Рожкова Н. Классика провинции (город Кашин)

 

Из пункта А в пункт Б

В путеводителях Кашин высокопарно величают «Городом русского сердца» — вероятно, из-за того, что речка Кашинка, петляя по нему, образует точный силуэт «валентинки». Сюда стоит приехать хотя бы ради того, чтобы взобраться на колокольню Воскресенского собора и увидеть с высоты птичьего полета древний град, построенный по редкой крестово-круговой системе, которая гармонично вписывается в окружающий природный ландшафт. Местные жители уверяют (помнят, разумеется), что Кашин старше Москвы. Это не так, однако: впервые он упомянут в Никоновской летописи в 1238 году.

Город является административным центром района и находится в 204 километрах от столицы. Если следовать автобусом от станции «Тушино» или личным транспортом, помимо характерных среднерусских пейзажей, полей, напоминающих полотна Клода Моне, улыбку вызывают названия деревень — Парашино (довольно большая), Жизнеево (совсем крохотная), Волковойня, Квашёнки, Безгузово... За городом Талдомом кончается Московская область, начинается Тверская. В селе Спас-Угол располагалась фамильная усадьба М. Е. Салтыкова-Щедрина, сейчас там замечательный музей писателя. И совсем уже близко — пункт назначения.

Те, кто любит следить за стремительно меняющимися картинами из окошка поезда, знают, что Кашин — промежуточная станция 4-го класса Октябрьской железной дороги в Тверской области, построенная в 1898 году. Вокзал в городе был возведен в 1973-м. Несколько лет подряд дачников и туристов встречает здесь рыжеватый пес, медлительный, как медведь, и готовый приласкаться не только после угощения, но и доброго слова.

Из столицы ходит поезд № 602 Москва — Рыбинск, отправка производится с Белорусского вокзала. Из Твери на скоростной электричке можно добраться и вовсе за час.

История одного города

В XIII веке городок сильно пострадал от нашествия монголо-татар, о чем говорится в летописи. Кашинка впадает в Волгу, что в те времена связывало Кашин с водным путем торговли, а ее неширокое русло усложняло подступы к Кашинскому княжеству. Около 1300 года город стал вотчиной князя Дмитрия Борисовича (из рода князей Ростовских). В 1382 году присоединяется к Тверскому княжеству, вместе с которым в 1486-м вошел в Московское. Маленький городок служил надежной границей на востоке.

Маленький, да удаленький! Здесь даже чеканили свою монету, велись собственные летописи, процветало местное зодчество, развивалось ремесленное производство, в том числе — качественных белил, стопки с которыми изображены на городском гербе. Пережить пришлось многое: в Смутное время Кашин разгромили польские интервенты, в 1654 году жители пережили эпидемию чумы, а в 1676-м случился пожар, уничтоживший почти всё. Однако город быстро восстанавливался.

После того как был основан Санкт-Петербург, Кашин стал развиваться быстрее и славился гончарами, кузнецами и иконописцами. На его территории возвели много каменных домов. В 1775 году учредили Кашинский уезд, тогда же застройка города начинает производиться по регулярному плану.

В период Отечественной войны 1812 года местные жители помогали формировать городское ополчение и обеспечивали его продовольствием. После военных событий в городе стало активно развиваться производство льна. Эта отрасль приносила Кашину большую прибыль.

Во второй половине XIX века здесь открыли больницу и краеведческий музей, о котором еще расскажем. Кирпичные торговые ряды сохранились до сих пор, недаром мы приехали в четверг — базарный день. Ряды отстроены по проекту Н. Н. Леграна. Двухэтажный гостиный двор в романском стиле — доминирующая часть великолепного ансамбля.

После Октябрьской революции сюда наведывались уроженец ближней деревни Верхняя Троица будущий «Всесоюзный староста» М. И. Калинин, пролетарский поэт Демьян Бедный, они занимались просветительской работой среди неразговорчивых местных жителей. До сих пор есть здесь улицы Ленина и Карла Маркса, они соседствуют с Конным и Кошачьим переулками. От советского периода остались льнообрабатывающий и молочный заводы, завод электроаппаратуры, зооветеринарный техникум, медицинское училище. А тюрьма, расположенная на улице Красной, работает с дореволюционных времен.

«На здравие людям добрым...»

Название города происходит от речки Кашинки. А самой речки? Вероятно, от личного имени «Каша», упоминающегося в летописях, или от традиционного угощения, которое в прошлом связывали со свадебным обрядом. Каша варилась также в знак примирения, отмечался праздник, посвященный данному блюду. В городе действует Музей каши и кашинских традиций, где представлена огромная коллекция кухонной утвари древности. Особая реликвия — древняя керамическая посуда. Посетители музея могут узнать тайны многих старинных рецептов, научиться расписывать пряники, печь крестьянский хлеб. Само здание музея является памятником архитектуры. Здесь регулярно проводятся разнообразные анимационные программы для детей и взрослых.

Кстати, версия с кашей хоть и привлекательная, но не единственная. До славян на территории будущего города проживали финно-угорские племена. Финно-угорский гидроним «Кашинка» означает «поросший камышом».

Есть и другие интересные музеи, например, «ДомЪ Крестьянина», находящийся на улице Луначарского возле главной торговой площади. Открылся он в 1924 году, здесь останавливались многие творческие деятели, посещавшие Кашин в годы Советской власти: помимо Демьяна Бедного, прозаик Борис Полевой — автор «Повести о настоящем человеке» Алексее Маресьеве, скульптор Олег Иконников — создатель памятника Зое Космодемьянской, журналист и телеведущий Василий Песков, редактор лучшей в СССР районной газеты Борис Яковлев. В музее представлены древние ремесла: секреты Тиволинского иконописного промысла, кузнечного ремесла, нюансы изготовления народной игрушки. Посетители узнают о видах исторического ткачества на станке и, участвуя в мастер-классах, с гордостью увозят домой свои трогательные поделки.

Самый главный музей в городе — Кашинский краеведческий, размещенный в бывшем здании Входоиерусалимской церкви близ правого берега Кашинки. Филиал Тверского государственного объединенного музея, открылся он в 1919 году. Основой коллекции послужили частное собрание предпринимателя и археолога И. Я. Кункина и предметы из дворянских усадеб уезда. Главное украшение — собрание дворянской мебели усадьбы Устиново, так и хочется сесть за ореховое бюро и написать письмецо с ятями о том, как хорошо здесь. Благо, пожелтевшая бумага и гусиные перья имеются. Есть и экспонаты постарше: предметы народных промыслов XVII века кажутся совсем недавними по сравнению с женскими украшениями первых столетий новой эры, обнаруженными археологами на Кашинской земле.

Экспозиция музея, имеющая название «Древности и старина Кашинского края» и созданная в 1992 году, приводит нас то в крестьянскую избу, то в трактир, то в купеческую лавку, то в дворянскую гостиную, то на городскую улицу. Большое впечатление производят портретная галерея купцов, а также образцы крестьянского и дворянского костюмов. В коллекции фарфора, наряду с мейсенскими изделиями, — посуда заводов Кузнецова.

В середине XIX века в городе работало около двадцати пряничников, кашинцы — братья Уткины — получили медаль на международной выставке в Филадельфии за «разнообразие и оригинальность пошиба пряников». Ювелирной техникой и необычностью сюжета отличается доска XVIII века с растительным орнаментом, фигурами единорога, льва, птицы-сирина и надписью «Сей пряник паточный с анисом и медом есть на здравие людям добрым».

Благодетеля своего, Иоасафа Яковлевича Кункина, земляки не забывают, в музее проводятся Кункинские чтения. В ноябре 2021 года они посвящались 750-летию Тверской епархии, 750-летию святого благоверного великого князя Михаила Тверского, 500-летию обретения мощей преподобного Макария Калязинского.

На стенах за экспонатами наклеены тематические фотообои старого города, это создает единство музея, целостность восприятия всей выставки. Автор снимков, Василий Колотильщиков, создал уникальную коллекцию видов Кашина.

И строили храмы божии...

Герой поэмы Сергея Есенина «Страна негодяев» — некто Чекистов — возмущается:

Странный и смешной вы народ! 
Жили весь век свой нищими
И строили храмы божии...
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.

Среди утрат Кашина — деревянная церковь Иоакима и Анны. Это одна из древнейших бревенчатых построек, сохранившихся в средней полосе России. В 1968-1971 годах она была отреставрирована, однако в марте 1995 загорелась (местные жители предполагают умышленный поджог) и погибла в пламени. В годы Советской власти снесены Успенский собор 1664-1672 годов, церкви Благовещения (1688), Рождества Богородицы (1690), Корсунской Богоматери (1768), Введения (1781), Покрова (1790-е) и Сергия Радонежского (1803). К счастью, многое сохранилось и отреставрировано. Кашин — излюбленное место паломников, сегодня в городе насчитывается около 20 храмов. Расскажем о некоторых из них.

Воскресенский кафедральный пятиглавый собор с апсидой — самый большой в Тверской области, главная ее святыня. Обитель впервые упоминается в 1382 году. Постройка князя Юрия Ивановича Дмитровского выступает в роли завершающего ансамбля Кремля. Здание выполнено в классическом стиле, имеются элементы барокко. Колокольня состоит из трех ярусов, высота ее превышает 70 метров. Звон колоколов слышен отовсюду.

Близ Воскресенского собора, на Соборной площади, находится памятник благоверной княгине Анне Кашинской (около 1280-1368) работы скульптора Андрея Ковальчука. Торжественное открытие монумента состоялось в 2009 году. Благодать Божия была дарована праведнице за великий подвиг терпеливого несения страданий и утрат в жизни, а после смерти — за подвиг терпения хулы. Княгиню часто называют русской терпеливицей. Бедствия, обрушившиеся на жителей удельного княжества в пору ее девичества, вызывали глубокое сострадание в Анне. Известно, что она ходила по городу к тем, кто не мог дойти до княжеского двора, кормила стариков и женщин, с особым вниманием заботилась о сиротах и вдовах. Став женой князя Михаила Тверского, вынесла все муки, уготованные судьбой. Ей предстояло пережить гибель мужа, сыновей, внука. В 1364 году единственный оставшийся в живых, любимый сын Василий упросил мать переселиться в Кашин — его удельное княжество. Здесь для нее построили Успенский монастырь, в котором она приняла великую схиму с прежним своим именем Анна. В 1649 году благоверную княгиню причислили к лику святых, однако через 28 лет, изучив нетленные мощи, обнаружили, что правая рука сложена двуперстно. Это использовалось старообрядцами как аргумент в пользу своих убеждений. Поместный собор исключил имя Анны из святцев, однако народное почитание преподобной продолжалось. В 1909 году она была повторно канонизирована. В честь преподобной создавались иконы, переписывалось ее житие, устраивались крестные ходы. Крупицы мощей святой в настоящее время можно встретить во всех церквях населенного пункта.

Второй в городе после Воскресенского — Вознесенский — собор находится на противоположном берегу Кашинки. Из-за недостатка средств строился он долго: с 1799 по 1870 годы, однако очень красив, отделка стен выполнена с использованием живописных картин.

Николаевский Клобуков женский монастырь также играет важную роль в истории Кашина. Предание гласит, что обитель находится прямо на том месте, где ранее был обнаружен монашеский клобук, упавший с головы святителя Иоанна Новгородского. Древний монастырь изначально имел статус мужского. Именно тут принял постриг преподобный Макарий Калязинский и хранилась уникальная резная икона Богоматери «Одигитрия».

Церковь Петра и Павла расположена за Духовой горой. Необычная архитектура строения привлекает внимание. Особенно бросаются в глаза два элемента — свод под куполом и колокольня. Шпиль отличается наличием утонченных линий. Святыня упоминается еще в писцовых книгах 1621 года.

Пешеходный мост через Кашинку ведет к Крестознаменской церкви, в которой работает воскресная школа. Отличительная особенность постройки этого храма — плавно изогнутая кровля, она стелется прямо по сомкнутому своду, несущему фонарик с единственной маковницей.

Статус Кашина как духовного центра края подчеркивает титул православного епископа губернии: «Тверской и Кашинский».

Великий художник, тонкий ценитель красот русской природы и зодчества А. Г. Венецианов после посещения города восхищенно писал: «Не вытерпишь, чтобы не сказать о моем удовольствии, с которым я смотрел на Кашин, пленяли меня его византийские церкви. Там видел я одну церковь такую, которая едва к земле придерживается, а вся улетает в облака и их рассекает как будто своими блестящими крестиками на легоньких головках».

О живой воде и не случившемся конце света

В каждом магазинчике близлежащих деревень продается вкуснейшая минеральная вода «Кашинская», дачники ее даже в Москву и Петербург везут. Город богат минеральными источниками, здесь находится бальнеологический и грязевой курорт. Лечебные средства — торфяная грязь и минеральные воды сульфатно-хлоридные магниево-кальциевого натриевого типа (с глубины 117 метров, скважина № 12), используемые для питья, хло- ридно-сульфатные натриево-магниевые воды (с глубины 302-384 метра, скважина № 14) и хлоридные натриево-кальциевые воды (с глубины 614— 640 метров, скважина № 22). Вода скважин № 14 и 22 используется для ванн. В санаторий «Кашин», в водогрязелечебницу приезжают те, кто страдает заболеваниями органов движения и опоры, органов пищеварения, гинекологии, периферической нервной системы. Издалека заметен питьевой фонтан «Мальчик», его ежегодно реставрируют. Здравнице присвоен статус федерального значения. В 1960 году неподалеку появился бювет. Он представляет собой красивое здание с колоннами. Тут любой желающий может попить целебной воды. Кажется, выпорхнет княжна Мэри с зонтиком и пособит поднять стаканчик уронившему его Грушницкому. Для тех, кто предпочитает погорячее, кашинский ликеро-водочный завод «Вереск» производит бальзам «Старый Кашин».

Помимо водных запасов, достойны изучения химиков и другие минералы. Днем 27 февраля 1918 года на промерзшее поле у деревни Глазатово Кашинского района упал метеорит. Воронка, образовавшаяся от столкновения небесного тела с поверхностью Земли, составила около 30 см в глубину и 1 метр диаметром. Падение сопровождалось не слишком громким звуком, который походил на звук орудийного выстрела. Крестьяне перенесли находку в деревню. Некоторые решили, что это — знак «конца света», а кто-то отколол от него кусочки, посчитав святыней. Весил метеорит примерно 150 килограмм. Местные власти сообщили о событии в Петроград, откуда прибыли трое красногвардейцев. Но жители деревни отказались отдавать метеорит, считая, что вокруг него надо построить часовню. 1 марта его все-таки переправили в Кашин. Оттуда в апреле небесное тело отправилось в Петровскую Сельскохозяйственную Академию. Ме- теорит-хондрит «Кашин» до сих пор хранится в Москве, в Метеоритной коллекции РАН, и выставлен в экспозиции в музее имени А. Е. Ферсмана. По имеющимся сведениям, это был не первый метеорит, который упал в окрестностях Кашина. В летописях сохранились сведения о еще одном подобном происшествии зимой 1411 года.

Честное купеческое слово

Люди деловые и уважаемые, с XVIII века и до революции 1917 года формировали традиции и уклад общественной жизни города, способствовали его прочному и стабильному экономическому развитию. Испокон веков Кашин являлся купеческим торговым центром. В XVIII — XIX столетиях прославились своими делами купеческие фамилии: Добрынины, Ждановы, Колотильщиковы (предки того самого замечательного фотографа), Манухины, Струнниковы, Сутугины, и, конечно же, Кункины. Предприниматели вели оживленную торговлю с соседними городами и губерниями, расширяли товарное производство, что заметно влияло на статус города, строили новые дома и улицы по мере того, как увеличивалось местное население. Кашинские купцы отличались предприимчивостью, что особенно проявилось в торговле хлебом, мясом и вином, кожами, обувью и ремесленными изделиями, приносившей немалые прибыли. Так формировалась почва для «купеческого патриотизма» в Тверской губернии. Во время Отечественной войны 1812 года местные предприниматели выделяли средства и продовольствие на содержание и вооружение отрядов народного ополчения. В купеческой российской среде они имели прочную репутацию удачливых посредников в хлебной торговле Нижнего Поволжья и Прибалтики. Неплохую прибыль приносила также торговля льном и холстом. В конце XIX века под лен отводилась почти треть всех посевных площадей в уезде. Кашинский лен очень высоко ценился на внутреннем рынке, вывозился на внешний. В городе имели свои представительства французские, немецкие и другие иностранные фирмы, ежегодно вывозившие до 100 тысяч пудов льна.

Богатейшие купцы города постоянно жертвовали большие деньги на строительство новых и реконструкцию старых храмов. На протяжении XVIII — первой половины XIX столетия на месте деревянных церквей возвели каменные. На средства купца Н. В. Терликова был построен в 1855—1867 годах Воскресенский собор, на его колокольне в 1872 году установили башенные часы, которые купец сам приобрел на аукционе в Лейпциге.

В середине XIX века открылись женское училище, ставшее затем гимназией, и городское училище для мальчиков. Купец И. М. Черенин, прогрессивный для своего времени человек, открыл в собственной лавке торговлю книгами и основал в 1883 году первую в Кашине публичную библиотеку. Купцы Ману- хины были не только Почетными гражданами города, но и устроителями и попечителями больницы.

Предприниматель Н. А. Лавриков, известный своей изобретательностью, вложил капиталы в строительство телефонной сети. В 1914 году в Кашине насчитывалось 140 абонентов, тогда же Лавриков издал «Краткий справочник города Кашина и его уезда».

Трагедии на фоне XX века

Так совпало, что два уроженца кашинского края связаны с разведкой. В селе Устиново, совсем рядом с городом, появился на свет Артур Христианович Артузов, настоящая фамилия которого — Фраучи. Его отец, сыровар-итальянец, переехал в Россию из Швейцарии. Артур Христианович провел операции, вошедшие в историю мировых спецслужб. Одной из самых успешных считается классическая «Трест», когда созданная по замыслу Артузова и им подобранная группа «монархистов», долгие годы вводила в заблуждение деятелей белой эмиграции, поверивших в существование мощной антисоветской организации. (В художественном фильме 1967 года «Операция “Трест”» роль Артузова исполнил Армен Джигарханян). Разведчику и его подчиненным удалось заманить в СССР английского короля шпионажа Сиднея Рейли и опытнейшего Бориса Савинкова. Затем последовали новые операции, под крылом Артузова работал в Японии Рихард Зорге. Артуру Христиановичу не удалось избежать кровавого молоха репрессий: по ложному обвинению он был арестован, судим, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в августе 1937 года. В 1956 году полностью реабилитирован, а в июне 2017 года на Пролетарской площади Кашина установлен памятник гению разведки работы скульпторов Александра Таратынова и Айдера Алиева.

В Кашине провела детство и юность разведчица Инесса Константинова. Неоднократно она переходила линию фронта, добывая ценные сведения для партизан. В марте 1944 года бесстрашная девушка погибла в бою, прикрывая отход товарищей. После войны был опубликован дневник Инессы, его перевели на многие языки. Вот некоторые фрагменты:

«23 июня 1941 г. Второй день войны. Только второй день, а пережили мы за эти два дня больше, чем за предыдущие два года. Объявлена всеобщая мобилизация. Наших ребят уже вызвали в военкомат. Папа тоже мобилизован, но пока еще в Кашине. А мы? Если бы только мы могли быть чем-нибудь полезны там, на фронте?.. Сейчас же, без колебаний мы пошли бы на передовые позиции. Но... что мы можем? 
16 июля 1941 года. Немцы уже так близко. Все время летают самолеты. Прибыли воинские части, зенитки, танки. Даже воздух стал каким-то другим. 
8 апреля 1942 г. Какое счастье! Как я рада, как рада, рада, рада! Никогда не было так хорошо. Сегодня меня взяли на работу в тыл к немцам. Ой, как я счастлива! Все, все после напишу. Ну, рада же я!!!.. ». Имя 20-летней героини носит одна из улиц Кашина.

И снова — названия

На вокзале со мной рядом усаживается на лавку старичок из местных, в поношенной, но чистой одежке, угощает собаку, похожую на медведя, пирожком. Выясняется, что он из деревеньки Бузыково, находящейся в 12 километрах от Кашина. Сразу хочется задать вопрос, на который затруднился ответить даже корифей отечественного краеведения Сигурд Оттович Шмидт:

— Дедушка, а почему деревня так называется, по фамилии барина?

Он отрицательно мотает головой.

— Бузины там, что ли, много росло?

— Не, тогда было бы Бузиново. Неужто не догадываешься? Купцы ездили по Тверскому тракту с товаром, кто- то до Москвы даже, обратно — с деньгами. А вокруг этой деревни глухие леса, там разбойнички прятались, на купцов нападали, грабили, убивали. Бузили, одним словом. От слова «буза», понимаешь? — рассказывает мой собеседник, слегка «окая» (здесь все так говорят).

Ну, нас-то не ограбили, везем с кашинской земли и сувениры из бересты, и глиняные свистульки, и пряники ручной работы, и красочный альбом по истории города. А в Бузыково тоже побывали, разбойничков не встретили, зато грибов набрали: я принесла большую корзину подберезовиков, а мои друзья, отправившиеся в лесок напротив — столько же подосиновиков.

* * *

Кашин по-прежнему служит предметом изучения и источником творческого вдохновения, о нем пишут исторические и научные исследования, сочиняют стихи и песни. Город хорош в любое время года. Но особенно живописен он летом, когда на реке распускаются чудесные желто-белые кувшинки. Именно они, согласно еще одной версии, дали название городу.