Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети 

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика


      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    И.В. Кузина
     
    Художественная публицистика XIX-XX веков. Программа элективного курса для одаренных детей

    Пояснительная записка
    Изучению публицистики как одному из родов литературы уделяется недостаточно внимания в школьном литературном образовании, а это, на наш взгляд, препятствует не только совершенствованию речевой деятельности учащихся, но и напрямую влияет на социализацию личности подрастающего поколения. Многолетний опыт работы с одаренными детьми разных возрастных групп показывает, что назрела серьезная необходимость разработки элективного курса, который способствовал бы решению многих проблем их образования и социализации.
    Элективный курс «Художественная публицистика XIX-XX веков» преследует две цели: литературное развитие одаренных учащихся старших классов, ознакомление их с закономерностями развития разножанровых публицистических текстов и социальная адаптация. Как показывает опыт работы, одаренные дети очень трудно включаются в какие-либо общественные процессы, они слабее разбираются в происходящем и зачастую не в состоянии дать какую-либо реальную оценку действительности. Учиться созданию устных и письменных публицистических текстов на классических образцах необходимо еще и потому, что по ним можно раскрыть особенности проблем, касающихся Текущего момента социальной действительности, которая рассматривает проблемы прошлого и возможности решений проблем сегодняшнего дня.
    Однако старшеклассниками трудно воспринимаются публицистические тексты, так как в процессе изучения литературы в школе основное внимание уделяется, прежде всего, анализу художественного произведения, поэтому современные школьники не знают особенностей и закономерностей развития публицистических жанров, а в результате «выпадает» целый блок по развитию их речевой деятельности.
    Таким образом, учитывая направленность интересов одаренных детей на реализацию «Я-концепции» в обществе, следует особое внимание уделять публицистическим текстам, содержание которых было бы близко к реальным ситуациям жизни. Изучение таких произведений стимулирует у учащихся процесс саморазвития, включая и речевое: активный словарный запас школьников пополняется общественно-политической и философской лексикой, которая помогает снимать не только терминологический и психологический барьер между школьником и обществом, но и «включает» старшеклассников в обсуждение государственных проблем.
    Художественная публицистика, на наш взгляд, обладает мощным потенциалом и для развития личности учащегося. Она предстает перед старшеклассником как некая модель мира, модель поведения, выходящая за рамки своей эпохи и дающая проекцию на современную действительность. Старшеклассник на более высоком уровне способен анализировать и синтезировать текст художественного произведения. Его восприятию доступны как эксплицитный смысл текста, так и имплицитный, так как к 10-му классу изучение художественного произведения уже заложило фундамент анализа публицистики.
    Кроме того, изучение публицистических произведений совершенствует также умения исследовательской, поисковой работы, которая связана с умениями школьников самостоятельно решать сложные проблемы, с критико-оценочной деятельностью, а также развивает творческие способности старшеклассников: умение создавать текст как устных выступлений, так и письменных работ с учетом специфики жанра.
    Изучение публицистики, ее анализ в значительной степени способствует формированию у одаренных детей таких качеств, которые бы отвечали всем требованиям нравственно здорового человека, так как публицистика как общественно-политическая литература исследует объективные, закономерные процессы, не отвергая личность, ее индивидуальное своеобразие, являющиеся формой выражения объективных закономерных связей. Одним из достоинств публицистического произведения является воспитательное воздействие на самоопределение старшеклассника, на формирование определенного жизненного идеала, который реализуется через речевую деятельность. Публицистический образ в силу своей реалистичности и конкретности непосредственно влияет на его нравственный облик.
    Таким образом, предметом изучения элективного курса должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.
    Программа элективного курса «Художественная публицистика XIX-XX веков» рассчитана на 20 часов и предназначена для работы с одаренными детьми с ориентацией на филологический, гуманитарный и социально-экономический профили. Конкретными задачами курса являются следующие:
    — повторение и углубление усвоенных ранее (в курсах литературы и русского языка) знаний о публицистике как особом роде литературы; о видах и жанрах публицистических произведений;
    — формирование представления о языковых особенностях публицистического текста;
    — формирование умений создавать публицистические высказывания в разных жанрах;
    — развитие творческих способностей и эстетического вкуса одаренных детей.

    Содержание программы

    Тема 1. Публицистика как область общественно-политической деятельности
    Повторение теоретических понятий, полученных в курсе русского языка и литературы в 5-9-х классах: определение публицистики; роды публицистики (событийная, аналитическая, художественная); виды публицистики (политическая, экономическая, морально-этическая, литературно-критическая и др.); жанры публицистики (заметка, зарисовка, корреспонденция, очерк, интервью, репортаж, фельетон, статья и др.); языковые и художественные средства; основные функции. Истоки художественной публицистики. Специфика анализа публицистического текста.
    Виды деятельности старшеклассников при анализе публицистических текстов: составление плана публицистического произведения; пересказы (сжатый и выборочный) публицистических текстов разного вида; анализ общественно-политической и философской лексики; анализ синтаксического строя публицистических произведений; создание речевых ситуаций; письменные ответы на проблемные вопросы; анализ текстов публицистических произведений, используемых в качестве образцовых для обучения созданию публицистических текстов разных жанров; освоение законов создания разных жанров публицистики.
    Основные направления деятельности учащихся 11-го класса в процессе анализа художественно-публицистических произведений: работа над экпрессивно-оценочной лексикой; анализ своеобразия языка художественной публицистики; анализ способов выражения личностного восприятия какого-либо явления литературы, искусства, личности творца; выявление способов доказательства, парадоксальности выражения мыслей в произведениях разных жанров художественной публицистики; анализ композиции; высказывания исследовательского характера и проблемно-дискуссионные; анализ текстов публицистических произведений, используемых в качестве образцовых для обучения созданию речевых высказываний разных публицистических жанров; письменные ответы на проблемные вопросы; создание собственных речевых высказываний в разных жанрах публицистики.
    Этапы работы с художественной публицистикой:
    1 — задания, способствующие развитию личностного восприятия публицистического текста, умения сосредоточить внимание на существенных сторонах изучаемого произведения;
    2 — задания, формирующие у старшеклассников умения сравнивать, анализировать, синтезировать отдельные явления социальной действительности разных временных отрезков;
    3 — творческие задания, способствующие созданию школьниками устных и письменных публицистических текстов в специфике жанра.
    Презентация авторских публицистических работ учащихся.

    Тема 2. Публицистика А.С. Пушкина
    Публицистическое наследие А.С. Пушкина. Анализ путевого очерка «Путешествие из Москвы в Петербург». Философско-политический и нравственный аспекты анализа публицистического произведения. Лексический и синтаксический строй очерка. Сопоставительный анализ черновой и беловой редакций. Анализ композиционных особенностей. Актуальность произведения.
    Сопоставительный анализ статей Пушкина «Бал» Баратынского» (1828) и «Баратынский» (1830). Жанровое своеобразие. Особенности публицистического стиля статей. Отличительные черты сюжета. Тематика и проблематика произведений. Лексический строй статей. Анализ структурных элементов произведений. Выявление средств выражения авторской оценки.

    Тема 3. Публицистика Н.В. Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями»
    «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя — «Об Одиссее, переводимой Жуковским». Жанровые и стилистические особенности рецензии. Тема и идея произведения. Анализ композиционных особенностей фрагмента. Языковые и художественные средства выражения авторской оценки. Характеристика власти. Сопоставление двух эпох.
    Творческая работа: создание речевого высказывания, в основе которого - анализ актуальных проблем современности и выражение собственной гражданской позиции.

    Тема 4. Публицистика Ф.М. Достоевского. «Дневник писателя»
    Публицистическое наследие Ф.М. Достоевского в системе художественного творчества писателя. Многообразие жанров. История создания «Дневника писателя». Интеграция различных стилей, жанров, художественных образов, тем, проблем в «Дневнике писателя». Обзорный анализ январского
    номера 1876 года «Дневника писателя». Роль заглавий. Символико-метафорическое заглавие «Мальчик у Христа на елке». Языковые особенности произведения. Роль двойной метафоры в тексте. Антитеза как основной художественный прием. Тема детства и способы художественного изображения глубоких душевных переживаний героев и сильных эмоциональных потрясений на фоне социальных проблем времени.
    Самостоятельная работа творческого характера: комментарий к цитатам из статьи «Спиритизм...». Анализ статьи «Нечто о вранье».

    Тема 5. Публицистические произведения М. Горького
    Публицистика М. Горького как способ выражения мировоззрения художника. Публицистическая деятельность писателя на разных этапах творчества. Роль ранней публицистики М. Горького в художественной системе писателя. Анализ статьей «О кавказских событиях», «Заметки о мещанстве», «О цинизме», «Разрушение личности». Проблема войны и мира в статье «О кавказских событиях », Нравственные проблемы в статьях «Заметки о мещанстве», «О цинизме» и «Разрушение личности ».
    Глубина философских исканий писателя, ощущение личностной трагедии в «Несвоевременных мыслях» М. Горького. Эстетическая категория совести как явления нравственного осознания. Конфликт идеального и реального «я». Нравственно-эстетический анализ текста. Февральская революция и Октябрьский переворот в оценке Горького. Личность Ленина в очерке «В.И. Ленин» и в книге «Несвоевременные мысли». Смысл названия книги. Горький об истинном значении культуры.
    Творческая работа: выражение собственных позиций на произведение М. Горького «Несвоевременные мысли» в жанре эссе.

    Тема 6. Портретные очерки М. Горького, Б. Зайцева, Ю. Анненкова
    Работа над понятием «очерк» (Черепахов М.С., Солганик С.Я., Ассуирова Л.В., Любимова Г.П. и др.). Изучение статьи М. Шестак «Набросок портрета пером журналиста». Анализ произведений мастеров портретного очерка (М. Горький, Б. Зайцев, Ю. Анненков).
    Портрет человека и портрет эпохи в очерке М. Горького «Л.Н. Толстой». Языковые и художественные особенности очерка: использование сложных синтаксических конструкций, сравнений, повторов, позволяющих передать внешность Толстого.
    Портретный очерк Б. Зайцева «Бердяев». Роль эпиграфа. Свободная композиция портретного очерка. Особенности авторской интенции.
    Жанровое своеобразие очерка Ю. Анненкова «Владимир Маяковский». Своеобразная композиция очерка: «жанр в жанре». Диалог как средство выражения авторского отношения к сталинской России. Временной период очерка. Специфика использования для передачи идейного содержания очерка различных лексических единиц и синтаксических конструкций, художественных средств выразительности, характерных для публицистики.
    Творческая работа: создание авторского высказывания в жанре очерка «Портрет моего современника».

    Тема 7. А. Блок. «Интеллигенция и революция»
    Публицистика в художественной системе поэта. Основная проблема статьи. Знакомство с фрагментами работы немецкого философа М. Штирнера «Единственный и его достояние». Точки соприкосновения позиции М. Штирнера и А. Блока. Смысл названия публицистического произведения А. Блока. Анализ семантико-синтаксического строя статьи.
    Творческая работа исследовательского характера: анализ «Письма третьего к Луначарскому» В.Г. Короленко.       

    Тема 8. Образ И.А. Куприна в портретных очерках (Юрий Грикорков «А.И. Куприн (мои воспоминания)», Людмила Врангель «Воспоминания об А.И. Куприне», Лидия Арсеньева «О Куприне», Владимир Крымов «Закат большого таланта А.И. Куприна»)
    Анализ композиционных особенностей произведений. Выявление языкового своеобразия каждого из текстов. Определение доминирующих личностных качеств писателя, подчеркиваемых авторами очерков.
    Творческая работа: создание на основе изученных текстов портретного очерка — «А.И. Куприн — человек и писатель».

    Тема 9. Современная художественная публицистика
    Диалоги с читателем Д.С. Лихачева («Письма о добром и прекрасном»). Образ природы в публицистике В.Н. Пескова. Нравственные проблемы в публицистике Е.Богата. Философская публицистика современных писателей (В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.Н. Крупин, В.А. Солоухин, Ю.Н. Нагибин, Ю.В. Бондарев и др.).
    Творческая работа: эссе на одну из актуальных тем современной действительности.

    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
    1. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. СПб.: Фирама, 1994.
    2. Антонова Л.Р. Система обучения созданию высказываний разных речевых жанров //Проблема развития речи в школе и вузе. Новосибирск: НГУ, 1993. С. 30- 36.
    3. Бекваленская Т. А. Портрет современника: Очерк в газете. М.: Мысль, 1983.
    4. Кузина И.В., Пранцова Г.В. Изучение публицистики на уроках и факультативных занятиях по литературе   (10—11-е    классы): Учеб.-метод, пос. Арзамас: АГПИ,2004.
    5. Культура русской речи: Энциклопедический  словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003.
    6. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические  приемы  творческого  изучения      литературы:       Учеб.пос. М.: Флинта; Наука, 1999.
    7. Любимова Г.П. Основы анализа публицистического текста. Н. Новгород, 1997.
    8. Матвеева Т.Е. Учебный Словарь: русский язык, культура
    речи, стилистика, риторика. М., 2003.
    9. На подступах к риторике: Пос. для учащихся 8-11-х классов общеобразоват. учеб. заведений /Авт.-сост. В.Я. Коровина. М.: Мнемозина, 1996.
    10. Писарук Г.В. Обучение учащихся IX класса связным высказываниям в жанрах публицистики: (Публицистические раздумья,  устные  публицистические выступления). Минск, 1993.
    11. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб.пос.   М.:   Изд.   РИП-холдинг,2000.
    12. Смелкова З.С., АссуироваЛ.В., Савова М.Р., Сальникова О А.
    Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учеб. пос. М.: МГПУ, 2000.
    13. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пос. для общеобразоват. учеб. заведений. М.:Дрофа, 1996.
    14. Стрельцов Б.В. Основы публицистики: Жанры. Минск: Наука, 1990.
    15. Стюфляева М.И. Публицистический   анализ   //Журналист. 1998. № 1. С. 62-64.
    16. Черепахов М.С. Работа над очерком. М.: МГУ, 1966.



    купить аттестат в Москве


    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование