Свирина Н. М. Олимпиада по мировой художественной культуре в Санкт-Петербурге


Олимпиаду по МХК мы проводили два года, пробуя разные формы, что обусловлено несколькими факторами:
— разными программами и учебниками по МХК, что весьма затрудняет определенные учебным планом параметры требований;
— разновозрастным началом знакомства с курсом МХК в школах, а иногда и его отсутствием;
— желанием привлечь детей разного школьного возраста, вызвать их интерес к мировой художественной культуре самой олимпиадой, ее заданиями. Отсюда, например, двухчастная форма финального тура: знающие могут продемонстрировать свою эрудицию, смышленые, но не вполне уверенно чувствующие себя во всех областях МХК, имеют возможность ответить на вопросы, касающиеся вида любимого искусства, области художественной культуры.

Структура олимпиады по МХК

Первый этап, тур (школьный) — открыт для учащихся 5-11 классов.
Второй этап (районный) — для учащихся 9-11 классов, победителей первого тура (этапа).
Третий этап, тур (городской) — для учащихся 9-11 классов, победителей второго тура (этапа).

Цели и задачи олимпиады

• повышение мотивации школьников к изучению сокровищ мировой художественной культуры;
• выявление и поддержка наиболее талантливых в области изучения художественной культуры учащихся, активизация их творческого потенциала;
• вовлечение петербургских школьников в творческое освоение культурного пространства Санкт-Петербурга;
• популяризация среди школьников учебного предмета «Мировая художественная культура», стабилизация его места и роли в образовательном процессе;
• создание оптимальных условий для формирования навыков общения учащихся с произведениями искусства, умение применять их на практике;
• создание условий для осмысления интегративного языка искусства как универсального средства коммуникации в пространстве культуры;
• создание базы для перспективного развития общего школьного уровня знаний о языках искусств;
• формирование у старшеклассников потребности в интерпретировании явлений художественной культуры;
• развитие способностей школьников к созданию собственных текстов культуры.

Начиная проводить эту олимпиаду, мы отрабатывали требования к заданиям, их выполнению, критерии проверки, сроки.
Приведу цитату из Положения:
«Первый этап (школьный), открытый для каждого школьника, ученика 5-11 классов, проходит в октябре. Задания для первого школьного тура разрабатывает городское жюри олимпиады по МХК. Задания за неделю до проведения названного тура находятся на официальном сайте СПбГДТЮ, данные задания носят рекомендательный характер. Районное жюри олимпиады по МХК имеет право предложить на первый этап олимпиады по МХК школам своего района самостоятельно подготовленные задания, соответствующие по алгоритму выполнения, способам действий школьников, базовым программам, рекомендованному городским жюри образцу. Критерии оценки работы школьного тура, также представленные на сайте, носят обязательный для всех школ, районов характер.
Перед началом сезона подготовки и проведения олимпиад председатель городского жюри приглашает районных методистов по МХК для обсуждения типов, структуры заданий для школьников, а также критериев оценивания школьных работ.
Итоги первого школьного тура олимпиады по МХК подводит районное жюри, возглавляемое районным методистом по МХК.
Данные о победителях школьного тура с указанием баллов, полученных за каждую работу, передаются в центр предметных городских олимпиад не позднее чем через 2 недели после проведения школьного тура.
Районы, проводящие школьный тур по самостоятельно подготовленным заданиям, сопровождают работы победителей приложенным к ним заданием.
Второй этап (районный), куда приглашаются учащиеся 9-11 классов, победители первого тура (этапа), проходят в ноябре.
Районный тур также проходит в районе, проверяется городским жюри. Списки победителей районного тура должны быть обнародованы на указанном сайте не позднее чем через 15 дней с момента проведения районного тура.
Для обеспечения анонимности и объективности проверки письменных работ перед проверкой все работы должны быть зашифрованы.
Возможно проведение районного тура как дистантного, при обеспечении всеми районами города необходимым количеством и качеством техники.
На первом и втором турах жюри имеет право наградить не менее чем 25% от числа участников каждого тура.
Третий этап (городской), для учащихся 9-11 классов, победителей второго тура(этапа) проводится в январе после школьных каникул».

Задания школьного тура олимпиады. 5-7 классы

Прочитай задания. Из двух предложенных тебе заданий надо выбрать и выполнить одно, дав на него тот ответ, который кажется тебе наиболее точным, полным. Удачи!

1. К вам, жителю Санкт-Петербурга, приехали гости из другого города (страны) всего на три дня. Вам нужно рассказать о Санкт-Петербурге как о культурной столице. Куда вы поведете своих гостей, что покажете, почему?
2. В математике нельзя обойтись без понятий «треугольник», «окружность», «числа», «умножение», «деление», «сумма», «прямая», «теорема», «аксиома», в физике — «сила», «мощность», «инерция», «масса»... Без каких понятий нельзя обойтись при изучении мировой художественной * культуры в школе? Назовите от пяти обязательных, необходимых (с вашей точки зрения) понятий (терминов), поясните, как вы их понимаете.

8-9 классы
1. К вам, жителю Санкт-Петербурга, приехали гости из другого города (страны) всего на три дня. Вам нужно рассказать о Санкт-Петербурге как о культурной столице, постараться многое показать им... Как вы продемонстрируете вашим друзьям Петербург как музыкальную столицу, как город живописцев, писателей, архитекторов? Куда вы поведете ваших гостей, почему?
Представьте, что вы на машине времени перенеслись в эпоху Возрождения и получили возможность познакомиться с творчеством живших тогда живописцев и скульпторов, драматургов и актеров, писателей. Причем вы можете встретиться с представителями только одного вида искусства. Какой вид искусства вы бы выбрали в Англии (или Франции, или Италии) и почему? Если знаете, назовите имена тех, с кем вы могли бы встретиться.
2. В математике нельзя обойтись без понятий «треугольник», «прямая», «теорема», «аксиома» и др., в физике — «сила», «мощность», «инерция», «масса»... Без каких понятий нельзя обойтись при изучении МХК в школе? Назовите 5-10 обязательных, необходимых (с вашей точки зрения) терминов, поясните их значение и обоснуйте свой выбор.

10-11 классы
1. К вам, жителю Санкт-Петербурга, приехали гости из другого города или другой страны. Расскажите им о театрах города, посоветуйте, какой спектакль лучше посмотреть и почему, поделитесь вашими знаниями о истории того или иного театра, об авторе пьесы, о сценической истории произведения, о режиссере постановки, дирижере, артистах. Объясните гостям, где театр находится и как до него добраться от того места, где вы живете.
2. В математике нельзя обойтись без понятий «треугольник», «прямая», «теорема», «аксиома» и др., в физике — «сила», «мощность», «инерция», «масса»... Без каких понятий нельзя обойтись при изучении МХК в школе? Назовите 5-10 обязательных, необходимых (с вашей точки зрения) терминов, поясните их значение и обоснуйте свой выбор.
3. Письменно подтвердите или опровергните мнение, что ментальность художника воплощена в пейзажах, им созданных (на основе 2-3 картин известных вам художников-пейзажистов).

Для проверяющих членов жюри, наблюдающих за выполнением заданий, отвечающих на вопросы школьников, даются критерии проверки заданий и система оценивания в баллах по каждому из пяти критериев.

Критерии проверки
1. Отчетливое представление ученика (в рамках возрастных и программных возможностей) о предмете размышления.
2. Знание имен и названий произведений художников (архитекторов, скульпторов, музыкантов...), к которым обращается ученик в своей работе.
3. Наличие фоновых знаний, ассоциаций в области художественной культуры (как собственных знаний, так и знаний, почерпнутых из школьных курсов разных учебных дисциплин).
4. Свободное и осмысленное владение информацией в избранном вопросе (в рамках возрастных и программных возможностей).
5. Наличие собственной позиции, точки зрения (сравнение, ассоциации, предположения, суждения, моделирование ситуации и проч.).

Система оценивания в баллах по каждому из пяти критериев
Каждая работа оценивается по следующей шкале:
0 баллов — отсутствие продемонстрированных умений, знаний по данному критерию;
1 балл — наличие некоторых знаний и умений, соответствующих данному критерию, но недостаточно осмысленных, или бессвязно представленных, или лишенных аргументов;
2 балла — полный ответ.
В итоге участник школьного тура имеет возможность набрать максимально следующее количество баллов:
ученики 5-7 классов — 10 баллов;
ученики 8-9 классов — 20 баллов;
ученики 10-11 классов — 22 балла.
Проходной балл на районный тур школьникам 8-11 классов — 14 баллов.
Примечание. В связи со сложностью вопроса учитель имеет право по своему усмотрению в случае убедительного творческого подхода к решению вопроса №3для 10-11 классов добавить дополнительные 2 балла.

Районный тур делает упор на художественные представления и эрудицию участника больше, чем на его общекультурные знания и представления. Вместе с тем задания любого тура должны оставлять место для самовыражения: наша задача не только в том, чтобы выявить и наградить наиболее знающий школьников, но не в меньшей степени задача в том, чтобы привлечь школьников к творчеству, актуализировать их фантазию, воображение.

Задания Олимпиады по МХК. Районный тур
Задания выполняются самостоятельно, подаются в письменном виде.

Задания для 7-9 классов
1. Расскажите об известных вам изображениях коня от древнейших эпох до нашего времени по одному из трех вариантов построения рассуждения (на ваше усмотрение: а), или б), или в):
а) образ коня в античной культуре, в прикладном народном искусстве, книжной миниатюре, иконописи;
б) образ коня или тройки в произведениях русской литературы — в прозе и поэзии, в песенном и музыкальном искусстве России XIX-XX вв., в русской живописи;
в) какие вы знаете скульптурные изображения коней в Санкт-Петербурге? Какова история их создания, последующая судьба, в чем значение? Расскажите об известном спектакле конца XX века, в котором главный персонаж — лошадь.

Вопрос к заданиям а), б), в): в чем сходство разных изображений коней, в чем существенное различие? Какой из названных образов наиболее близок и понятен вам — почему? Что он символизирует?

2. Создайте свой образ коня (коней, лошади, жеребенка) (из предложенных вариантов один на ваше усмотрение):
— в слове — прозаический или поэтический;
— описание воображаемой скульптуры;
— описание воображаемой картины;
— сюжет придуманного вами фильма.
Критерии проверки вашей работы 7-9 классы
1. Соответствие работы заданию, понимание вопроса.
2. Знание названий упоминаемых в работе произведений искусства, места и времени создания, имен авторов.
3. Широта кругозора — обращение к разным видам искусств. Понимание языка разных видов искусств.
4. Подробный рассказ о 2-3 произведениях «крупным планом».
5. Умение аналитически рассказать о произведениях искусства: сопоставлять, сравнивать.
6. Логичность, последовательность, стройность работы.
7. Личностная позиция. Мотивировка суждений (аргументация собственной позиции).
8. Умение увидеть переклички — взаимосвязи в изображении коня (коней, лошади, жеребенка) средствами разных видов искусств — выявить суть сходства и различия образов.
9. Глубина понимания — постижения идеи созданного в искусстве образа. Символика образа коня (коней, лошади, жеребенка). Умение увидеть и передать в слове суть произведения. Глубина раскрытия образа.
10. Владение русским языком: речевая грамотность и выразительность.

10-11 классы
1. Расскажите письменно об известных вам реальных и фантастических образах птиц от древнейших эпох до нашего времени по одному из трех вариантов построения рассуждения (а, или б, или в) — на ваше усмотрение:
а) образ птицы (птиц) в античной культуре, в прикладном народном искусстве, в русском фольклоре, книжной миниатюре, иконописи;
б) образ птицы (птиц) в произведениях русской и зарубежной живописи, в литературе (прозе и поэзии), в русском песенном и музыкальном искусстве XIX-XX вв.;
в) крылатые образы-символы Санкт-Петербурга (автор, история создания, судьба); расскажите об образе птицы (птиц) в балете.
Вопрос: как возможности каждого из названного вами видов искусств позволяют своеобразно запечатлеть фантастическую или реально существующую птицу? Каков предпочитаемый вами образ? Почему?
2. На ваше усмотрение по одному из предлагаемых ниже заданий попробуйте письменно создать:
— свой поэтический или прозаический текст о реальной или фантастической птице;
— киносценарий о реальной или фантастической птице;
— воображаемую скульптуру о реальной или фантастической птице;
— опишите воображаемую картину о реальной или фантастической птице.

Критерии проверки вашей работы 9-11 классы
1. Соответствие работы заданию, понимание вопроса.
2. Знание названий упоминаемых в работе произведений искусства, места и времени создания — контекста эпохи, знание имен авторов, проявленная эрудиция.
3. Широта кругозора — обращение к разным видам искусств. Понимание языка разных видов искусств, владение некоторыми необходимыми для данной работы теоретико-искусствоведческими знаниями (терминологией).
4. Подробный рассказ о 2-3 произведениях «крупным планом».
5. Умение аналитически рассказать о произведениях искусства: сопоставлять, сравнивать.
6. Логичность, последовательность, стройность работы.
7. Личностная позиция. Мотивировка суждений (аргументация собственной позиции).
8. Умение увидеть переклички — взаимосвязи в изображении птицы (или крылатых образов-символов Санкт-Петербурга) средствами разных видов искусств — выявить суть сходства и различия образов.
9. Глубина понимания — постижения идеи созданного в искусстве образа. Символика образа птицы (или крылатых образов-символов Санкт-Петербурга). Умение увидеть и передать в слове суть произведения. Глубина раскрытия образа.
10. Владение русским языком: речевая грамотность и выразительность.

Как видно из заданий, они, бесспорно, рассчитаны на школьников, не чуждых образам художественной культуры. Тур вновь письменный, и это важно, т.к. в школе слишком мало времени нынче уделено вдумчивой работе над воплощением в слове собственных представлений, мыслей, ассоциаций. Жюри проверяет задания по следующим критериям, предложенным каждому члену жюри со следующим обращением.

Уважаемые коллеги!
Жюри городской олимпиады по МХК обращает ваше внимание на необходимость проверки работ районного тура МХК по предложенным ниже критериям
Пояснения: по каждому из десяти критериев вы можете поставить 0 баллов, или 1 балл, или 2, или 3 балла. Итог — сумма баллов. Школьник рекомендуется к участию в городском туре олимпиады по МХК в случае, если он набирает от 17 баллов. Максимальная сумма баллов — 30 баллов. Максимальная поощрительная общая сумма баллов — 5 баллов. (См. примечания к критериям проверки.)

Критерии проверки работы 7-9 классы
1. Соответствие работы заданию, понимание вопроса.
О баллов — нет соответствия; 1 — минимальное соответствие; 2 — частично соответствует заданию; 3 — полностью соответствует заданию.
2. Знание названий упоминаемых в работе произведений искусства, места и времени их создания, имен авторов. 0 баллов — нет знаний; 1 — минимальные знания; 2 — фрагментарные, отрывочные знания; 3 — достаточные знания.
3. Широта кругозора — обращение к разным видам искусств. Понимание языка разных видов искусств. 0 баллов — непонимание языка искусств; 1 — минимальное понимание языка одного вида искусства; 2 — понимание языка двух видов искусств; 3 — понимание языка трех и более видов искусств,
4. Подробный рассказ о 2-3 произведениях «крупным планом». 0 баллов — отсутствие ответа; 1 — подробный рассказ об одном произведении искусства; 2 — подробный рассказ о
двух произведениях искусства; 3 — подробный рассказ о трех-четырех произведениях искусства.
5. Умение аналитически рассказать о произведениях искусства: сопоставлять, сравнивать. 0 баллов — отсутствие сопоставления, сравнения; 1 — наличие сопоставления; 2 — обоснованное сопоставление; 3 — обоснованное оригинальное сопоставление.
6. Логичность, последовательность, стройность работы. 0 баллов — мысль не развивается; 1 — есть очевидные нарушения последовательности; 2 — мысль развивается в целом логично и последовательно, но с незначительными недочетами; 3 — работу отличают композиционная стройность, логичность.
7. Личностная позиция. Мотивировка суждений (аргументация собственной позиции). 0 баллов — нет аргументации; 1 — частичная, фрагментарная аргументация; 2 — достаточная аргументация, но с незначительными недочетами; 3 — разносторонняя, убедительная аргументация.
8. Умение увидеть переклички — взаимосвязи в изображении коня (коней, лошади, жеребенка) средствами разных видов искусств, — выявить суть сходства и различия образов. 0 баллов — нет ответа; 1 — названы, но не обоснованы черты сходства или своеобразия; 2 — названы и обоснованы либо черты сходства, либо черты своеобразия; 3 — названы и обоснованы как черты сходства, так и черты своеобразия.
9. Глубина раскрытия образа: понимание и умение передать в слове суть символики образа коня (коней, лошади, жеребенка). 0 баллов — не проявлено; 1 — поверхностное понимание;
2 — понимание эстетической сути образа;
3 — понимание и эстетической, и духовно-нравственной сути образа.
10. Владение русским языком: речевая грамотность и выразительность. 0 баллов — преобладание речевых штампов, грубые нарушения смыслов употребляемых слов; 1 — грамотная речь с недочетами; 2 — грамотная речь; 3 — грамотная, самобытная, образная, художественная речь.

Примечания
1. Если участник олимпиады проявил особый творческий подход к работе, в качестве поощрения его работа может быть дополнительно оценена 5 (пятью) баллами.
2. Максимальное число баллов может быть поставлено только в случае, когда олимпиадная работа представлена в виде связного рассуждения, а не разрозненными ответами на перечень вопросов.
3. Максимальное число баллов для учащихся * 7-9 классов по данным критериям — 30 баллов; при поощрении 5 баллами за особый творческий подход — 35 баллов.

10-11 классы
1. Соответствие работы заданию, понимание вопроса.
0 баллов — нет соответствия; 1 — минимальное соответствие; 2 — частично соответствует заданию; 3 — полностью соответствует заданию.
2. Знание названий упоминаемых в работе произведений искусства, места и времени их создания — контекста эпохи, знание имен авторов. Проявленная эрудиция. 0 баллов — нет знаний; 1 — минимальные знания; 2 — фрагментарные, отрывочные знания; 3 — достаточные знания.
3. Широта кругозора — обращение к разным видам искусств. Понимание языка разных видов искусств, владение теоретико-искусствоведческими знаниями (терминологией). 0 баллов — непонимание языка искусств; 1 — минимальное понимание языка одного вида искусства; 2 — понимание языка двух видов искусств; 3 — понимание языка трех и более видов искусств.
4. Подробный рассказ о 2-3 произведениях «крупным планом». 0 баллов — отсутствие ответа; 1 — подробный рассказ об одном произведении искусства; 2 — подробный рассказ о двух произведениях искусства; 3 — подробный рассказ о трех-четырех произведениях искусства.
5. Умение аналитически рассказать о произведениях искусства: сопоставлять, сравнивать. 0 баллов — отсутствие сопоставления, сравнения; 1 — наличие сопоставления; 2 — обоснованное сопоставление; 3 — обоснованное оригинальное сопоставление.
6. Логичность, последовательность, стройность работы. 0 баллов — мысль не развивается; 1 — есть очевидные нарушения последовательности; 2 — мысль развивается в целом логично и последовательно, но с незначительными недочетами; 3 — работу отличают убедительность, логичность.
7. Личностная позиция. Мотивировка суждений (аргументация собственной позиции). О баллов — нет аргументации; 1 — частичная, фрагментарная аргументация; 2 — достаточная аргументация, но с незначительными недочетами; 3 — разносторонняя, убедительная аргументация.
8. Умение увидеть переклички — взаимосвязи в изображении птицы (или крылатых образов-символов Санкт-Петербурга) средствами разных видов искусств — выявить суть сходства и различия образов. О баллов — нет ответа; 1 — названы, но не обоснованы черты сходства или своеобразия; 2 — названы и обоснованы либо черты сходства, либо черты своеобразия; 3 — названы и обоснованы как черты сходства, так и черты своеобразия.
9. Глубина раскрытия образа: понимание и умение передать в слове суть символики образа птицы (или крылатых образов-символов Санкт-Петербурга). О баллов — не проявлено; 1 — поверхностное понимание; 2 — понимание эстетической сути образа; 3 — понимание и эстетической, и духовно-нравственной сути образа.
10. Владение русским языком: речевая грамотность и выразительность. 0 баллов — преобладание речевых штампов, грубые нарушения смыслов употребляемых слов; 1 — грамотная речь с недочетами; 2 — грамотная речь; 3 — грамотная самобытная, образная, художественная речь.

Задания финального тура городской олимпиады по МХК для школьников

Разминка
Часть 1. Видео/аудиотур
Укажите во время демонстрации видео- и звукоряда автора и название каждого художественного произведения.
После выполнения задания вам будет предоставлена возможность проверить себя при повторной демонстрации слайдов презентации.

Скульптура Архитектура
1. 4.
2. 5.
3. 6.

Живопись Кино
7. 13.
8. 14.
9. 10. 11. 12.

Музыка
15. 16. 17. 18. 19. 20.
Такой лист получает каждый участник. Его расшифровку с комментариями членам жюри читатель увидит ниже.

Часть 1 городского тура олимпиады по МХК: видео/аудиотур (для членов жюри)
Презентация демонстрируется дважды. Первый раз — участники тура вписывают ответы. Второй раз — контрольный — для самопроверки. Затем листы участников собираются для проверки жюри. Проверка проводится во время подготовки участниками ответов на второе задание.

Скульптура
1. ДИСКОБОЛ («Метатель диска») — прославленная скульптура (ок. 450 до н.э.) древнегреческого скульптора Мирона, дошедшая до нас в нескольких копиях.
2. Петр I. Михаил Шемякин.
3. 4 группы укротителей коней на Аничковой мосту, Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович. Произведения: (бронза, 1830-е гг., установлены в 1849—1850), (дополнительная информация: памятник И. А. Крылову в Летнем саду (бронза, гранит, 1848-1855) и Николаю I (бронза, 1856-1859, совместно со скульпторами Н.А. Рамазановым и Р.К. Залеманом — в случае демонстрации этих знаний добавляется 1 балл)в Ленинграде.

Архитектура
4. Казанский собор
Строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге велось по проекту архитектора А.Н. Воронихина в 1801-1811 годах. (По требованию Павла I здание должно было походить на собор Св. Петра в Риме. В 1799-1800 годах про-
водился конкурс на проект собора с участием Камерона, Гонзаго, Тома де Томона. При поддержке графа Строганова строительство было поручено архитектору Воронихину, бывшему крепостному графа.)
5. Исаакиевский собор
В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. В качестве окончательного варианта был выбран проект французского архитектора Огюста Монфер-рана. Это решение многих удивило, так как Мон-ферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди. Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.
6. Александрийский театр
С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси. Это здание было названо Александрийским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны).

Живопись
7. «Танец» — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса.
8. «Влюбленные. Прогулка». Марк Шагал.
Холст, масло. 1917 г. Государственная Третьяковская галерея.
9. «Тайная вечеря» — знаменитая фреска итальянского художника Леонардо да Винчи. Фреска создана в период 1495—1497 гг. в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
10. Портрет А. Ахматовой. Кузьма Петров-Водкин. 1922.
11. Демон сидящий. Михаил Врубель. 1890. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва.
12. Икона «Святая Троица» Андрея Рублева написана в XV веке (ок. 1411 г.).

Кино
13. «Сталкер» Арсений Тарковский.
14. «Гамлет» — художественный фильм, снятый Григорием Козинцевым на киностудии
«Ленфильм» в 1964 году по сюжету пьесы Шекспира «Гамлет, принц Датский» (1602 год).
Музыка
15. Прокофьев Сергей «Ромео и Джульетта» (тема Монтекки и Капулетти).
16. Моцарт Вольфганг Амадей. «Реквием»
(начало).
17. Вивальди Антонио. «Времена года» («Весна»).
18. Бах Иоган Себастиан. Фуга
19. Чайковский Петр Ильич. Увертюра к опере «Евгений Онегин».
20. Бетховен Людвиг Ван. «Лунная соната» (начало).
Для любителя и знатока искусств, художественной культуры задания кажутся простыми. Но мы, давая эту видео-, аудиопрезентацию, рассчитывали на «короткую» память: вспомнить знакомое, здесь, сразу. Старшеклассники говорили после окончания тура, что разминка интересная, т.к. все они это видели, слышали, но очень многим было трудно вспомнить. Кто-то вписывал, исправлял ответы во время контрольной демонстрации задания. Наибольшее число ошибочных ответов дано в разделе «Живопись», мало кто узнал подборку кадров их кинофильма А.Тарковского «Сталкер». Эта часть носит характер настроя на дальнейшую работу, т.к. в полной тишине, каждый со своей базой знаний фактически может себя проверить. Ребята очень сосредоточены. Сама работа длится 20-25 минут.

После такой разминки старшеклассники уже настроены на планку требований, и мы приступаем к подготовительному этапу устной части. Но прежде познакомимся с критериями проверки части 1.

Ответы оцениваются по следующей шкале:
«О» — ответ неверный или ответа нет;
«1» — верно дан ответ на одну часть задания (например, есть название, но не указан автор, или наоборот);
«2» — верный полный ответ.
Максимальная оценка — 40 баллов.

Дополнительно может быть дан один балл (1) за точное историческое или художественное дополнение к одному заданию. В случае системных включений в ответ дополнительных верных сведений работа предоставляется председателю жюри.
Сдав листы членам жюри, старшеклассники получают следующее задание.

Часть 2. Задание.
Каждый участник тура получает задание. Прочитав его, участник тура имеет 45 (сорок пять минут) на предварительную письменную (в % форме черновика, плана, тезисов, примеров, имен, дат и других помогающих участнику записей) подготовку предстоящей устной защиты своего мнения.
Затем наступает защита собственного проекта каждого участника, развернутый ответ с аргументацией. Участник должен выступить с монологом (до 8 минут) и ответить на вопросы членов жюри и участников группы. Работа ведется в микрогруппах (до 12 человек); ведут работу группы два (три) члена жюри городского тура олимпиады. По результатам выступлений участников, руководствуясь критериями для членов жюри, выставляются баллы каждому участнику.
Баллы за часть 1 «Видео/аудиотур» и часть 2 «Задание» суммируются. Это является объективным результатом участника. Результаты городского тура будут обнародованы на сайте. Удачи!

Задание
Как вы думаете, какие гуманитарные проекты могут изменить культурную ситуацию в нашем городе в лучшую сторону? Что привлечет молодежь на сторону художественной культуры в ее многообразии? Попробуйте обдумать и дать название вашему проекту. Что из арсенала мировой художественной культуры понадобится вам, как автору проекта, в первую очередь? Какие стороны, свойства произведений искусства, вехи развития мировой художественной культуры, этапы, культурные эпохи, направления, отдельные авторы, повороты их творческих судеб — что поможет, как вам кажется, рассказать вашим ровесникам о богатстве художественной культуры? Что из современного искусства поможет вам в вашем проекте? Как бы вы продвигали, осуществляли ваш проект? С какими культурными центрами Санкт-Петербурга вы бы стали непременно сотрудничать?

Получив задание, ребята буквально погружаются в размышления. Спустя 45 минут черновики/тезисы/планы отдаются членам жюри, участники идут отдыхать и набираться сил. После перерыва — защита своего проекта, которая почти во всех группах носила дискуссионный характер. Вопросы — от самих участников друг другу, активность поразительная. Члены жюри включаются в обсуждение, идет свободная беседа людей разных поколений, включенных в проблему художественной культуры родного Петербурга. Конечно, чтобы получилась такая работа-общение, мне как председателю жюри необходимо продумать задание, равно важное как для молодежи, так и для взрослых носителей культуры. Вряд ли удивлю читателя, упомянув, что участники после всех выступлений не хотели расходиться, продолжая обсуждать в аудиториях самые разные их волнующие вопросы культуры. Продолжая обдумывать форму районного тура, школьного этапа олимпиады, мы видим, как важно общение действительно заинтересованных в МХК школьников.

Материалы для жюри

Критерии оценки части 2 «Задание» городского тура олимпиады МХК
1. Соответствие выступления заданию, понимание вопросов.
2. Знание названий упоминаемых в ответе произведений искусства, места и времени создания, имен авторов.
3. Широта кругозора — уместное обращение к разным видам искусств. Понимание языка разных видов искусств.
4. Разнообразное представление о современном искусстве.
5. Владение отечественным русским языком: речевая грамотность и выразительность.
6. Логичность, последовательность, стройность ответа.
7. Личностная позиция. Мотивировка суждений (аргументация собственной позиции). Умение отвечать на вопросы, защищать свое мнение.
8. Умение увидеть переклички тем в искусстве разных времен, связи между прошлым и современным.
Оцениваются ответы по шкале от «0» до «5»
Каждый критерий — максимальная оценка — 5 баллов.
Максимальное число баллов за ответ по заданию части 2-40 баллов.

Не пытаясь здесь передать устную дискуссию и монологи участников, обращу внимание читателей на тенденции в выступлениях старшеклассников. Все выступающие уверены в необходимости государственной поддержки интереса и уважения к художественной культуре в молодежной среде, потому неоднократно звучала мысль о бесплатных занятиях, семинарах, мастер-классах в рамках проектов. Немало косвенной критики в адрес сегодняшних образовательных требований к школьникам: «Человек должен захотеть почувствовать прекрасное, но в нашем обучении главное — отметка, а не знание и отношение.
Лучше в школах вводить встречи, где дети задавали бы вопросы об искусстве, постепенно втягиваясь в эту область. Тогда школьникам будет намного интереснее». Вопрос отношения к МХК волнует старшеклассников, каждый выступающий к нему обращается, например: «В любом искусстве важны для зрителя или слушателя не техника создания произведения, не стиль сам по себе, важны чувства, которые пробуждает это полотно, или это здание в Душе человека. Если это чувство человека поставить в центр проектов, то и возникнет у молодежи интерес к мастерству, к тому, а как же это сделано? А потом и — когда, в связи с чем, и так далее...». Это направление в размышлениях часто является базовым для идеи проекта. Другое направление — вопрос о роли художественной культуры в жизни человека: «Что бы случилось с людьми, если б не существовало художественной культуры?». Разумеется, в своих идеях старшеклассники демонстрировали — прямо и косвенно — хорошие знания о МХК.