Есипов В. М. Карандашный профиль в автографе стихотворения А.С. Пушкина «Я думал, сердце позабыло»


Аннотация. В автографе стихотворения «Я думал, сердце позабыло...» Пушкин нарисовал четыре женских портрета, они соседствуют друг с другом и расположены в два ряда. Предположение о том, что отмеченный нами карандашный рисунок есть ещё одно, до сих пор никем не отмеченное, изображение невесты поэта, подтверждается таким важным обстоятельством, что автограф датируется январём (не позже 18) 1831 года, то есть он возник фактически за месяц до венчания поэта с Натальей Гончаровой, которое состоялось 18 февраля 1831 года.
Ключевые слова: Пушкин, автограф, рисунки, Оленина, Завадовская, Гончарова, сердце, венчание.

Abstract. In the autograph of the poem “I thought the heart forgot...” Pushkin sketched four female portraits next to each other and arranged them in two rows. The assumption is made that this pencil drawing is another image of the poet’s bride and dated January 1831 (not later than 18), a month before poet’s wedding on February 18, 1831.
Keywords: Pushkin, autograph, drawings, Olenina, Zavadovskaya, Goncharova, heart, wedding

Не опубликованное при жизни Пушкина стихотворение датируется сентябрём — второй половиной октября 1835 года:

Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали!
И легковерные мечты...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

К кому были обращены эти стихи в редакции 1835 года, мы не знаем. Но известно, что первый подход к этому поэтическому замыслу был осуществлён в январе 1831 года [5, 36].
На обороте листа со статьёй «Обозрение обозрений» и черновиком письма А.Х.Бенкендорфу от 18 января 1831 года поэт набросал карандашом первый (черновой) вариант стихотворения «Я думал, сердце позабыло...» со множеством исправлений. При этом фабричный лист с водяными знаками «А. Г 1830» (ПД № 174) был сложен пополам [6, 73]. На левой стороне листа (слева от сгиба) под стихами видим 4 карандашных женских портрета.

Три из них — два женских профиля с шаржированно удлинёнными носами и один фас — атрибутируются в книге Р.Г.Жуйковой «Портретные рисунки Пушкина» [1,171]. Причём атрибутируются неоднозначно: М.Д.Беляев два профильных портрета посчитал изображениями Елены Михайловны Завадовской (1807—1874), автор книги Р.Г.Жуйкова все три рисунка — изображениями Анны Алексевны Олениной (1808—1888).

Что касается Е.М.Завадовской, черты которой М.Д.Беляев увидел в пушкинских портретах, нельзя не отметить, что она считалась красавицей. По мнению некоторых комментаторов «Евгения Онегина», именно Завадовская выведена Пушкиным в строфе XVI главы восьмой «Евгения Онегина» под именем Нины Воронской:

Она (Татьяна. — В.Е.) сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.

Ю.М.Лотман в своих комментариях к роману приводит цитату из письма П.А.Вяземского кжене, В.Ф.Вяземской, в котором тот «просит прислать образцы материй для Нины Воронской и добавляет: “так названа Завадовская в Онегине”» [2, 353]. То же находим и в комментариях В.В.Набокова: «О её холодной царственной красоте много говорили в обществе, и, как указывает Щеголев, Вяземский в своём письме жене (до сих пор не опубликованном?) безоговорочно отождествляет Нину Воронскую с графиней Завадовской» [3, 550].
«Блестящая», с «мраморной красою», «ослепительная» — такими эпитетами наделяет её автор.

В трёх пушкинских рисунках ничего этого нет. Конечно, нужно рассматривать их как шаржи. Но каковы побудительные мотивы для этого, если учесть, что других изображений Завадовской у Пушкина не обнаружено? И наконец, как связаны они с четвёртым, совмещённым с ними, но явно им противопоставленным рисунком?

Этот четвёртый профиль, верхний слева, — женщины с убранными под лёгкий колпак (или косынку) волосами — Р.Г.Жуйковой не атрибутирован. По нашему мнению, он имеет определённое сходство с рисунками на черновом автографе письма Пушкина к родителям, С.Л. и Н.О.Пушкиным, от 6—11 апреля 1830 года (ПД № 515), представленными на иллюстрации.
Линии лба и носа идентичны, волосы спрятаны под косынку, открытое ухо.
Но если это так, можно предположить, что в противопоставлении профиля невесты изображениям светской красавицы не вольно проявилось восхищение Пушкина внешностью Натальей Гончаровой: она «затмевает» в его представлении красоту Завадовской.
Если же согласиться с атрибуцией Жуйковой, то шаржированные рисунки относятся к А.А.Олениной.
И вся композиция из четырёх рисунков обретает в таком случае иной смысл: на первом месте портрет Натальи Гончаровой, а сбоку и ниже — шаржированные портреты А.А.Олениной, которой Пушкин делал предложение три года назад, но получил отказ.

Не столь важно для нас в данном случае, профили Завадовской или Олениной изображены рядом с профилем пушкинской невесты. Важно то, что обнаружено ещё одно изображение Натальи Гончаровой, не отмеченное Жуйковой и другими специалистами по пушкинским рисункам. Правда, в 18-м томе [4, 153]1 Полного собрания сочинений поэта этот профильтоже предположительно (со знаком вопроса) отнесён к Гончаровой, но такое решение никак не аргументировано, и нет указаний, кем сделано такое предположение.

Наша трактовка портретной композиции Пушкина подтверждается важным биографическим фактом: в следующем месяце, после того как появился рассматриваемый нами автограф, а именно 18 февраля 1831 года, состоялось венчание поэта с Натальей Гончаровой.

В связи с этим с особой достоверностью звучат строки автографа: «Гляжу, предаться не дерзая.», «Тогда ли, милая, тогда ли.» и, наконец, «Я думал, сердце позабыло / Способность лёгкую страдать.».

Есть все основания считать, что эти стихи обращены к невесте поэта, а спокойный женский профиль (верхний слева) с полускрытой улыбкой является изображением Натальи Гончаровой.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЖУЙКОВА Р.Г. Портретные рисунки Пушкина. Каталог атрибуций. — Спб.: Изд- во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 1996.
2. ЛОТМАН Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. —
Л.: Просвещение, 1983.
3. НАБОКОВ В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». — СПб.: Искусство-СПб., 1998.
4. ПУШКИН А.С. Полн. собр. соч.:
В 18 т. — М.: Воскресенье, 1996. — Т. 18.
5. Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском Доме. — М.; Л.: Изд. Академии наук СССР, 1937.
6. Хроника жизни и творчества А.С.Пушкина. — М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001 — Т. 2. Книга первая.

 

ЕСИПОВ Виктор Михайлович —
старший научный сотрудник отдела русской классической литературы Института мировой литературы им. А.М.Горького
Российской академии наук