Распопин В. Н. Плохих детей не бывает, или Доктор Корчак, его дети и книги

 

Корчак, Януш. Когда я снова стану маленьким: повести [Когда я снова стану маленьким; Лето в Михалувке; Слава] / пер. с польск. К. Сенкевич под ред. А. Исаевой; ил. Д. Штеренберга. - М.: Детская литература, 1964. - 256 с., ил. 
Корчак, Януш. Кайтусь-чародей: повесть-сказка / пер. с польск. Л. Цывьяна; ил. Г. Ясинского. - СПб.: Лицей, 1992. - 208 с., ил.
Корчак, Януш. Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове: повести-сказки / сокр. Пер. с польского Н. Подольской; ил. Е. Сроковского. - М.: Детская литература, 1978. - 416 с., цв. ил. 
Богацкий, Томек. Защитник детей: История жизни Януша Корчака / пер. с англ. В. Генкина; ил. Т. Богацкого. - М.: Текст; Книжники, 2010. - 32 с., цв. ил. 

- Плохих детей не бывает! - всем своим творчеством - врачебным, педагогическим, писательским - утверждал Януш Корчак, чья подвижническая жизнь и героическая смерть стали в прямом смысле легендарными, породили обширную научную и биографическую литературу и классический байопик Анджея Вайды.


Януш Корчак - литературный псевдоним Эрша (Герша) Хенрика Гольдшмита, ставший его подлинным именем, как это нередко происходит с большими писателями, актерами и другими знаменитыми людьми. Сегодня разве что в биографических трудах вы прочитаете подлинные фамилии Марка Твена - Сэмюэл Клеменс, Корнея Чуковского - Николай Корнейчуков, Максима Горького - Алексей Пешков, или, например, настоящее имя Захара Прилепина - Евгений Николаевич. Так и псевдоним Хенрика Гольдшмита стал истинным, я бы сказал, заработанным, заслуженным именем великого поляка.

Он родился во второй половине июля 1878 года, в Варшаве, в состоятельной интеллигентной еврейской семье (дед его был врачом, а отец юристом). Польша в те времена входила в состав Российской империи, в гимназии, где учился и наш герой, преподавание велось на русском языке, так что в некотором смысле Януша Корчака можно считать и нашим соотечественником, хотя, по сути, это, конечно, не так. Семья Гольдшмитов была ассимилирована, то есть, оставаясь еврейской, принадлежала и польской культуре. До начала 1890-х годов Хенрик Гольдшмит особых житейских забот не знал, но с 1889 года его отец тяжело и неизлечимо заболел, работать больше не смог, дорогое лечение разорило семью, и уже с 15-летнего возраста Хенрик вынужден был начать подрабатывать репетиторством. Тогда же он собственными глазами увидел изнанку столичной жизни - беспросветную нужду городских низов, больных, нищих и бездомных детей. Вероятно, именно тогда в глубине души молодого человека родилось его предназначение.

Корчак унаследовал от деда не только собственное имя, но и профессию. В 1898 году он поступил на медицинский факультет Варшавского университета, в 1905 получил диплом врача, в качестве военврача принимал участие в Русско-японской войне, а впоследствии специализировался на педиатрии. Всю жизнь оставаясь детским врачом, со временем этот замечательный человек стал выдающимся педагогом и замечательным писателем. Педагогика же заинтересовала его уже в конце 90-х. В 1899 он даже ездил в Швейцарию, чтобы глубже узнать педагогические принципы Песталоцци. По окончании университета и участия в военных действиях, Корчак углубляет свое педагогическое образование учебой в Берлине, Франции и практикой в Англии. Получив, таким образом, всеевропоейское педагогическое - теоретическое и практическое - образование, Корчак в 1911 году добивается юридической и финансовой возможности основать в Варшаве «Дом сирот» для еврейских детей. Репутация 33-летнего доктора и педагога к этому времени была столь высока, что ему удалось добиться от спонсоров полной независимости в административной и педагогической деятельности вновь созданного учреждения.

С этого времени и до конца жизни доктор Корчак служил только детям, их здоровью и образованию, шире - воспитанию. Служил безраздельно - как педагог, как врач, как писатель и как общественный деятель. Его семьей в самом прямом смысле были дети «Дома сирот», никого ближе их у него не было. Только на время Первой мировой войны он вынужден был покинуть свой приют, будучи призван в качестве военного врача в Русскую армию. По окончании войны Корчак возвратился в Варшаву и в дальнейшем совмещал руководство «Домом сирот» с педагогической и административной деятельностью в других сиротских домах, писательской и общественной работой.

В 1939 году Польша была оккупирована гитлеровскими войсками, «Дом сирот» был выселен из удобного, просторного здания и перемещен в варшавское гетто, Корчак с великим трудом добывал пропитание и медикаменты своим подопечным, отклоняя все предложения, поступавшие от влиятельных людей нееврейского происхождения, почитавших его таланты, в том числе и от некоторых немцев-оккупантов, вывести лично его из гетто и укрыть на «арийской» стороне. Меж тем евреи из гетто большими партиями поочередно отправлялись в «лагеря смерти», где и погибали в газовых камерах. В августе 1942 года пришло время «Дома сирот». В последний раз отказавшись бросить своих сослуживцев и воспитанников и спастись самому, доктор Корчак возглавил шествие двух сотен мальчиков и девочек к поезду, следующему к станции «Смерть».

«Они шли спокойно, с высоко поднятой головой. Люди на улицах этому удивлялись - они не знали, что дети всегда чувствовали себя в безопасности, когда рядом с ними находился Януш Корчак».

Корчак погиб вместе с детьми в лагере смерти Треблинка. Но дух этого человека живет в делах, которые он совершил», - так завершает свою небольшую, написанную и нарисованную для самых маленьких читателей книжку «Защитник детей» американский писатель и художник Томек Богацкий, которую я рекомендую вам прочесть вслух своим младшим братьям и сестрам, прежде чем вы приступите к чтению главных детских книг, написанных самим доктором Корчаком. Вообще же, о Корчаке существует немалая литература, но любую биографическую книжку, на мой взгляд, перекрывает замечательный кинофильм, снятый в 1990 году великим польским кинорежиссером Анджеем Вайдой, который так и называется «Корчак». Вот эту картину посмотрите непременно - ее легко найти на соответствующих интернет-ресурсах. Мужество, стойкость, гуманизм, простота этого человека и трагедия его эпохи даны без всякой аффектации, на черно-белой, как жизнь и смерть, пленке, во всем величии его подвига и со всей чистотой его личности.


А теперь поговорим немного о книгах Януша Корчака. Был ли этот великий человек великим писателем? Не уверен. Однако не познакомиться с его лучшими книгами нельзя. Почему? Потому, вероятно, что, не обладая мощью создателя миров, незабываемых характеров, головокружительных сюжетов, во всех своих книгах оставаясь прежде всего педагогом, Корчак умел писать одновременно легко и серьезно, глубоко понимал личность своего единственного, по существу, героя - ребенка, но и законы литературы. Иначе говоря, умел писать не скучно, используя при этом опыт предшествующей, прежде всего - сказочной мировой литературы, а саму сказку сделать правдивой, то есть такой, в которой быль и выдумка составляют единое полотно. Впрочем, Корчак писал не только сказки, но и педагогические труды, написанные доступным каждому читателю литературным языком, и реалистические художественные произведения - такие, как небольшая повесть «Слава», на русском языке опубликованная в сборнике «Когда я снова стану маленьким», интересная и детям, и взрослым.

В «Славе» рассказана грустная веселая история взросления детей из бедного варшавского квартала, об ответственности старших перед младшими и перед взрослыми, с трудом зарабатывающими на пропитание своим детям. Грустная эта история потому, что даже самые талантливые, самые лучшие ребята из бедных семей не могут, как ни стараются, осуществить свою мечту. Сама мечта по мере их взросления трансформируется и съеживается, как бальзаковская шагреневая кожа, однако же настоящий человек, как бы тяжко ему ни приходилось, осуществляет в жизни главное - остается человеком. Это - главная мысль повести, придающая ее печальному колориту мужественность, которая всегда была присуща автору «Славы». А веселой я назвал повесть потому, что она правдиво рассказывает о жизни подростков, умеющих и любить, и веселиться, и радоваться жизни, несмотря на все ее беспросветные тяготы. Ведь детство - самая прекрасная пора человеческой жизни, и уже потому плохих детей не бывает.

Эту мысль еще и еще раз акцентирует заглавная повесть сборника «Когда я снова стану маленьким». В ней происходит только одно сказочное (или лучше сказать - фантастическое) событие. Как-то раз, во время бессонницы, один взрослый усталый человек пожалел о том, что он взрослый, вспомнил себя веселым школьником в кругу друзей и одноклассников, родительскую семью - и то ли заснул, то ли очень захотел вернуться в детство. И - вернулся. На несколько дней. И во время этого квеста снова пережил все радости и все трудности детства. И вместе с читателем понял, что в детстве огорчений и разочарований, пожалуй, не меньше, чем в зрелые годы, как не меньше и радостных минут. Не скажу, что Корчак открыл в литературе эту тему, нет, конечно, однако его повесть, известная и популярная многие десятилетия, послужила, можно думать, отправной точкой для многих литераторов. По существу, такие, например, сказки, в которых мальчишки превращаются в воробьев или собак, да и такие фантастические повести, где человек уменьшается до размеров мальчика-с-пальчик, если и не прямо исходят из идеи Корчака, то уж наверное с ней резонируют. Смысл идеи в том, чтобы посмотреть на себя со стороны, еще раз пережить то, что уже переживал, но вполне осознанно, иначе говоря - переоценить себя. Нет-нет, не изменить, а именно переоценить себя и вместе с тем - переосмыслить самоё жизнь. А переосмыслив, понять: плохих детей не бывает.


Бывают дети неправильно воспитанные, то, что называется - трудные. Но не плохие. Об этом, а заодно о том, как правильно детей воспитывать и перевоспитывать, точнее даже - о том, что лучшее воспитание - это воспитание коллективом себе подобных, рассказывает документальная повесть «Лето в Михалувке». С ней ясно, звонкими ребячьими голосами и спокойным соло мудрого Учителя перекликаются такие знаменитые позднейшие книги, как «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко и «Республика ШКИД» Л. Пантелеева и Г. Белых, с той лишь разницей, что повесть Корчака рассказывает о летних вакациях на природе детей из беднейших еврейских семей, а книги Макаренко и Пантелеева - о жизни передовых советских детдомов. Но дети-то обездоленные во всех этих книгах, по сути, те же самые. И занимаются одним и тем же - организуют сами себя в коллектив, где плохих людей не бывает, просто не может быть. Потому что, если идти вперед под ясным синим небом по зеленой траве взявшись за руки, деля в пути на всех беды и радости, вместе трудясь и играя, можно преодолеть все препятствия на самом трудном пути, который и называется жизнью.


Одному - сложнее. Преодоленное одиночество - путь героя или… волшебника. Путь печальный и нередко обрывающийся незавершенным. Об этом - две главные детские книги Януша Корчака. Одна из них так и называется - «Кайтусь-чародей». Она не закончена в самом прямом смысле. Вероятнее всего, автор просто не успел написать вторую часть сказки. Но, может быть, сам материал воспрепятствовал ему. Судите сами.

«Кайтусь-чародей» - сказка об обыкновенном мальчике, неожиданно ощутившем в себе способности к волшебству. Любые способности надо развивать, учиться, тренироваться. Это непросто даже когда ты просто ужасно хочешь найти по дороге в школу пару злотых. А когда твои желания начинают прогрессировать, становится еще сложнее. К тому же одновременно приходится все тщательнее скрывать свои возможности от окружающих и присматриваться внутренним зрением за тем или теми, кто отчего-то и, главное, зачем-то дал тебе эти чародейские способности. Кто? Зачем? Это остается читателю неизвестным. Может быть, этого не знал и сам Корчак. Возникает, правда, подозрение в том, что намерение дающего были недобрыми.


События, а равно и чародейские возможности героя нарастают лавинообразно. Сказку за сказкой нанизывает на свою сюжетную нить Корчак. И все это несется с бешеной скоростью, как снежный ком с горы, оборачиваясь неудержимой лавиной, которая, кажется, вот-вот погребет под собой и героя, и автора, и читателя, и весь сказочный мир. Каких только волшебств не совершает Кайтусь, в какие только ситуации не попадает: и двойника создает, чтоб замещал его дома во время путешествий, и от полиции бегает, и остров с дворцом себе наколдовывает посреди Вислы, и замечательную подружку встречает, и по Европе путешествует, и в Америку ездит, и чемпиона по боксу на ринге побеждает, и в плен попадает, и верной смерти трижды избегает, и в собаку превращается, а потом и в дерево, и в мышку, и в голубя, и… чуть не сказал: в иголку - как в народной сказке… Вспоминаете, сколько раз мы с вами говорили о подобных приключениях? Вот, например, в сказках Е. Велтистова и Ю. Магалифа… Так литература и живет испокон века: сюжеты и мотивы бродят по ее волшебным мирам из книги в книгу. А есть ли исток? Возможно, что есть, только он теряется в пыли времен, во мгле тысячелетий. Кто придумал Кощея Бессмертного или Мальчика-с-пальчик? Разве скажешь теперь… Да это и не так уже важно, гораздо важней, кто рассказал о них интереснее, ярче всех прочих. Скорее всего, этих-то авторов и надо считать первооткрывателями, потому что так или иначе, осознанно или бессознательно, последующие сочинители перекликаются именно с их книгами. Как перекликаются, например, сказки Велтистова и Магалифа не просто друг с дружкой, но прежде всего с «Кайтусем…» Корчака, а книжки самого Корчака - с народными сказками и сказками Перро и братьев Гримм.

Но эта история осталась незавершенной. Более того, ее финальная часть вышла, как сказал бы поэт Маяковский, «перистой». Не потому, конечно, что цензура в нее дула, и не потому, думаю, что не захотел пугать автор своих маленьких читателей серией страшных приключений Кайтуся, а, скорее всего, потому, что и сам не очень-то видел, как вывести своего непутевого, но вовсе не плохого, ведь плохих детей не бывает, героя живым, здоровым и поумневшим из-под той лавины приключений, которая его с головой накрыла. Такое тоже случается даже с самыми лучшими писателями, тем более, когда писательство в их жизни не самое главное занятие.

Завершенным, исполненным головокружительных приключений и одновременно очень грустным, философским и поэтическим произведением оказалось лишь одна большая вещь Корчака - сказочная лирико-сатирическая дилогия «Король Матиуш Первый». В ней рассказывается история всей жизни мальчика Матиуша, которого угораздило не только родиться королем выдуманной небольшой европейской страны, но еще и потерять в младенческом возрасте мать, а в раннем детстве отца и вступить на трон в том возрасте, когда другие дети еще в прятки и догонялки играют.

Представьте себе: вы - король, а ничего не знаете: ни арифметики, ни правописания, ни географии, ни истории. Но вы - король настоящий, в глубине вашей груди, в маленькой вашей головке нет еще никаких знаний, кроме одного врожденного: вы - король, а значит, ответственны за свою страну и за свой народ. Итак, вы король, а это значит, что вас окружают слуги, церемониймейстеры, министры и прочая, и прочая толпа бездельников, жуликов, напыщенных дураков, которые регламентирует каждый ваш шаг, ибо вам нельзя ничего из того, что можно обыкновенным детям. А тут еще соседние, вполне себе взрослые короли почуяли, что ваша страна, потерявшая своего короля, что называется, плохо лежит, сколотили коалицию и объявили вам войну. А вы - король, и значит один как перст: ни друзей, ни родителей, ни-ко-го-шень-ки, на кого можно было бы положиться. А война уже началась. Что вы, будучи десятилетним мальчишкой сделаете? Конечно, убежите на войну. Там найдете настоящих друзей и врагов, там не из книжек узнаете, как и чем живет ваша страна, населяющие ее граждане, там повзрослеете, поймете хоть отчасти что к чему в этом взрослом мире, может быть, совершите какие-нибудь подвиги, заставите себя уважать или хотя бы остерегаться всю придворную челядь и соседскую королевскую камарилью, а воротясь во дворец с победой, сможете начать свою политику, отчего и получите звания короля-реформатора.

Только вот счастья вам все это не принесет (ни королевского, ни простого человеческого, ибо судьба короля и судьба простого человека несопоставимы), потому что вы - хороший маленький человек, ведь плохих детей не бывает, а люди окажутся дурнее, чем вы думали, министры хитрее, соседние короли подлее, а друзья -нет, не все, конечно, но многие, испытания на верность не выдержат, особенно когда подрастут. И все ваши такие трудные победы обернутся поражением, и вы, как Наполеон, окажетесь на маленьком острове, а как герой волшебной сказки, пройдете еще тысячу и одно совершенно невозможное испытание - на земле и под землей, на свободе и в тюрьме, где поймете одну жестокую истину, так редко, тем не менее, постигаемую власть предержащими: бедность - не порок, но пойди убеди в этом с жиру бесящихся…


Пройдя свой тяжкий путь познания истины бытия и самого себя, король всех детей мира - белых, черных и желтых, Матиуш умирает юным и мудрым, любимым издалека и преданным ближними, умирает спокойно, оставляя тем, кого любил, то немногое, что смог сохранить в немыслимых испытаниях, и, кажется, даже с облегчением, как истинный король, пусть уже и без королевства, но с королевской ответственностью, полыхающей в нем с рождения, ведь как не бывает на свете плохих детей, так и настоящих королей без этого пламени не бывает. Не из этой ли замечательной книги, по мнению литературоведов, написанной как ответ «Принцу и нищему» Марка Твена, родится двадцать лет спустя «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, один из героев которого говорит: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»?

Я думаю, Экзюпери читал «Короля Матиуша» - слишком велика была всеевропейская слава Януша Корчака, слишком значительны его личность, его дело и его подвиг. Во всяком случае, гениальный французский писатель и лётчик, герой Второй мировой войны, лучше всех сформулировал не только идею «Матиуша…», но и всего творчества Корчака, самого главного смысла жизни польского педагога и писателя: «Ты всегда в ответе…»