Запольская А.И. «Поэтом можешь ты не быть...» Об итоговом занятии по стиховедению в XI классе

 


Ключевые слова: художественная целостность, мини-антологии, рифма, звукопись, Онегинская строфа, центон, итоговое занятие по стиховедению.

Поэтом можешь ты не быть... Продолжим по-своему эти известные слова: ...но знать поэзию обязан. Классик простит нам эту невинную шалость — подмену смыслового поля. Поговорим о приобщении к поэзии подростков, не обладающих даром стихотворчества. Как сделать их читателями, ценителями поэзии — вида искусства, особого строя речи, «союза волшебных звуков, чувств и дум»?

Самая скромная цель словесника в школе, мне кажется, и состоит в том, чтобы поднять своих учеников до уровня дилетантского (в положительном значении этого слова) отношения к поэзии, т.е. добиться того, чтобы они помнили пусть не целые стихотворения, но избранные строки родных поэтов, узнавали их, наслаждались меткостью эпитетов и метафор, игрой рифм, перебоями ритма, звукописью, могли бы, наконец, к месту использовать ставшие крылатыми формулы любви и одиночества, счастья и горя. Наконец (это, наверное, самое трудное), хотелось бы привить им вкус к поэзии, предостеречь от ее имитации, от стихотворной публицистики.

Этих предварительных замечаний, пожалуй, достаточно для понимания целей и структуры итогового занятия (если хотите — зачета) по стиховедению, которое мною проводится в выпускном классе. В соответствии с действующими программами по литературе ученики начиная с пятого класса знакомятся с основами стиховедения, и полезно проводить завершающее занятие по данной тематике. Самая же главная для учителя цель — дать выпускникам возможность убедиться, что они стали (если стали!) настоящими ценителями поэзии, что читать, слушать, комментировать хорошие стихи интересно и увлекательно.

При подборе заданий (всего их четыре) учитываются возможности общеобразовательной (не специальной гуманитарной) школы. Время итогового занятия рассчитано на три-четыре урока. Словом, ученики готовятся к «Дню поэзии» (в 1960-1970-е годы такой праздник был весьма популярен в Москве).

Задание первое

В качестве домашней заготовки ученикам предлагается составить поэтические мини-антологии (не менее трех стихотворений!) на одну из тем (по их выбору): Любовь, Счастье, Россия, Дом, Мать, Времена года, Поэты о себе, Море, Деревня, Цветы, Смерть. Тексты нужно аккуратно переписать или набрать на компьютере, с указанием даты их создания, желательно приложить портрет или фотографию поэта. Главное же задание формулируется так:
— дать стиховедческий «паспорт» текста (стихотворный размер, строфика, особенности рифмовки);
— выделить используемые автором средства художественной выразительности (пассивная лексика, тропы, синтаксические приемы, звукопись и др.);
— определить основную тему, настроение (эмоциональный тон) стихотворения.

Таким образом, задание не является только стиховедческим, оно предполагает подход к стихотворению как художественной целостности.
Ответы могут быть и краткие, и развернутые. Наиболее удачные из них заслушиваются на итоговом занятии. Такая презентация выявляет не только знания ученика, но и его риторические навыки, умение выразительно прочесть стихотворение и ответить на вопросы одноклассников и учителя.

Мини-антологии интересны как показатель знаний и предпочтений юных читателей. Укажу на состав некоторых подборок («Школа Алеф», Москва, 2005 год): «Родина» А.Белого, «Скифы» А.А.Блока, «Гой ты, Русь моя родная...» С.А.Есенина (тема «Россия»); «Суд Божий над епископом» В.А.Жуковского — перевод одноименной баллады Р.Саути, «Март» В.Ф.Ходасевича, «Бабье лето» Б.Л.Пастернака (тема «Времена года»); «Я пришел к тебе с приветом...» А.А.Фета, «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» И.А. Бунина, «Где слог найду, чтоб описать прогулку...» М.А.Кузмина (тема «Счастье»); «Песочные часы» — из цикла «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева, «Смерть» Н.С.Гумилева, «К смерти» — из цикла «Реквием» А.А.Ахматовой (тема «Смерть»). Характерно стремление составителей найти стихотворения, не входящие в школьную программу, а также пристрастие к поэтам Серебряного века. Наиболее глубокий комментарий был дан в последней из названных подборок, т.е. к стихотворениям на тему смерти (я включила ее в перечень тем не без колебаний).

Приведу (в сокращении) вывод составительницы этой мини-антологии Александры Моисеевой:
«Итак, три смерти — три судьбы — три эпохи... Смерть в изображении Тургенева есть ужасное и неотвратимое завершение жизни. Песочные * часы — символ быстротечности потока времени, остановить его нельзя. Удивительно: ни одного утешения себе, никаких мыслей о «памятнике нерукотворном», о жизни вечной там, за гробом. Только одиночество — и рядом эта костлявая Старуха, но не с косой, а с песочными часами. У Гумилева в изображении смерти есть черты романтического преувеличения, парадокса и даже позы, характерной для жизненного поведения поэта, если судить по воспоминаниям его современников. Образ же смерти у Ахматовой по-настоящему страшен: поэту удалось запечатлеть скорбь и страдание, не впав ни в слезливость, ни в отчаяние. В обличьях смерти у Ахматовой нет никакой литературности (она есть и у Тургенева, и у Гумилева), эта смерть реальна и проста, как тиф, бандитский нож или гирька, как «шапка с голубым верхом» у офицера НКВД».

Из трех пунктов задания, конечно, самый сложный — последний, т.е. определение основной темы стихотворения и — в идеале — анализ ее образного воплощения. В отличие от автора приведенного фрагмента, многие ученики лишь односложно называли тему, иногда же, особенно если стихотворение не имело заглавия, затруднялись ответить, ошибались. Стиховедческая премудрость, судя по ответам на первый вопрос, в целом была усвоена неплохо. Не напрасно еще в пятом классе мы долго «бились» над размерами: «ямб от хорея» смогли отличить все1. Хуже обстояло дело со стилистикой, в особенности огорчало то, что, правильно выделив эпитеты или метафоры, многие ученики ничего не писали о функциях приемов, не связывали их с темой и образностью стихотворения. Анализ художественной целостности все-таки остается по сей день узким местом преподавания литературы.

Задание второе

Оно позволяет проверить знание известных, программных стихотворений русских классиков. Одновременно подчеркивается роль рифмы как сильной позиции текста, своего рода «подсказки» при заучивании стихотворения наизусть. Ученикам нужно по рифмам одной строфы стихотворения вспомнить его заглавие (или первую строку) и назвать автора:
1) Геба, орла, с неба, пролила; 2) скачет, деспот,
плачет, народ; 3) она, счастья, самовластья,
имена; 4) владык, дружен, мгле, челе;
5) император, вдруг, шляпа, сюртук; 6) первоначальной, пора, хрустальный, вечера; 7) ядреный, бодрит, студеный, лежит; 8) любви, ученья, мои, каменья.
Ответы: 1) Ф.И.Тютчев. «Гроза»; 2) А.С.Пушкин. «Noel»; 3) А.С. Пушкин. «К Чаадаеву»; 4) А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»; 5) М.Ю.Лермонтов.
«Воздушный корабль»; 6) Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной..»; 7) Н.А. Некрасов. «Железная дорога»; 8) М.Ю. Лермонтов. «Пророк».
Почти все сразу узнали стихотворения по названным рифмам.

Задание третье

Его цель — обратить внимание учеников на звуковые повторы, на звукопись стихотворения, участвующую на фонетическом уровне в создании художественного единства. Для этого предлагается в первых двух строфах стихотворения Б.Л.Пастернака «Весна» (приведены ниже) найти звуковые повторы и отметить их расположение:

Что почек, что клейких заплывших огарков
Налеплено к веткам! Затеплен
Апрель. Возмужалостью тянет из парка,
И реплики леса окрепли.
Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней, как буйвол арканом,
И стонет в сетях, как стенает в сонатах
Стальной гладиатор органа.

Стихотворение изобилует аллитерациями и ассонансами. При этом звуковые повторы объединяют начала и концы строк, и можно говорить не только о конечных, но и внутренних рифмах: налеплено... затеплен реплики... окрепли гортаней... арканом стонет ... стенает ... сонатах Эти стихи напоминают импровизации на фортепиано, ведь поэт был отличным музыкантом. Звукопись подчеркивает тему стихотворения: изображается лес, наполненный звуками — пением птиц, «пернатых гортаней».

Задание четвертое

Для его выполнения нужно знание строфики, особенно твердых строфических форм. Нужно определить вид строфы в двух стихотворных фрагментах из разных произведений русских классиков — произведений, предположительно ученикам неизвестных (во всяком случае, большинству). Саму же строфу и ее структуру они должны хорошо знать.

1) Уже ль исчез ты, возраст милый,
Когда все сердцу говорит,
И бьется сердце с дивной силой,
И мысль восторгами кипит?
Не все ж томиться бесполезно
Орлу за клеткою железной:
Он свой воздушный прежний путь
Еще найдет когда-нибудь,
Туда, где снегом и туманом
Одеты темные скалы,
Где гнезда вьют одни орлы,
Где тучи бродят караваном!
Там можно крылья развернуть
На вольный и роскошный путь!

2) Прощай же, книга! Для видений — отсрочки смертной тоже нет. С колен поднимется Евгений, — но удаляется поэт. И все же слух не может сразу расстаться с музыкой, рассказу дать замереть... судьба сама еще звенит, и для ума внимательного нет границы — там, где поставил точку я: продленный призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, — и не кончается строка.

В обоих случаях — это Онегинская строфа: ее объем — 14 строк, последовательность рифм: АбАб ВВгг ДееД жж. Первый фрагмент — XLII строфа поэмы М.Ю.Лермонтова «Тамбовская казначейша» (1838), где автор продолжает традицию шутливых поэм Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне»); о Пушкине напоминает и строфика: «Пишу Онегина размером...» (строфа I). Второй фрагмент, записанный как проза, — последний абзац романа В.В.Набокова «Дар» (1937-1938). Прощание с читателем в романе о творчестве, финал которого можно считать открытым, мотивирует реминисценцию и использование онегинской строфы, узнаваемой несмотря на непривычную графику. В.В.Набоков перевел на английский язык «Евгения Онегина» (прозой) и написал подробный комментарий к пушкинскому роману2. Именно реминисценция навела учеников на правильный след: литературный герой напомнил о строфике «романа в стихах».

Задание пятое и последнее

Проверяется знание классических текстов, строфы или даже строки из которых перемешаны, образуя центон. Выразительна этимология этого термина: от лат. cento — лоскутное одеяло или покрывало, сшитое из разнородных материалов. Составить центон и предложить читателям разобрать его на части, указав источник каждой цитаты, — это, конечно, литературная игра, своего рода упражнение, проверка знаний, памяти. Подобно тому как дети играют в «конструктор», любители поэзии играют в центоны.

Такой весьма изысканной версификационной игрой занимались еще античные поэты. Поскольку греческие и латинские стихи не рифмовались, составлять такие тексты, наверное, было легче, чем впоследствии.

В центоне нужно не только выдержать определенную метрическую схему, способ рифмовки: «строки должны быть подобраны таким образом, чтобы все "лоскутное" стихотворение было объединено каким-то общим смыслом или, по крайней мере, стройностью синтаксического построения, придающего ему вид законченного произведения»3. Русская поэзия давала обильную пищу для шутливой изобретательности центонотворцев.

Очевидна педагогическая польза этой литературной игры: она помогает активизировать восприятие и тем самым лучше запомнить стихи. К.И.Чуковский, преподававший в 1920 году стиховедение в Доме искусств в Петрограде, составлял из русских хореев стихотворную мозаику и использовал его как поэтическую викторину под названием «Что чье? Экзамен для студентов»4.

Вдохновляясь примером поэта и педагога, я решила завершить блок заданий этой игрой и предложила ученикам два следующих текста (вероятно, они не отвечают всем требованиям жанра, но, надеюсь, вполне пригодны в качестве викторины; второй центон записан как проза). Нужно было разделить текст на части, назвать цитируемые произведения и их авторов, а также определить стихотворный размер и строфику всего текста.

1) Были и лето и осень дождливы;
Были потоплены пажити, нивы;
Хлеб на полях не созрел и пропал;
Сделался голод; народ умирал.
Словно как мать над сыновней могилой,
Плачет кулик над равниной унылой,
Пахарь ли песню вдали запоет —
Долгая песня за сердце берет...
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые...

Ответ: Центон состоит из трех частей — четверостиший, размер — 4-стопный дактиль, рифмовка в первом и втором четверостишиях — смежная: ААбб ВВгг; в третьем четверостишии — перекрестная: ДеДе (напомним, что строчная буква означает мужскую клаузулу; заглавная — женскую; заглавная с апострофом — дактилическую). Источники: начало баллады «Суд Божий над епископом» В.А.Жуковского (перевод одноименной баллады Р.Саути); начало поэмы «Саша» Н.А.Некрасова; первая строфа третьей части лирического цикла «Вариации» И.С.Тургенева.

2) Уж вечер... облаков померкнули края, последний луч зари на башнях умирает, последняя в реке блестящая струя с потухшим небом угасает... Чуть слышится ручей, бегущий вдоль дубравы, чуть дышит ветерок, уснувший на листах, и тихая луна, как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках. ...Я помню твой восход, знакомое светило, над мирною страной, где все для сердца мило, где стройны тополи в долинах вознеслись, где дремлет нежный мирт и темный кипарис.
Ответ. Центон делится на три части, размер — 6-стопный ямб (перемежающийся с двумя отдельными строками 4-стопного ямба, завершающими строфы), использованы различные способы рифмовки: аБаБ вГвГДДее. Порядок отрывков: 1) «Вечер» В.А.Жуковского; 2) «Воспоминания в Царском Селе» А.С.Пушкина; 3) «Редеет облаков летучая гряда...» А.С.Пушкина.

Хочется верить, что наше итоговое занятие по стиховедению — это путешествие дилетантов в мир поэзии — оставило добрый след в памяти моих выпускников.

1 Запольская А.И. «...Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить» (О занятиях стиховедением в V классе) // Русская словесность. — 1995. — № 3.
2 См.: Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину»


Литература
Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-1925-го годов в комментариях. — М., 1993.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. — М., 1966 (статьи по стилистике).
Илюшин А.А. Русское стихосложение. — М., 2004.
Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха / Сост., автор вступ. ст. и прим. В.Е.Холшевников. — Л., 1987.
Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики. — М., 2007.
Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. — СПб., 1996.
Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. Стилистика. Стиховедение. — М., 2007.
Александра Пушкина. — М, 1999.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. — М., 1966. - С. 332.
См.: Чукоккала. - М„ 1979. - С. 274-275.

 

А.И. Запольская (Москва)