Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Л.М. Иванова

    НАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ. Численность и воспроизводство населения
     
    Урок географии в 10 классе

    Тип урока: изучение нового учебного материала.
    Цели и задачи. Сформировать представление о демографической ситуации в странах и регионах мира и типах воспроизводства населения.
    Средства обучения. Политическая карта мира, статистические материалы.
    Методы и формы обучения. Анализ статистического и картографического материала учебника и атласа; объяснение учителя; сравнительная характеристика двух типов воспроизводства населения.

    Основное содержание. Численность населения мира, типы воспроизводства населения и демографическая ситуация, направления демографической политики.
    Новые термины и понятия. Демография, естественное движение населения, два типа воспроизводства населения, демографический взрыв и демографический кризис, демографическая политика.

    Конспект урока

    Динамика численности населения.
    Благодаря проведению переписи населения можно определить численность людей в разных уголках планеты и в целом на Земном шаре.
    Исторические источники утверждают, что первыми перепись населения начали проводить древние греки. С XIX века в Англии, США и других странах проводится регулярная перепись населения (в странах мира перепись населения проводится через определенное количество лет: один раз в 5 или 10 лет).
    В конце 2005 года численность людей на планете перешагнула отметку более 6 млрд. 150 млн. человек.

    Воспроизводство населения.
    Темпы воспроизводства населения зависят, прежде всего, от особенностей его естественного движения. Воспроизводство населения — совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
    По вычислениям, проведенным в ООН, выявлено, что ежегодный прирост населения планеты в 2000-2005 гг. составил 1,78%, таким образом, ежегодно прибавлялось по 87 млн. человек. В предыдущее пятилетие - в период с 1995-2000 гг. - население Земли ежегодно увеличивалось на 90 млн. человек.
    Причины замедления роста: экономический кризис, многие войны, распространение СПИДа и другие.

    Типы воспроизводства населения:
    А) Демографический кризис - с низкой рождаемостью, сравнительно низкой смертностью и низким естественным приростом населения (Литва, Латвия, Венгрия и некоторые другие). В составе населения этих стран много лиц старше 60 лет и мало детей, следовательно, здесь идет процесс старения нации и более или менее выражен процесс депопуляции (уменьшение прироста населения до степени, не обеспечивающей его простого воспроизводства).
    Б) Демографический взрыв - Для него характерна высокая и очень высокая рождаемость, повышенная смертность; естественный прирост населения относительно высокий.

    Демографическая политика - целенаправленное воздействие государства на демографические процессы либо с целью сохранения их существующих тенденций (если они благоприятны), либо с целью их изменения (если они неблагоприятны).
    Например, в странах с низкими или отрицательными показателями естественного прироста государство проводит следующие мероприятия: выплачивает единовременные ссуды молодоженам, предоставляет пособия в связи с рождением каждого ребенка, длительные отпуска по беременности и родам, семья имеет преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения (страны Восточной и Западной Европы). Одна из важных мер демографической политики - регулирование возраста вступления в брак. По древнеримскому законодательству минимальный брачный возраст для девочек устанавливается в 12 лет, для юношей в 14 лет. В большинстве стран с 16-18 лет, в Китае с 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии соответственно 21 год и 18 лет. В Ирландии, Испании и Португалии развод практически невозможен.


    Контрольные вопросы и задания.
    - целенаправленное воздействие государства на демографические процессы либо с целью сохранения их существующих тенденций (если они благоприятны), либо с целью их изменения (если они неблагоприятны).Например, в странах с низкими или отрицательными показателями естественного прироста государство проводит следующие мероприятия: выплачивает единовременные ссуды молодоженам, предоставляет пособия в связи с рождением каждого ребенка, длительные отпуска по беременности и родам, семья имеет преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения (страны Восточной и Западной Европы). Одна из важных мер демографической политики - регулирование возраста вступления в брак. По древнеримскому законодательству минимальный брачный возраст для девочек устанавливается в 12 лет, для юношей в 14 лет. В большинстве стран с 16-18 лет, в Китае с 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии соответственно 21 год и 18 лет. В Ирландии, Испании и Португалии развод практически невозможен.Контрольные вопросы и задания.
    1. Каковы причины и последствия демо¬графического взрыва?
    2. Каковы причины и последствия демографического кризиса?
    3. Как влияет естественное движение населения на возрастной состав?
    4. Эффективна ли сегодня демографическая политика?

    Результаты урока. Знания процессов естественного движения населения, умения анализировать демографические показатели.
    Домашнее задание. Тема 3-1.

    Новые термины и понятия
    Этнология (этнография) - наука о происхождении народов (этносов),   об   их   характерных   особенностях   и   взаимоотношениях между ними, которые определяются этническими
    процессами.
    Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения,    изучающая   его   численность,   естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.
    Воспроизводство    населения    -    под    воспроизводством (естественным движением) понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
    Демографический кризис. Для него характерны невысокие показатели   рождаемости,   смертности   и   соответственно невысокого естественного прироста.
    Демографический   взрыв.   Типичны   высокие   показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.
    Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, прежде всего на рождаемость.
    Качество   населения.   Комплесное   понятие,   учитывающее экономические, социальные, культурные, экологические и другие условия жизни людей.

    ЛОК "Численность и воспроизводство населения мира"
     

    Практическая работа. Этапы (фазы) демографического перехода
     
    Этапы
    Основное содержание
    Примеры регионов и стран
    1
     
     
    2
     
     
    3
     
     
    4
     
     
     
    Результаты урока
     
    Вопросы урока
    Я нем смог (не смогла)
    Я не успел (не успела)
    Численность населения (анализ графиков)
     
     
    Воспрооизводство населения (демографический кризис, демографический взрыв)
     
     
    Выполнение логического опорного конспекта
     
     
    Демографическая политика
     
     
    Этапы демографического перехода
     
     
    Качество населения
     
     
     
     
     
    Л.М. Иванова, учитель географии высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 1, г. Новосибирск





    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование