Артур Гиваргизов: в стихах и прозе. Часть 2. Анекдоты в лицах и от автора, или Смех чистой воды из Гиваргизианской скважины

 

Гиваргизов, Артур Александрович. В честь короля: рассказы / ил. В. Гараниной. – М.: Мелик-Пашаев, 2016. – 64 с., цв. ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. В честь короля: рассказы / ил. М. Покалёва. – М.: Время, 2011. – 160 с., ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. Добрыня Никитич и Змей Горыныч / ил. О. Овчинниковой и др. – М.: Эгмонт, 2006. – 80 с., цв. ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. Записки выдающегося двоечника: рассказы / ил. Е. Блиновой. – М.: Эгмонт, 2005. – 144 с., ил. – (Школа прикола)
Гиваргизов, Артур Александрович. Как исчез директор школы: рассказы / ил. М. Журавской. – М.: Эгмонт, 2017. – 80 с., цв. ил. – (Город мастеров)
Гиваргизов, Артур Александрович. Как со взрослыми: рассказы /ил. В. Коротаевой. – М.: Время, 2011. – 144 с., ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. Контрольный диктант и древнегреческая трагедия: пьесы / ил. А. Войцеховского. – М.: Самокат, 2009. – 80 с., цв. ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. Морж, учитель и поэт: маленькие повести для любителей больших путешествий / ил. С. Калинина. – М.: Розовый жираф, 2015. – 96 с., цв. ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. Про королей и вообще: рассказы / ил. А. Микоры. – М.: Гаятри, 2005. – 96 с., ил.
Гиваргизов, Артур Александрович, Кронгауз, Максим Анисимович. С дедского на детский: рассказы / ил. М. Покалёва. – М.: АСТ, 2015. – 48 с., цв. ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. Со шкафом на велосипеде: рассказы / ил. Е. Савиной. – М.: Эгмонт, 2003. – 112 с., цв. ил. – (Город мастеров)
Гиваргизов, Артур Александрович. Тры-тры-тры, мы – автобус и другие: рассказы / ил. В. Коротаевой. – М.; Время, 2006. – 224 с., ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. Хитрый Зубов: рассказы / ил. Е. Двоскиной. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с., цв. ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. Экзамен на барабанщика: рассказы / ил. А. Наумова. – М.: Время, 2010. – 160 с., ил.
Гиваргизов, Артур Александрович. Энциклопедия с бабочкой и барабаном / ил. М. Покалёва. – М.: Эгмонт, 2010. – 112 с., цв. ил.

 

С поэтом Гиваргизовым мы уже встречались. Понравилось? Без вопросов! Поговорим сегодня о его прозе – драматической, новеллистической и вообще. Анекдотической. То есть гиваргизической.

Скажете: правильно – гиваргизовской? Правильно. Но «гиваргизической» получается псевдонаучнее. Как раз в духе самого Артур Саныча, дальнего, но прямого потомка древнеримского классика Овидия, по прозвищу Назон, то бишь Носатый, о чем сам Гиваргизов в интервью упоминает нередко, но в завуалированной форме. Как скромный человек, вполне осознающий размах собственных творческих крыл.

Перейдем, однако, к главному делу писателя – его книгам. У Гиваргизова их не счесть. О семи (или восьми – не помню, сбился со счета) мы уже говорили. Сегодня на кону еще пятнадцать. Все есть в нашей библиотеке: обчитаетесь. И все – гиваргизические: обхохочетесь. Мало того, многие есть в нескольких экземплярах, так что и на дом выдадут, а дома – мам-пап-дед-бабушки. Прочитаете им вслух парочку рассказиков – они у Гиваргизова – короче, чем у раннего Чехова, - от 0,5 до 1,5 стр., так что хоть пойте их, не устанете, - ну, и сделаетесь заслуженными королями юмора. И, строго между нами, тексты лучше выучить наизусть, книжку во время выступления засунуть за пазуху, автора, как поступают все эстрадные звезды, не называть – и вы точно на коне!..

Почему это шутки в сторону? А с чего вы взяли, что я шучу? Это все Гиваргизов, его проделки.

Можно продолжать? Продолжаю.

Проза Гиваргизова, как и его стихи, создается автором циклично, а значит, и критиками подразделяется на несколько тематических веток, которые автор может продолжать и продолжать. Что он и делает.

Во-первых, это цикл об учениках среднего звена – радивых и драчливых, влюбленных и себе на уме, а также об их веселых и ненаходчивых родителях и учителях. Последние вообще… Прямо участники оперы «Мамадарагая» - тенора с барабанами.

Во-вторых, это цикл, скажем так, исторических анекдотов про короля Филиппа (не Киркорова!!!), его королеву, палача, генерала и прочих придворных и не придворных разбойников. Отчего именно вполне современного, я бы даже сказал, впередсмотрящего (ведь что-что, а анекдоты сочиняются в расчете на будущее ничуть не меньше, чем на настоящее) автора потянуло на старину – объяснять не берусь: может, старинной музыки наслушался, может, сменил в самодеятельном школьном спектакле пиджак на камзол – и понравилось, да так, что писательская фантазия не смогла молчать, а скорее всего, потому, что эзопов язык позволяет бичевать пороки без оглядки, типа «раззудись плечо, размахнись рука».

А что такое историческая беллетристика вообще? Более или менее талантливая (в нашем случае, разумеется, «более») фантазия на тему науки, которая сама есть более или менее талантливая фантазия на тему «Что я делал прошлым летом?»

 

Лучшим, точнее наиболее ярким подтверждением тому служат даже не рассказы про короля Филиппа, а старая сказка на новый, гиваргизовский, лад - про Добрыню Никитича. Никто ведь не знает, что у них там, с Красным Солнышком, хитрым татарином да злым Тугарином, а тем более – с бабой Ягой было. Можно сказать, до крещения Руси, или сразу после… Летописей не вели – никто писать не умел, а чего там дьяки маракуют – одни они и знают, или вид делают. Примеры, опять же, приводить не буду, ведь его, пример, приведешь – надо и ответ дать, а это ж сначала самому решить надо…

Так что, едем дальше, в Древнюю Грецию. Она, значит, в-третьих. У Гиваргизова про неё, натурально в духе раннего Чехова (помните: «- А львы в Греции есть? – В Греции всё есть. – Андрюшенька, а что же насчет 25 рублей? – Потом, тетенька, какая вы, право, нудная!») – целый сборник пьес (каждая не больше чем в полторы странички, но в лицах же и с ремарками – не придирайтесь, Марья Петровна!). В жанре трагихохмы. А разве есть такой жанр? Теперь есть. Назовем его гиваргизовским, и не ошибемся. Но вообще-то, на мой вкус, это, наряду со школьными, лучшие анекдоты Гиваргизова-прозаика, поскольку они не просто так хохмовые, а вполне даже сатирические, то бишь бичующие, как любят выражаться критики, а за ними вслед и составители школьных учебников. Кого именно бичующие, кто вопит и корчится под бичом сатирика? А мы с вами – работники поликлиник и школ, в том числе и музыкальных, дедушки с бабушками, мамы с папами, ну и эти обормоты, эти растратчики, эти цветочки кусачие - главные читатели гиваргизовских сочинений. А как без них и куда?

Никуда! Даже на Северный Ледовитый к моржам не получится! Героя «маленьких повестей для любителей больших путешествий» хоть и зовут дядей Мишей, но он такой же дядя – как дядя Федор Успенского, только без кота и пса, зато с белым медведем и моржом. То есть, вы поняли, о чем я? О своем заветном литературоведческом. О перекличке новых автором с предшественниками, о собственных вариациях на известные мотивы. Тут, в «Морже, учителе и поэте», Артур Александрович, в-четвертых, показал, что он не просто вам анекдотчик в стихах и прозе, а заодно драматург, музыкант, педагог и прочая, но и полнокровный сын века, то бишь постмодернист, что означает профессиональный читатель – до мозга костей. И это здорово, и это именно так, иначе разве сумеешь в одиночку сочинить не просто энциклопедию, а энциклопедию с бабочкой и барабаном. Академики отдыхают.

Теперь - в-предпоследних. Потому что хочется же и покритиковать, потешить, так сказать, критическую натуру. Это я про совместную книжку Гиваргизова и Кронгауза «С дедского на детский», которая ну совсем не смешная и совсем не ученая, а какая-то у них натужная получилась. Каждый сам по себе – молодец, талант, народный артист, спойте еще, пожалуйста, только дуэтом не надо! Потому что про что книжка-то? То ли про этикет, то ли про послушание. Один пишет рассказ на заданную тему, смешно не получается. Другой, прикрывшись газетой и рассадив, как дядька Черномор, вокруг себя тридцать витязей прекрасных – внуков и внучек, читает первого и поясняет последним непонятные слова, например, «Здравствуйте!», «До свидания», «Благодарю вас» и подобные. А что же остается делать родителям и учителям? Они на такие пояснения имеют больше прав и обязанностей, нарушаете, Андрей Александрович и Максим Анисимович! В общем, зачем писали – мне непонятно.

И в-последних, о самой лучшей книжке из этого списка, хотя и не самой красивой. Самые красивые – про Добрыню и Горыныча и «В честь короля», с гобеленными картинками Вероники Гараниной. Первая – это известный полнометражный мультфильм, записанный или переписанный нашим автором для книжного издания, а вторая - известный же сборник Гиваргизова, сделанный как бенефис художницы. Очень вам советую хотя бы пролистать эти книжки, потому что их надо именно рассматривать, а тексты можно прочитать и в других изданиях. Вообще, Артур Гиваргизов – писатель сверхпопулярный, значит, и сверхиздаваемый. То есть, издательств в очереди множество, а писатель-то один, вот и переиздаются, в сущности, одни и те же тексты, только по-разному подобранные и проиллюстрированные. Поэтому я и говорю, что прочитать его основные рассказики можно по любому из представляемых сегодня изданий.

Итак, в-последних. Артур Александрович Гиваргизов не только выдающийся постмодернист, юморист, бичующий пороки школы и дома сатирик, педагог и музыкант, но еще и крутой велосипедист (а попробуйте-ка ехать на велике с шифоньером на спине!) и опытнейший детектив, чему свидетельством, с одной стороны, книжка серии «Город мастеров» (обязательно ее прочитайте!), которая называется «Со шкафом на велосипеде», а с другой – книжка той же серии «Как исчез директор школы» (ее прочитайте всенепременно!). И уж совершенно необходимо прочитать и заучить наизусть, чтоб повсеместно покорять племена и народы, книжку «Записки выдающегося двоечника», вышедшую в популярнейшей и удобнейшей для творческой обработки серии «Школа прикола», где книжки издаются в твердой обложке, вместе с коей накалываются на пружинку, так что нужные странички с монологами для запоминания легко оттудова…

Ну, вы меня поняли!.. Марш в библиотеку!..