Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников 

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    С.М. Райс

    Что такое обогащенное образование?
    Как создаются усовершенствованные школьные программы для одаренных детей


    Для наблюдения и работы с точным экспериментом
    на практике необходимо воображение.

    Дж. Тиндол

    За последнее время нам задавались бесчисленные вопросы о  цели обогащения школьной программы. Действительно ли это модель программы для одаренных детей? Модель для общего усовершенствования школьного образования? Не повредит ли эта программа обучению одаренных детей, если по ней будет заниматься большее количество учащихся (студентов)? Как работать по данной программе с еще более одаренными детьми? Не имеем ли мы в виду, что все дети являются одаренными? Чем может привлечь эта программа молодежные группы? Чем заинтересовать? Как акселерация вписывается в данную программу?
    Следует ли использовать обогащенную школьную программу или оставить старую программу для одаренных детей? Действительно ли это правильный путь в вопросах одаренности (а также в вопросах активности, внутрисемейных конфликтов либо непедагогичности преподавателей или администрации)? Возможно, данная программа является только способом экономии денег? Или, может быть, наоборот, обогащенная программа является более дорогой, чем другие виды программ? Если только для начальных школ, то что относительно дошкольного воспитания, среднего и высшего образования? Будет ли «дифференцирование» заботиться о потребностях каждого студента? Вопросов все больше и больше. Критики программы несколько переиначивают цели и задачи, которые ставят перед собой авторы, превносят свою интерпретацию. Ответы на все эти вопросы являются простыми и сложными одновременно. Была сделана попытка обратиться по некоторым из вышеупомянутых вопросов к авторам статьи «Отражение. Восприятие. Будущие направления (руководства)».

    Структура и методы исполнения, используемые в обогащенной школьной программе, были подробно описаны в других статьях с практическими рекомендациями для данной модели. И для сегодняшних пользователей модели, и для будущих важно постараться рассмотреть вопросы, о которых говорилось ранее более конкретно, а затем уже принять решение о том, действительно ли обогащенная программа (ОП) является лучшим выбором для их школы. Вначале мы кратко опишем программу, а затем исследуем, как она коснется полного школьного усовершенствования.

    Каков принцип обогащения знаний?
    Обогащенная программа — это организационный план для более быстрого обучения и обогащения знаний через соединение определенных услуг (см. схему ниже). Мы не зря употребили слово «определенных». Эти услуги позволяют учащимся, показавшим отличные результаты либо проявившим особую заинтересованность, обогатить свой опыт через данные определенные услуги. Они обладают широким диапазоном для обогащения знаний, имеют индивидуальный подход к выполнению учебного плана любознательными и активными учениками. Данная модель включает в себя широкие возможности для особых групп учащихся, объединенных общими интересами и способностями.
    Данные услуги, основанные на модели триады обогащения, являются ядром программы. Эта модель включает в себя также многочисленные варианты ускоренного образования, которые способствуют развитию таланта в специализированных областях. Например, в математике, истории, изобретательстве. Мы упоминаем лишь несколько из сотен доступных вариантов. Другие компоненты модели включают в себя оценку знаний студента на основе выполненной работы, рекомендаций отдельных лиц (как в школе, так и за ее пределами), если эти рекомендации подтверждают высокую степень мастерства и внутреннего потенциала индивида.

    Схема обеспечивает краткий графический обзор программы обогащения. Стрелка на левой стороне показывает широкий диапазон интересов и способностей, существующих в группах учеников. Даже в высоко оцениваемых группах (например, группа одаренных учеников-математиков) всегда есть диапазон оценки интересов и способностей. Но здесь должно быть обеспечено всестороннее изучение опыта для правильной оценки индивидуальных различий. Хотя и существуют правила, которые стали своего рода «клише», существует много различий в подходе к любому ученику изучаемой группы. Различия существуют как между одаренными ребятами, так и между любыми людьми вообще.
    Стрелка справа предназначена для иллюстрации диапазона действий и способов выражения опыта дифференцированного изучения индивида. Изучая данный диапазон, мы должны принять во внимание различные способы выражения способностей. Нужно рассматривать все стили выражения (кроме традиционных письменного и разговорного): графологический, эмоциональный, стиль общения и артистизм. Мы должны также учитывать различные уровни критериев оценки при обеспечении обратной связи, которая относится к достижениям учащихся и творческой производительности. Традиционное оценивание (например, экзаменационные оценки по письму, математике и др.) может удовлетворить, лишь когда речь идет об обычном уроке. При творческом подходе к уроку нужно использовать альтернативные способы оценки. Оценка творчества всегда должна учитывать соответствие творчества и внутренних критериев, а также внешних, которые сосредоточены на том, как другие оценят работу. Развитие внутренних критериев помогает ученикам осознавать важность и уникальность своей работы.
    Центральная секция схемы представляет собой методы (способы) организации услуг учащимся. Важность этой секции состоит в том, что здесь показана связь различных организационных подходов между собой, их разнообразные варианты. Представьте себе на минуту, что один компонент всесторонней программы предлагает общее обогащение знаниями для всех учеников, занимающихся в одном классе.
     
    Теперь позвольте нам предположить, что 2-3 ученика проявили более высокие показатели в представлении и демонстрации робототехники. Можно было бы сформировать специальную группу, обеспечить им доступ в Интернет для более подробного изучения робототехники и для получения информации по данной теме как в своей стране, так и на международной арене. Наиболее отличившиеся студенты могли бы летом быть обеспечены доступом к Интернету в университетском городке колледжа или в интернатуре по робототехнике.
    Другой пример. Наиболее отличившиеся студенты могли бы быть обеспечены информацией в любой нужной им специфической области. Позвольте предположить, что найдется 8 или 10 студентов начального курса обучения, которые покажут более высокие достижения в изучении математики, чем студенты старших курсов. В таком случае преподавателям следует обеспечить им более идеальный учебный план, чтобы они смогли эффективно использовать предоставляемые услуги по изучению математики в расширенном объеме. Но здесь весьма важно контролировать ситуацию. Студенты-математики должны быть обеспечены равными правами. Классные руководители должны знать ситуацию, происходящую в классе, и быть ближе к студентам.
    Это лишь немногие примеры предоставляемых студентам услуг, которые представлены на схеме.
    В предыдущие десятилетия было затрачено немало времени и энергии в спорах о превосходстве одного подхода перед другим. Мы можем лишь надеяться, что в будущем внимание будет акцентировано на вопросе увеличения вариантов обучения более способных студентов, а не тому, какой подход лучше. Также хотелось бы надеяться на интеграцию трех главных вопросов специального программирования — сам процесс обучения, выпуск специалистов и ожидаемый результат. Желательно в будущем определить пути выявления способностей студента, к чему он «расположен» (к какой сфере деятельности) и как данная информация может помочь максимально активизировать его способности.
     
    Отношения между программой для одаренных детей и моделью обогащенного школьного образования в обычных школах

    Модель обогащенного школьного образования применяет в своих учебных планах ноу-хау программ для одаренных детей для более полного обучения. Следуя поговорке «повышающийся уровень воды поднимает все суда», мы ставим перед собой цель расширить контингент учащихся, развивая их творческий потенциал, создать в их среде атмосферу превосходства, по которой оценивается работа наиболее одаренных. Это не означает, что мы намерены изменить существующие для них услуги, соответствующие государственным либо местным критериям. Скорее данная модель может рассматриваться как зонтик, под которым существует разнообразие услуг для учащихся, доступных любой группе или подгруппе в пределах данной школы. Данная модель имеет цель привлечь больше способных студентов факультета или учащихся школы, чтобы, во-первых, разнообразнее использовать таланты, которые обязательно имеются на любом факультете, во-вторых, обеспечить способы поощрений для развития способностей и талантов на факультетах и, в-третьих, минимизировать менталитет «мы и они», который процветает везде, где такие усилия не сделаны (имеется в виду необеспеченный способ поощрений). Данная модель развивает дифференцированный опыт изучения, который учитывает способность каждого учащегося, его интересы и предпочтительный способ (стиль) выражения.
    Основная миссия программ обогащения состоит в том, чтобы поднять уровень и качество изучения опытов для каждого учащегося, который способен проявить высокий уровень выполнения работы в любой области учебного плана. Как часть этой миссии, данная модель обеспечивает руководство для развития соответствующих образовательных возможностей каждого молодого человека, независимо от того, где он родился, каковы его финансовые возможности, каково его происхождение и т.д. В своей группе они все равны. Мы полагаем, что истина может быть достигнута только тогда, когда мы признаем индивидуальность личности. Но учащиеся, которые испытывают трудности в обучении, имеют такие же права, как и одаренные. Мы также полагаем, что это не идентичный опыт обучения для всех учащихся. Скорее это широкий диапазон дифференцированных опытов, которые принимают во внимание уникальные возможности каждого.
    ПО базируются на расширенной концепции одаренности (Renzulli, 1986; 2000), которая сосредоточивается на многих видах способностей, талантов и потенциалов для более полного изучения и творческой производительности, которые существуют во всех школах. Мы не ставим перед собой цель определить некоторых ребят как «одаренных», а других как «неодаренных». Наша цель — обеспечить каждого возможностями, ресурсами и поддержкой в период обучения. На языке программы обогащения — это «маркировка» услуг, а не учащихся.
    Примеры таких услуг: специальный мини-курс для четвертых классов в Интернете; расширенное обучение по химии; многоступенчатое обучение по математике для особо одаренных; курс (специальная группа) для учащихся, интересующихся кинематографией; назначение определенного времени для научно-исследовательской работы учащихся в специальных классах; уплотнение учебного плана (графика) для учащихся, справившихся с материалом, который будет изучаться позднее.
    Молодые люди могут показать свою уникальность и индивидуальность различными способами. Некоторые учащиеся учатся по индивидуальному (убыстренному) учебному плану с более сложными заданиями. Это может быть по одному или двум предметам, а может быть и вразрез с учебным планом. Другие выступают более творческими или артистическими личностями, могут демонстрировать потенциалы для лидерства, иметь организационные таланты, преуспевать в межличностных отношениях.
    Полагаем, что разнообразные потенциалы талантов молодых людей могут быть увеличены через широкий круг услуг, описанных ранее. Эти услуги могли бы быть полезны в правильно организованных классах, при индивидуальном подходе либо в небольших группах, которые специально сформированы из учеников, проявивших более высокий интерес к специфическим предметам или проблемам.
    Такие услуги могут иметь место не только в школе, но и в специальной интернатуре, в средних специальных школах, в культпро-светучилищах, в колледжах, университетах, на летней практике, вообще в любом месте, где есть способная и активная молодежь. Правильно подобранный учебный материал должен быть подчинен модификации согласно нормам обучения студентов.
    Полная модель развития таланта должна быть представлена и на рассмотрение школам, где обучаются молодые люди с ограниченным знанием английского языка, с ограниченными финансовыми возможностями, с низкой посещаемостью, а также школам для умственно отсталых детей. Мы полагаем, что именно в этих школах должны быть сделаны немалые героические усилия для выращивания талантов. Иначе многие способные ученики выходят из этих школ непризнанными и с низкими знаниями.
     
    Цель данной модели:  каждой школе — специалиста

    Как мы знаем, в нашей работе всегда было пять главных целей. Первая — в каждой школе должен быть по крайней мере один специалист данного профиля. Возможно, это весьма завышенное требование. Но как можно развить способности у молодых людей, если в школе не работает такой специалист, который имеет определенные задачи по обучению и несет ответственность за предоставляемые ученикам услуги. Весьма вероятно, что любой преподаватель может обучать ребят «немного искусству», «немного музыке», «немного физкультуре». Но мы все же уверены, что всестороннее обучение по определенным предметам может дать только специально обученный преподаватель (либо классный руководитель со специальными навыками). [Обратите внимание: определенные обязанности специалиста по данному обучению в обогащенных программах были описаны в Школах развития таланта (Renzulli, 1994).] Программа обучения всегда находится в опасности, если специалист превносит в нее что-то свое, импровизирует методами, считает, что именно его методика «хороша для одаренного». В каждой школе должен быть ответственный за программу обучения. Если ответственными являются все, то в конечном счете никто не несет ответственности. Но если мы хотим воспитать способных и талантливых молодых людей, то работа специалиста, ответственного за данную программу, должна быть хорошо оплачена.

