Распопин В. Н. Власть классики (Лидия Либединская и ее биографические книги о Льве Толстом, Максиме Горьком и Александре Блоке)
Блохина, Вера Николаевна, Либединская, Лидия Борисовна. Горький в родном городе: очерки / оформление Н. Мунц. - М.: Детская литература, 1972. - 192 с., фот. - (По дорогим местам)
Либединская, Лидия Борисовна. Жизнь и стихи / оформление Н. Мунц. - М.: Детская литература, 1970. - 160 с., фот. - (По дорогим местам)
Либединская, Лидия Борисовна. Живые герои: историко-литературные очерки / оформление Г. Ордынского. - М.: Детская литература, 1983. - 254 с., фот.
Сегодня мы завершаем наши рассказы о книгах замечательной детской писательницы-биографа и мемуаристки Лидии Борисовны Либединской. Перед нами - три ее книги, увидевшие свет полвека назад, но не утратившие интереса и сегодня, когда молодым поколениям советская идеология уже совсем не знакома. Более того, может быть именно незамутненному предрассудками сегодняшнему подростку эти книги помогут легче освоить и глубже понять русскую классическую литературу. Все они - о писателях, все они - о книгах, а значит все они - о русской жизни, - нелегкой, трагической, высокой.
Первую биографию из трех, лежащих перед нами сегодня, биографию молодого Максима Горького (чье настоящее имя - Алексей Максимович Пешков), Лидия Либединская написала в соавторстве с известной нижегородской писательницей, журналисткой и общественной деятельницей Верой Николаевной Блохиной, старшей сестрой крупнейшего ученого-медика, академика Николая Ивановича Блохина. В какой-то мере сборник очерков «Горький в родном городе» представляет собой переработку для школьников книги Веры Блохиной «М. Горький на Волге». Авторы прослеживают творческий и жизненный путь молодого журналиста и начинающего писателя, начинавшийся в Нижнем Новгороде, куда он приехал в качестве корреспондента «Самарской газеты» и «Одесских новостей», чтобы всесторонне освещать открывающуюся в 1896 году промышленно-художественную выставку, до 1904-1905 г.г., когда Горький, уже знаменитый писатель, навсегда покинул родной город. Но не расстался с ним, ибо Нижний навсегда останется в его произведениях.
Таким образом, книга Веры Блохиной и Лидии Либединской рассказывает о восьми-девяти годах из жизни молодого писателя - времени, когда складывалась его литературная личность, происходило гражданское становление; появлялись первые публикации и книжные издания. А также об окружении Горького в те годы; о становлении его контактов с большевиками; о непрестанном труде; о начинающейся популярности и быстро пришедшей всероссийской славе, позволившей молодому революционно настроенному литератору с честью выдерживать многочисленные испытания болезнями и тюремным заключением; о бескорыстной любви к обездоленным детям социальных низов; о моральной поддержке и материальной помощи угнетенным рабочим и бунтующим студентам; о деятельной дружбе с Федором Шаляпиным; о работе над первыми пьесами и их постановке в театре Станиславского и Немировича-Данченко.
И все это, рассказанное живо и подробно, с включением маленьких, но ярких и запоминающихся очерков о великом певце и отличном парне, «дружище Фёдоре» (так его называл сам Горький) Шаляпине, о босяках - прототипах пьесы «На дне», и сегодня не сходящей с театральной сцены и экранизированной не только в России и Европе, но даже в Японии, о революционерах, рабочих и студентах - прототипах знаменитого романа «Мать», - всё это уложено авторами в неполные двести страниц, из которых не менее трети занимают фотографии!.. И, конечно, лирические отступления о собственных путешествиях по горьковским местам и маршрутам…
Лапидарность изложения, без каких-либо потерь в художественности, занимательности и в то же время фотографической точности, - таков стиль Лидии Либединской, каждый раз позволяющий читателю увидеть не просто портрет, а живого человека, о каком бы герое русской истории и литературы эта замечательная писательница нам ни рассказывала.
Ее маленькая, всего лишь в 160 страниц, из коих ровно половина - иллюстрации, книга о жизни и поэзии Александра Блока, написанная для школьников, то есть для тех, кто впервые открывает для себя творчество крупнейшего поэта предреволюционной и революционной эпохи в нашей истории, образцова без всяких натяжек, хотя о многих частностях блоковской жизни Лидия Либединская в те годы не могла рассказать как по цензурным требованиям, так и просто потому, что ее книга обращена к детям и подросткам. Образцова же книга, во-первых, потому, что коротко, объективно, сдержанно прослеживая и родословную, и всю жизнь поэта, и его мученическую смерть, и поэтическое бессмертие, автор смотрит на героя и показывает его нам, если можно так сказать, через пейзаж, проехав и пройдя все блоковские места и тропинки в Шахматове и Петербурге, увидев собственными глазами дома, где он жил, и места, которые он любил. Во-вторых, потому, что - посредством точных и очень кратких цитат - позволяет увидеть автора глазами тех, кто любил его. То есть предлагает нам посмотреть на героя с обоих концов бинокля. И это стереоскопическое видение, помноженное на цитаты из стихотворений самого Блока, посвященных тем, кого любил он, дает, по существу, полную картину жизни и смерти великого поэта. Разумеется, в самых резких и ярких чертах. За деталями каждый из нас в свое время обратится к другим биографиям Александра Блока, благо их и прежде написано множество, и сейчас пишется немало. Однако, начинать знакомство лучше всего именно с этой маленькой и безупречной книжки Лидии Борисовны Либединской.
В еще большей мере всем и каждому - библиотекарю, ученику и учителю, особенно молодому - тому, кто сам еще открывает для себя мир Толстого, - необходимо прочесть книгу Л. Либединской «Живые герои», подробно и увлекательно рассказывающую об истории создания величайшим писателем «Войны и мира» - по общему признанию, лучшего романа мировой литературы. Этот относительно небольшой историко-литературный очерк - одновременно биографический и литературоведческий, художественный и строго документальный - содержит не только восьмилетнюю историю создания колоссального романа и его восприятия современниками автора и современниками событий, в нем изложенных, но и историю это периода жизни Льва Толстого: от возвращения с Кавказа, женитьбы на Софье Берс, рождения первых детей, злополучной тяжелой травмы руки, архивных поисков, мучительной и радостной работы над книгой, до истории журнальных публикаций и первых книжных изданий романа и его восприятия критиками и писателями конца 60-х годов XIX века.
Самые яркие главы книги, на мой взгляд, посвящены отношениям Толстого с семейством жены: родителями, с которыми он состоял в многолетнем дружестве, и детьми, особенно сестрами, которые стали прототипами многих героинь книги. Вообще, история прототипов великого романа, изложенная Лидией Либединской, чрезвычайно увлекательна. Так, среди них были предки Льва Толстого по обеим ветвям: Волконские по материнской (в романе Болконские, причем сама его рано умершая матушка - прототип княжны Марьи), а по отцовской - Толстые (в романе - Ростовы, а батюшка его - прототип Николая Ростова). Сёстры жены писателя, как и она сама, стали прототипами сестёр Ростовых: старшая, Елизавета, - прототипом княгини Веры, Софья Андреевна и - особенно - младшая из сестёр Берс, Татьяна, - прототипом Наташи Ростовой. Не менее увлекательна и история создания воспитанницы семейства Ростовых, Сони, основным прототипом которой стала троюродная тётка писателя, Татьяна Александровна Ергольская, сирота, воспитывавшаяся в семье Толстых и впоследствии, после ранней смерти матери Льва Николаевича и его братьев, занимавшаяся воспитанием мальчиков.
В романе «Война и мир» множество героев, выдуманных и существовавших в реальности. Одни из них выступают в книге под собственными именами: императоры, например, и полководцы. Другие, как бы списанные с натуры, однако, носят на себе и черты реальных исторических лиц, и черты, придуманные писателем. Таков, например, Василий Денисов, прототипом которого стал выдающийся поэт, писатель, профессиональный воин, в Отечественную войну - партизан, наводящий ужас на врага, Денис Васильевич Давыдов. Каким был Давыдов, каким под пером Льва Толстого стал Денисов, какие прототипы были у Долохова, князя Андрея, Пьера Безухова - обо всем этом, обо всех этих людях и героях Лидия Либединская рассказывает и занимательно, и подробно, и недлинно, совмещая документ с собственными соображениями и комментариями толстоведов, не забывая рассказать о своих посещениях и ярких впечатлениях от увиденного в Ясной поляне и на поле Бородина. И рассказ ее сподвигает читателя увидеть все прочитанное собственными глазами, а уж вновь и вновь проверить толстовское зрение, то есть перечесть «Войну и мир» - безусловно.
Тем же, кто до сих пор не попал под власть толстовского гения или думает, что сумел от его власти освободиться и никогда уже не взвалит на себя четырехтомную ношу гигантского романа, стоит, право же, стоит открыть небольшую книжку Лидии Либединской, которая непременно вернет вам классика, а классику - вас. И вы уже не сможете не перечесть «Войну и мир», а перечитав, поймете, что с каждым новым обращением к Толстому вы открываете и нового писателя, и нового самого себя. Такова самая главная власть на свете - власть классики.