Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    ЛОКТИОНОВА Наталья Петровна
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской филологии КГУ им. Ш.Уалиханова, Кокшетау, Казахстан

    ЗАБИНЯКОВА Галина Валентиновна
    старший преподаватель кафедры русской филологии КГУим. Ш.Уалиханова, Кокшетау, Казахстан

     

    ЛИТЕРАТУРА, «ОВЕЯННАЯ ОСТРЫМ И ВОЛНУЮЩИМ ВОЗДУХОМ ТАЙНЫ»

    ЖАНР ДЕТЕКТИВА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

    VI—VII КЛАССЫ


    Аннотация. В статье освещается одна из актуальных проблем методики преподавания литературы - формирование читательской компетенции школьников. Авторами разработаны методические рекомендации к урокам, посвященным произведениям классиков мирового детектива — «Золотой жук» Э. По и «Пёстрая лента» А. Конан Дойля. Детективная литература представлена в статье не только как увлекательная, но и как высокохудожественная литература, имеющая неповторимый стиль.

    Ключевые слова: детективная литература, читательская компетенция, особенности стиля, методика анализа.


    Для читателей-подростков характерен период «наивного реализма», который отличается отождествлением произведения искусства и жизни, субъективностью читательского восприятия. Поэтому особенно важно при изучении литературных произведений уделять внимание автору, особенностям художественного слова, стилю писателя. На этом этапе необходимо, чтобы школьники различали мир художественных произведений и реальный мир, то есть понимали условность искусства. Учащийся должен научиться соотносить своё понимание произведения с авторской позицией.

    При отборе литературы для внеклассного чтения следует учитывать возрастные и психологические особенности детей, их стремление к героическому, необычному, повышенный интерес к приключениям и фантастике, желание идентифицировать себя с яркими, сильными личностями, поэтому предлагаемые произведения должны быть разнообразны по жанрам и форме, отличаться динамическим сюжетом.

    Ученики 6—7 классов проявляют повышенный интерес к приключениям и фантастике. Это для них самый интересный род чтения. Острый сюжет, волнения за судьбу героя, попадающего в чрезвычайные ситуации, азарт, риск — всё это особо ценится юными читателями. Было бы правильным использовать этот естественный интерес.

    Разновидностью остросюжетной приключенческой литературы является детективная литература, посвященная раскрытию загадочных происшествий, обычно связанных с преступлением. Произведения детективного жанра привлекают читателей напряжённым сюжетом, остротой интриги, проницательностью и интуицией героя.

    Эта литература вызывает самые разные отклики: одни считают её лёгким чтением, которое годится для психологической разгрузки; другие видят в ней нравственный урок, утверждающий победу добра над злом; третьи верят, что такая литература даёт читателю опосредованный жизненный опыт, который он приобретает, погружаясь в хитросплетения детектива. Хотелось бы, чтобы юные читатели увидели не только увлекательную, но и высокохудожественную литературу, имеющую неповторимый стиль. Разумеется, речь идёт о классике детектива.

    Одной из целей изучения детективной литературы в школе является развитие памяти, внимания, наблюдательности учащихся, умения мыслить логически. Вместе с сыщиком читатель учится размышлять, наблюдать, выстраивать результаты своих наблюдений в логический ряд. Он решает задачу, ищет пути раскрытия тайны.

    На уроках внеклассного чтения в 6—7 классах станет интересной для школьников встреча с классиками мирового детектива Эдгаром По и Артуром Конан Дойлем.

    Начать работу в классе следует с выяснения жанровых особенностей детектива. Английское слово detective означает «сыщик», оно происходит от латинского detection — раскрытие. Детектив — это произведение с особым построением сюжета, в основе которого — раскрытие методом логического анализа сложной, запутанной тайны, чаще всего связанной с преступлением. Как правило, главный герой детектива не преступник, а лицо, расследующее преступление. Часто рядом с сыщиком находится его помощник, а также уступающий ему по своим интеллектуальным возможностям профессионал из местной полиции.