    Главная идея исследования
    Если охватывать всю область человеческих знаний, которые приобретались в течение столетий и которые пользуются признанием среди известных ученых, то это будет связано с количеством и качеством исследований в каждой области. Вторая наша давняя цель — исследовать степень заинтересованности в воспитании талантливых молодых людей и их поощрении. Наши предложения не получат поддержки, если ученые не найдут времени для таких исследований. Мы не случайно затрагиваем данную проблему. Наша программа является наиболее эффективной, а ведущие университеты (например, Джонса Хопкинса), которые разрабатывают учебные программы для талантливой молодежи, опираются в своей работе на более качественные исследования, которые проводятся в данной области. Нас также радует тот факт, что каждый аспект обогащенных программ, является ли он инструментом для оценки знаний студентов (Рензулли и Смит, 1978) или определителем эффективности практики типа «Уплотнение учебного плана» (Райе и Рензулли, 1978) либо группы обогащенного обучения (Гентри, Райе, Рензулли, Моран и Варрен, 1995), был исследован и изучен (например, на занятиях в Университете Джона Хопкинса). Об этом сообщалось в наиболее известных и уважаемых журналах по исследованию образования. К сожалению, наша деятельность в данной области стала жертвой многих непроверенных методов. Трудно защитить ценность предоставляемых услуг или получить финансовую поддержку без отдела специальных исследований. Такой отдел мог бы сотрудничать с администрацией учебных заведений, а также с родителями, объяснить им положительные результаты экспериментов. Недостаток исследований делает наше поле деятельности уязвимым. Молодежь может потянуться к какому-нибудь так называемому «гуру» или соблазниться заманчивыми обещаниями недобросовестных людей. Мы не говорим, что не существует больше потенциально хороших идей, которые можно было бы рассмотреть. Но если люди заведомо лгут о конечных результатах своей работы, то вряд ли мы сможем точно узнать, качественна ли новая идея. А хуже всего то, что мы можем стать жертвой контрпроизводительных методов. Если мы не хотим, чтобы нас обманули, мы должны быть достаточно смелы, чтобы спросить любого, предлагающего новые идеи: покажите нам ваши исследования, где можно найти данные, подтверждающие их качество? Как можно проверить ваши методы? Можете ли вы назвать адреса, где проводилась работа согласно вашим методам и где она успешно прошла проверку? Есть ли тому свидетельства в различных школах или в общинах с изменяющейся демографией? Если мы хотим, чтобы поле нашей деятельности по развитию образования процветало, нам необходимо задавать такие жесткие вопросы.

    Расширенная концепция человеческого потенциала
    Концепция одаренности исследуется как с определенных точек зрения так и с более широких представлений о человеческом потенциале. С определенной точки зрения мы оцениваем способности индивида по нескольким показателям (например, интеллект, имеющиеся достижения, способности). При более широком подходе принимаются во внимание неисследованные критерии в дополнение к тем характеристикам, которые показал испытуемый. Третья цель нашей работы состоит в том, чтобы привлечь различные теории для исследований, которые проводятся в области обучения одаренных детей (см., например, главный труд Стернберга и Дэвидсона «Концепция одаренности»). Вопрос «Кого считать одаренным?» весьма важен как в системе идентификации, так и в обеспечении модели обслуживания, которая логически связана и с концепцией одаренности и с идентификацией.
    Основа школьной обогащенной программы — расширенная система взглядов на человеческий потенциал, которую мы назвали концепцией с тремя кольцами одаренности (Рензулли, 1978; 1986). Такое определение исследования потенциала для высокого уровня исполнения работы и для творческой деятельности поддерживается и ведущими теоретиками, и исследователями одаренности и интеллекта индивида. Такие известные ученые, как Говард Гарднер, Роберт Стернберг, Бенджамен Блум (мы упомянули лишь немногих) привели весомые аргументы для использования более широкой концепции одаренности (Блум, 1985; Стернберг, 1985; Гарднер, 1993).
    Также уместно исследование концепции одаренности относительно целей специальных программ. В исследованиях, имеющих дело с трехкольцевой концепцией одаренности, делается различие между одаренным учеником, который быстро усваивает урок, и творчески одаренным. Оба типа важны. Всесторонняя модель программирования должна обеспечить услуги, которыми пользуются и в традиционных академических учебных ситуациях, и в специально разработанных, обеспечивающих творческую деятельность.
    Расширенная концепция одаренности, лежащая в основе ПО, играет центральную роль. Мы настоятельно рекомендуем при использовании данной модели первоначально исследовать природу человеческого потенциала. Если такое исследование закончится выявлением обычной одаренности (то есть основанной на высоких экзаменационных показателях), то должны быть исследованы и другие модели обучения. Существует еще один момент. Модель обучения должна совмещаться с верованиями большинства людей данной школы (или района). То есть должна исследоваться и модель, соответствующая этим верованиям. Каждый, кто когда-либо работал в данной области, знает, что не существует «совершенной» системы. Каждая имеет свои плюсы и минусы. Нужно обмениваться опытом для объединения теории и практики, и созданная модель должна устраивать как государственные власти, так и родителей учеников и студентов. Более широкое представление о человеческом потенциале не будет столь точным, как оценивание знаний студентов на экзаменах. В этом мы убеждены. Но нужно учитывать и административный подход, когда упор делается на оценки, а не на здравый смысл, не учитывается человеческий потенциал. В связи с этим более одаренные молодые люди теряют свой шанс. Некоторых людей заинтересовало исследование идентификационного плана, который опирается и на экзаменационную оценку, и на информацию о человеческом потенциале.
    Опыты в образовании, опирающиеся на высококачественную теорию изучения
    В основном данную модель образования одаренных детей критикуют за недостаточность теоретических обоснований. Четвертая цель состоит в том, чтобы показать, что большинство опытов, проводимых в режиме эксперимента ПО, должно базироваться на теории изучения индуктивной или познавательной деятельности, а не просто накапливать и передавать информацию. Эта теория была подробно описана в статье «Определение высококачественного изучения» (Рензулли, 1999а), которая описывает модель триады обогащения. Данная модель служит теоретическим ядром и нашей работы. Еще раз напоминаем о том, что мы исследуем творческую (производительную) одаренность и данное исследование включено в основную теорию.
    Приобретение расширенных знаний и использование более высокого уровня мышления важно, но в реальности это еще далеко не конечный этап высококачественной теории обучения. Полученные знания лишь подталкивают любознательных к дальнейшим действиям и творческим усилиям. Это предположение связано с услугами, предлагаемыми нашей моделью. Например, представление о моделировании одежды или об истощении озонового слоя Земли (1-й тип обогащения знаний) либо обучение мозговой атаке и как проектировать анкетный опрос (2-й тип обогащения) — это ценные знания для самого себя. Самое лучшее, если эти знания подтолкнут индивидума или небольшие группы обучаемых к продолжению обогащения знаний, разовьют любознательность и творчество, которые руководствуются спецификой 3-го типа обогащения. Даже уплотнение учебного плана, что является частью программ обогащения, приспособлено для учащихся, которые могут изучить материал в ускоренном темпе, таким образом, что им удается «выиграть время» для перехода к 3-му типу обогащения знаний.
    Так как теория изучения, лежащая в основе нашей работы, легко доступна в нашем веб-сайте, мы не будем обстоятельно объяснять ее суть. Однако заслуживает внимания упоминание о том, что все, кто привлечен к обучению одаренных детей, должны осознавать проблемы и характер изучения вообще и, в частности, дифференцировать принципы, по которым должно проводиться обучение людей с экстраординарным потенциалом. Основная суть наших исследований — обосновать пути, которыми мы определяем дифференцирование, и принципы, которые формируют нашу теорию.

