Бубнова Л. Каллиграфия для всех (Современный музей каллиграфии)


Московский парк Сокольники. Выходной день, и людей здесь - видимоневидимо. Слева при входе в парк танцуют под музыку пожилые пары, чуть дальше впереди разложена по прилавкам еда с вегетарианского фестиваля, а справа идет лекция о здоровом питании. Здесь очень шумно, а где-то в самой глубине парка, куда тянется Пятый Лучевой просек, в тиши стоит Современный музей каллиграфии. Он уже одним своим видом выбивается из всей этой суматохи.
Многие ли до него доходят? А вы тоже раньше о таком не слышали?
Даже если нет - добраться туда хотя бы раз безусловно стоит. Музей уникальный.
Во всяком случае - в России.

Музеев, посвященных искусству красивого письма, в мире существует вообще-то множество: в Турции, Китае, Японии, Объединённых Арабских Эмиратах... И наконец - в 2008 году - такой музей появился и у нас. Инициатива его открытия принадлежала Национальному Союзу Каллиграфов и Конгрессно-Выставочному центру «Сокольники». Совсем недавно музей был принят в коллективные члены Международного совета музеев (ICOM). Давайте же совершим туда хотя бы виртуальную прогулку.

Внешне музей как будто не слишком примечателен: снаружи - оранжевочерная металлическая облицовка, внутри - белые стены, прожектора... И при этом - богатая коллекция экспонатов, среди которых - шедевры признанных мастеров.

Небольшие, светлые залы - скорее даже комнаты, в каждой из которых висят работы различных авторов. Всего в музее представлены работы художников из 43 стран. Среди них и Россия, и европейские страны, и некоторые страны Азии. Перед глазами посетителя на довольно ограниченном, казалось бы, пространстве разворачивается едва ли не вся известная нам история появления и развития письменности. В витринах - образцы славянского и европейского письма, примеры арабской и еврейской письменности, работы китайской и корейской школ каллиграфии. Все они очень компактно расположены на небольшой территории музея: одна половина музея была отдана европейской и славянской каллиграфии, вторая - восточной и арабской. Можно встретить и работы латиноамериканских авторов.

Работы одного из наиболее известных российских художников-каллиграфов Петра Чобитько также выставлены в этом музее. Их, кстати, здесь предостаточно. В самом центре зала располагаются, вероятно, жемчужины экспозиции: «Грех юности моей и неведения моего не помяни» П. Чобитько, «Грехов юности моей не поминай...» (Псалом 25, стих 7) израильского художника Авраама Борщевского, стих из Корана «Нынешнего дня над вами нет (моих) упреков.» (Сура 12, стих 92), выполненный Нассаром Мансуром из Иордании, а также Конституция Российской Федерации, созданная при участии Национального Союза Каллиграфов и самого Петра Петровича Чобитько, - она появилась в музее совсем недавно, осенью 2014 года. Кстати, это - первая рукописная Конституция РФ, - тем и интересна.

Современная каллиграфия вообще весьма разнообразна - от простых надписей до целых расписных картин с изображением святых. Сейчас каллиграфия используется для написания текстов открыток, граффити, оформления бумаг, рукописных логотипов. Некоторые ее образцы поражают сложностью и размахом, другие же, наоборот, - гениальной простотой.

Стоит заметить, что классическая каллиграфия отличается от шрифтовых работ, или леттеринга. Летте- ринг - это художественное оформление текста, части текста, логотипа, где все части целого именно рисуются, а не пишутся. Их можно сделать кричащими, сдержанными, живыми, и каждая буква имеет свою индивидуальность. Каллиграфия же не требует ни дорисовки, ни вообще какого бы то ни было художественного оформления. Все буквы отточенные, строгие, каждая как будто похожа на предыдущую. Здесь иногда требуется написать одну и ту же фразу сотню раз для того, чтобы добиться желаемого - идеального - результата.

Классическая каллиграфия делится на несколько основных видов: например, русский устав и полуустав, европейская каллиграфия (итальянский курсив и готический шрифт, английский курсив). Существует еще и восточноазиатская каллиграфия, - которую, однако, без знания соответствующих языков освоить непросто. Здесь и арабская вязь, китайские, японские иероглифы, и надписи на иврите. Кстати, работы на всех этих языках можно найти в музее.

Самая необычная картина в музее, пожалуй, - «Знаки Ицзин» Валерьяна Бахарева, - неожиданная встреча с азиатскими мотивами среди отечественных надписей. Это холст, поделенный на 64 квадрата, на каждом из которых изображены символы Ицзин; фон всех квадратов образует собой символ Инь-Ян. Эта работа выделяется своей живой, яркой, но не кричащей цветовой гаммой и техникой исполнения. Картины азиатских, израильских или китайских мастеров не хуже европейских удивят посетителя. Ведь как завораживает, например, своей красотой и непонятностью арабская вязь! Виды же славянской каллиграфии, которые наиболее близки и знакомы нам, освоить, кажется, легче всего: вертикальные буквы, которые можно дополнять декоративными элементами. Впрочем, здесь тоже все не так просто. Все линии от мачты, самой длинной, вертикальной части буквы, до простых засечек должны быть абсолютно прямыми.

Среди всех экспонатов Современного музея каллиграфии можно найти и еще кое-что, способное нас заинтересовать - предметы, которые рассказывают посетителям об истории каллиграфии. Правда, к сожалению, этому посвящена лишь одна витрина. А на ней - лишь несколько видов перьев и небольшое количество документов...

Кроме всего прочего, в музее каждый год проходит Международная выставка каллиграфии. В 2015 году на ней можно было оценить усилия более 90 каллиграфов из 52 стран. Художники представили посетителям более двух сотен каллиграфических работ (их называют еще «картинами», как живопись), объединенных темой выставки - на сей раз это была тема «Размышления о Родине». Известным каллиграфам предложили выразить свою любовь к Родине в формах букв. Здесь посетители впервые получили шанс увидеть работы художников Индии, Японии, США, Китая, Франции, Перу и многих других стран. Из того, что демонстрировали отечественные каллиграфы, самой выдающейся - и особо отмеченной русской православной церковью - была книга, созданная Аполлинарией Мишиной: рукописное «Евангелие от Марка», выполненное в редкой технике с применением сусального золота.

Непосвященному может показаться, что все каллиграфические работы невероятно сложны в исполнении, - многие выглядят пугающе непонятными, нечитабельными; и, наконец, что этому виду искусства - если уж хочешь им овладеть - нужно посвятить всю жизнь. Но стоит как следует присмотреться - и становится понятно: научиться каллиграфии способен не только ребенок, но и взрослый человек с уже сложившимися навыками. Всё, что тут требуется, - старание, терпение и, главное, - регулярность занятий: по 30-50 минут времени каждый день. И да, здесь этому учат.

При музее работает школа каллиграфии. Она открывает свои двери - для всех, без исключений - в середине сентября. Конечно, обучение искусству красивого письма начинается с азов. Вначале можно даже подумать, будто это невероятно скучно: рисовать просто линии и квадраты с маленькими засечками. Но главное - не бросать. Вы непременно почувствуете, как, по мере обретения новых навыков, у вас вырабатывается не только красивый почерк, но и - представьте себе! - стрес- соустойчивость, улучшается концентрация внимания и пропадает раздражительность. Знающие люди утверждают, что каллиграфия - это не просто искусство писать, но и искусство расслабляться, возможность совместить отдых с - буквальным, телесным - приобщением к культуре. Здесь вас научат не только правильно держать кисть или перо и смешивать чернила, но и тому, как красиво оформлять тексты или надписи, а также - как из простых букв или слов создавать целые картины. Конечно, обучение требует времени, а начинается все чуть ли не с детских прописей. Зато в конце вы освоите основные виды каллиграфии: готический, романский, русский устав и полуустав... В школе каллиграфии обучают и детей, и взрослых, ведь этому ремеслу все возрасты покорны.

Вообще, очень возможно, что музей вряд ли произведет настоящее впечатление на человека, который никогда в жизни не сталкивался с искусством красивого письма, не держал в руках перо, не пачкал пальцы чернилами. Те, кто основательно занимался каллиграфией, обещают: стоит погрузиться в этот мир, жители которого умеют замечать красоту каждой буквы, - красота будет подстерегать вас на каждом углу. Художественные работы, которые прежде казались вам сложными, вы теперь - имея в пальцах соответствующие навыки - сможете разбирать по ниточкам. Вам станет понятно, как и почему это сделано. Пожалуй, вы даже сможете их повторить!
Кажется, стоит попробовать?