество и доброту. Толька Петров знакомится с соседом, Варнаком, то есть каторжником, как его называют взрослые. Мальчик попадает под обаяние необычного незнакомца. Прозаический мир, в котором воспитывается Толька, вдруг сменяется ярким, поэтичным и загадочным миром Анатолия Семёновича. Исторгнутый в силу жизненных обстоятельств из общества, этот человек сохраняет в себе чистоту и свет сердца. Его доброта и поэтическое видение мира притягивают мальчика. Считающий себя взрослым, мальчишка начинает верить в жабу, которая живёт в запущенном саду и ненавидит поющего дрозда и зеркального карпа. Эта история — аллегория взрослого мира, судьбы самого Анатолия Семёновича.

Важным мотивом рассказа является мотив дома. Домом, где происходит духовное преображение человека, можно считать дом Варнакова. Его участок находился «почти за городом, в давнишнем доме у пруда, в старинном саду. В жару сад безмолвствовал, только лопались и трещали стручки акаций, а в дождь там словно что-то посапывало, и в тишине сильно пахло корнями. Это был небольшой сад, очень таинственный, без всяких аллей, одни хитрые тропки ныряли под кроны и терялись в зарослях» (2: 524). Загадочный сад сродни загадочному хозяину. Усадьба кажется мальчику таинственной и зловещей.

Изменения в душе ребёнка от встречи со сказкой преображают дом: он уже не страшный, а «словно игрушечный» (2:528). В финале образ дома вызывает тревогу и напряжение:всё заперто, нет занавесок на окнах, и сад «совсем не тихий».
Анатолий Семёнович умирает, забытый и брошенный всеми. Для ребёнка это страшное потрясение. Но ещё больше сбивает с толку поведение учительницы: мальчик вдруг понимает, что злая учительница является женой Варнакова, но смерть мужа её нисколько не трогает. Она выходит из подъезда «деловитая, с крашеными губами, в белых перчатках» (2: 531). В смятении мальчик не понимает, но чувствует её предательство, чёрствость и духовную пустоту. Тёзкой с Анатолием Семёновичем маленький герой является не случайно. Они родственны по духу: открыты добру, свету.

Детская бескорыстная дружба, умение в самых суровых испытаниях оставаться ребёнком показаны в рассказе «Мальчики». События в нём происходят в годы Великой Отечественной войны (время становления и самого В.И.Белова). Его герои, Лёнька Комлев и Ваня Серёгин, наравне со старшими переживают страшные события военного времени. Несмотря на трудности, они воспринимают мир как дети: ищут приключений, мечтают о подвигах, не подозревая, что совершают свой подвиг каждодневно. Два школьника, которых соединила война, помогают друг другу, своим близким. В испытаниях происходит становление личности, формируются лучшие качества характера: ответственность и стойкость, мужество и жертвенность.

Параллель с рассказом А.П.Чехова, обозначенная в названии, даёт В.Белову возможность сопоставить мальчишек прошлого и настоящего. В обоих рассказах есть герой сильный, решительный, способный на великодушие: Чечевицын у Чехова, Лёнька Комлев у Белова. Однако слабый чеховский герой (изнеженный Володя Королёв) не соотносится с образом беловского Вани Серёгина: мальчик из блокадного Ленинграда, он способен на решительный, мужественный поступок. Он первым, несмотря на жуткий страх, идёт на укол, он отдаёт своему другу единственное, что осталось в память об отце, — рукавицы. Лёнька Комлев, воруя топливо, подвергает себя опасности ради того, чтобы помочь дорогим для него людям. Ребёнок становится героем. Закон дружбы, взаимопомощь и умение верить в лучшее помогают выжить детям в условиях военного времени, а в детской душе формируют прочные и незыблемые нравственные законы.

Одним из наиболее светлых и радостных произведений Белова о детях является повесть «Каникулы». Она строится по принципам приключенческой литературы. Сюжет — побег ребят в лес и жизнь на воле — продолжает традиции робинзонады в литературе. Здесь проверяется выносливость, стойкость, верность дружбе и терпимость к недостаткам другого. Повесть полна юмора, доброй иронии. Главным «врагом» для ребят становится вездесущая бабка Хомутова — Клювиха, она не только ругает внука, но и постоянно мешает мальчишкам в реализации планов.

Детская жизнь полна фантазий. Подобно тургеневским героям «Бежина луга», мальчики, оказавшись у омута, вспоминают страшную историю об утопленнике, хозяине дегтярного завода Григории, которого утащила на дно русалка. И конечно, именно в этот момент кто-то шевелится в кустах и ужасно пугает Миньку. Этим чудовищем оказалась сбежавшая корова Клювихи. Вторая страшная, почти сказочная, история происходит во время грозы. Катька в маленькое окошко сарая в свете молний видит Бабу-ягу и до смерти пугается её. Ягой оказалась все та же бабка Хомутова, которая в непогоду пробиралась из лесу домой.

Интрига, увлекательный сюжет, юмор делают повесть интересной для детей. Бытовые подробности жизни деревенских ребят знакомят современного читателя с уходящим миром русской деревни.

Таким образом, В.И.Белов продолжает традиции детской литературы. Обращаясь к теме детства, он размышляет о становлении человека, о нравственных основах жизни. Дети воплощают в его рассказах лучшее начало. Они чутки сердцем, бескорыстны, открыты. Вместе с тем герои Белова ощущают своё внутреннее сиротство, им знакомо чувство безграничного одиночества. Социальные проблемы хотя и не являются у Белова ведущими, но отражают противоречия общественного устройства: разрыв семейных отношений, проблемы урбанизации. В этих условиях деревенское детство является прививкой от беспамятства, безнравственности и бездуховности. Тем самым В.И.Белов утверждает главенство нравственного начала в человеке. Обращение к народным традициям, к фольклору способствует формированию у читателей поэтического взгляда на мир, открывает ребёнку богатство народной речи, даёт образцы поведения, основанные на трудолюбии, ответственности, патриотизме, честности перед самим собой. Совесть и стыд, ключевые качества положительных героев во всех произведениях писателя, становятся главным мерилом и в жизни маленьких героев В.И.Белова.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. БАРАНОВ СЮ. О рассказах Василия Белова // Белов В.И. Душа бессмертна: Книга рассказов. — М., 2010. — С. 5—17.
2. БЕЛОВ В.И. Собр. соч.: В 7 т. - М., 2011. -Т. 5: Очерки. Произведения для детей.
3. БЕЛОВ В.И. Собр. соч.: В 7 т. - М., 2011. — Т. 7: Статьи, очерки, воспоминания, рецензии, письма.
4. КОРЮКАЕВ В. П. Самородок из Тимонихи. Жизнь и творчество Василия Белова. — Вологда, 2006.
5. ЦИМБАЛОВА Ю.А. Образ ребёнка в рассказах В.И.Белова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2015. - № 5 (47): В 2 ч. - Ч. I.-С. 209-213.

 

ШИРОКОВА Людмила Вячеславовна —
кандидат филологических наук, учитель муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова» г. Вологды