    Обычные цели и уникальные средства
    Заключительная цель состоит в том, что модель должна обладать некоторыми опознавательными признаками, основанными на обычных целях и уникальных средствах, для того чтобы достигнуть эти цели. Программы для одаренных, которые последовательно демонстрировали результаты в течение длительного времени, почти всегда базировались на данной модели. Перед тем как описать, что делает данную модель моделью, нелишним будет сказать, что есть две категории моделей, которые предоставляют специальные услуги. Это категория теоретической (педагогической) модели и категория организационной (административной) модели. Когда большинство специалистов спрашивают, какая «модель» используется ими для ведения специальных программ, они почти всегда отвечают, что организационная. Хотя мы и полагаем, что оба типа моделей играют важные роли в руководстве качеством и эффективностью программ, все же теоретические модели должны быть первыми и более существенными в их планировании.
    Принцип теоретических моделей заключается в действиях, которые разработаны для достижения специфических видов изучения. Теоретические модели ближе к философским, теоретическим исследованиям. Они расположены на стыке диалектического и индуктивного изучения. Работы Павлова, Торндайка, Скиннера — примеры дидактических теорий. Индуктивные теории (или теории конструктивизма) представлены такими авторами, как Девей, Песталоцци, Пайгет, Монтессори. При исследовании качества услуг для одаренных учащихся теоретические модели должны быть на первом месте. Выше мы уже упоминали о высоком качестве теории изучения, которая лежит в основе ПО.
    Организационные модели занимаются группировкой студентов, подбором вариантов обслуживания, планированием графиков, назначением преподавателей и т.д., что обеспечивает эффективное использование студенческого времени, а также человеческих и материальных ресурсов. Примерами в данной категории выступают измененные программы, полная рабочая неделя в специальных классах, создание групп, занимающихся после школьных уроков, организация занятий в классах с одаренными детьми, курсы в колледже и специализированных школах, дифференцирование учеников в классе. Конечно, организационные модели также важны. Но они не дают нам ясного представления о том, почему, что и как мы изучаем. Эти модели качественно отличаются от опытов изучения, которые применяются в обычном образовании. Например, в специальном классе для одаренных студентов мог применяться дидактический метод в изучении, либо это может быть область знаний, которую любознательные студенты сами выбирают с целью повышения профессионального уровня. Самое главное состоит в том, что в специальных классах студенты не просто приобретают знания и накапливают информацию, а учатся думать, исследовать различные проблемы, как это делают ученые. Теоретически такие различия могут быть сделаны для всех вышеупомянутых типов организационных моделей. Ключевым вопросом здесь является не когда, где и что или даже с кем, а как мы это делаем!
    Что делает модель моделью? Обеспечение услуг базируется на серьезном теоретическом исследовании, которое рассматривает различные ситуации. И это в свою очередь должно привести к конечным результатам, которые будут оценены независимыми исследователями. Чтобы быть более эффективной, модель должна иметь две существенные особенности.
    Первое. Необходимо согласовать основную теорию изучения и необходимые услуги с большинством обслуживающего персонала, которые являются ответственными за данные услуги. Без соглашения по общим вопросам может создаться положение, когда весь обслуживающий персонал будет предоставлять одинаковые услуги. И второе. Каждая школа или учебная программа должны развивать и свои собственные средства для обеспечения услуг (но это не должно выходить за рамки основной теории и общих целей). Вторая особенность препятствует тому, чтобы модель стала слишком предписывающим правилом. В то же время она развивает творческий потенциал персонала и использует уникальные местные ресурсы. Она также учитывает модификацию программы и вливание новых идей и ресурсов, если это не противоречит целям модели.

    Заключение
    И сейчас, и потом, но мы все равно будем спорить о том, каков лучший путь развития одаренных и талантливых молодых людей. И в прошлом столетии было затрачено много сил и времени для выяснения вопроса: «Что лучше? Ускоренное или обогащенное обучение?» Следует ли одаренным детям заниматься по обычному или индивидуальному плану? Надеемся, что в новом столетии мы сначала обратим внимание на исследование теоретических моделей, лежащих в основе услуг для одаренных студентов, поймем, что все организационные подходы ценны лишь в комбинации с теоретической моделью. И самое главное, чем мы хотели бы закончить: независимо от модели, которую вы выбираете, вам необходимо определить главные цели и структуру, а не пользоваться случайными методами. Как сказал когда-то Боб Дилан: «Не сможете сделать выбор — рискуете потерять все». Обратите внимание: дополнительная информация относительно модели обогащенного обучения может быть найдена на сайте:
    www.gifted.uconn.edu

     


     





    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование