Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Гемотест ачтв www.gemotest.ru/analysis/catalog/achtv/.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

     

    КУРГУЗ Светлана Петровна —
    учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 6
    г. Севастополя

    «ОЧЕНЬ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК» И.А.БУНИН: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО


    XI КЛАСС


    Аннотация. Данный урок поможет представить И.А.Бунина, в творчестве которого в полной мере отразились все противоречия рубежа Х1Х-ХХ веков, сложный момент в судьбе России и её народа.
    Ключевые слова: Бунин, Россия, мастер слова, Нобелевская премия, эмиграция.

    Abstract. This lesson will help to present I.A. Bunin, whose work fully reflected all the contradictions of the turn of the XIX-XX centuries in the hard time for Russia and its people.
    Keywords: Bunin, Russia, master of speech, Nobel Prize, emigration.


    Цель урока:
    — дать учащимся представление о жизни и творчестве И.А.Бунина;
    — развивать умения публичного выступления и аналитического слушания учебного материала;
    — развивать культуру речи, память, мышление, творческие способности;
    — вызвать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя;
    — на примере жизни И.А.Бунина воспитывать чувство патриотизма.

    Тип урока: урок изучения нового материала (урок-портрет).
    Оборудование: мультимедийная презентация; выставка, посвященная жизни и творчеству Бунина; рабочие тетради, тексты стихотворений.

    Эпиграф к уроку:

    Я русский человек, и это с годами не проходит.
    И.А.Бунин

    Ход урока

    Учитель. Его огромный и бесспорный талант был оценён современниками по достоинству не сразу, но с годами всё более утверждался в сознании читающей публики. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм — это лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Кто он, великий мастер слова, глубокий лирик, знаток души русской?
    Это Иван Алексеевич Бунин.
    Бунин — одно из самых ярких имён русской литературы. Готовясь к уроку, читая стихи Бунина, я думаю, вы обратили внимание на музыкальность его произведений. Мне кажется, что стихи его созвучны музыке Л.Бетховена. Поэтому наш биографический этюд о Бунине начинается с музыки. (Звучит музыка Бетховена, отрывок из «Лунной сонаты».)
    Л.Толстой сказал о его изобразительном мастерстве: «...написано, что и Тургенев не написал бы, а уж обо мне и говорить нечего». Так оценивали творчество великого мастера слова, замечательного русского поэта, писателя, написавшего произведения о русской жизни, о русском человеке.    На 1-м слайде портрет И.А.Бунина.

    Учитель. Всмотритесь в этот портрет. Бунин сидит на длинной пустой скамье. Одинокий и вместе с тем гордый изгнанник... Писатель отдалён от всех: от чуждого мира, от России. На долгих три года он был отлучён от неё. Но жил во имя России, писал только о России и мечтал, чтобы его книги дошли до его народа.

    В стороне далёкой от родного края
    Снится мне приволье тихих деревень, —

    писал он в одном из своих стихотворений.

    Сегодня на уроке мы узнаем об «одинокой страннической душе» «очень русского человека» Ивана Бунина, перелистаем страницы его жизни и творчества, определим причину тоски изгнанника.

    Задание «Лицо мастера». Рассматривая портрет Бунина, учащиеся называют черты его характера, определяют круг тем и проблем, которые, по их мнению, могли бы интересовать писателя. (Ответы записываются в тетрадь. К этому заданию возвращаемся в конце урока.)      2-й слайд. Страницы детства и юности

    Сообщение учащегося. 22 октября 1870 года на Дворянской улице в Воронеже родился мальчик, которого нарекли русским именем Иван. Его мама, Людмила Александровна Бунина, в девичестве Чубарова, позже рассказывала: «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей». Уже в его младенчестве она знала, что он будет особенным, ибо «ни у кого нет такой тонкой души, как у него». К тому времени, когда родился Иван, материальное состояние семьи сильно пошатнулось. Его отец, Алексей Николаевич, участник Крымской войны, обороны Севастополя, человек порывистый и беспечный, вёл бурную жизнь кутилы и игрока. Мать была беззаветно предана семье, детям, которых у неё было девять.

    Тёплую атмосферу в доме создавала она, нежная и душевно тонкая. Из её уст слышал Ваня сказки и стихи русских поэтов, она играла для сына на фортепьяно. Мальчик читал скопленные десятилетиями, с пушкинских ещё времён, книги из богатой домашней библиотеки. «Мать и дворовые любили рассказывать, от них я много наслушался и песен, и рассказов... Им же я обязан первыми познаниями в нашем богатейшем языке...»

    3-й слайд. Образование
    Сообщение учащегося. «Ни лицейских садов, ни царскосельских озёр и лебедей, ничего этого мне, потомку "промотавшихся отцов", в удел уже не досталось», — сознавал Бунин. Бедность заставила его девятнадцатилетним юношей покинуть родовое гнездо «с одним крестом на груди». Из имения Озерки Елецкого уезда Бунин вышел в мир уже с жизненным багажом — знанием народного и мелкопоместного быта, деревенской интеллигенции, с очень тонким чувством природы, с сердцем, открытым для любви.

    4-й слайд. Любовь
    Сообщение учащегося. В 20 лет к нему пришла любовь. Глубоко, без остатка, захватило его чувство к Варваре Пащенко, женщине чёрствой и расчётливой. Любовь слепа. Отец девушки, весьма состоятельный и практичный человек, врач, был против брака с Иваном Алексеевичем. Варвару, как и её родителей, отпугивала бедность Бунина. Она отвергла предложение Бунина обвенчаться тайно. Юношеская любовь оказалась невечной.

    4-й слайд. Рождение Николая. 1898 год Сообщение учащегося. Внезапно и быстро, после нескольких дней знакомства, Бунин женится на Анне Цакни. Брак оказался недолговечным. После разрыва с Анной у Бунина родился сын. Иван Алексеевич очень был привязан к нему, но не мог часто видеть. Этот очаровательный ребёнок умер в пятилетнем возрасте от менингита. Больше детей у Бунина не было. Он чувствовал, что не создан для семейного очага и что должен идти своим путём.

    5-й слайд. Семейное счастье Ученица в роли Веры Муромцевой.
    После неудачного брака Иван Бунин дал сам себе обещание, что больше никогда не будет пытаться создать семью. Однако уже в 1906 году он влюбился в меня, Веру Муромцеву. Я стала его супругой лишь через 16 лет. Вспоминая тот непростой период взаимоотношений, когда я тайно была влюблена в Бунина ещё со времён учебы в гимназии, он в 1917 году написал стихотворение «Мы рядом шли, но на меня...». Это произведение посвящено началу нашего бурного и очень красивого романа, и ему удалось с удивительной точностью передать те ощущения, которые испытывали мы, двое людей, только начинающих осознавать взаимную привязанность. Я сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, скромного самоотвержения, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось ему. Наш роман составил сюжетную основу пятой книги «Жизни Арсеньева», выходившей отдельно под названием «Лика». Иван Алексеевич в 37 лет обрёл семейное счастье. Тот день, когда я обратила на себя внимание, Иван Алексеевич запомнил с удивительной точностью и спустя годы сумел воспроизвести каждую мелочь.

    (Юноша читает стихотворение на фоне музыки.)

    Мы рядом шли, но на меня
    Уже взглянуть ты не решалась,
    И в ветре мартовского дня
    Пустая наша речь терялась.
    Белели стужей облака
    Сквозь сад, где падали капели,
    Бледна была твоя щека
    И, как цветы, глаза синели.
    Уже полураскрытых уст
    Я избегал касаться взглядом,
    И был ещё блаженно пуст
    Тот дивный мир, где шли мы рядом.     (Музыка стихает.)

    6-й слайд. Литературная деятельность. Первые шаги
    Сообщение учащегося. Началом серьёзной литературной работы Бунин считал 1893 год, когда в журнале «Русское богатство» появляется его рассказ из сельской жизни «Танька». Он приносит Бунину известность в литературных кругах Петербурга. «То, что я стал писателем, вышло как-то само собой, определилось так рано и незаметно, как это бывает только у тех, кому что-то на роду написано», — вспоминал он. Бунина-прозаика по-настоящему заметили после «Антоновских яблок» (1900), с которых и начинается его классическая проза. Рассказ построен как лирический монолог-воспоминание, через который проходит мотив прощания с разоряющимися дворянскими гнёздами и уходящим в прошлое усадебным миром.

    7-й слайд. Эмиграция
    Сообщение учащегося. Разруха в стране, неопределённость будущего и массовый отъезд интеллигенции из России отозвались болью в сердце писателя. Бунин, как писала Вера Николаевна, был раздавлен событиями. «Я не хочу стать эмигрантом. Для меня в этом много унизительного. Я слишком русский, чтобы бежать со своей земли», — писал Бунин. Решение покинуть Россию приходило нелегко. Всё медлил и медлил Иван Алексеевич. В начале февраля 1920 года на французском пароходе «Спарта» вместе с женой он покинул красную Одессу.
    Итак, Бунин — добровольный изгнанник. Семья прибыла в Париж. Несмотря на то что Бунина во Франции почитали, у него однажды вырвались горькие слова: «Как обидно умирать, когда всё, что душа несла, выполняла, никем не понято и не оценено по-настоящему!»

    (Юноша читает стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». Текст стихотворения на каждой парте.)

    У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
    Как горько было сердцу молодому,
    Когда я уходил с отцовского двора,
    Сказать прости родному дому!
    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
    Как бьётся сердце, горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
    С своей уж ветхою котомкой!

    Учитель. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?..
    — Я почувствовала боль, тоску поэта, оказавшегося без родного дома, вдали от родины.
    — «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора», — горько сетует лирический герой и ещё раз повторяет: «У зверя есть нора, у птицы есть гнездо...» Это говорит о силе любви к покинутому дому и о душевной боли человека, вынужденного жить в «чужом, наёмном доме». Я разделяю его боль, я её понимаю...
    — Стихотворение запоминается сразу не потому, что короткое, а потому, что чувство поэта очень сильное, и сам он его называет не раз, и ты не можешь на это не откликнуться:

    Как горько было сердцу молодому,
    Когда я уходил с отцовского двора,
    Сказать прости родному дому!
    Как бьётся сердце, горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом...

    «Горько», «горестно» — повторением этих однокоренных слов, как и противопоставлением «отцовский двор», «родной дом» — «чужой, наёмный дом», поэт выражает всё, что он трагически переживает.

    — Я обратил внимание на последние строки «Как горько было сердцу молодому / ...Сказать прости родному дому». В этом «прости», мне кажется, и тяжёлое прощание со всем родным, и просьба о прощении за вынужденный уход из дома детства.

    Сообщение учащегося. Тоска по Родине... Память о ней всю жизнь питала его творчество. В Грасе, небольшом городке под Парижем, где жили Бунины долгие годы, были написаны его наиболее значительные произведения. Среди них роман «Жизнь Арсеньева», за который ему была присуждена Нобелевская премия. В официальном сообщении говорилось: «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

    С 1947 года Бунина не оставляли болезни, и вместе с болезнями и полной невозможностью работать материальные его дела пришли в окончательный упадок. Семья впала в большую нужду. «Всё проходит, всё не вечно!» — за этими словами попытка Бунина сохранить мужество. Но ничто не могло заставить его отказаться от мысли о России. Она была в его сердце. «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». В письмах и дневниках Бунин говорит о своём желании возвратиться в Москву. Но в старости и болезнях решиться на такой шанс непросто. Не было уверенности, сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и на издание его книг.

    8-й слайд. На нём отображена карта путешествия Бунина (Полтава, Петербург, Москва, Минск, Киев, Ялта, Берлин, Париж, Германия, Швейцария, Италия, Кавказ, Грасс (опережающее задание-проект). Группа учеников, выполнявших задание составить такую карту, проводит презентацию своей работы.
    Звучит тихая музыка.

    9-й слайд. Итоги жизни и творчества

    Сообщение учащегося. Иван Бунин тихо скончался в ноябре 1953 года... Писатель похоронен на русском кладбище под Парижем. От жизни человеческой, от веков, поколений остаётся на земле высокое, доброе и прекрасное. Только это. Так и от жизни Бунина осталось его высокое, доброе и прекрасное искусство, которое влилось в великую русскую литературу. И останется с нами навсегда необыкновенным ароматом бунинских антоновских яблок...

    В последние годы жизни Бунин выходил из дома один раз в день на прогулку, всегда к вечеру, при закате солнца. Выпрямившись во весь рост, высоко подняв голову, он надолго останавливался. В такие минуты лицо его молодело. Кто знает, о чём он думал тогда? Что вы об этом скажете?

    — Может быть, он думал о быстротечности времени, о том, как любит жизнь...
    — Может, перебирал события жизни, мысленно представлял людей, с которыми был дружен, с кем был знаком...
    — А может, любовался закатом, красками, какими окрашивало уходящее солнце землю, город, небо...
    — В какие-то минуты, часы он, конечно, вспоминал родину, родителей, родной дом.

    Комментарий учителя. Согласна с вами. И тоже представляю, как перед мысленным взором Ивана Алексеевича вставала далёкая Родина, открывались картины родного края, русские дали, родные поля и леса, о которых он писал. (Просмотр презентации-проекта «По бунинским местам», подготовленной учащимися.)

    Учитель. Бунин являет собой редкий пример таланта, одинаково проявившегося как в прозе, так и в поэзии. Под общей обложкой сборников Иван Алексеевич печатал стихи и рассказы. Многие мотивы поэзии Бунина переходили в прозаические произведения.
    Знакомство с результатами выполнения предварительного поискового задания для 1 -й группы: сопоставьте прозаические и стихотворные произведения писателя. Сделайте краткие выводы.

    Знакомство с результатами выполнения задания 2-й группой: найдите интересные факты из жизни Бунина.
    Жизнь Ивана Бунина была богата на события и творческие свершения. По сей день в литературоведческих кругах идут дискуссии о писательском наследии классика, раскрываются интересные факты из жизни Бунина.

    * Иван Алексеевич родился поздней осенью, и это время года навсегда осталось его самой любимой темой.
    * Иван Алексеевич начал писать стихи с 7 лет.
    * Любимым занятием писателя в юности и до последних лет было определять суть человека по его виду: по форме затылка, по рукам.
    * Иван Бунин собирал коллекцию фармацевтических флаконов и коробочек, которая заполняла несколько чемоданов.
    * Известно, что он отказывался сесть за стол, если оказывался тринадцатым по счёту.
    * Как-то Ивана Алексеевича спросили: «У вас есть нелюбимые буквы?» Он ответил: «Терпеть не могу букву "ф". А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».
    * Бунин всегда был в прекрасной физической форме, обладал хорошей пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление.
    * У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актёрский талант. Станиславский звал его в Художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.
    * В доме Бунина всегда царил строгий распорядок. Он часто болел, иногда мнимо, но всё подчинялось его настроениям.
    * Роман «Война и мир» им был прочитан целиком более 50 раз.
    * Нобелевской премией писатель, лишённый «практической смекалки», распорядился крайне нерационально. Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич, не считая денег, устраивал пирушки, раздавал «пособия» эмигрантам, жертвовал средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чем.

    Знакомство с результатами выполнения задания 3-й группой: проведите заочную экскурсию в дом-музей Бунина в Орле.
    Знакомство с результатами выполнения задания 4-й группой: познакомьте одноклассников с отзывами современников о поэзии Бунина.
    Отзывы эти были неоднозначны. Н.Гумилёв убеждал: «Стихи Бунина... надо считать подделками, прежде всего потому, что они скучны, не гипнотизируют. В них всё понятно и ничего не прекрасно».
    А.И.Куприн после выхода сборника «Листопад» отмечал «редкую художественную тонкость... в передаче настроения».
    А.Блок признал за Буниным право на «одно из главных мест» в современной русской поэзии.
    М.Горький о «Листопаде» говорил: «...когда я буду писать отзыв о Вашей книге стихов, я... буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже горячо люблю, которым наслаждаюсь всегда... Чего желал бы я... Вашему перу — твёрдости! То есть — бодрого духа, радости душевной. Засиять бы Вам однажды в стихах, улыбнуться бы весело людям».
    А.П.Чехов предсказывал, что из Бунина выйдет «большой писатель».

    Подведение итогов урока

    Учитель. Главной темой своего творчества Бунин назвал изображение души человеческой. «Меня занимает главным образом душа русского человека в глубоком смысле...» — писал Иван Алексеевич. Бунин с большим сочувствием относился к русскому народу, глубоко верил в его душевное здоровье и могучие нравственные силы. Трагическое осознание того, что он навсегда потерял Россию, не покидало писателя до последних дней его жизни. Именно в разлуке с Родиной, вдали от неё Бунин нашёл самые нежные слова о ней, которые он раньше стеснялся произнести вслух. Вера в Россию.

    Возвращаемся к заданию «Лицо мастера». Рассматривая портрет в начале урока, учащиеся назвали черты характера, отразившиеся в портрете Бунина, определили круг тем и проблем, которые могли бы интересовать автора. Просим сравнить ответы до и после первого знакомства с жизненным и творческим путём Бунина.

    Работа в группах

    Задание 1-й группе: раскройте смысл эпиграфа к уроку: «Я русский человек, и это с годами не проходит» (А.И.Бунин).
    Задание 2-й группе: в течение урока отметьте ключевые слова и создайте кластер «Иван Бунин». Презентация работы.
    Задание 3-й группе: напишите письмо мастеру слова, выразив свои мысли и чувства по прочтении одного из его стихотворений. Презентация работы.
    Задание 4-й группе: подумайте, какие три важных для вас вопроса вы бы задали Ивану Алексеевичу, случись у вас встреча с ним. Презентация работы.
    Учитель. Судьба России — это судьба Бунина, его боль, его надежда. У них общая судьба. Родина-мать дождалась своего сына, хотя он и похоронен на русском кладбище под Парижем. Дорога эта оказалась долгой. Это дорога его произведений к нашим сердцам. 10-й слайд.

    Домашнее задание
    1. Выучить наизусть одно из стихотворений Бунина. Обосновать свой выбор.
    2. Прочитать рассказ «Антоновские яблоки» Бунина.

     

    ЛИТЕРАТУРА


    1. БАБОРЕКО А.К. Бунин: жизнеописание. - М., 2004 (ЖЗЛ).
    2. МИХАЙЛОВ О.Н. И.А.Бунин в жизни и творчестве. — М., 2010.
    3. СМИРНОВА Л.А. Бунин: жизнь и творчество. — М., 1991.
    4. Бунин в воспоминаниях современников: http://lit-helper.com/p_I_A_Bunin_v_vospommaniyah_sovremennikov.

     

    "Литература в школе" . - 2017 . - № 7 . - С. 11-14.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование