Уртминцева М. Г. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ КАК КОД В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


В статье дан анализ функций религиозного экфрасиса произведений западно-европейской живописи эпохи Возрождения в произведениях Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского в связи с изменением статуса православия в эпоху великих реформ 60-70- х годов ХК века.
Выявлены причины перекодировки восприятия образа распятого Христа, сюжетно-композиционные формы противопоставления идей католичества, запечатленных в рассматриваемых произведениях живописи и русской иконописи.

Ключевые слова: религиозный экфрасис, национальный код, западно-европейская живопись эпохи Возрождения, образ Христа, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой.

Западно-европейская живопись всегда вызывала интерес русских писателей: она становилась предметом размышлений о его эстетических [1, с. 14-21] и нравственных основах [2, с. 1-248], упоминалась в переписке [3, с. 298], стимулировала появление литературно-критических статей о произведениях европейского искусства [4, с.229-233], мотивировала развитие сюжета, вызывая к жизни различные виды экфрасиса. Обращение русской литературы к суждениям и оценкам западно-европейской религиозной живописи эпохи Возрождения можно встретить в художественных произведениях, письмах, дневниках русских писателей, литературных критиков, теоретиков и практиков живописи [5, с. 20].

Особую актуальность вопрос о формах и функциях религиозного живописного экфрасиса приобретает во второй половине Х1Х века [6, с. 349], что связано со стремлением русских писателей осознать причины кризиса веры, затронувшего все сферы русской жизни - общественной и частной [7, с. 66]. Именно этот период русской действительности отмечен широким распространением идей католицизма, протестантизма, а также атеизма. Православие, критикуемое со всех сторон, испытывается на прочность, так как происходит существенное изменение прежних представлений о его роли в жизни страны, меняется представление о нем, как об основе русской государственности.

Это изменение общественного статуса православия фиксируется не только литературой, но и живописью. Во второй половине Х1Х века в живописи русских художников ясно обозначается отказ от создания произведений исторического жанра по программе Академии, а обращение к евангельским сюжетам (Н.Н. Ге «Тайная вечеря» (1863), И.Н. Крамской «Христос в пустыне» (1872) продиктовано стремлением заострить морально-этические проблемы, вставшие перед русской действительностью [8, с. 237].


И.Н. Крамской «Христос в пустыне» (1872)


Н.Н. Ге «Тайная вечеря» (1863)

Отличительной особенностью русской литературы становится «сопоставление итальянской религиозной живописи и русской иконописи как выражения католического и православного духа»[5, с.21], сопоставление произведения искусства, предполагающего воплощение индивидуального восприятия образа Спасителя, Мадонны, Иоанна Предтечи, то есть лица и всей сопутствующей ему истории, в отличие от иконописного изображения их лика, означавшего возможность молитвы, Богопознания, но не получения эстетического наслаждения от созерцания визуального образа. Поэтому, признавая эстетические достоинства европейской религиозной живописи эпохи Возрождения, русские писатели [9, с. 226] и художники (Репин, Крамской) вырабатывают собственную концепцию образов Мадонны и, конечно же, Христа1.

Русские писатели, каждый в соответствии со своими представлениями о миссии искусства, перекодировали характер эстетического восприятия изображения образа Христа, акцентируя в одних случаях идеологическое начало, в других аксиологию восприятия или же подчеркивая онтологический, бытийный смысл его визуализации.