Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Олег Анатольевич Борсук,
    кандидат географических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова,
    заместитель главного редактора журнала «Живописная Россия»

    ПЛЁС

    Плёс, Плёсо - участок реки между перекатами,
    обычно с ровным течением, с приглубым и плоским дном.

    Э.М. Мурзаев. Словарь народных географических терминов


    В плёсских «воротах», где река Волга прорезала Ростово-Плёсскую моренную равнину, на правом высоком берегу на узких ступенях речных террас, а также в устье притока Волги реки Шохонки уютно примостился городок Плёс, известный происходившими здесь историческими событиями и прославленный кистью великого художника Исаака Левитана. Он донес до нас образ малого города, своеобразного волжского символа, неброской красотой своей сливающегося с природным ландшафтом. Над городом, на коренном берегу у устья реки Шохонки в 1410 г. князем Московским Василием Темным была возведена деревянно-земляная крепость, защищавшая Кострому и Москву от татаро-монгольских набегов.

    С самой возвышенной части города, где прежде располагалась Троицкая слобода, открывается пленяющий взор вид на царственно-величественную Волгу, синеющие дали и скаты холмов, оставшихся в память о древнем леднике. Холмы одеты березовыми рощами.


    История края уходит корнями в глубь веков. Обжит он был с незапамятных времен. На его территории когда-то обитали фино-угорские племена меря, а позднее - славяне. Окружающие ландшафты были поистине кормящими: пушные и иные звери, обилие рыбы круглый год (в глубоких ямах Волги рыба собиралась на подледную зимовку, спасаясь от заморов), удобные для скотоводства земли - заливные луга, да и водная дорога - Великий волжский путь. Археологи обнаружили более ста памятников - свидетелей давности освоения края, в том числе и следы крепости, возникшей в пределах Ростово-Суздальского княжества за три века до эпохи Василия Темного.

    В XII-XIII веках в районе нынешнего Плёса жили древнерусские племена, ассимилирующие местное туземное население. Селища тянулись вдоль реки. Жители занимались хлебопашеством, рыбной ловлей. В те времена, судя по находкам крупных крючков, и рыба была крупнее, и осетровых рыб хватало. Очевидно, что упомянутый в летописях и подтвержденный находками археологов город Чувиль существовал на территории Плёса. В городе работали искусные гончары, кузнецы, резчики по дереву, ювелиры.

    Чувиль был одним из русских городов, разграбленных и сожженных полчищами Батыя. В «Повести о разорении Рязани Батыем» среди разрушенных татаро-монголами городов упомянут и он.

    Но и после победы над ней на Куликовом поле Золотая Орда тревожила Русь. В 1409 г. мурза Эдигей напал на Москву. Князь Василий с семьей укрылся в Костроме и вскоре принял решение о создании крепости - оборонного опорного пункта на Волге. Сын Дмитрия Донского князь Василий «повеле рубити град Плёсо» в 1410 г. Этот год считают датой основания Плёса. К его 500-летию, отмечавшемуся в 1910 г., на территории бывшей крепости был открыт памятник князю Василию Дмитриевичу работы скульптора С.Алёшина. И сегодня, преодолев достаточно крутой подъем, через проем в оплывших и осевших оборонительных валах с южной стороны крепости оказываемся на ровной площадке, где размещались воины и другие служилые люди. Позже здесь была воздвигнута скромная каменная церковь.

    Глубокие овраги расчленили берег Волги. Перепад высот достигает здесь 40 м. Древнее городище времен начала русской колонизации Поволжья во второй половине XII века заняло мыс берегового плато, возникший в месте впадения речки Шохонки в Волгу, и имело площадь менее одного гектара.

    Возрожденная в начале XV века крепость прекрасно встроилась в рельеф, защищаемая крутояром к долине реки Шохонки и обрывистым Глинным оврагом, между которыми был прорыт глубокий ров. Вынутый при этом грунт был использован при насыпке оборонительного вала по южной стороне городища. В крепость вел мост, переброшенный над рвом. К нему сбегались дороги из Нерехты, Шуи и Кинешмы. Только в конце XVIII века на месте моста возникла дамба-насыпь. Размер крепости - 160x220 м - был достаточен для обороны городка с южной стороны, да и мысовое господствующее положение над Волгой позволяло контролировать прямолинейный отрезок ее долины. Из крепости, по углам которой были поставлены башни, просматривались русло Волги и лежащие на противоположном берегу Серковская слободка да деревня Сторожёво, что ниже по течению, где также выставлялся дозор.

    На реке от крепости до Сторожёво каменные гряды, сложенные валунами размываемой морены, оставляли лишь узкий проход для судов.
    Угроза со стороны Золотой орды не снималась вплоть до середины XVI века. Вокруг крепости выросли слободы посадских людей: Троицкая, Набережная, Заречная. Троицкая находилась наверху - на возвышенной части, около крепости, две другие слободы вытянулись вдоль русла Волги, освоивузкие площадки надпойменных террас и долину реки Шохонки.



    Крепость, поначалу служившая обороне Древней Руси, в XVI веке стала базой ответных наступательных действий, а позже - тылом. Плёс не раз становился сборным пунктом русских войск. Иван Грозный в 1552 г. собирал здесь воинство для похода на Казань, а в 1612 г. из Плёса на левый берег переправлялось ополчение под командованием Минина и Пожарского, шедшее через Кострому для освобождения Москвы. Через два столетия здесь вновь формировалось народное ополчение - для борьбы с Наполеоном.

    В период Великой Отечественной войны город принимал эвакуированных, в нем размещалось и работало Московское театральное училище.
    Через 20 лет после покорения Казани в духовной грамоте царя против «города Плёсо» было сделано примечание: «Плёсо ныне село», что свидетельствует об утрате городом укрепления.

    С конца XVII века начался новый этап в жизни поселения. Появились каменные храмы. Первым из них был Успенский собор, воздвигнутый в 1699 г. на месте деревянного, весьма древнего, построенного, возможно, даже в домонгольские времена. В конце 1770-х годов, с учреждением Плёса уездным городом, в северо-западной части бывшей крепости на склоне к Волге появился деревянный административный комплекс присутственных мест, исчезнувший только к середине XIX века. Но административно-управленческий аппаратбыл в 1786 г. переведен в два новых двухэтажных каменных корпуса, возведенных в одну линию к западу от собора. Замечу, что планировочные решения не ломали основных направлений древней застройки, обветшалые одежды заменялись новыми, покрой же сохранялся. Территория Соборной горы превратилась в административный и общественный городской центр, доминирующий в панораме Плёса. Новые постройки развернули ансамбль Соборной горы к Волге.

    В крепости располагались обширный двор воеводы, дома дружины, склады - оружейные, продовольственные, фуражные. А слободы, где селилась основная часть населения, размещались за ее пределами. Троицкая слобода лежала к югу от крепости, Прибрежная - у подножья берегового склона к северу от нее. В эту слободу вошла так называемая Пустынка - территория небольшого Спасо-Преображенского монастыря выше по течению Волги, занявшая вторую надпойменную террасу. Пожар в первой трети XVII века смел все деревянные строения монастыря. Деревянный храм и бедные кельи немногих монахов, питавшихся «от вкладчиков и от своих трудов», были возрождены, но в 1764 г. монастырь был упразднен. Позднее на этом конце Плёса было открыто новое городское кладбище, а в 1840 г. построена каменная Преображенская церковь. Она сооружена на том же месте, где раньше была деревянная. Построенная в формах позднего классицизма, она как память о бедном монастыре ныне открывает парадный фасад Плёса пассажирам, следующим вниз по Волге.

    За рекой Шохонкой, на другом конце города, была возведена Петропавловская церковь, заменившая свою деревянную предшественницу. Это заречная часть города - Рыбная слобода. Устье Шохонки было ядром Заречья, отсюда оно разрасталось вниз по Волге и вверх по реке Шохонке. Пологие склоны пониженной части коренного берега, отсутствие ручьев и оврагов создали здесь условия для более свободной застройки территории. Границей слободы по Шохонке была дорога на Кинешму и мост через речку, связавший Заречье с крепостью на Соборной горе.

    Долгое время, до конца XVIII века, Заречье оставалось обособленной частью Плёса, числясь государевой Рыбной слободой, население которой было приписано к дворцовому ведомству и освобождено от тягловых повинностей плёсского Посада.

    Основные направления улиц города задавались особенностями рельефа, в который планировщики умело встраивали дома и храмы, а также главными направлениями дорог, шедших от Плёса к соседним городам. По Шохонке в черте города стояли две водяные мельницы, река была подпружена, еще две мельницы с плотинами находились за чертой города. Вне города было несколько ветряных мельниц. У реки располагались кузницы.

    Регулярная перепланировка городов, затеянная при матушке Екатерине, должна была коснуться и Плёса, но отменное умение российских чиновников спустить на тормозах идущее из центра новшество сработало и здесь. В XIX веке менялось одеяние города: из деревянного, подверженного частым пожарам, он становился каменным.

    Очередной этап в жизни Плёса был связан с его промышленно-торговым развитием. С конца XVIII столетия он был довольно крупным торговым центром - оптовым поставщиком льна и полотняных изделий не только на окрестные ярмарки, но и в столицы - Москву и Петербург - и даже за пределы России. В городе были построены три полотняных фабрики, два солодовенных завода, несколько пивоварен, соляные склады, большое число кузниц. Да и количество питейных заведений выросло. Население, составлявшее в 1770-е годы 1300 человек, выросло за сто лет более чем втрое.

    Плёс по-прежнему органично встроен в волжский «фасад» города, воспринимается как часть волжского пейзажа. Облик города прекрасно сохранился с XIX века - эпохи расцвета торговли и транзита. Плёс был главным портом Ивано-Шуйского промышленного района. Шла оживленная оптовая торговля хлебом, текстильными товарами, продуктами местного химического производства. На двух товарных пристанях и у пассажирского причала города жизнь кипела, подвыпившие мастеровые и купцы горланили песни, в питейных заведениях, а их было пять, всегда было многолюдно. Для людей побогаче был открыт погреб с иностранными винами. На плане города середины XIX века указано 35 каменных жилых домов, 3 каменных здания торговых рядов, 7 каменных церквей и две часовни. При этом, правда, в городе в ту пору было только одно приходское училище на 55 мальчиков.

    В последней трети XIX века бурная жизнь города затихла. Это связано с постройкой железных дорог Кинешма - Иваново и Кострома - Нерехта. Плёс остался небольшим городком на волжском транзитном пути и сохранился до наших дней как небольшой и уютный купеческо-мещанский городок. Гармония рукотворных сооружений и ландшафта, заброшенность, историко-культурная индивидуальность делают город притягательным для людей творческих.

    Первооткрывателем красоты Плёса был, безусловно, И.И.Левитан. Дважды приезжал сюда этот замечательный художник. В первый приезд он был вместе со своей ученицей Софьей Кувшинниковой и собратом - художником А.С.Степановым. «Наконец добрались до Плёса - он сразу нас обворожил. Мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим».

    Музей И. Левитана

    Поселились художники в Заречной (Рыбной) слободе в доме с мезонином купца Солодовникова. В нижнем этаже находилась мелочная лавка хозяина, а две комнаты мезонина заняли приезжие художники. Отсюда открывался вид на пленившую их церквушку.

    Сегодня в этом доме размещается первый и единственный в России Дом-музей И.И.Левитана. Кроме музея этого великого художника в Плёсе есть Музей русского пейзажа, в котором радуют взгляд картины российских и советских художников А.Степанова, Ю.Коровина, А.Киселева, В.Беляницкого-Бируля, Г.Савицкого, Б.Пророкова, Я.Ромаса и многих других живописцев.

    Говорят: «Левитан открыл Плёс, Плёс открыл Левитана». М.Нестеров писал: «Серия волжских этюдов и картин послужила основой настоящей известности Левитана». Действительно, лиричны и притягательны пейзажи художника, занимавшегося сотворчеством с природой на своих полотнах. Известно, что, начав какой-либо сюжет, живописец убирал «лишнее», с его точки зрения, извлекая из глубин памяти иные картины, достраивая композицию. Так, «Березовая роща» была задумана в имении купца Киселева в Бабкине, что на Истре, где И.И.Левитан гостил вместе с А.П.Чеховым. «Тихая обитель» и «Над вечным покоем» сюжетно взяты из Плёса. Правда, на месте сгоревшей в 1903 г. деревянной церкви Петра и Павла сегодня зеленый холмик с кустом чайных роз и несколькими березками, посаженными жителями города, благодарными великому художнику.

    Глубокий философский смысл заключен в картине «Над вечным покоем». Про нее сам художник писал: «В ней я весь, со всей своею психикой, со всем своим содержанием». «Героем» известного полотна, привораживающим взгляд, стала плёсская деревянная церквушка. Полотно было завершено в 1894 г. на озере Удомля Тверской губернии. «Вечер. Золотой плёс», «После дождя. Плёс» и многие другие полотна И.И.Левитана создали славу этому небольшому городку с мощенными булыжником мостовыми, аллеями с вековыми деревьями, мощеными спусками к Волге. Чего-чего, а валунов мощный ледник, некогда покрывавший эту территорию, оставил предостаточно.

    В начале прошлого века сюда приезжали не только художники, но и артисты, писатели, певцы. Возникли несколько домов творчества, санаториев и турбазы.
    Появились и дачи с затейливой резьбой и модерновыми изысками. Но в процессе реконструкций и грандиозных преобразований Волги, с созданием водохранилищ, в том числе Горьковского, возникли большие проблемы подтопления и затопления некоторых территорий музея-заповедника. Пострадали десятки памятников, в том числе Дом-музей И.И.Левитана и Музей русского пейзажа, расположенный в бывшем доме купцов Трошева и Подгорного, где уровень дневной поверхности был поднят более чем на метр.

    В городе испокон веков грунтовые воды, «выбегающие из-под склонов, отводили сложной и остроумной дренажной системой. Под некоторыми домами в подвалах и погребах были проложены желоба, деревянные трубы и короба. В одном из желобов при ремонте набережной был обнаружен хитроумный клапан, предотвращавший подъем воды по трубе. Он представлял собой деревянный шар, закрепленный кожаным ремнем в раструбе желоба, неподалеку от выхода трубы на поверхность. При подъеме воды шар поднимался и закрывал отверстие.

    Подобных находок множество. Но сегодня в связи с подтоплениями и подсыпками грунта до двух метров нарушается циркуляция подземных вод, что грозит размывом фундаментам. Проблема вполне решаема инженерами-геологами, но она требует значительных капиталовложений...

    С каждым годом, надеюсь, поток туристов в Плёс будет нарастать, а соответственно увеличатся материальные возможности для его защиты от негативных природных процессов и равнодушия власть предержащих.

     

    «География для школьников» . – 2009 . - № 2 . – С. 3-6.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование