Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    А.В. Дегтярев
     
    Части Мирового океана. Тихий океан

    Технологическая карта урока года по географии в 7 классе

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели и задачи урока 
    1. образовательная: показать особенности природы Тихого океана и причины их обуславливающие
    2. воспитательная: выявить значение вод Тихого океана
    3. развивающая: чтение схем, карт атласа и настенных карт, работа на контурной карте.

    Методы обучения 
    1. словесный
    2. частично-поисковый
    3. практический

    Приемы учебной деятельности: эвристическая беседа, актуализация знаний учащихся, фронталь-ный опрос, практическая работа с картами и схемами

    Оборудование 
    1. карты «Строение земной коры», «Физическая карта океанов», Климатическая карта мира»
    2. схемы «Строение дна Тихого океана», Распределение давления и ветров на Земле»
    3. кодоскоп

    План урока
    1. организационный момент
    2. повторение по вопросам
    3. изучение нового материала
    4. подведение итогов урока
    5. домашнее задание

    Ход урока

    Вода бесконечные лики вмещает
    В безмерность своей глубины.

    К. Бальмонт

    I.
    Мы начинаем изучать новый раздел: «Мировые океаны». Наряду с материками океаны – самые большие природные комплексы географической оболочки. На Мировой океан приходится свыше 96% всей воды планеты.
    II.
    1. Что называется Мировым океаном?
    2. Чему равна его площадь?
    3. Назовите океаны Земли.
    4. Покажите на карте Северный ледовитый и Атлантический океаны.
    5. Покажите на карте Индийский и Тихий океаны.
    6. Кем был назван Тихий океан?
    7. Для чего на ваш взгляд нам необходимы знания об океанах?

    III.
    Откроем рабочую тетрадь и запишем тему урока: Части Мирового океана. Тихий океан.
    Главная цель данного урока: показать особенности природы Тихого океана и причины их обуславливающие.
    Так как мы впервые рассматриваем целиком физико-географический объект, то нам необходимо познакомиться с планом его рассмотрения. Он указан на доске после названия темы урока. А сейчас по линейке проведем горизонтальную линию и под первой стрелкой подпишем географическое положение.

    Общий вид схемы "Особенности природы и причины этих особенностей Тихого океана"
     

    Географическое положение Тихого океана можно изучить, посмотрев его положение (с показом на карте) относительно экватора, нулевого или 180 меридиана, материков и других океанов.

    8. На какие части его делит линия экватора?
    9. Показать на карте 180 меридиан, и на какие части он делит Тихий океан?
    10. Между какими материками расположен данный океан?
    11. Как он лежит относительно других океанов?

    Таким образом, мы описали ГП Тихого океана относительно экватора, 180 меридиана, материков и других океанов.

    Переходим к следующему вопросу: границы ТО. Что мы понимаем под понятием граница? Граница – это вертикальная плоскость, которая разделяет одну часть территории от другой.
    Сейчас мы совершим воображаемое путешествие по карте вдоль берегов Тихого океана.
    На западе граница проходит вдоль береговой линии Евразии, затем через Малаккский пролив она проходит по о. Суматра и Ява, а также малым Зондским островам.
    Затем через о. Новая Гвинея граница проходит вдоль восточного побережья Австра-лии к о. Тасмания и через 143 меридиан выход на юге к береговой линии Антарктиды. Поднимаясь на север через пролив Дрейка, она проходит к Огненной земле и затем идет вдоль береговых линий Южной и Северной Америки до Берингова пролива.
    В этих границах определяется площадь океана (показали под следующей стрелкой в рабочих тетрадях).

    12. Какова площадь Тихого океана?
    13. Какой вывод из этого мы могли бы сделать?

    Таким образом, площадь Тихого океана составляет половину площади всего Мирового океана, следовательно, природа его очень разнообразна.

    Мы с вами рассмотрели: (обращаем внимание на доску) географическое положение, границу, площадь Тихого океана и сейчас перейдем к изучению изрезанности береговой линии. Если внимательно посмотреть на карту, где береговая линия больше изрезана, то можно заметить, что на западе изрезанность её достаточно большая, а на востоке она меньше.

    Приведите примеры (2-3) и покажите их на карте:
    14. морей
    15. заливов
    16. проливов
    17. островов
    18. полуостровов

    Таким образом, из анализа карты видно, что береговая линия изрезана больше всего на западе, а меньше всего на востоке. Причинами такого положения являются: а) история формирования океанической коры; б) положение на тихоокеанской литосферной плите, которая граничит с другими плитами в пределах Огненного кольца и желобов. С расчлененностью береговой линии тесно связан рельеф дна Океана (отметили следующей стрелкой на нашей схеме).

    19. Какие части дна океана вы знаете? (показ на схеме учителем)
    Анализируя рельеф дна Тихого океана, можно заметить, что возле берегов Евразии береговая отмель очень широкая (на карте это показано светло-голубой окраской). Например, Желтое море имеет глубину до 100 м, а возле берегов Северной и Южной Америки её почти нет. Затем идет ступенчатый склон и очень неровное ложе океана, в пределах которого имеются желоба и горные области.
    20. Назовите самую глубокую впадину, какова её глубина?
    Исходя из этого видно, что рельеф и изрезанность берегов очень тесно связаны между собой и причинами этого являются:
    а) история формирования океанов, которая опреде-лила строение океанической коры в результате взаимодействия внешних и внутренних процессов;
    б) расположение по границе Тихоокеанской плиты других плит привело к образованию горных структур и наличию желобов.
    Обратимся снова к нашей схеме и отметим под следующей стрелкой: климат.
    Так как площадь Тихого океана достаточно большая, то и климат будет отличаться большим разнообразием. Сейчас мы посмотрим карту в атласе на стр. 7, ответим на вопрос:
    21. В каких климатических поясах расположен Тихий океан?
     
    Анализируя климат, особо хотелось бы отметить движение господствующих ветров. Сейчас посмотрим предлагаемую схему 2 «Распределение давления и ветров на Земле» (анализируются пояса давления и ветры)

    22. Что такое «пассаты»?
    23. Что такое «муссоны»?
    24. Что такое Западные ветры?
    Основными ветрами являются: пассаты, которые в северном полушарии двигаются по часовой стрелке, а в южном полушарии – против часовой. Муссоны зимние (обратите внимание на карту, они показаны синей стрелкой) имеют северо-западное направление, а летние (красная стрелка) – юго-восточное. Западные ветры двигаются с запада на восток. Сильные ветры вызывают стихийные бедствия. Современным примером может служить гибель лесовоза, следовавшего из Владивостока в КНР и, не доходя до полуострова Корея, он затонул в связи с деятельностью в данный момент ураганных ветров.
    25. Назовите причины от которых зависит климат любой территории.
    Таким образом, климат Тихого океана очень разнообразен и особенности его опреде-ляют основные климатообразующие факторы.
    А теперь снова обратимся к нашей схеме.
    26. Что мы уже рассмотрели?
    Под следующей стрелкой мы отметим свойства воды.
    27. Какими свойствами обладает вода?
    Рассмотрим одно из них – течения в океане. Так движение воды в Тихом океане повторяет перемещение господствующих ветров (подтверждается на карте океанов).
    28. Приведите примеры теплых и холодных течений.
    Следующее свойство: средняя температура поверхностных вод.
    29. Анализируя картосхему в атласе на стр. 34-35 в левом углу, какой вывод можно сделать?
    30. Какова будет средняя соленость?
    Делая вывод о свойствах воды, можно отметить следующее:
    а) течения преобладают на севере от экватора по часовой стрелке, а на юге – против часовой; наличие в пределах океана теплых и холодных течений;
    б) температура колеблется с севера на юг от 50С, 100С, 250С, 200С, 150С, 100С, 50С, 00С и наблюдается замерзаемость вод в приполярных широтах;
    в) средняя соленость составляет 37,5%.

    Главная причина данных свойств воды – это климат.
    И последний вопрос: природные богатства (отмечаем стрелкой на схеме и подписываем).
    Если рассмотреть наличие биологических ресурсов от поверхностных вод ко дну, то ситуация будет выглядеть следующим образом:
    а) планктон; б) водоросли; в) ракообразные; г) рыбы; д) млекопитающие; е) придонные животные.
    Рекреационные ресурсы представлены вдоль побережий многих стран мира, например, США, Австралии, КНР и т.д., а также в Океании.
    Из минеральных ресурсов можно выделить: нефть, природный газ, золото, уголь, соль и др.
    В связи с хозяйственным освоением Тихого океана можно  выделить одну из слож-ных проблем: загрязнение его вод нефтью и другими продуктами. Примером загрязнения может служить проект по строительству завода по переработке природного газа «Сахалин-2». Деятельность этого нового предприятия нанесла непоправимый ущерб природе.
     
    IV.  А теперь подведем итоги урока в виде обобщенной таблицы.
    Особенности природы 
    Основные причины
    1. Береговая линия изрезана больше всего на западе, меньше всего на востоке.
     а) история формирования океанической коры в результате взаимодействия внешних и внутренних процессов.
    2. Рельеф представлен береговой отмелью, ступенчатым склоном, равнинами, горными структурами и желобами. Марианский желоб 11 022 м. «Огненное кольцо».
     а) история формирования океанической коры в результате взаимодействия внешних и внутренних процессов.
    б) расположение на тихоокеанской плите, которая граничит с другими плитами в пределах «Огненного кольца» и желобов.
    3. Климат очень разнообразен.
    а) географическая широта; 
    б) подстилающая поверхность;
    в) господствующие ветры;
    г) плотность воды.
    4. Свойства воды:
     а) течения преобладают на севере от экватора по часовой стрелке, а на юге – против часовой стрелке; наличие в пределах океана теплых, холодных, придонных течений;
     б) средняя температура колеблется с севера на юг от 50С, 100С, 250С, 200С, 150С, 100С, 50С, 00С и наблюдается замерзаемость вод в приполярных широтах;
     в) средняя соленость составляет 37,5%.
     Климатообразующие факторы.
    5. Природные богатства: а) биологические (планктон, водоросли, ракообразные, рыбы, млекопитающие, придонные животные), б) рекреационные, в) минеральные (нефть, природный газ, уголь, золото), главная проблема – загрязнение вод океана
    а) благоприятные природные условия.
    б) строение океанической земной коры.

    Таким образом, мы рассмотрели особенности природы Тихого океана и выделили их причины, достигнув поставленной цели.
    V. Подведение итогов урока.
    На доске написано домашнее задание
    1. учебник: пар. 17
    2. задание по контурной карте: стр. 12-13 карты атласа
    А) нанести границы океана (материки, острова, океаны);
    Б) отметить очертания береговой линии (острова, полуострова, заливы, проливы, моря);
    В) подписать Марианский желоб и его глубину;
    Г) показать 2-3 примера холодных и теплых течений.
    Учащиеся, переписывая с доски домашнее задание, слушают анализ их ответов и выставление оценок за урок учителем. Всего предполагается выставить около 14 оценок учащимся, а также все учащиеся получат оценки по контурной карте на следующем уроке.
     
    Алексей Владимирович Дегтярев, учитель высшей квалификационной категории
    МОУ СОШ № 54 с углубленным изучением предметов социально-гуманитарного цикла,
    г. Новосибирск
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование