Распопин В. Н. Уроки добрых чувств Ольги Колпаковой
Колпакова, Ольга Валерьевна. Древний Китай / худ. М. Садердинова. - М.: Белый город, 2006. – 28 с., цв. ил. – (Читаем сами: История)
Колпакова, Ольга Валерьевна. Средняя Азия: В краю пустынь и снежных пиков. – М.: Белый город, 2010. – 48 с., цв. ил. – (История России)
Колпакова, Ольга Валерьевна. Занимательная биология. – М.: Белый город, 2010. – 144 с., цв. ил. – (Моя первая книга)
Колпакова, Ольга Валерьевна. Занимательное природоведение. – М.: Белый город, 2008. – 144 с., цв. ил. – (Моя первая книга)
Колпакова, Ольга Валерьевна. Занимательная география. – М.: Белый город, 2009. – 128 с., цв. ил. – (Моя первая книга)
Колпакова, Ольга Валерьевна. Волшебный наряд. – М.: Белый город; Воскресный день; Печатная слобода, 2015. – 144 с., цв. ил. – (Моя первая книга)
Сегодня мы завершаем разговор о творчестве Ольги Колпаковой обзором шести ее научно-популярных книжек для маленьких и самых маленьких читателей и слушателей. Книжки эти посвящены истории и географии, этнографии, биологии, природоведению. Так или иначе все перечисленные науки входят в школьную программу, а значит служат подготовке малышей к начальному образованию, а также в качестве дополнения к учебникам в помощь школьнику, родителю и учителю.
Самые, на мой взгляд, интересные из них – историко-этнографические «Древний Китай» и «Волшебный наряд». Первая – потому, что написана и издана именно для дошкольников: красивые цветные картинки и очень крупный шрифт ярко и доступно даже для самостоятельного чтения раскрывают самые главные особенности истории соседней страны: драконы и Великая стена, имена, правители, деньги, шелк, зонтики, чай, фарфор, спички, бумага, мороженое, а также Конфуций, иероглифы, дао, ян и инь. Все очень коротко, верно и занимательно.
Вторая книжка, «Волшебный наряд», особенно понравилась мне потому, что достаточно подробно и достаточно увлекательно рассказывает младшим школьникам об истории одежды, преимущественно на отечественном материале. Французские мушкетеры не забыты, конечно, а равно и американские индейцы, но более подробно автор рассказывает об особенностях одежды народов России – от средневековья до наших дней, от севера до юга и от востока до запада. Как и все издания «Белого города», книга предлагает большое количество наглядного материала, сопровождающего текст. Здесь и репродукции живописных полотен, и рисунки, и фотографии. Мозаичная верстка не позволяет читать галопом, зато способствует читательскому удивлению, а значит, и лучшему запоминанию богатого и разнообразного материала.
Сведения по единой теме предлагаются автором самые разнообразные, а порой и неожиданные. Так, например, рассказывая о женской обуви, которую носили наши девушки в старину, О. Колпакова пишет: «На севере России новую обувь невесте подносили на блюде. Если девушка согласна была подчиняться воле мужа, она ставила блюдо с ботинками себе на голову. Вот откуда появилось выражение – быть под каблуком – значит, подчиняться, слушаться кого-то».
Подобного рода занимательных и одновременно полезных сообщений по книгам писательницы разбросано много, поэтому читать их следует не только увлеченно, но еще и внимательно, ведь, в сущности, основной массив сведений вы узнаёте в школе, то есть их излагают и учителя, и учебники, с той лишь разницей, что книжки О. Колпаковой читать гораздо легче и интереснее.
Именно таковы авторские интерпретации учебников природоведения, географии и биологии для младшеклассников, написанные екатеринбургским литератором для «Белого города». Такие книжки непросто рецензировать, а тем более критиковать, ведь все они, не отступают от школьной программы, а лишь немного ее разнообразят: и «Занимательное природоведение для малышей», с его отчетливым уклоном в проблемы экологии, и «Занимательная география», толкующая обо всем на свете – от космоса, параллелей и меридианов, крокодилов и колибри, баобабов и липовых лаптей вплоть до дружбы народов, и «Занимательная биология», где сама тема – человек среди живой жизни на большой планете – предполагает, совершенно в детском духе, самые неожиданные вопросы и столь же неожиданные ответы, к примеру, почему мухи не падают с потолка, или почему растения с одними из себе подобных дружат, а с другими соперничают, ведь не люди же они, чтобы друг другу завидовать…
Все названные занимательные пособия изданы «Белым городом» в серии «Моя первая книга», любовно оформлены, но отпечатаны, к сожалению, в основном в России, почему только одна из них – «Занимательная биология», отпечатанная в Италии, полностью выполняет свои художественные функции, так как рассмотреть тонкости на подслеповатых иллюстрациях, украшающих прочие книжки, затруднительно, а то и вовсе невозможно. Но вины автора в этом, разумеется, нет. Что же касается текста, он вполне добротен, совершенно доступен для любого возраста, поскольку тем, кто сам еще читать не умеет, старшие прочитают книжки вслух, с немалым, добавлю, интересом для самих себя.
Не менее прочих, а, может, и более увлекательна книжка «Средняя Азия. В краю пустынь и снежных пиков», изданная тем же «Белым городом» в серии «История России». Здесь история, география и этнография как бы образуют единый поток из трех рукавов и доносят до читателя самый дух Востока, с его суровой экзотикой, дивной, но и жестокой природой, повадками животных и человеческим бытом, столь непохожим на наш. А ведь еще совсем недавно все мы жили в одной стране, где от вечной мерзлоты до песков Каракумов и сестринских объятий Арагвы и Куры всё было общим: и Чапаев, и Ходжа Насреддин, и Кобзарь, и Низами, и Гагарин, и Каспаров, и Рихтер, и Гилельс, и Муслим, и Отс – вся красота, и нищета, и горе, и радость, вся история и культура, искусство и наука, утраты и надежды…
Это очень грустно, что теперь Москва и Киев, Минск и Тбилиси, Самарканд и Душанбе, Екатеринбург и Вильнюс, Новосибирск и Кишинев, Петербург и Одесса – города разных, соперничающих, а зачастую и враждебных стран. И еще печальнее, что не только стран, но и народов, за последние три десятилетия взрастивших поколения, не испытывающие друг к другу доверия. А ведь история-то у нас общая, культуры, при всех различиях, схожие, поскольку они определяются ментальностью, а последняя - совместной борьбой за выживание в далеко не самых благоприятных исторических и климатических условиях, данных нам судьбой.
Эти мои сетования отнюдь не произвольны. Они навеяны книжкой Ольги Колпаковой, хотя прямым текстом она об этих печалях и не говорит. Но ведь это, быть может, главная и важнейшая особенность литературы, даже и не художественной, - подталкивать читателя к размышлениям. Пусть и на темы, не связанными впрямую с прописанными задачами текста.
А если так, то, стало быть, и целей своих – не только еще раз учить, но и чувства добрые пробуждать, - книги Ольги Колпаковой достигают безусловно.
А значит, поблагодарим писательницу за добрые уроки.