Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

     

    КОЛОКОЛЬЦЕВ Евгений Николаевич -
    доктор педагогических наук, профессор Московского государственного областного университета


    «.. .ДУМАЛ УЖ О ФОРМЕ ПЛАНА...»

    СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Аннотация. Автор обращается к вариантам составления плана эпических произведений, которые передают особенности литературного сюжета, фиксируют внимание учеников на жанровых особенностях произведений и роли рассказчиков в них.

    Keywords: plan, synopsis, plot, story elements, composition, genre, narrator,
    Ключевые слова: план, конспект, сюжет, элементы сюжета, композиция, story, travel notes, жанр, рассказчик, повесть, путевые записки.


    Составление плана художественного произведения — привычный и давно распространённый способ усвоения учеником содержания произведения. План позволяет осмыслить последовательность событий, воссозданных в произведении, увидеть и понять живую связь его частей. Фиксируя в плане узловые повороты в развитии действия, подрастающий читатель поневоле связывает с чередой эпизодов поведение и поступки действующих лиц, делает первые шаги к пониманию системы образов в произведении. Отображение в плане художественного произведения его событийного ряда неизбежно ведёт школьников к познанию особенностей построения произведения.

    В отечественной методике работе над планом всегда придавалось большое значение. Так, В.И.Водовозов в книге «Словесность в образцах и разборах» рекомендует воспитанникам после подробного рассмотрения частей «Старосветских помещиков» Н.В.Гоголя «писать конспекты следующего рода»: «описание комнат дома, где жили Афанасий Иванович с Пульхерией Ивановной». Методист приводит пример конспекта этой части произведения (подробный план. — Е.К.), состоящего из назывных предложений и вопросов, которые предлагают читателю приглядеться к подробностям («Описание главных частей: печей, картин на стенах и пола»; «Какой был пол?» и т. п.). Если в конспектах к «Старосветским помещикам» главное для методиста — «разбор содержания», то в конспекте описания степи из повести Гоголя «Тарас Бульба» внимание воспитанников сосредоточивается на «разборе слога», «свойствах образного языка». Конспект (развёрнутый план. — Е.К.), состоящий из 47 пунктов, является основой работы над слогом писателя, в котором методиста привлекают метафоры, имена прилагательные, эпитеты, синонимы, аллегория, речь образная и речь обыкновенная (1, с. 461—494).

    Передавая событийный ряд поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», методист конца XIX — начала XX века Ц.П.Балталон в книге «Пособие для литературных бесед и письменных работ» приводит конспект содержания поэмы Лермонтова. Вот как представлял себе конспект содержания (план поэмы. — Е.К.) известный методист:

    Мцыри (1839)

    Конспект содержания
    I. Описание развалин грузинского монастыря. II. История поступления Мцыри в монастырь и его бегства. III. Исповедь умирающего: о побуждениях к бегству, бегство из монастыря, пробуждение на краю пропасти, утоление жажды, встреча с грузинкой, отчаяние среди леса, борьба с барсом, возвращение к прежнему месту, болезненный бред и песня рыбки, предсмертные желания и примирение с людьми (2, с. 59).

    Внимательный читатель, всматриваясь в конспект содержания и деление поэмы на части (I, II, III), поймёт, что в основу этого произведения положена исповедь главного героя, которая занимает большую часть произведения.

    Весомый вклад в методику и систему планирования литературного произведения внесла М.А.Рыбникова в обстоятельной статье «Работа над планом». «Текст плана, — утверждает методист, — это одна из самых ответственных форм работы над произведением; это работа логическая и языковая одновременно. Это работа над содержанием произведения и одновременно над его композицией». Методист последовательно знакомит читателя со сложным планом сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и обстоятельным комментарием к нему; с рождением плана в процессе коллективного осмысления VI главы романа А.С. Пушкина «Дубровский». Большой интерес вызывает предложенный методистом план рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре», «разбитый на три колонки. Первая колонка даёт ход событий в рассказе (тема). Вторая колонка выявляет идейную направленность рассказа (идея)». Третья колонка раскрывает композицию рассказа. Методист приводит в статье подробный план рассказа, который адресуется учителю, но в сильном классе, по мнению автора, он может использоваться в двух колонках (ход действия и композиция). Интересны суждения методиста о том, что «стиль произведения должен быть, по возможности, отражён в плане», йотом, что читатель может передать в плане «свои заключения и обобщения, подчёркивая идейную направленность произведения» (см. план к III главе «Песни про купца Калашникова»). Методист считает, что составление плана, который соединяет «смешение различных подходов к произведению», порой является сложной задачей для ученика. И тогда «работа делается целиком под руководством учителя», который в итоге может продиктовать план учащимся. Таков план «Песни о вещем Олеге», в котором заголовки, передающие содержание баллады, соединяются «с наименованием композиционных долей рассказа». Завершая статью, М.А.Рыбникова подчёркивает: «План — это отчёт о прочитанном, показатель развития; план — это экзамен на хорошего читателя» (3, с. 193-204).

    Современные программы по литературе и сопутствующие им учебники уделяют большое внимание составлению планов литературных произведений или отдельных частей художественного текста. Работа над планом традиционно трактуется как работа логическая, ведущая школьников к познанию содержания и композиции произведения, и как работа, ведущая к совершенствованию речи учащихся. Особенности каждого художественного произведения всегда помогают найти нестандартные подходы к составлению планов и опираться на теоретико-литературные познания школьников.

    Умение определять главные эпизоды в литературном произведении и устанавливать причинно-следственные связи между ними формируется уже в 5 классе.

    Экспозиция

    История с Татьяной

    История с собакой

    Эпилог

     

    Экспозиция

    Экспозиция

     

     

    Завязка

    Завязка

     

     

    Развитие действия

    Развитие действия

     

     

    Кульминация

    Кульминация

     

     

    Развязка

    Развязка

     


    Таблица 2. Сюжетный план рассказа И.С.Тургенева «Муму» (план-трафарет)

    Экспозиция

    История с Татьяной

    История с собакой

    Жизнь Герасима в деревне.

    Жизнь Герасима в Москве. «Так прошёл год...»

    Экспозиция. История Кантона Климова

    Экспозиция. Герасим находит собачонку и трогательно заботится о ней

    Завязка. Намерение барыни женить Капи-тона на Татьяне

    Завязка.

    «Так прошёл ещё год...». «Неожиданное обстоятельство».

    Приказание барыни избавиться от собаки

    Развитие действия. Рассказ о симпатии Герасима к Татьяне и опасениях дворецкого

    Развитие действия. Похищение Муму. Возвращение собаки. Новое решение барыни избавиться от Муму.

    Кульминация. Герасим привёл «хмельную» Татьяну прямо к Капитону

    Кульминация. Прощание Герасима с Муму

    Развязка. «Прошёл ещё год...». Отъезд Татьяны и Капитона в дальнюю деревню. Прощание Герасима с Татьяной

    Развязка. Возвращение Герасима в деревню. «Через два дня он был уже дома...»

     

    Умению школьников разбираться в системе событий в произведении, протекающих во времени, разбираться во взаимоотношениях персонажей поможет формирование представлений о сюжете и его основных элементах: экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации и развязке. Формирование понятия о сюжете может быть связано с изучением любого художественного произведения, в котором представлена цепь событий, сменяющих друг друга и данных в пространственно-временных изменениях. Удобный материал для формирования представлений о сюжете даёт рассказ И.С.Тургенева «Муму». В тургеневском рассказе можно выделить следующие неравные части: экспозицию, главную часть и эпилог. Но главная часть распадается на две больших части: это рассказ о любви Герасима к Татьяне и рассказ об истории с собакой. При этом каждый из компонентов главной части имеет свою экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, что даёт возможность говорить о четырёх частях рассказа. После чтения рассказа вниманию школьников необходимо предложить сюжетный план рассказа, оформленный в виде таблицы, которая состоит из четырёх колонок, каждая из которых имеет своё название и соответствует четырём частям рассказа. Сюжетный план рассказа может получить название плана-трафарета, который потребует повторного обращения к художественному тексту и последовательного соединения с указанными элементами сюжета жизненных ситуаций из тургеневского рассказа. Домашняя работа учеников будет связана с заполнением плана-трафарета, который получат ученики в виде раздаточного материала в формате А4, конкретными событиями рассказа (таблица 1).

    Элементы сюжета, отделённые значительными промежутками времени, повторяются во второй и третьей колонках плана, что позволит учащимся укрепить свои представления об элементах сюжета. Сюжет как система событий в литературном произведении потребует перед домашней самостоятельной работой учительских пояснений. Экспозиция — вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события и обстоятельства, начинающие развёртывание сюжетного повествования. Важно подчеркнуть, что рассказ «Муму» имеет начальную экспозицию и внутреннюю экспозицию, которая предшествует повествованию в каждой из главных частей рассказа. Завязка — начальный момент в развитии событий, раскрытых в художественном произведении, исходный эпизод, определяющий последующее развёртывание действия. Развитие действия — ход событий, последовательно развёрнутых в произведении. Кульминация — высшая точка напряжения в развитии действия, подготавливающая развязку. Развязка — заключительный момент в развитии действия, разрешение конфликта, завершение сюжета. Эпилог — часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев после всех изображённых событий. Заполненный учениками план-трафарет может приобрести примерно следующий вид (Таблица 2).

    Возможны неточности и частные ошибки учеников при заполнении плана. Его обсуждение в классе потребует терпеливой учительской работы, уточнения и исправления заголовков. Такой план является одним из возможных этапов разбора тургеневского рассказа, когда не только формируется понятие о сюжете, но и устанавливается живая связь между основными событиями рассказа. Желательно, чтобы ученики не прошли мимо писательских указаний на продолжительность событий («Так прошёл год...» и пр.).

    Планы-трафареты могут сопровождать изучение целого ряда произведений. Хороший материал для составления такого плана даёт, например, сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна», в которой художник слова ведёт задушевную беседу с читателем, обращаясь к нему с вопросами или восклицаниями, на которые даёт ответ в сказочном повествовании. Эти обращения вносятся в левую часть плана. Задача учеников состоит в том, чтобы, ответив на каждый из вопросов писателя, заполнить правую часть плана сказки, заголовки частей которой будут представлять собой повествовательные или назывные предложения (таблица 3).

    Таблица 3. План сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»  (план-трафарет)

    Обращения к читателю

    Эпизоды сказки

    Отчего так оплошал

    Наш разумный царь Матвей?

    Предсказание «старой, злой» чародейки, не приглашённой на пир

    Как от смерти дочь спасти?

    Царь издаёт указ, запрещающий прясть

    Что-то, что-то будет с ней!

    Царевна, уколовшись веретеном, засыпает

    Что ж случилося?

    И т. д.

    Что ж явилося очам Сына царского?

    И т. д.

    И что же там?

    И т. д.

    Что ж разрушит силу сна?

    И т. д.

    Что ж осталось досказать?

    И т. д.


    План-трафарет может представлять интерес и при изучении сложных по архитектонике произведений, включающих в себя компоненты рамочного текста (эпиграфы, авторские примечания и послесловия, внутренние заглавия, вводные эпизоды, лирические отступления). Вопросы и задания учителя, ориентирующие школьников на постижение особенностей композиции произведения, и могут стать основой такого плана, который потребует заполнения.

    Повесть А.С.Пушкина «Выстрел» в ряде школьных программ рекомендована для текстуального изучения в 6 классе (программа под ред. В.Ф.Чертова, программа для 5—9 классов под ред. В.Г. Маранцмана).

    Из вступительного слова учителя шестиклассники узнают, что повесть «Выстрел» является частью цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». В этих повестях Пушкин взял на себя роль издателя, а авторство приписал условному автору, провинциальному помещику Белкину, который собирал анекдоты из уездной жизни.
    В основу повести «Выстрел» легло воспоминание о кишинёвском приятеле Пушкина — бесстрашном дуэлисте и боевом офицере Ли-пранди. Важно обратиться и к автобиографическому характеру повести. В «Выстреле» нашла отражение и кишинёвская дуэль Пушкина с офицером Зубовым, на которую поэт явился с черешнями и завтракал ими во время поединка. После выстрела Зубова Пушкин покинул место дуэли, не использовав своё право на ответный выстрел. Стиль «Повестей Белкина» отличается «точностью и краткостью» как «первыми достоинствами прозы». На вопрос одного из знакомых: «Кто этот Белкин?» — Пушкин ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

    После чтения повести проверка её восприятия учениками осуществится по следующим вопросам:
    — Сколько рассказчиков в повести?
    — Почему Сильвио отказался от дуэли с поручиком, которого он назвал «пьяным сумасбродом Р***»?
    — Кто рассказывает о первой дуэли Сильвио с «молодым человеком богатой и знатной фамилии»?
    — Кто рассказывает о второй дуэли Сильвио и его мести?
    — Как соотносятся сцены первой и второй дуэли? Какие детали в сценах первой и второй дуэли повторяются в обоих рассказах?

    Попутно с беседой по этим вопросам на классной доске составляется план, структуру которого определят рассказы от автора, рассказы Сильвио и графа. План целесообразно выстроить в три колонки: рассказ от автора («Несостоявшаяся дуэль»), рассказ Сильвио («Первая дуэль»), рассказ графа («Вторая дуэль»). Основу плана-извлечения составят краткие выписки из художественного текста, имеющие непосредственное отношение и к несостоявшейся дуэли Сильвио, простившего поручика, и к двум дуэлям Сильвио и графа. План будет нацелен на сопоставления сходного в художественном тексте. Такой план предполагает погружение школьников в текст, внимательное отношение к слагаемым рассказа, которые соотносятся друге другом. Итоговый план будет отличаться от привычных для школьников кратких планов, поскольку включает в свой состав пространные выдержки из художественного текста. Этот план, фиксирующий внимание школьников на смене рассказчиков, может быть основой для выборочных пересказов, включающих в свой состав выписки из текста, и даст материал для рассказа о литературном герое. «Какая-то таинственность окружала его судьбу...» Ученики, следуя за художественным текстом, увидят таинственность судьбы Сильвио в том, что, будучи штатским, он вращается в обществе офицеров, что он русский, но носит иностранное имя, что он беден, но щедр и расточителен, наконец, в том, что он храбр, но отказывается от дуэли с поручиком. Движимый местью за поруганную честь, он проявляет благородство натуры и в первой, и во второй дуэли с графом (таблица 4).

    Таблица 4. Три рассказчика в повести А.С. Пушкина «Выстрел» (план-извлечение)

     

    Рассказ от автора

    Рассказ Сильвио

    Рассказ графа («известной особы»)

    1 глава

    1 глава

    II глава

    Несостоявшаяся дуэль

    Первая дуэль

    Вторая дуэль

    ... Какая-то таинственность окружала его судьбу...

    «...перед разлукой я хотел с вами объясниться»

    «...пустьже узнает, как Сильвио мне отомстил»

    «Неужели Сильвио не будет драться? Сильвио не дрался. Он довольствовался очень лёгким объяснением и помирился»

    «...я не имею права подвергать себя смерти... враг мой ещё жив»

    «...выстрел за мною; я приехал разрядить мой пистолет; готов ли ты?»

     

    «...уступал ему первый выстрел: противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастья»

    «...я не привык целить в безоружного. Начнём сызнова; кинем жребий, кому стрелять первому», «...я вынул опять первый нумер. "Ты, граф, дьявольски счастлив", — сказал он с усмешкою...»

     

     

    «Что пользы мне лишать его жизни, когда он ею вовсе не дорожит?» Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен...»

    «Будете ли вы стрелять или нет?» — «Не буду, — отвечал Сильвио, — я доволен: я видел твоё смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести»



    План-извлечение близок к цитатному плану, который всегда стремится к компактности. Напротив, план-извлечение характеризуется большей развёрнутостью, вниманием к деталям художественного текста, привлекает возможностью сопоставления сходных элементов повествования. План-извлечение тяготеет к краткому выборочному пересказу произведения.

    В рассказе И.А.Бунина «Цифры» семь глав. Семь — сакральное число, напоминающее о семи днях сотворения мира. Учитель напомнит школьникам, что в Священной истории, в Ветхом Завете так рассказано о Сотворении мира. В первый день создал Бог небо и свет, во второй — земную твердь, в третий день Господь Бог повелел, чтобы вода на земле собралась в ручейки, реки и озёра.

    В четвёртый день Бог сказал: «Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю» — это солнце, луна и звёзды. В пятый день Милосердный Бог сказал: «Пусть в воде живут рыбы, а по воздуху летают птицы». В шестой день Господь сотворил животных и зверей земных — таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. В шесть дней был создан весь мир. Не доставало ещё одного творения. И вот Богу было угодно создать человека. В седьмой день Бог заповедал людям почитать Бога, молиться, читать священные книги.
    В рассказе «Цифры» нет речи о Сотворении мира. Он посвящен сотворению души ребёнка, неукротимой жажде познания мира растущим человеком. Время действия рассказа — всего один день, с утра до вечера, день, данный в воспоминаниях взрослого человека. Описание этого дня разделено на семь глав, каждая из которых является ступенькой в познании жизни ребёнком, ступенькой в развитии сложных взаимоотношений взрослых и детей. Рассказ, повествующий о противоречиях ребёнка и взрослых, содержит в себе начало житийное: обращение к общечеловеческим ценностям. Не может не привлечь внимания концовка VI главы от слов: «Счастье, счастье!» — до конца главы, которая представляет собой уникальный авторский краткий художественный пересказ предыдущих глав. Школьники способны увидеть в нём персонификацию (олицетворение) «жизни» и с особым вниманием остановятся на словосочетаниях: «жизнь ответила», «жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды», «не дрогнул ни один мускул налице жизни...». Такой взгляд на общечеловеческие, жизненные ценности сохраняется и в начале VII главы: «но жизнь обидчива»; «и жизнь наконец смилостивилась». Так рассказ о поступках ребёнка и взрослого человека в течение одного дня перерастает в рассказ о жизненных ценностях, об обретении счастья, о сотворении душевного мира ребёнка. Самой структурой рассказа, состоящего из семи глав, И.А.Бунин словно бы направляет внимание читателя на то, как трудно в душе ребёнка складываются отношения к сотворенным Богом миру и людям. Мотив Божественного начала неоднократно звучит в рассказе. Учащиеся не пройдут мимо утренней молитвы мальчика: «Отче наш, иже еси на небеси...», вспомнят его «крик беспричинной Божественной радости, что Сам Господь Бог улыбнулся бы при этом крике», отметят упоминания о Боге в репликах героев: «Дай бог поскорее, поскорее завтра!», «Ну уж бог с тобою!».

    В процессе чтения рассказа «Цифры» в классе озаглавливается каждая из глав, и в итоге складывается план (план-оглавление), который может приобрести такой первоначальный вид:

    1. Заветная мечта.
    2. Горячие просьбы.
    3. Отличная игра.
    4. Крики о помощи.
    5. «Вот так мальчик!»
    6. «И ты смирился».
    7. «Один... два... пять...»


    К следующему уроку школьники по заданию учителя усложнят план: составят сложный план, в котором левая сторона получит название «Характер поступков мальчика», а вторая сторона может быть названа «Линия поведения дяди». Перечитывая рассказ дома, школьники внесут в левую колонку наиболее ёмкие выражения, характеризующие поведение мальчика, которое воспринимается и характеризуется дядей. Причём в правой части плана ученики сосредоточат преимущественное внимание на высказываниях взрослого человека о его намерениях определённым образом выстраивать отношения с племянником. В итоге план рассказа может приобрести следующий вид (таблица 5):

    Таблица 5. План рассказа И.А. Бунина «Цифры»

     

    Характер поступков мальчика

    Линия поведения дяди

    1. Заветная мечта

    Забыл обиду и преодолел своё самолюбие

    «Я, видишь ли, очень, очень умный дядя»

    2.Горячие просьбы

    Радость, смешанная с нетерпением

    «Вредно, не полагается баловать детей»

    3. Отличная игра

    Дерзкий блеск в глазах

    «У меня помутилось сознание»

    4. Крики о помощи

    Острое и внезапное оскорбление

    «...правила разумного воспитания...»

    5. «Вот так мальчик!»

    Возвращался мало-помалу к обыденной жизни

    «...я всё-таки выдержал характер»

    6. «И ты смирился»

    Самолюбие было сломлено

    «...делаю вид, что равнодушен»

    7. «Один... два... пять...»

    «...каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своём движении старался ты быть...»

    «Я наслаждался твоей радостью»

    Таблица 6. План повести «Бэла» («путевых записок»)

    «Путевые записки».

    Рассказ странствующего офицера

    История Бэлы.

    Рассказ Максима Максимыча

    Описание Койшаурской долины. «Славное место эта долина!»

    Знакомство с Максимом Максимычем. Подъём на Койшаурскую гору. Ночлег в «дымной сакле» у Гуд-горы.

    «А, чай, много с вами бывало приключений?»

    Подъём на Гуд-гору: «...мне было как-то весело, что я так высоко над миром...».

    Панорама Койшаурской долины: «...тут бы и остаться жить навеки...».

    Переезд через Крестовую гору.

    Буря. Остановка в «скудном приюте».

    «...теперь вы мне доскажете вашу историю про Бэлу...»

    «В Коби мы расстались с Максимом Максимычем...»

    Начало рассказа Максима Максимыча о Бэле («... этому скоро пять лет...»).

    Приезд Печорина в крепость. Под началом Максима Максимыча. Свадьба. Похищение Бэлы Азаматом. В плену. Подарки Печорина

    Продолжение рассказа Максима Максимыча [«Месяца четыре всё шло как нельзя лучше»). Исповедь Печорина. Охота. Похищение Бэлы Казбичем. Ранение Бэлы. Смерть. Похороны Бэлы. Печальные воспоминания


    Такой план, составленный учащимися дома, может иметь множество вариантов, явится шагом к самостоятельному осмыслению мотивов поведения его героев, прежде всего мальчика и его дяди. Школьники по плану, включающему в свой состав ряд ключевых слов и коротких высказываний, подготовят рассказы о Жене и о его дяде, которые будут органично включены в классную беседу о произведении Бунина. Разумеется, эти рассказы учеников напрямую будут связаны со взаимоотношениями героев и поэтому в каждом из пересказов-размышлений возможны повторные обращения к важным для сюжета рассказа эпизодам. И главное — школьники должны выразить своё отношение к поведению мальчика и взрослого человека.

    Обращение к составлению плана может быть вызвано и необходимостью подчеркнуть жанровое своеобразие художественного произведения. Так, при изучении романа Лермонтова «Герой нашего времени», состоящего из отдельных повестей, план поможет показать, что каждая глава обладает своими стилевыми оттенками. Составление плана повести «Бэла» привлечёт внимание учеников не только к особенностям повести как «путевых записок», но и к объективному способу изображения главного героя романа «со стороны», глазами Максима Максимыча. Особый колорит повести «Бэла» придают слова «странствующего офицера»: «Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? — Во-первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, я не могу заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Итак, погодите, или, если хотите, переверните несколько страниц, только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую Гору (или, как называет её учёный Гамба, 1е Mont St.-Christophe) достоин вашего любопытства». Откликнуться на жанровые особенности главы позволит обращение к плану, который будет состоять из двух частей — «путевых записок» (левая сторона) и «истории Бэлы» (правая сторона). В той части плана, которая вторит рассказу странствующего офицера, ученики отметят основные достопримечательности маршрута на перекладных, откликнутся на «волшебные», «великолепные картины», которые встретились путешественникам на горной дороге. Оживят эту часть плана короткие восторженные реплики офицера-повествователя, отмечающего про себя величественную красоту природы этого края, и его непосредственные обращения к Максиму Максимычу во время вынужденных остановок с намерением услышать от штабс-капитана какую-нибудь историю. Максим Максимыч рассказывает историю Бэлы в два раза. Важно, чтобы обращения офицера-повествователя к штабс-капитану, зафиксированные в левой части плана, совпадали по горизонтали с началом или продолжением рассказа Максима Максимыча. На последовательность его рассказа ученики откликнутся короткой фиксацией эпизодов, которые передают историю Бэлы (таблица 6).

    Характеристика повести «Бэла» как «путевых записок» зачастую оказывается неожиданной для школьников, увлечённых историей Бэлы. Они проходят мимо начальных строк повести: «Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан, с остальными вещами, к счастию для меня, остался цел». План повести «Бэла» вызван стремлением учителя-словесника подчеркнуть жанровое своеобразие («путевые записки») первой повести романа. Вместе с тем он обнажает сущность излюбленного Лермонтовым композиционного приёма, когда один рассказ<естроен в другой, а этот, другой рассказ, не исключает, например, и третьего рассказа (исповедь Печорина). Субъективно-исповедальное раскрытие характера Печорина наиболее ярко представлено в «Журнале Печорина». Во время путешествия по горной дороге автор («странствующий офицер») ещё не знал, что записки Печорина едут рядом с ним в тяжёлой поклаже Максима Максимыча. Итак, план повести «Бэла» ведёт школьников к полнокровному усвоению содержания и композиции «путевых записок». Он может быть соединён и с пересказами фрагментов повести, и с выразительным чтением отдельных описаний или эпизодов. Наконец, план содержит и необходимый опорный материал для обращения к первоначальному анализу образов Печорина и Максима Максимыча.

    Художественные произведения, включённые в школьную программу, предполагают вариативность анализа,использование разных путей разбора, продиктованных неповторимым своеобразием произведения. В познании подрастающим читателем целостности художественного произведения, состоящего из отдельных элементов и системы их взаимосвязи, большая роль принадлежит составлению планов разного вида. Разнообразие в подходах к составлению планов определяется особенностями изучаемых произведений.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. ВОДОВОЗОВ В.И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Изд. АПН РФСР, 1958.
    2. БАЛТАЛОН Ц. Пособие для литературных бесед и письменных работ. — Изд. 5-е, значительно дополненное. — М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1904.
    3. РЫБНИКОВА М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М.: Учпедгиз, 1963.

     

    «Литература в школе» . – 2016 . - № 10 . – С. 31-36.

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование