Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    ЧЕРКЕЗОВА Меджи Валентиновна
    доктор педагогических наук, профессор,
    г. Москва

    РАССКАЗ М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ» В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

    Аннотация. В статье предложена отличная от принятой трактовка образа Челкаша: он не босяк, отрицающий правила обычной жизни, а человек обездоленный, лишённый не по своей вине возможности заниматься крестьянским трудом. Но желание заниматься крестьянским трудом живёт в душе Челкаша и ярко проявляется в его отношении к Гавриле, в его разговорах с ним. Не романтизация босяка, а глубокое сочувствие ему звучит в рассказе Горького.
    Ключевые слова: снятие романтизации с фигуры Челкаша, стремление понять и объяснить поступок Гаврилы в финале рассказа, психологизм финальной сцены.

    Чтению и изучению рассказа может предшествовать небольшое сообщение учителя, которое восстановит в памяти учащихся полемику о так называемых двух руслах (романтическом и реалистическом) в раннем творчестве Горького. Мы надеемся, что анализ рассказа «Челкаш», предложенный читателю-словеснику, поможет учащимся сформировать собственное мнение о том, что же представляет собой этот один из самых интересных и неоднозначных рассказов в раннем творчестве писателя.

    Максим Горький (Алексей Максимович Пешков), с одной стороны, был продолжателем лучших традиций русской классической литературы, с другой — новатором, открывшим новую страницу в истории русской литературы.
    Ранний романтический период творчества Горького — это яркая, своеобразная страница в его творческой биографии. Существовало мнение, согласно которому Горький в начале своего творческого пути, с одной стороны, с беспощадной суровостью подлинного реалиста изображал «свинцовые мерзости жизни», с другой — поэтизировал действительность, привнося в неё черты идеального, желаемого. В действительности же и в рассказе «Макар Чудра», и в рассказе «Челкаш», рассматриваемом как реалистический, одинаково ярко выражены романтический колорит, романтическое мироощущение писателя и вытекающие отсюда жанрово-стилистические особенности.

    В статье «О том, как я учился писать» Горький вспоминал: «Изумлён был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе "Челкаш"». Расяказ «Челкаш» был написан затри дня. Рукопись Горький отослал Короленко. Интересен отзыв Короленко о рукописи: «Вы написали недурную вещь. Даже прямо-таки хороший рассказ... Я же говорил вам, что вы реалист!» Но потом, усмехаясь, добавил: «Но в то же время — романтик». Это сказано по поводу рассказа, который принято относить к реалистическому направлению творчества раннего Горького. Отзыв Короленко лишний раз подтверждает всю искусственность деления раннего творчества писателя на романтическую и реалистическую линии. Известно, что Короленко направил рукопись рассказа Горького в журнал «Русское богатство», редактором которого был народник Михайловский. Ему не понравилось, как изобразил Горький крестьянина Гаврилу. Рассказ появился в печати в журнале «Русское богатство» лишьвиюне1895 года, после того как его издателем стал Короленко.

    Необходим небольшой предварительный комментарий к рассказу.

    Меркурий—в Древнем Риме бог торговли.
    Николай Чудотворец (он же Николай-угодник, он же Николай Мирликийский) — один из самых почитаемых христианами святых, покровитель моряков.
    Молебен — краткая церковная служба, в которой верующие обращаются с молитвой к Богу.
    Грех — нарушение закона Божия, воли Божией.
    Загубить душу — по христианскому вероучению, человек имеет душу, в которой соединяются его материальная и духовная сущность. Душа человека бессмертна. Но когда в своей земной жизни человек нарушает заповеди Бога, то есть совершает греховные поступки, он тем самым губит свою душу.
    Дьявол — по христианскому вероучению, злой дух, который толкает людей на греховные поступки.
    Кордон — место, где находится пограничный или заградительный отряд.
    Пестрядинная рубаха — рубаха из грубой ткани с разноцветными нитями.
    Фунт— русская мера веса, равная 409,5 г.

    Анализ рассказа выстраиваем по вопросам и заданиям следующих рубрик.

    Поразмышляем о прочитанном

    Как в начале рассказа описывается гавань? Обратите внимание на проходящий через всё описание контраст между силой, могуществом машин, созданных руками человека, и рваными, потными, отупевшими от усталости людьми, руками которых созданы эти машины и мускулами которых они приводятся в движение. Как называет писатель такое сопоставление? Горький убедительно показывает физическую зависимость людей, создавших могучий материальный мир, от этого мира. Сегодня, наблюдая за неугомонным стремлением наших современников постоянно что-то приобретать, уже возможно говорить о духовной зависимости человека от мира материального. Не случайно современное общество называют обществом потребления. Подумайте над этой мыслью. Согласны ли вы с нею?

    В рассказе два персонажа - Челкаш и Гаврила. Опишите их внешность. Какая деталь подчёркивается во внешности Челкаша, какая — в портрете Гаврилы? Приведите авторские слова, характеризующие этих персонажей.

    Принято было считать, что в этом рассказе Горький романтизирует босяка. Однако текст рассказа не даёт оснований для такого вывода, Горький скорее жалеет его. Мы не узнали из рассказа, почему так сложилась судьба Челкаша, что сломало его, превратило в босяка. Есть лишь смутный намёк на горькую «чашу, которую судьба дала ему испить». Но одно очевидно—душа его жива. Перечитайте то место рассказа, где Челкаш вспоминает о прошлой крестьянской жизни. Эти воспоминания воодушевляют его, в них столько поэзии, душевного тепла. Ясно, что не босяцкая жизнь сделала Челкаша таким душевно щедрым, каким мы встречаем его на страницах рассказа, что основы этого характера закладывались в его прошлом, в прошлой крестьянской жизни. Для Челкаша главное в крестьянской жизни свобода, независимость: «Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля своя — и того её горсть — да она твоя! Король ты на своей земле! У тебя есть лицо... ты можешь от всякого потребовать уважения к себе». Слова Челкаша — это подлинный гимн крестьянской жизни, земле. Именно здесь, в крестьянском труде, подлинная свобода. Свобода босяка Челкаша иллюзорна, он каждую минуту может быть схвачен и отправлен за решётку. При всей внешней независимости он — несвободен и понимает это. Потому так больно ранят его слова Гаврилы: «Вот глядь-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго».

    Одиннадцать лет босячества отделили Челкаша от прошлой крестьянской жизни, но она продолжает будоражить его воображение, наполняет теплом сердце. Расскажите о прошлой жизни Гоигория (Челкаша). Обратите внимание на то чувство глубокой любви к земле, которым окрашено это воспоминание, и на чувство одиночества, «выброшенности навсегда из того порядка жизни».

    Что произошло с крестьянством после революции? Как жили крестьяне в годы советской власти? Вспомните уже изученные произведения, в которых рассказывается о тех преобразованиях, которые произошли в деревне после революции. В чём состояла суть этих преобразований, как отразились они на жизни деревни, на сельских жителях? Почему русская деревня стала умирать? В каких произведениях русской и родной литературы отражён процесс гибели деревни? Не тянет больше земля крестьянина к себе, отлучили людей от земли, и оказались обездоленными и люди, лишённые земли, и земля, оставленная без крестьянского присмотра. Подумайте, справедливо ли это высказывание.

    Мотив независимости, воли, свободы звучит на протяжении всего повествования. Найдите те места рассказа, где он впервые появляется.
    Кажущейся свободе босяка противопоставлена свобода самостоятельного крестьянина, хозяина. Для Гаврилы свобода — это не только «сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь, гуляй, знай, как хошь». Он высказывает серьёзную мысль: «Бога только помни». Как вы понимаете эти слова? Можно ли считать, что Гаврила сознаёт, что свобода — не вседозволенность, она ограничена нравственными нормами, которые даны в религии? Нарушил ли сам Гаврила христианскую заповедь, какую? Есть ли в вашей религии такая же заповедь? Какую христианскую заповедь нарушает Челкаш?

    Что понимает под свободой Челкаш и что Гаврила?
    Обратите внимание на двойственность чувства, которое испытывает Челкаш к Гавриле. С одной стороны, ему нравится этот наивный, доверчивый и добродушный парень «с чистыми голубыми глазами». Он пробуждает в нём воспоминание о прошлой жизни. В каких ситуациях у Челкаша появляется «холодное, злобное» чувство к Гавриле, в груди «нечто вроде ожога»? Какие слова Гаврилы больно ранили Челкаша? Можно ли предположить, что «злобное, холодное» чувство появлялось потому, что, глядя на Гаврилу, Челкаш понимал, как сам низко пал, занимаясь воровством, а потом пропивая легко полученные деньги, что в глубине души он понимал справедливость слов Гаврилы: «Тёмен ты...», «Чай, таких-то, как ты, — много! шатающих...», «Ненужный на земле человек»?

    Гаврила наивен, доверчив, набожен. Вначале он искренне поверил, что Челкаш предложил ему поехать с ним ловить рыбу. Когда же понял, что идёт на «тёмное дело», стал шептать слова молитвы, просить Челкаша отпустить его, укорял Челкаша: «Грешно тебе... душу ведь губишь!» Он обещает, если всё закончится благополучно, отслужить молебен Николаю Чудотворцу. Однако на вопрос Челкаша: «Пошёл бы ещё раз на такое дело ради 200 рублей?» — отвечает утвердительно, несмотря на насмешливое замечание Челкаша: «Стой! А как душу-то загубишь?»

    Вид денег меняет Гаврилу. Перескажите сцену, в которой Гаврила униженно просит Челкаша дать ему деньги. Какие чувства вызывает у вас эта сцена ? Какие чувства к Гавриле испытывал Челкаш?

    Очень просто назвать Гаврилу жадным, как это делает Челкаш. Однако вспомните, каким тяжёлым трудом доставались крестьянину деньги, на что собирался Гаврила потратить деньги, которые просил у Челкаша.

    В чём проявились бесхитростность, простодушие Гаврилы? Попробуем разобраться в чувствах Гаврилы, объяснить его поступок. Взволнованный, возбуждёный только что полученными деньгами, которые стали для него настоящим богатством, способным круто изменить всю его жизнь, Гаврила тут же теряет их, даже не поняв, что случилось. Хотел ли Гаврила убить Челкаша, когда запустил в него камнем? Какие чувства испытал Гаврила, когда совершил свой греховный поступок и увидел, что Челкаш лежит в луже крови? Подумайте над его словами: «Брат, прости! Дьявол это меня... сними грех с души». Как вы понимаете эти слова? Верите ли вы в искреннее раскаяние Гаврилы? В искренность его просьбы о прощении?

    Поговорим о художественном своеобразии рассказа

    Прочитайте выражения: «Пароходы вздыхают и презирают людей», «Море проснулось». Как называется художественный приём, который использовал здесь писатель?
    В рассказе кроме образов Челкаша и Гаврилы есть ещё один художественный образ — образ моря. Море не просто фон, на котором разворачиваются события, оно своеобразный персонаж рассказа, различный в разных ситуациях, соотносящийся с характером Челкаша, который глубоко ощущает красоту моря, такой же свободной и могучей стихии.

    Расскажите, каким было море в разных эпизодах рассказа. Определите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор для описания моря.
    Прочитайте изображение луча прожектора, который Гаврила принял за огненный меч. Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель для его описания?

    Развиваем свою речь

    Челкаш называет Гаврилу телёнком. Объясните, каково значение этого слова в данном контексте. Как вы понимаете выражения «тёмное дело», «больно тёмен ты»? В каком значении употреблено в этих словосочетаниях слово «тёмный», какие ещё значения этого слова вы знаете?

    Расскажите, как вы понимаете следующий художественный образ: «вереница грузчиков, несущих хлеб в животы судов, чтобы заработать несколько фунтов хлеба для себя». Какую картину рисует ваше воображение?

    Объясните выражение: «лицо, искажённое восторгом жадности». Вспомните, что восторг обычно воодушевляет, вдохновляет, освещает лицо. Вероятно, вы никогда не встречали словосочетания «восторг жадности». Тут создан выразительный художественный образ. Раскройте его значение.

    Подумайте над смыслом следующих строк: «Никогда за всю жизнь его, Челкаша, не били так больно». О какой боли идёт речь? Составьте сравнительную характеристику Челкаша и Гаврилы.

    Таким образом, выбранный путь осмысления этого рассказа поможет учащимся задуматься и, возможно, даже понять состояние Гаврилы в тот момент, когда он запустил камнем в Челкаша, не осуждать его слишком строго. Предложенный анализ снимает всякий налёт романтичности с Челкаша, представляя его без всяких прикрас и предлагая скорее пожалеть его. И, главное, он заставляет серьёзно задуматься над судьбой тысяч таких обездоленных крестьян, как Гаврила, не рубить с плеча, осуждая его, понять, как тяжелы жизнь и судьба русского крестьянства. Но это в рассказе как бы отходит на второй план. Не в этом ли причина того, что народник Михайловский не напечатал рассказ в журнале «Русское богатство»? Подумайте над этим. Изложите свои раздумья в свободном жанре эссе.


    «Литература в школе» . – 2016 . - № 11. – С. 26-29.

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование