Кулаков В. Клад замка Кёнигсберг

 

Отгремели торжества в честь 750-летия города, уже более полувека именуемого Калининградом. Однако не все участники празднеств знали, что плиты его Центральной площади скрывают остатки подлинного виновника недавнего юбилея — замка, построенного в 1255 г. и получившего название «Кенигсберг».

Великолепный замок столетиями возвышался на правом берегу реки Преголи, главной водной магистрали древней земли пруссов (С XIII в. на этих землях властвовал немецкий католический духовно-рыцарский Тевтонский орден. Основан в конце XII в. в Палестине во время крестовых походов. Разгромлен в Грюнвальдской битве 1410 г. С 1466 г. — вассал Польши. В 1525 г. его владения в Прибалтике превращены в светское герцогство Пруссия) и одновременно являлся резиденцией ее мирского властителя, доминантой будущего одноименного города.
Свой окончательный внешний облик замок обрел с 1584 по 1595 г., получив трапециевидную форму и взметнувшуюся в небо башню. Затем его еще не раз дополняли различными архитектурными украшениями. Последняя реставрация состоялась перед началом Второй мировой войны, что еще ярче подчеркнуло историческую значимость строения.

Однако инициированный нацистами вооруженный пожар в Европе не пощадил былую резиденцию прусских правителей. В конце августа 1944 г. королевские военно-воздушные силы Англии с бортов многих сотен бомбардировщиков обрушили смертоносный груз на Центральную площадь Кенигсберга.
Ее сердце — древнейший замок — в мгновение превратился в груду руин. Таким его застали воины Красной Армии, вошедшие в город 9 апреля 1945 г.

К сожалению, в последующие годы никаких реставрационных работ в нем не проводили, скорее наоборот, кое-кто делал все, чтобы до конца стереть этот объект с земли «как оплот немецкого милитаризма на востоке». По существу замок прекратил свое существование. О нем стали потихоньку забывать.
Но времена меняются, и с 1993 г. Балтийская экспедиция Института археологии РАН начала планомерные исследования на Центральной площади Калининграда. С 2000 г. здесь идут раскопки совместно с сотрудниками местного Историко-художественного музея. Работы финансирует редакция журнала «Шпигель».

Вскоре выяснилось, что основание замка выстояло, несмотря на полученные взрывные удары. Были обнаружены остатки фундаментов южною и западного флигелей и подвалов, находящихся под ними, где сохранились сотни ценнейших предметов. Среди них — археологические и этнографические экспонаты музея «Пруссия», располагавшегося здесь до 1945 г., детали исторических интерьеров, товары винного и продовольственного складов ресторана «Блют-герихт», вооружение и снаряжение, брошенные немецкими солдатами, бежавшими из Кенигсберга.

Недавно, 30 мая 2005 г., сотрудник нашей геолого-археологической экспедиции Александр Васильев обнаружил серебряную коробку. Ее внешний вид подтвердил догадки специалистов: найденный клад является традиционным для всех времен и народов депонированием ценностей.

Поверхность ларца покрыта гравировкой — криптограммами, типологически сходными с «шифровками» западноевропейских средневековых алхимиков и более поздних масонов. В результате кропотливой камеральной работы (камеральные работы — исследования в кабинетах, лабораториях материалов, полученных в ходе полевой (экспедиционной) деятельности), предпринятой заведующим сектором археологии Калининградского историко-художественного музея Анатолием Валуевым, выяснилось: коробка содержит 11 ценнейших предметов. Восемь из них — парные и представляют собой овальные или квадратные плоские плакетки (металлические пластинки), на каждой из которых литые или гравированные изображения, не имеющие аналогов в религиозной, геральдической, бытовой и прочей тематике средневековой Европы. На некоторых из них воспроизведены пяти- и шестиконечные звезды, группы человекообразных лиц, двое из которых мечами угрожают третьему, сидящему на неком подобии трона.

Особый интерес вызывают овальные плакетки. На одной из них представлены персонажи из Откровении Св. Иоанна, в частности вавилонская блудница, оседлавшая драконоподобное чудище. На других — криптограммы, отображающие фигуры, сходные с теми, что на поверхности коробки.
Упомянутые вещи буквально испещрены надписями. Привлекает внимание обширный текст, вписанный, очевидно, на стадии изготовления литейных форм. Одна из плакеток перетянута крест-накрест нитями, что подчеркивает некий особый, возможно, молитвенный смысл этого предмета. Другая сохраняет греческие начертания названий месяцев года. Наконец, находившиеся в коробке сверху две овальные пластинки изображают группу «сражающихся» персонажей, подражающих, скорее всего, более древним воинам. А лучи, отходящие от голов представленных фигур, позволяют идентифицировать их как символы небесных светил, осуществляющих некое астрологическое действо.
Аналогичное объяснение имеет и сюжет на одиночной черной геме (гема — резной камень, обычно из твердых пород (драгоценный или полудрагоценный) с различными изображениями: выпуклыми — камея, углубленными — инталия),  оправленной в желтый металл. На серебряном овале — звероподобное хвостатое существо, коронованное и сидящее на троне. Его несут три «зверька» низшего ранга. Судя по трудно читаемой (пока не расшифрованной) готической подписи, нанесенной по периметру предмета, оп мог быть изготовлен в конце XV в. По-видимому, это старейшая вещь в составе найденного клада. Экземпляр, составивший бы ей пару, отсутствует. Возможно, он попал в собрание музея «Пруссия», в котором находятся несколько аналогичных раритетов.

Уникален и найденный исследователями бронзовый перстень, сохранившийся на дне коробки, покрытой слоем жировой консистенции. Особую важность, своеобразную мистическую силу находки подчеркивает обвивающая его золотистая крученая нить. На круглом щитке перстня неумелой рукой изображены три бородатых мужа в анфас, королевский символ державы, пара благословляющих «двумя персты» десниц, три церковных купола с «епископскими» крестами и латинский молитвенный текст, начинающийся словами: «О Господе, Творец всего...». Остальная поверхность этого раритета покрыта разнообразными рисунками, среди которых нашлось место даже циркулю и угольнику. Здесь же запечатлен сектор небесной сферы со звездами, земной шар с параллелями и меридианами, вырезаны имена «Адам» и «Ева», имеется подпись загадочного содержания: «...Квинтус сказал». «Квинтус» (по латыни — «Пятый»), возможно, является автором перстня и надписей на нем.
В целом же на стадии первичного изучения клада можно сделать лишь предварительные выводы. Во-первых, состав находки, очевидно, формировался с конца XV и до начала XVIII в., что засвидетельствовано палеографией надписей на предметах. Во-вторых, изображения и тексты, скорее всего, имеют сакраментальное, точнее, оккультное значение. В-третьих, парность большинства раритетов указывает на их гадательный характер в рамках вероятностного принципа бинарности решения — «да-нет» и «чет-нечет» (в нашем случае — разность металла). Остальные одиночные вещи можно интерпретировать в какой-то мере как амулеты.

Далее. Оккультная специфика клада указывает на неформальный характер занятий его владельца, среди интересов которого не последнее место имели астрология, алхимия, гадания и предсказания. Эти запретные для средневековых европейцев вопросы были «рассекречены» в эпоху Возрождения. А двор мирского властителя Пруссии тех времен буквально был переполнен разного рода «учеными-неформалами». Остается пока неясным, кому из них принадлежал клад с алхимическими криптограммами и почему был сокрыт, да еще в резиденции самого герцога?

Хочется верить, что дальнейшие археологические раскопки позволят обнаружить и немало других интересных находок. Но, пожалуй, самая главная надежда не только археологов, но и всех жителей Калининграда — восстановление в первозданном виде замка «Кёнигсберг» — подлинной жемчужины истории и культуры Балтии.

Иллюстрации автора

Доктор исторических наук Владимир КУЛАКОВ,
Институт археологии РАН
 
"Наука в России", № 2, 2006