Туранина Н. А. Ценности православной культуры на уроках русского языка V класс
Языковая личность во всем многообразии социально-психологических ролей, стратегий и тактик общения стоит в центре внимания современных исследований. Современная ментальность, находит отражение в лексике, фразеологии, этических концептах, а также в характере дискурсивной деятельности каждого носителя языка. Проблема формирования ценностей у подрастающего поколения постоянно решается представителями всех наук, связанных с изучением человека. Особенно актуальным в настоящее время является разъяснение на ранних ступенях формирования личности смысло-экзистенциальных ценностей (добро, зло, счастье), так как именно они являются ведущими компонентами национальной культуры. Базовые понятия русской культуры и православия играют важную роль в воспитании толерантности к другим культурам и религиям. Знакомство с различными культурами и религиями в школе (на уроках и во внеурочной деятельности) закладывает основы толерантности и приобщает к общечеловеческим ценностям. Предлагаемый подход возможен на уроках русского языка в средней школе, когда учащиеся обладают необходимыми базовыми понятиями культуры.
На уроках они анализируют тексты следующей тематики: «Православная культура» (тексты о православии, храмах России, православных праздниках, музыке и живописи). В дальнейшем используются тексты о православной культуре Белоруссии, Украины, а также материалы о других конфессиях (исламе, буддизме). Все анализируемые тексты имеют культурологическую направленность, расширяют представления школьников о диалоге культур. Приведем примеры такой работы.
Тема: Имя существительное как часть речи
Текст № 1. Православная культура в России
Церковное искусство: литература, архитектура, музыка, живопись — великое художественное наследие русского народа. В этих произведениях выражены глубокие мысли о человеческой жизни, страданиях и терпении, о высокой красоте мира и человека. Для всех людей эта культура является важной частью русской культуры. Православная культура в нашей стране насчитывает уже более тысячи лет развития.
Задания к тексту
1.Какие мысли выражены в церковном искусстве?
2. Объясните значение слова наследие.
3. Выпишите словосочетания глубокие мысли, высокая красота и объясните их смысл.
4. В первом предложении подчеркните все существительные, задайте к ним вопросы.
5. Выпишите все существительные, распределите их по родам.
6. Во втором предложении определите падеж существительных.
Тема: Глагол как часть речи
Текст № 2. Колокольный звон
В Новгороде зародилось искусство колокольного звона, когда в Европе оно было уже известно давно. Чтобы колокол красиво звучал, мастера — литейщики составляли особые сплавы металлов и изучали секреты отлива колоколов. Звонили, да и сейчас звонят в колокола строго по правилам. Во время праздников звонили во все колокола с перезвонами, радостно и звонко. Колокольный звон в последующие века стал исконно русским явлением и приметой русской жизни, а колокольни вместе с церквями естественно вписались в русский пейзаж.
Задания к тексту
1. Как создается красивый звук колокола?
2. Слышали вы колокольный звон? Опишите его.
3. Объясните значение слов литейщик, примета.
4. Подчеркните в тексте глаголы, задайте к ним вопросы.
5. Выпишите глаголы из первых трех предложений, определите время каждого глагола.
6. Подберите к глаголу звонили однокоренные слова из текста.
Тема: Имя прилагательное как часть речи
Текст № 3. Соборы Москвы
Москва стала центром православной культуры в 1453 году. Позже формируется Московское государство, расцветает культура. В XV-XVI веках в Москве строится несколько великолепных соборов: Успенский, Архангельский, храм-колокольня Ивана Великого, удивительный храм Василия Блаженного на Красной площади. Эти здания до сих пор являются украшением нашей солнечной столицы, златоглавой Москвы. Все это свидетельствует о том, что в России свято чтут традиции наших предков, традиции православной культуры.
Задания к тексту
1. Какие соборы построили в Москве в XV-XVI веках?
2. Составьте рассказ по картине о великолепии этих храмов с использованием имен прилагательных.
3. Объясните значение слов златоглавый, традиция, предки.
4. Выпишите из приведенного текста прилагательные, задайте к ним вопросы, разберите прилагательные по составу.
5. Приведите примеры прилагательных из вашего рассказа, принадлежащих к разным разрядам.
6. Подберите синонимы к прилагательному великолепный.
Предлагаемый подход к использованию материалов о православной культуре может быть успешно внедрен на интегрированных уроках (русский язык — изобразительное искусство, русский язык — музыка). Языковая личность школьника, оставаясь носителем национальной ментальности и языка, участвует в совместной деятельности с детьми других национальностей и вероисповеданий, вбирает черты другой культуры, это отражается на характере общения и формировании толерантности. В становлении иерархии ценностей важно осознание и понимание всей системы ценностей для современного человека — это витальные, смысло-экзистенциальные, демократические, утилитарные ценности, но какие из них будут нормативными для школьника, зависит от нас, наставников молодого поколения.
Литература
Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. - М., 2001. - 166 с.