    Особенность детективных произведений состоит в том, что читатель вовлекается в процесс раскрытия преступления, становясь тем самым как бы соучастником описываемых событий. Чтение детективов для многих — это своего рода увлекательная игра, когда мысль работает в поисках выхода из лабиринта событий, решения сложной задачи.

    «Отцом детектива» по праву считают американского писателя Эдгара По. Во вступительном слове о писателе учитель акцентирует внимание на необычности его судьбы, легендарности личности.
    Эдгар По (1809—1849) прожил короткую, но удивительно насыщенную, полную драматизма жизнь, оставив глубокий след не только в американской, но и в мировой литературе. Сын бродячих актёров, он рано лишился родителей, был усыновлён состоятельным торговцем Джоном Алланом, жена которого окружила ребёнка материнской заботой. Его детство было беззаботным, с малых лет он проявил одарённость во всех предметах. Однако гордый, независимый характер, взрывной темперамент мешали ему; он оставил учёбу, избрал стезю литератора, порвав с приёмным отцом. Аллан отказал ему в материальной помощи, когда понял, что Эдгар не хочет идти по его стопам. Не окончив обучения в университете, юноша целиком посвятил себя литературной деятельности.

    Издание первой книги поглотило все сбережения Эдгара. Безденежье заставило его стать солдатом. Потом он пытался устроиться в военную академию, в театр, переписывал бумаги в конторах. Скитания, жизнь впроголодь, болезни, трогательная любовь к юной жене и ранняя её смерть, полное одиночество и невнимание со стороны современников к его творчеству, непонятная смерть в 40 лет — таковы драматические моменты его жизни.

    Бродячая и нищая жизнь Э.По была овеяна тайнами и легендами. Неудачник по жизни, он оставался в душе поэтом, романтиком, фантастом. «Мечтать было единственным делом моей жизни», — говорил о себе писатель. Несмотря на тяжёлые удары судьбы, он продолжал верить в безграничные возможности человека. Э.По живо интересовался достижениями современной ему науки и техники и в своих книгах прославлял могущество человеческого разума. Устами своего любимого героя Леграна писатель утверждал: «Едва ли разуму человека дано загадать такую загадку, которую разум другого его собрата... не смог бы раскрыть».

    Писатель создал приключенческие и детективные рассказы, отличавшиеся точностью и блеском анализа. Образцами детективного жанра являются его новеллы «Убийство на улице Морг», «Украденное письмо», «Тайна Марии Роже». Во многом к этим произведениям примыкает и рассказ «Золотой жук». Писатель показывает, как благодаря тонким логическим умозаключениям человек разгадывает сложнейшие преступления, спасает свою жизнь или находит клад. Особую роль играют детали, подробно воспроизводятся рассуждения главного героя, исследующего тайну. Методом логического анализа герой разматывает запутанный клубок загадок.

    Произведения Эдгара По читаются всегда с повышенным интересом: так изобретательна фантазия писателя, так строго логичен ход его мыслей. Писателя отличали незаурядные математические способности. Рационализм мышления отразился в его практической деловитости, склонности к документальности, точности деталей. В тоже время это был человек богатого воображения, буйного полёта фантазии. В нём странным образом сочетались мечтатель и логик, фантазёр и рационалист. Как тонко заметил Юрий Олеша, в Эдгаре По «великий математик был поэтом», а «великий поэт — математиком».

    Писатель стал основателем интеллектуального детектива. Во времена писателя термин «детективный» ещё не существовал. Сам он называл свои рассказы «логическими».
    Далее преподаватель организует чтение рассказа «Золотой жук» с необходимыми комментариями и элементами беседы. Дома учащиеся завершают чтение рассказа до конца.
    Произведение имеет необычное название, по которому читателю вначале трудно догадаться, о чём будет идти повествование. Последующая аналитическая работа с текстом будет посвящена выявлению особенностей творческой манеры Э.По.
    Начать работу можно с пересказа самых интересных моментов захватывающего расследования.

    — Что пришлось преодолеть героям в экспедиции?
    Особое внимание следует уделить главному герою Вильяму Леграну.
    — Что мы узнаём о прошлом героя, его характере, увлечениях?
    — Благодаря каким своим качествам ему удалось найти клад?

    Работая с текстом, ученики отмечают, что Легран склонен к одиночеству, отшельничеству, многое в его характере «внушало интерес и уважение», «он отлично образован и наделён недюжинными способностями», «страдает от болезненного состояния ума, впадая попеременно то в восторженность, то в угрюмость».
    Пусть ребята приведут примеры, когда герой проявляет удивительную способность устанавливать связь событий, соединять звенья «длинной логической цепи». Рисуя Леграна, автор показывает безграничные возможности человеческого ума, интуиции, силы духа для достижения целей.

    Леграну помогает и его вера в обоснованность преданий, которые другим казались только легендой. Он убеждён: «В основе преданий, конечно, лежат факты. Предания живут с давних пор и не теряют своей живучести». На почти безлюдном острове, где герой ищет уединения, он обнаруживает странного жука и пергамент, при помощи которых узнаёт местонахождение клада капитана Кидда. Следует объяснить ребятам, что Кидд — это отважный пират, который, по преданиям, жил за два столетия до описываемых событий.

    Наверняка ученики по достоинству оценят мастерство писателя, отмечая остроту сюжета, динамичность, эмоциональную напряжённость повествования. Читателям действия Леграна становятся понятными только в финале, а до тех пор он кажется больным или человеком не в себе. Легран «не давал своим мыслям сбиться с пути, логика же допускала только одно решение». Писатель считал, что всему непонятному и таинственному есть логическое объяснение.

    Попросим учеников восстановить по памяти ход логических рассуждений Леграна.
    Именно наблюдательность героя по отношению к окружающему миру помогает ему достичь своей цели. Это и найденный пергамент, и череп, и корабельная шлюпка, и, конечно, сам «золотой» жук. Вообще надо отметить, что предметный мир играет большую роль в рассказе. Достоевский, высоко ценивший Эдгара По и в какой-то мере использовавший его опыт, отмечал, что «в его способности воображения есть такая особенность, какой мы не встречали ни у кого: это сила подробностей». Повышенное внимание к деталям, подробностям становится в рассказе залогом успеха героя.
    Попросим ребят описать близко к тексту, как выглядел «золотой» жук.
    Какую роль сыграл он в разгадке тайны? Почему именно «золотой» жук дал название всему рассказу?
    «Жук был действительно великолепен... На спинке виднелись с одной стороны два чёрных округлых пятнышка, и ниже, с другой — ещё одно, подлиннее. Надкрылья были удивительно твёрдыми и блестели действительно как полированное золото. Тяжесть жука была тоже весьма необычной». На рисунке, который сделал Легран, очертания жука напоминали череп, но ведь на найденном им пергаменте под действием тепла тоже проступило изображение черепа. Это «невероятное совпадение» Легран воспринял как счастливое предзнаменование, ставшее для него толчком для дальнейшего аналитического расследования. Зная, что «череп — всем известная эмблема пиратов», Легран понял, что на пергаменте должен быть скрытый текст. После долгой умственной работы ему удаётся разгадать пиратский шрифт. Он мастерски расшифровывает сложную криптограмму (тайнопись), с помощью которой пират Кидд указал место, где спрятаны сокровища.

    Обратимся к ученикам с вопросами:
    — Как вы поняли, какому принципу следовал герой при расшифровке криптограммы?
    — Что нового узнали вы из рассказа Э.По об особенностях английского языка?

    Легран разгадал ключ к местонахождению сокровищ, используя остроумную систему подсчёта знаков шифра и сопоставление с частотой использования букв в английском языке.
    Расшифрованный текст оказался не менее загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чёртовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мёртвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».
    — Какие логические действия предпринимает Легран дальше ?

    Расспросив местных старожилов, Легран узнаёт, что «трактир епископа» и «чёртов стул» — названия определенных скал и утёсов. «Хорошее стекло» — конечно же, бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и уже не сомневается, что, забравшись на него, Юпитер обнаружит там череп. А далее нужно было просто не ошибиться в направлении раскопки.
    И вновь Легран проявляет блеск ума, невиданное умение логического мышления, феноменальную наблюдательность.

