Черкашина С. П. Мифопоэтический анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» на уроках литературы в XI классе

 

Ключевые слова: мифологические сюжеты, мифологический анализ, числовая и цветовая символика, мифопоэтика, аналитическая беседа.

Уроки по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет» никогда не оставляли внутреннего удовлетворения, именно потому «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо» главной героини. А хотелось, чтобы у героев получилось, срослось...

С помощью уроков литературы можно показать разнообразие жизни, неотъемлемой составляющей которой является любовь. Безусловно, необходимо говорить о реалистичности изображаемых Куприным образов, но при этом нельзя забывать, что старшеклассники находятся в той возрастной поре, когда преобладает романтическое видение мира, когда еще верят в первую любовь, которую можно пронести через всю жизнь. Именно такую любовь и показывает Куприн, побежденную, однако, торжеством смерти. Так пришло понимание того, что нужно искать другие виды анализа для этого произведения.

Работа над диссертацией по мифопоэтике помогла по-новому взглянуть на текст и по-другому построить урок анализа этого произведения.
«Мифопоэтика, с одной стороны, может рассматриваться как художественная система, основанная на мотивированном обращении к мифологическим моделям, к поэтике мифа. С другой стороны, мифопоэтика представляет собой метод исследования таких явлений литературы, которые ориентированы на мифопоэтические модели»1.

«Дыхание вечного, мифического передается посредством разного рода укрытых намеков, что находит свое выражение в символических образах, развернутых метафорах, многозначных эпитетах, стилистических и ритмо-музыкальных решениях. Мифопоэтика всегда аллюзийна: намеки и аналогии — ее хлеб насущный. А отсылают они к важным природным и культурным константам — общеизвестным местам, временам, легендам, для всех очевидным общим понятиям»2.

Итак, мифопоэтика — литературоведческий метод, «сориентированный на мифологический тип сознания, на мифологические структурные особенности или вполне определенные мифологические образцы, однако не теряющих <...> свободного индивидуально-авторского отношения к изображаемому»3.

Исходя из такого понимания мифопоэтики и ее особенностей, обратимся к рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». В принципе, если элементы подобного вида анализа литературных произведений уже имели место быть на уроках, у учеников есть определенная база, на которую учитель сможет опереться. В основе художественных текстов зачастую лежат мифологические сюжеты, которые «просвечиваются» сквозь толщу современности. В мифопоэтическом аспекте допустимо рассматривать в школьной практике «Грозу» А.Н.Островского, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Войну и мир» Л.Н.Толстого, «Мастера и Маргариту» МА. Булгакова, «Доктора Живаго» Б.Л. Пастернака, «Реквием» А.А.Ахматовой и т.д.

Я предлагаю заключительный фрагмент аналитической беседы, когда уже озвучена мысль о том, что «Желтков умирает, но пробуждается к жизни Вера. Ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки»», как пишут авторы методических пособий4.

— Как понять «навеки»? Что это за вечный план? Что имеется в виду?

Действие рассказа происходит в двух планах: реальном, в котором героев разлучила смерть, и ирреальном, метафизическом, в котором герои соединяются. Ирреальный пласт в данном произведении — это пласт мифологический (учитель сам определяет, какие именно термины из научного лексикона мифопоэтики он предложит школьникам). После того как выяснено, что в рассказе имеется мифологический подтекст, можно обратиться к тексту мифа.

Материал для учителя. Здесь ответы по мифу могут быть двояки: назовут и Деметру, и Персефону. Основное различие в материнстве: Деметра — мать, Персефона — нет. Наводящий вопрос: «Если у Веры нет детей, то с какой богиней ее можно соотнести?»
Номинатив «Вера» с точки зрения сравнительного языкознания имеет следующее значение: слова со значением «верить» соотносятся со словами «рогатый скот» (по поверьям древних, небожитель, объект поклонения, к которому обращались с молитвой) и «дерево»5. В разрезе мифопоэтики этот набор значений (рогатость, дерево) можно раскодировать относительно текста Куприна следующим образом.

Во-первых, по представлениям древних (в частности египтян и греков) небо персонифицировалось в виде коровы (в Египте Нут — корова, Исида — с рогами, в Элладе Гера — «волоокая Гера богиня», Персефона просит Геракла не убивать пастуха коров ее мужа). Таким образом, Вера предстает как богиня, что подтверждается молитвой, с которой к ней обращается Желтков: «Да святится имя твое». Во-вторых, как пишет Р. Грейвс, «черные тополя были священными деревьями богини смерти; белые тополя, или осины, были посвящены Персефоне как богине возрождения». Посредством имени Вера связана с деревом, шире — с природой, а значит, с возрождением.

— Определите главного героя в рассказе, в мифе.
— Что соединяет в вечном браке главных героя и героиню?

Материал для учителя. В школьной практике принято в ходе анализа «Гранатового браслета» выявлять символику красного цвета. Она традиционна: кровь, любовь. Как правило, старшеклассники легко справляются с такого рода заданиями, поскольку определенный опыт в этом у них уже имеется.

С определением значения символики граната сложнее. Но на этом этапе полезно привлечь данные энциклопедий и словарей символов, где гранат трактуется достаточно широко и имеет несколько важных в свете задач урока значений. В древнегреческой традиции гранат был символом супружества и смерти, без которой немыслимы плодородие и возрождение. Поэтому гранат выступал как атрибут великих богинь растительности Деметры и Персефоны. Гранат также символ красоты и единства мира6. С помощью граната древние греки осуществляли проведение брачного ритуала, что зафиксировала мифология.

Источники (Гомер, Р.Грейвс, Н.Кун) называют разное число гранатовых зерен, которые принимает Персефона. Куприн так описывает браслет: «Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Символика чисел 5 и 1 следующая: 5 — символ брачного союза, гармонии и совершенства; связано со значением слова «верить»; в индоевропейских языках значит «пуп Земли», середина, священная часть Вселенной7. 1 — символ вертикально стоящего человека, силы, энергии, доблести, красоты, превосходства, символ Бога, любви, символ души8.

Как видно, даже на уровне числовой символики Вера и Желтков связаны посредством сходства значений. Желтков дарит браслет с пятью красными зернами, а «пять» соотносится с «верить» и с серединой, что, в свою очередь, соотносится с желтком как срединной частью яйца. Главный герой умирает, однако в подаренном им браслете
единица символизирует «вертикально стоящего человека», «душу», «энергию», «любовь», а значит, живого, но живого в ином, ирреальном, пространстве. Заложенную в единице символику Бога можно вычитывать и как указание на Аида.
Браслет имеет форму круга, кольца. Кольцо — символ брака.

На этом этапе урока важно помнить, что «в текстах, отражающих древний миф, полное сходство «не только не требуется, но и не допускается. Любая связь оказывается лишь частичной <...>, несет в себе не прямое уподобление и приравнивание, а лишь ассоциацию»9.

Я намеренно не выстроила весь урок в форме готовых вопросов, так как практика анализа рассказа «Гранатовый браслет» давно сложилась. Предложенный материал поможет учителю увидеть глубинный мифологический пласт, и урок приобретет другое настроение и новый смысл, новое понимание. И школьники уйдут с урока с ощущением внутреннего удовлетворения. Главное, они будут знать: такая любовь не прошла мимо и на метафизическом уровне герои соединены «навеки».

1 Крылов В.Н. Мифопоэтика в литературно-критических статьях русских символистов//П Международные Бодуэнов-ские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность. В 2 т.- Казань, 2003,- Т. 2. - С.163-164.
2 Щукин В. Заметки о мифопоэтике «Грозы»//Вопросы литературы. - М., 2006. - № 5-6. - С. 180-195.
3 Чернышева Е.Г. Мифопоэтические мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х гг. XIX века: автореф. дис. на соискание степени д-ра филол. наук. — М., 2001. — С. 6. 
5 Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологи-
ческой символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. - М., 1996. - С. 391.
4 Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. I полугодие. — М., 2003. - С. 70-71.
6 Словарь символов и знаков. — М.; Мн., 2006. — С. 38.
7 Маковский М.М. Указ. соч. — С 391.
8 Там же.
9 Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. — М., 1994. - С 33.