В. Н. Распопин Наталия Волкова: День открытых дверей в сказку и историю


Волкова, Наталия Геннадьевна. День открытых дверей: стихи / ил. Д. Лапшиной. – М.: Фома, 2010. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита)
Волкова, Наталия Геннадьевна. Безвыходный сад: сказка / ил. Д. Герасимовой. – М.: Фома, 2014. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита)
Волкова, Наталия Геннадьевна. Дреби-Дон: сказка / ил. Д. Лапшиной. – М.: Фома, 2011. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита)
Волкова, Наталия, Волков, Василий. Большой-пребольшой: очерк / ил. Н. Кондратовой. – М.: Фома, 2010. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита)
Волкова, Наталия, Волков, Василий. О чем молчат башни Кремля?: очерк / ил. Н. Кондратовой. – М.: Фома, 2015. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита)
Волкова, Наталия, Волков, Василий.. ВДНХ. Главная выставка страны: очерк / ил. Н. Кондратовой. – М.: Фома, 2016. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита)
Волкова, Наталия, Волков, Василий. Московские высотки: очерк / ил. Н. Кондратовой. – М.: Фома, 2013. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита)
 
 
Сегодня мы поговорим о творчестве детской поэтессы и писательницы Наталии Волковой. В своих книжках она обращается к совсем юному читателю – дошкольнику и младшекласснику, что и немудрено, поскольку по профессии Наталия Геннадьевна преподаватель английского языка и редактор сетевого журнала «Переплет».
 
Однажды мы уже упоминали о книжке «Первоклассные стихи», написанной Наталией Волковой совместно с Анной Игнатовой. Сегодня поговорим о другой ее стихотворной книжечке «День открытых дверей», а также о сказках в прозе и, главное, об исторических очерках о Москве, написанных Наталией Геннадьевной вместе с мужем, инженером и знатоком нашей столицы, Василием Волковым.
 
Эти маленькие, красиво оформленные, краткие и в то же время очень содержательные и захватывающие очерки рассказывают самое главное и самое интересное о том, как Москва строилась, как обретала свою гордую стать на протяжении веков. Они так хороши, что открывают красоту родной столицы не только маленькому ребенку, но и взрослому читателю, даже такому, кто уже хорошо знаком с московской историей и русской культурой.
 
Здесь ключевое слово для определения очерков Н. и В. Волковых: они прежде всего рассказывают об отечественной культуре, а значит и о таланте, трудолюбии, широте русского человека, ведь культуру создает именно человек. Здесь же и сверхзадача очерков этих авторов – помочь юным читателям вырасти культурными людьми и, следовательно, влиться ручейками собственного творчества в русло великой реки русской культуры.
 
Конечно, конкретные темы, которым посвящены очерки, множество раз разрабатывались другими авторами – предшественниками и современниками Наталии и Василия Волковых, однако эти книжки отличает адресат: совсем юный читатель. Написать о богатой культуре в долгой и сложной российской истории так, чтобы дети поняли и полюбили свою столицу, особенно сегодня, совсем непросто. Авторы превосходно справляются со своей задачей. Может быть, особенно хорошо заметно это при сравнении книжечки «О чем молчат башни Кремля?» - крохотной, всего в двадцать четыре странички, из которых почти половина отдана иллюстрациям (кстати сказать, тоже превосходным) с посвященными Кремлю главами из великолепной книги Сергея Махотина «Прогулки по Москве». При общей теме, согласном с махотинским историко-культурологическом воззрении в очерке Волковых избран иной угол зрения, при котором Кремль из дымки веков как бы постепенно приближается к читателю-зрителю, на глазах приобретая свой современный облик, материал подан по-своему как в целом – благодаря такому взгляду, так и в частностях – кратеньких рассказах о том, что не рассказал в «Прогулках по Москве» Сергей Анатольевич. Хорошо бы тем из вас, кто не ленив и любопытен, прочитать их друг за другом, названные сейчас книжки. Уверяю, получите большое удовольствие и узнаете столько, что удивите не только одноклассников, но и родителей с учителями.
 
Сказанное в полной мере относится и к другим научно-популярным книжкам Н. и В. Волковых, дивно разрисованных Наталией Кондратовой и изданных «Фомой» в серии «Настя и Никита», о которой я рассказываю с удовольствием и не впервые. Так, книжка «ВДНХ. Главная выставка страны», в отличие от очерка о башнях Кремля, охватывает не тысячелетний, а всего лишь столетний, советский, период истории, но читать ее столь же интересно и полезно, ведь на страницах очерка буквально оживают труднейшая эпоха в истории страны и великие дела ее людей, которыми мы, их потомки, гордимся и поныне. 24 ее странички содержат множество краеведческих, исторических, общекультурных сведений, открывают нам красоту человеческого труда, размах творчества наших дедов и прадедов, которыми на примерах монументального искусства Веры Мухиной и Евгения Вучетича восторгался весь мир.
 
Так восторгаются люди и сегодня, посещая Большой театр, чья многострадальная и славная история рассказана в очерке «Большой-пребольшой». А многострадальна она потому, что старейший российский театр несколько раз сгорал до основания и, подобно сказочной птице Феникс, восставал в еще более гордой красе буквально из пепла.
 
       
 
 
Что же до моего собственного впечатления, то больше других, мне понравился и был полезен очерк «Московские высотки», из которого я узнал о том, как строился МГУ и знаменитый в русской культуре «Дом на набережной», ну и все остальные высотки середины прошлого века (какие именно и чем каждая из них отлична от других узнаете, прочитав эту книжку), а равно и та, что должна была быть среди них главной, ради создания которой был снесен храм Христа Спасителя, - Дворец Советов, на вершине которого замышлялся памятник Ленину, чуть не вдвое превосходящий размерами статую Свободы.
 
Ну а теперь скажем несколько слов о художественных текстах Наталии Волковой. На мой взгляд, они несколько уступают ее историко-культурологическим очеркам, особенно сказки, но, может быть,дело здесь в том, что я как читатель для них уже некоторым образом устарел.
 
«Безвыходный сад» переносит нас отчего-то в воображаемый Древний Рим, если судить по именам его героев. По всему же остальному это сказка больше всего в духе андерсеновских полусказочных историй, как бы пропущенных через советские мультфильмы, типа «Вовки в Тридевятом царстве». Так, во всяком случае, она мне представилась. Подобно тому, как Вовка, набив мозоли на собственных руках, излечился от лени и гордыни, так и Лера, попав в сказочную страну, жители которой носят древнеримские имена, и пожалев троих разновозрастных маргиналов, легко нашла выход из безвыходной ситуации и для себя и для них.
 
Сказка «Дреби-Дон» - тоже андерсоновская по духу – рассказывает о том, как девочка Рита, с нетерпением ожидающая завтрашнего дня рождения и досадуя на младшую сестру, опять-таки Леру, высказывает залетному Оле-Лукойе, странное пожелание: пусть будет так, как будто Леры никогда не было. А потом, когда Леры не стало, как и не было никогда, устыдилась собственной ревности и, подобно Герде, отправилась куда глаза глядят на ее поиски. Ну, конечно же, нашла и вернула сестренку, мало того, еще и помогла другому человеку в беде.
 
Эта сказка, пожалуй, более живая, и маленьким девочкам, скорее всего, понравится, как, несомненно, понравятся ребятишкам и стихи Наталии Волковой, особенно те, что напечатаны в книжки «Первоклассные стихи».
 
Они обращены именно к первоклассникам и, пусть не все, но многие из них действительно можно назвать первоклассными, поскольку очень коротко, живо и мастерски рисуют веселую небывальщину о том, как и чему именно учатся маленькие зверятки в своих лесных классах. Конечно, и эта тема уже неоднократно разрабатывалась поэтами и прозаиками, но даже на фоне классики стихи Н. Волковой и А. Игнатовой выглядят достойно.
 
 
   
 
Достойно смотрятся и стихи, составляющие сборничек «День открытых дверей», не такие как вторичное и предсказуемое «На островах Бразилии», а прежде всего первое и заключительное – этакие как бы двери в книжку и из книжки. Мне больше прочих понравилось именно заключительное стихотворение «Как феи пирог пекли»:
 
Три долгих недели
Не спали, не ели,
Всё спор не могли прекратить:
 
Что будет вкуснее?!
Измучились феи
И кашу решили сварить.
 
В тех случаях, когда в своих стихах Наталия Волкова, вероятнее всего осознанно, использует «шкловский» прием остранения, тексты оказываются неизменно удачны. Когда же лирика у нее превалирует над иронией, стихи выходят менее яркими. Так мне кажется, но вполне возможно, что вам, дорогие друзья, покажется иначе. В любом случае с книжками Наталии Волковой познакомиться интересно и полезно, а потому обязательно их прочитайте.
 
И будьте здоровы!