    При дальнейшем анализе уделим внимание системе персонажей в рассказе. Повествование ведётся от первого лица. Это герой-рассказчик, который выполняет особую роль. Чтобы читателю было легче следить за процессом расследования, автор специально вводит менее сообразительного напарника, ведущего повествование. Ему-то сыщик и объясняет в подробностях ход своих мыслей. Эта традиция прочно укоренится в детективном жанре: позднее в паре будут работать Шерлок Холмс с доктором Ватсоном у Конан Дойла, а также Эркюль Пуаро с полковником Гастингсом в произведениях Агаты Кристи.

    — Какие дополнительные интонации вносит в повествование старый негр Юпитер?
    Ученики с особым удовольствием читают эпизоды, в которых участвует этот персонаж. Юпитер привносит в рассказ юмористическую тональность, его диалоги с Леграном смешны и трогательны. Старый негр покоряет читателя своей преданностью хозяину.
    Предложим прочитать по ролям диалог Леграна с Юпитером, когда тот взбирался на дерево по заданию хозяина во время поисков клада.
    Итак, рассказ «Золотой жук» повествует о детективных поисках клада. Зададимся вопросом: насколько героев и самого автора интересует дальнейшая судьба найденного клада?
    Отвечая на этот вопрос, ученики приходят к неожиданному выводу, что сам найденный клад практически не играет роли, после находки все забывают о нём. Писателя интересует не столько приключенческая сторона дела, сколько сам процесс мышления, познания. Он вовлекает читателя в «приключение мысли», заставляет быть наблюдательными, предвидеть.

    В заключение урока делаются выводы о жанре детектива, о творческой манере Эдгара По.
    Писатель ввёл в литературу определённый тип повествования — рассказ-задачу, подлежащую логическому решению. Предполагается, что автор обязан сообщить читателю все условия задачи, не скрывая ни одного факта или обстоятельства, без знания которых задача не может быть решена. Читатель должен быть поставлен в те же условия, что и герой, иначе не будет обеспечена возможность честного соревнования интеллектов, а ведь именно в ней главная привлекательность жанра.

    Также одна из важнейших особенностей логических рассказов По состоит в том, что главным предметом, на котором сосредоточено внимание автора, оказывается не расследование, а человек, ведущий его. В центре повествования поставлен характер. Всё остальное более или менее подчинено задаче его раскрытия. Именно с этим связаны основные литературные достоинства детективных рассказов Эдгара По.

    Один из вариантов домашнего задания может быть таким: «Попробуй и ты зашифровать небольшой текст, придумав свой ключ к отгадке. Предложи одноклассникам разгадать твой шифр, чтобы прочитать текст».
    Валерий Брюсов называл Эдгара По «родоначальником всех Габрио и Конан-Дойлей» — всех писателей детективного жанра. Герви Аллеи, развивая это суждение Брюсова, отмечал, что писатель «предвосхитил метод... увековеченный в триумфе Шерлока Холмса» [1,22].

    Таким образом, достойным продолжателем Эдгара По в жанре детектива стал английский писатель Артур Конан Дойль (1859-1930). Его рассказы о Шерлоке Холмсе привлекают занимательным сюжетом, закрученной интригой, загадкой, которую читатель пытается разгадать вместе со знаменитым сыщиком.

    При Конан Дойле возникла наука о раскрытии преступлений — криминалистика, к которой писатель проявлял особый интерес. Своими рассказами он стимулировал её развитие, знакомя читателей с приёмами, которые использовал Шерлок Холмс, разгадывая тайны совершённых преступлений.

    Современники отзывались о Конан Дойле как о человеке «большого сердца, большого роста, большой души». Он не сразу пришёл в литературу. Сначала была учёба в университете на медицинском факультете, запоминающиеся лекции профессора Джозефа Белла, который научил будущего писателя наблюдательности и логическому анализу. Окончив университет, Артур Конан Дойль служил хирургом на борту нескольких судов, путешествовал по Ледовитому океану, совершил плавание в Африку. Расставшись с морем, открыл в Лондоне частную врачебную практику.

    Пациентов у доктора было немного, и, чтобы хоть что-нибудь заработать, Конан Дойль решил написать что-нибудь в духе таинственных историй Эдгара По. В ходе работы он неожиданно изобретает новую литературную форму: серию рассказов с одним главным персонажем. Так появились «Приключения Шерлока Холмса», сделавшие их автора знаменитым во всём мире.

    Английский джентльмен, сыщик-любитель Шерлок Холмс стал одним из самых любимых литературных героев. Из любви к справедливости и для собственного удовольствия Холмс разгадывает самые головоломные криминальные загадки. Он способен в любое время суток азартно мчаться на место происшествия, чтобы с блеском раскрыть преступление и восстановить справедливость.
    Мистер Холмс называет себя сыщиком-консультантом, он берётся только за сверхсложные, самые запутанные дела, от которых отказываются профессионалы из Скотленд-Ярда и частные агентства. «Какая наглость смешивать меня с сыщиками из полиции!» — в негодовании восклицает Холмс. Казённые сыщики, как правило, являются антагонистами великого детектива.

    Всего Конан Дойль написал около 60 рассказов о Шерлоке Холмсе. Однажды он решил покончить с ним, чтобы посвятить себя «более важным вещам», и Холмс по воле автора погиб в одном из рассказов. Но читатели, обозвав писателя «убийцей», требовали вернуть мистера Холмса. По многочисленным просьбам автору пришлось окончательно и бесповоротно «воскресить» героя. Остроумно сказал один из американских актёров: «Шерлок Холмс — это человек, который никогда не жил, но который никогда не умрёт».

    К Шерлоку Холмсу относятся уже не как к вымышленному литературному персонажу, но как к вполне реальному, живому человеку. В своё время читатели засыпали автора письмами, адресованными Шерлоку Холмсу, с просьбами расследовать то или иное запутанное дело. И сейчас чуть ли не каждый турист в Лондоне спрашивает, где на Бейкер-стрит находится знаменитый дом с квартирой Шерлока Холмса, хотя на самом деле этот дом вымышлен автором. Сейчас по этому адресу находится музей великого сыщика, но люди идут сюда просто как в гости к Шерлоку Холмсу. «Здесь его кабинет, стол, часы, кресло, в котором он сидит в своём клетчатом костюме и с трубкой в руке. Рядом — доктор Ватсон, не перестающий восхищаться силой ума своего друга» [2, 256].
    По всему миру возникают общества поклонников Шерлока Холмса. Мало кто из литературных героев удостаивался такой чести.

    Любопытно, что рассказы о Шерлоке Холмсе экранизируются чаще любых других произведений мировой литературы. Одной из лучших экранизаций является российский многосерийный телефильм с Василием Ливановым в главной роли и Виталием Соломиным в роли доктора Ватсона. Хорошо, если во внеклассное время удастся посмотреть фрагменты этих фильмов.

    Приступая к работе над рассказом «Пёстрая лента», учитель может поставить перспективный вопрос: что сближает произведения Артура Конан Дойля и Эдгара По? Ответ на этот вопрос будет дан в конце занятия.

    Конечно, в центре нашего анализа будет находиться оригинальный, необычайно интересный образ Шерлока Холмса, ставший художественным открытием писателя.
    — Каким вы представляете себе Шерлока Холмса? Что можно сказать о его характере?
    — Какие выдающиеся способности отличают Шерлока Холмса? Приведите примеры исключительной наблюдательности великого сыщика.
    — В начале рассказа автор пишет, что все выводы Холмса «были основаны на точной и строгой логике». Докажите это примерами из текста.

    Отвечая на эти вопросы, обратим внимание на выразительные детали в портрете героя, его поведения. «Глаза его внимательно скользили вверх и вниз по стенам, бегали вокруг всей комнаты, изучая и осматривая каждую мелочь». Холмс окинул девушку «быстрым всепонимающим взглядом». «С лупой в руках он ползал на четвереньках взад и вперёд по полу, внимательно исследуя каждую трещину в половицах. Так же тщательно он осмотрел и панели на стенах». В итоге он обнаруживает в доме «звонки, которые не звонят, и вентиляторы, которые не вентилируют». Автор постоянно подчёркивает работу мысли героя: «Мой приятель сидел, скрестив руки, надвинув шляпу на глаза, опустив подбородок на грудь, погружённый в глубокие думы».

    Предложим выбрать из предложенного списка и записать определения, подходящие для характеристики Шерлока Холмса: благородный, проницательный, равнодушный, умный, ленивый, внимательный, наблюдательный, рассеянный, спокойный, вспыльчивый, остроумный, справедливый, самолюбивый, щедрый, добрый, жестокий.
    Необходимо обосновать примерами из текста свой выбор.

    В рассказе Артура Конан Дойля «Горбун» есть фраза: «О Холмсе часто говорили, что он не человек, а машина». Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.
    - Что толкало Холмса на раскрытие запутанныхдел?
    В начале рассказа говорится, что он работал «из любви к своему искусству, а не ради денег». Для Холмса занятие сыщика менее всего способ зарабатывать деньги. К решению любой задачи он относится как философ, как мастер, как художник. «Холмс никогда не брался за расследование обыкновенных, будничных дел, его всегда привлекали только такие дела, в которых есть что-нибудь необычайное, а порою даже фантастическое».

    Герой вызывает уважение и восхищение своими интеллектуальными способностями, удивительной проницательностью и смелостью. Конан Дойль показал через Шерлока Холмса безграничные возможности человеческого разума. Герой обладает редкостным умением сопоставлять факты и логически мыслить, что необходимо в любой сфере деятельности человека. Необыкновенное внимание к самым, казалось бы, незначительным мелочам помогает найти ответы на самые сложные загадки, раскрыть самую запутанную тайну. И читатель вместе со знаменитым сыщиком пытается разгадать эту тайну.

    Шерлок Холмс остроумен, ироничен и благороден. Он защищает слабых и обиженных, в борьбе добра со злом всегда оказывается на стороне добра и побеждает. «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!» — с болью и грустью произносит Холмс.

    Необходимо уделить внимание и мастерству Конан Дойля-рассказчика. Во всех произведениях о великом сыщике присутствуют общие композиционные элементы. Специалисты вывели универсальную схему их построения, которая даёт наглядное представление о том, что же такое классический «шерлокхолмсовский» сюжет.
    — Каковы особенности композиции рассказа «Пёстрая лента»? Найдите экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

    Учитель объяснит, что экспозиция — это вступительная часть произведения, в которой автор знакомит читателя с героями, временем и обстановкой действия и т. п. В рассказе «Пёстрая лента» первый абзац текста и будет экспозицией, где рассказчик кратко знакомит нас с главным героем. Это, по сути, увертюра, настраивающая читателя, погружающая его в состояние ожидания.
    Появление клиентки, сообщающей о таинственном происшествии, становится завязкой действия.
    Далее идёт развитие действия — расследование, когда Холмс собирает улики, сопоставляет факты, строит предположения.
    Кульминационным эпизодом можно считать «страшную бессонную ночь», проведённую Холмсом и Ватсоном на месте преступления. Читателю открывается неожиданный поворот в расследовании.
    Развязка рассказа представляет собой аналитический разбор фактов Шерлоком Холмсом.

    Предложим ученикам найти в рассказе несколько фраз, при помощи которых Конан Дойль особенно интриговал читателей и в то же время подготавливал развязку событий.
    Очень интересно узнать у ребят, пытались ли они по ходу повествования вместе с Холмсом раскрыть тайну преступления. Какие мысли, предположения возникали в процессе чтения?

    На заключительном этапе нужно вернуться к тому вопросу, который был вынесен в начале обсуждения: что сближает произведения Артура Конан Дойля и Эдгара По?
    Например, Конан Дойль использует тот же приём художественного повествования, когда рассказ идёт от первого лица. Шерлока Холмса мы видим глазами его ближайшего друга и помощника — доктора Ватсона. Врач по образованию, военный хирург, Ватсон выполняет функцию летописца всех деяний Холмса. Появившись в Лондоне, он снял комнату на Бейкер-стрит с работавшим в химической лаборатории больницы Шерлоком Холмсом, которого ему представили как чудака, но человека исключительной порядочности.

    — Как бы вы охарактеризовали доктора Ватсона?
    Ватсон наделён множеством прекрасных качеств. Это прямой и одновременно обходительный человек, обладающий чувством справедливости, надёжный и трогательно привязанный к Холмсу.
    У героев много общего: оба готовы бескорыстно прийти на помощь терпящим бедствие, оба идут навстречу опасности во имя благородных целей. Известный русский философ В.Розанов сравнил Холмса со странствующим рыцарем, защитником слабых и обездоленных, а Ватсона — с его верным оруженосцем.

    В то же время на фоне Ватсона фигура Холмса явно выигрывает. Как и Э.По, Конан Дойль специально вводит менее сообразительного напарника, ведущего повествование. Ему-то сыщик и объясняет в подробностях ход своих рассуждений. У Ватсона двойная функция: увести читателя по ложному следу, поскольку Ватсон обычно даёт уликам неверное толкование, и «возвысить» великого сыщика-детектива, непревзойдённого сыщика.
    Попросим учеников привести примеры из текста, подтверждающие эту особенность детективного жанра.

    Таким образом, функция героя-сыщика — раскрывать тайну, находить преступник ка, а функция рассказчика-повествователя — строить неверные предположения, на фоне которых проницательность героя кажется гениальной, восхищаться наблюдательностью, интеллектом, железной логикой рассуждений героя.
    Как и Эдгара По, Конан Дойля больше всего интересует не преступление кактаковое, а процесс работы мысли.

    Оба детективных произведения имеют одинаковую развязку: идёт подробное аналитическое объяснение фактов, которые помогли достичь цели. Так, в «Золотом жуке» лишь после обнаружения клада Легран рассказывает, что привело его к находке и разгадке шифра, позволившего найти сокровища. И Шерлок Холмс «раскрывает карты» только после разоблачения преступника.

    Необходимо также сравнить и главных героев Э.По и Конан Дойля.
    - Чем похожи Шерлок Холмс и Вильям Легран? В чём особенность каждого из них?
    - Чему бы вы хотели научиться у них? Завершает работу в классе обобщающая
    беседа.
    - Чем отличается детектив от других литературных произведений? Каковы законы этого жанра?
    - Согласны ли вы с мнением, что детектив — это только «лёгкое чтение», массовая, развлекательная литература ? Обоснуйте свою точку зрения.

    Тем из ребят, кто заинтересовался творчеством Артура Конан Дойля, учитель посоветует прочитать такие его рассказы о Шерлоке Холмсе, как «Союз рыжих», «Пляшущие человечки».

    К классикам детективного жанра относятся также Агата Кристи, Жорж Сименон.
    Обращаясь к лучшим образцам детективного жанра, учитель-словесник формирует у учащихся активные читательские потребности, развивает способность раздумывать над поставленными автором проблемами, высказывать свою позицию, что служит в итоге формированию у школьников целостной системы нравственных ценностей, личностного отношения к категориям морали. Учитель делает ставку на воспитание самостоятельной личности, способной мыслить, рассуждать, смотреть на мир своими глазами. Приобщая учащихся к духовному миру писателей, словесник должен побудить ребят к осознанию собственных интеллектуальных и духовных возможностей.

    Таким образом, на уроках внеклассного чтения учитель стремится заинтересовать ученика, увлечь его в мир художественной литературы. Жанр детектива даёт для этой цели благодатный материал. Литература, «овеянная острым и волнующим воздухом тайны» (так образно определял жанр приключения и фантастики К.Паустовский), помогает формированию читательской культуры, подготовке квалифицированного читателя, обладающего художественным вкусом, способного отличать высокохудожественную литературу от низкопробной.


    ЛИТЕРАТУРА
    1. Аллен Г. Эдгар По. - М., 1992.
    2. Зарубежная литература. 10—11 кл. Учебник-хрестоматия: В 2 ч. / Авт.-сост. Н.П.Михальская. - Ч. 2. - М., 2004.


    «Литература в школе» . – 2017 .- № 8 . – С. 40-43.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование