Брюханова О.В. Книга и чтение в жизни современного школьника: о пути учителя к ученику с детской книгой

 

Аннотация. Анализируя причины низких результатов ЕГЭ по русскому языку и нежелания подростков и юношества читать художественную литературу, учитель рассказывает о выбранном пути приобщения школьников к чтению. Это путь постижения книг, авторы которых становятся собеседниками наших учеников и помогают им отвечать на труднейшие вопросы жизни. Ключевые слова: ЕГЭ, массовая культура, неумение учащихся понять художественный текст, отсутствие интереса и культуры, современная детская и подростковая литература, чтение - труд и радость.

Abstract. Analyzing the reasons of poor USE results in Russian language and unwillingness of students to read fiction, the teacher talks about her way of familiarizing students with reading. The way of understanding the books whose authors are companions of our students helping them to respond to the most difficult questions of life.
Keywords: USE, popular culture, inability of students to understand the literary text, lack of interest and culture, modern children’s and adolescent literature, reading - work and fun.

Итоги Единого государственного экзамена 2014 года встревожили российское общество. Обсуждение проблем отечественного образования стало предметом оживлённых дискуссий в средствах массовой информации, социальных сетях. Профессиональному сообществу учителей предстоит ознакомиться с итогами государственной аттестации в начале учебного года, когда будут открыты для обсуждения аналитические отчёты по итогам выпускных экзаменов. Вероятно, учёные, методисты, сотрудники Федерального института педагогических измерений, учителя встанут перед необходимостью внесения изменений в формат заданий выпускных экзаменов, корректировки образовательных программ, создания новых учебных пособий, критического осмысления содержания учебных предметов. Однако низкие результаты выпускных экзаменов школьников, необходимость понижения минимального балла по русскому языку и математике свидетельствуют не столько о несовершенстве современных образовательных стратегий, сколько о разрушении ценностных ориентиров среди детей, подростков, общества в целом, констатируют нежелание и неумение наших детей учиться, трудиться.

Контрольно-измерительные материалы — задания к экзаменам — опираются на знания старшеклассника, полученные им во время освоения предметов. И тот факт, что выпускнику не под силу выполнение заданий по русскому языку, свидетельствует не только об отсутствии у него знаний правил орфографии, пунктуации, синтаксиса, грамматики, орфоэпии. Важнейшей частью экзамена по русскому языку является умение читать и понимать смысл художественного или публицистического текста, писать своё сочинение по проблеме, выявленной в прочитанном материале. К сожалению, многие выпускники 2014 года не смогли осмыслить предложенных текстов части С, написать грамотное, логичное и последовательное сочинение. Оказалось, что даже необходимость сдавать обязательный для получения аттестата предмет не стала для выпускников стимулом к работе с текстом, к развитию навыков письменного высказывания. Неужели ценность слова, грамотной устной и письменной речи теряет свою значимость, а результаты выпускного экзамена по русскому языку это продемонстрировали?

Не решаюсь я, учитель русского языка и литературы, эксперт ЕГЭ, делать решительные и беспрекословные умозаключения по поводу умений современных школьников и молодёжи читать, понимать художественные тексты, я не владею глубокой аналитической информацией по этому вопросу. Но тревожная тенденция проявляется всё с большей очевидностью: многие наши дети не читают (или не умеют читать, не хотят читать, понимать) русскую литературу. В сочинении по русскому языку выпускник должен продемонстрировать свои знания художественной литературы, подтверждая или опровергая позицию автора прочитанного текста. Год от года всё больше неточностей, фактических ошибок в сочинениях именно «в фоновом материале»: пробелов в знаниях о русской, зарубежной классической и современной литературе. Неверно называются имена авторов произведений, искажаются названия шедевров литературы, герои одного произведения становятся действующими лицами другого, выпускники не знают сюжетов «прочитанных» в рамках учебной программы художественных текстов. Налицо и культурно-историческое невежество части выпускников: в их сознании смешиваются эпохи, исторические события. Многие выпускники не осознают значения знаний в широком смысле слова, не демонстрируют компетентность в гуманитарных предметах. Можно ли тогда говорить о формировании у подрастающего поколения национально-культурной идентичности, способности к пониманию русской литературы, культуры, социализации?

К сожалению, мы теряем поколение за поколением, не формируем у детей и подростков духовно-нравственные идеалы. Ценностносмысловые приоритеты в обществе крайне размыты: массовая культура, Интернет ориентируют детей на развлечение, потребление, вседозволенность. Каково учителю словесности на этом фоне изучать с детьми русскую классику? Зачастую уроки литературы в старших классах превращаются в монолог педагога, который так выразительно читает и комментирует школьникам сцены из Островского, эпизоды из Достоевского и Толстого, чтобы заинтересовать детей «вечными вопросами», спровоцировать дискуссию по прочитанному или прослушанному. Чтение — это усилие, работа, труд, а наши дети привычку к труду теряют, леность в их мыслях случается необыкновенная: «Я не понимаю, что я читаю», — отодвигая текст Гончарова, признаётся десятиклассник. И немудрено: его сознание ограничено языком компьютерных игр, социальных сетей, рекламных роликов и героев массовой культуры, заигрывающих с публикой по принципу: «Чем проще и понятней, тем лучше продаётся».

Ценности русской классической литературы зачастую противоречат установкам прагматичного обывательского сознания, нравственные идеалы, увы, попираются повсеместно. Например, если процедура экзаменов в прошлом году была доведена до предела необъективности (утечка контрольно-измерительных материалов, публикация ответов на экзаменационные вопросы), то для проведения честного и объективного ЕГЭ в нынешнем году государство вынуждено было пойти на беспрецедентные меры, пропуская каждого школьника через металлоискатель и наблюдая за ним и за экспертами с помощью видеокамер. Но принципы честности и объективности экзамена уже пошатнулись, авторитет учителя и школы в обществе оказался уязвим. Как ученику, понимающему зыбкость границ между допустимым и запрещённым, живущему дружбами в соцсетях и иллюзиями жизни в компьютерных играх и телевизионных шоу-программах, всё-таки научиться читать художественные произведения, расшифровывая их скрытые смыслы, угадывая в героях себя и своё окружение, находя в высоком искусстве созвучия своей душе, получая радость от открытия мира через книгу? Как учителю настроить школьников на серьёзную и трудную работу с текстом в старших классах? С помощью каких приёмов и методов обеспечить успешную подготовку к ЕГЭ, научив внимательному чтению и пониманию задания по любому предмету? Какие выбрать пути от учителя к ученику, чтобы помочь формированию личности с духовными потребностями, способной к самосовершенствованию, труду, преодолению трудностей?

Путь к моим ученикам с книгой и чтением я начала проходить с помощью современной детской и подростковой литературы. Опираясь на методические рекомендации, разработанные кандидатом педагогических наук, профессором Московского института открытого образования Натальей Евгеньевной Кутейниковой, я вместе с моими учениками совершила много удивительных открытий. Нельзя сказать, что все дети стали читателями, но многие с радостью открыли, что художественная литература помогает им отвечать на их вопросы об отношении к миру. Именно современная детская литература помогла мне показать школьникам, что книга может стать собеседником и советчиком.

Современные отечественные и зарубежные детские писатели создают удивительные произведения. Безусловно, в книгах для подростков важен оригинальный сюжет, чтобы искушённые в современных продуктах массовой культуры читатели задержали своё внимание на страницах, не обратились к экранам телевизоров или мониторам. Кроме того, хорошая книга обязательно показывает путь становления героя, проходящего испытания, преодолевающего трудности. Книга учит не избегать решения сложных вопросов, а принимать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу окружающих, показывает, как надо на основе дружбы, бескорыстия, честности строить отношения с миром. Книга помогает юношеству преодолевать трудности, не бояться их. В повседневности подросток зачастую «прячется» от жизни: сложности в общении со сверстниками он может заменить виртуальной дружбой по скайпу, в соцсетях, неудачи в учёбе компенсируются успехами в сетевой игре — всё это создаёт у ребёнка иллюзию социализации, успешности. Детская книга помогает школьнику увидеть мир более многогранным, выйти за пределы повседневных представлений об отношениях между людьми. Хорошая детская книга обязательно будет собеседником ребёнка, ответит ему на его же вопросы и приведёт юного читателя к добру и созиданию.

С учениками мы читаем книги, готовясь к читательским конференциям, городской Неделе детской книги «Именины книжки детской». В прошедшем учебном году для чтения и изучения современной детской литературы в 5 классе у нас был спецкурс, а в 6 классе — курс по выбору. Мои ученики принимают участие в городских и окружных конкурсах проектно-исследовательских работ. Подводя итоги 2013/2014 учебного года, я расскажу о том, какие пути к книге и чтению мы прошли с учениками.

Одна из пятиклассниц выполнила проектную работу о роли семьи в жизни подростка по материалам современной зарубежной литературы. Серия книг «Приключения семейки из Шербура» Жана-Филиппа Арру-Виньо, повести Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», Гудруна Мебса «Бабушка! — кричит Фридер», Ульфа Старка «Пусть танцуют белые медведи» рассказали пятикласснице о трогательных историях взаимоотношений между родителями и детьми. В семье при поддержке близких героями книг преодолеваются трудности, принимаются решения. Очевидно, эти книги важно прочесть и родителям, потому что зарубежные авторы ярко, увлекательно описывают правильные модели родительского поведения, основанные на бескорыстной любви, вере в ребёнка, желании поддержать, помочь.

Образы счастливых семей так непросто отыскать в отечественной детской литературе. Тема семьи российскими детскими писателями зачастую раскрывается драматично, отношения подростков с родителями выстраиваются через преодоление отчуждения, разрыва связи между поколениями. Однако не менее значима в творчестве отечественных писателей тема обретения семьи. В 2013 году Метапредметная детско-взрослая читательская конференция «Современная литература и Я — читатель» была посвящена книгам Дины Сабитовой. Команда моих учеников 5, 6, 9, 10 классов, выполняя задания заочного тура конференции, готовила проект «Тема ребёнка-сироты в современной детско-подростковой литературе: традиции и новаторство». Каждый из 10 участников конференции прочёл произведения русской и зарубежной детской литературы XIX—XXI веков о сиротах, выявляя черты сходства и отличия в раскрытии образов детей, описании особенностей отношения окружающих к ним. Нет необходимости приводить полный список прочитанных детьми книг, однако отмечу произведения современных прозаиков для детей, в которых поднимаются проблемы детского одиночества и показаны примеры их решения.

Повести Дины Сабитовой «Где нет зимы», «Три твоих имени», «Цирк в шкатулке», Светланы Ананич «Подобный льву», Николая и Светланы Пономарёвых «Боишься ли ты темноты?», Олега Раина «Отроки до потопа», «Слева от солнца», «Телефон доверия», Сергея Сухи- нова «Вожак и его друзья» поднимают болезненные и острые вопросы детского сиротства, непростого пути к ребёнку-сироте окружающих. Эти книги тронули, озадачили моих учеников: столько рядом с ними боли и одиночества, о которых ребята и не задумывались! Современные авторы продолжают лучшие традиции классической детской литературы, помогают подросткам открывать жизнь, учат мудрости, милосердию, состраданию. Удивительно, что образы сирот в современной детской прозе — образы борцов за обретение семьи, дома, друзей, а не пассивных жертв обстоятельств. Важно, что юный читатель с помощью мудрых писателей видит образцы для подражания. Герои О.Раина проходят путь к людям и способны брать на себя ответственность за жизнь и здоровье друзей, а герои С.Сухинова спасают коммуну беспризорников от расформирования и находят ей покровителя. Так современная литература призывает детей не к потреблению благ цивилизации, а к созиданию.

Современная русская и зарубежная детская литература поднимает важные вопросы поведения в обществе подростков, исследует причины их плохих поступков, плохой успеваемости и показывает пути к разрешению конфликтных ситуаций, преодолению трудностей в общении с окружающими. Ученик 6 класса читал о «трудных подростках» в повестях Екатерины Мурашовой «Класс коррекции», Луиса Сашара «Ямы», «Я не верю в монстров». Школьник пришёл к заключению: подросткам, оказавшимся в группе «трудных», непросто самостоятельно справиться со сложностями в поведении, учёбе. Зачастую у этих детей нет поддержки семьи, близких, дети становятся признанными немногими сверстниками и нуждаются в серьёзной помощи окружающих.

Вопросы социализации детей с ограниченными физическими возможностями трогательно и трепетно поднимаются современными зарубежными писателями. Шестиклассница, прочитав повести Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим!», Висенте Рива Паласио «Чудо», познакомившись с информацией о жизни детей-инвалидов в России, о сложностях инклюзивного образования, предположила, что её сверстники не готовы к терпеливому, сострадательному отношению к детям, физически или психологически от них отличающимся.

Особенности развития темы дружбы в литературе для детей попыталась проследить пятиклассница, прочитав повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», Валентины Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи», Владислава Крапивина «Трое с площади Корронад», «Ковёр-самолёт», «Лётчик для особых поручений», Сергея Сухинова «Клад и крест», «Утраченная реликвия». Писатели показывают образцы для подражания: истинные друзья готовы прийти на помощь, поддержать советом, делом, помочь преодолеть страхи и неуверенность. Помогая окружающим, герои книг становятся сильней, мудрей, взрослей, ответственней. Пятиклассница по итогам опроса среди одноклассников выявила, что школьниками дружба понимается как настоящая ценность. Только зачастую общение детей становится виртуальным: многие школьники захвачены перепиской в социальных сетях, компьютерными играми, поэтому возникает опасность неумения подростков дружить в реальной жизни, помогать окружающим и понимать свою ответственность перед ними.

Современные писатели не обходят стороной особую роль компьютеров, Интернета в жизни современных подростков и помогают детям посмотреть со стороны на свою зависимость от виртуального пространства. Восьмиклассница в исследовательской работе изучила тему вовлечённости школьников в мир гаджетов и компьютерных игр, прочитав повести Тамары Крюковой «Ловушка для героя», «Гений поневоле», «Призрак сети», Андрея Жвалевского, Евгении Пастернак «Время всегда хорошее», изучив отношение к Интернету, социальным сетям, компьютерным играм учеников своей школы. Писатели ярко, захватывающе показывают юному читателю последствия, которые подстерегают человека, поглощённого компьютерным миром, предостерегают подростка от опасностей, которые таятся за чрезмерным увлечением виртуальным общением, и показывают значение реального общения с радостями встреч, с преодолением трудностей, подлинной дружбой.

С учениками старших классов при чтении литературы обращаемся к серьёзным вопросам. Девятиклассница, возможно будущий журналист, брала интервью у детей Великой Отечественной войны на Театральной площади 9 Мая 2013 года. Кто-то из них был в оккупации, кто-то работал в тылу, кто-то был сыном полка. Потрясённая услышанным от тех, кто ребёнком пережил войну, школьница весь последующий учебный год работала над проектом «Дети войны», прочла много интересных книг: «Сын полка» Валентина Катаева, «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина, «Облачный полк» Эдуарда Веркина, «Дети блокады» Михаила Сухачёва, «Девочка из города» Любови Воронковой, «Беги, мальчик, беги» УриОрле- ва, «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море» Анники Тор. Моей ученице пришлось убедиться в том, что тема войны отражается в литературе последнего десятилетия остро, драматично, писатели начала XXI столетия призывают к толерантности, милосердию, невзирая на все несовершенства бытия человека.

Другая ученица девятого класса заинтересовалась современной документально-биографической прозой о подростках, прочла серию книг «Гражданин мира» издательского дома «КомпасГид». Повести Венди Герра «Все уезжают», Мартина Шойбле «Джихад: террористами не рождаются», Дианы Мо- хаммади «Маленькая торговка спичками из Кабула», Марии Мартиросовой «Фотография на память», Венсана Уаттара «Жизнь в красном» показали школьнице, что мировоззрение, ценностные ориентации, особенности поведения детей и подростков разных стран отражают геополитическую, социокультурную ситуацию в обществе. Зачастую дети являются жертвами неблагополучия в семье, агрессии взрослых и ровесников, заложниками политических режимов и идеологий. Школьница изучила, насколько её сверстники осведомлены о жизни ровесников за границей. Оказалось, что её одноклассники и ученики параллельных классов не только не владеют информацией о жизни подростков за границей, но и слабо представляют себе особенности современной общественно-политической ситуации в мире.

Обозначив некоторые темы, которые мы поднимаем со школьниками при чтении современной детско-юношеской литературы, отмечу, что от индивидуальной работы учителя с учеником над проектом, от работы с частью класса зависит многое в формировании личности ребёнка. Когда учитель и ученик обсуждают прочитанное, вместе думают над решением общечеловеческих проблем, поднятых писателем, возникает удивительного свойства общение. Появляется взаимопонимание между педагогом и школьником; ребёнок, уверяю вас, иначе слышит и слушает учителя на уроках. Обычно дети, прошедшие через чтение и обсуждение книг с учителем, лучше усваивают изучаемый с педагогом предмет, свободней, уверенней себя чувствуют на уроках, лучше владеют устной речью. И для меня радостным подтверждением большого значения чтения современной детско-подростковой литературы с учениками 5—9 классов стали письменные работы ребят на тему «Моя любимая книга» в конце учебного года. Глубокие, внятные, логичные сочинения детей, их попытки осмысления философских вопросов жизни о добре и зле радовали и вдохновляли. Ученики 9 класса хорошо справились с сочинениями и изложением на ОГЭ по русскому языку.

От чтения детской литературы в 5—9 классах в старших классах мы переходим к осмыслению классической литературы. У привыкших к чтению, работе над художественным текстом старшеклассников нет страха перед большим объёмом произведения, пробуждаются вкус к слову, чувство прекрасного. Безусловно, книги читают не все мои ученики, но те, которые заинтересовались чтением, оставляют надежду: с любыми жизненными испытаниями, будь то ЕГЭ или необходимость решения жизненных задач, они справятся. Надеюсь, что справятся честно, потому что с помощью чтения и обсуждения детских книг они не только овладели хорошей устной и письменной речью, но и научились созиданию, ответственности, терпимости, трудолюбию.


БРЮХАНОВА Ольга Венидиктовна, кандидат философских наук, учитель ГБОУ СОШ № 947 г. Москвы