Беспалова Ю. А. «Любовь к своему» русскому. О Борисе Михайловиче Кустодиеве и его творчестве
Россия Кустодиева - нескончаемый пышный праздник, торжество жизни, буйство красок, вечная ярмарка или чаепитие.
Знаменитый русский художник, академика живописи Борис Кустодиев (1878—1927) - один из самых узнаваемых русских художников. Этим именем гордится Астрахань, это имя вот уже двадцать лет носит филиал Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина - единственный в мире художественно-мемориальный «Дом-музей Б. М. Кустодиева».
Многогранный талант Бориса Кустодиева проявился в самых разных видах и жанрах изобразительного искусства. Он с завидным успехом работал в области исторической и жанровой картины, композиционного портрета и пейзажа, занимался графикой, иллюстрировал книги, оформлял музыкальные и драматические спектакли, пробовал свои силы в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. И все его творчество пронизано единой красной нитью - любовью к Родине. Его произведениями, проникнутыми глубоким национальным чувством, мы любуемся и сегодня. «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему "русскому" - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин"», - писал сам Кустодиев. Именно в бытовом жанре, в тесной связи с народной культурой дарование художника проявилось особенно ярко. Шумные, пестрые деревенские праздники и народные гуляния, масленицы, колоритные персонажи, самобытные типы и народное представление о красоте, воплощенное в знаменитых кустодиев-ских женщинах - его любимые темы. Обращаясь к народному творчеству, красочной стихии лубочных картин, вывесок, расписных платков и подносов, Кустодиев создает свой уникальный творческий почерк, воспевая быт и традиции России конца XIX - начала XX века.
Сознательная и крепкая любовь к своей стране и ее народу начинается с любви к семье, к родному краю, формируется на протяжении всей человеческой жизни. Семья, в которой 23 февраля (7 марта по новому стилю) 1878 года родился будущий живописец, считалась в Астрахани небогатой, но, по местным представлениям, культурной и образованной. Сохранилась выписка из 1 части метрической книги Астраханской градской Христорождественской церкви за 1878 год, в которой указано, что «Михаил Лукин Кустодиев и жена его, Екатерина Прохорова, оба православные», 5 марта крестили своего сына, рожденного 23 февраля сего года. Сын получил имя Борис. Таинство крещения совершили протоиерей Илларион Туберозов с дьяконом Виссарионом Водопьяновым. А свидетелями сему были «губернский секретарь Николай Прохоров Смирнов и коммерческого советника Степана Климентьева Шавердова дочь девица Александра Степанова».
Мальчик был третьим ребенком в семье, две старшие девочки - Александра и Екатерина - были рады появлению брата. Мать будущего художника - Екатерина Прохоровна, урожденная Смирнова (1854—1919), происходила из семьи священнослужителя (отец ее служил протоиереем церкви «Вход Господень в Иерусалим»), по материнской линии принадлежала к купеческому роду. Неплохо рисовала, любила пение, играла на фортепиано и балалайке.
Отец будущего художника Михаил Лукич Кустодиев (1843—1879) - коллежский секретарь - не был коренным астраханцем: сын дьяка из Саратовской губернии, он поселился в городе в 1859 году. После учебы в саратовской семинарии и казанской Духовной академии непродолжительное время служил в Симбирске. В 1867 году был определен учителем в Астраханскую семинарию. Позже Михаил Лукич преподавал в духовном училище, в Мариинской женской гимназии и в реальном училище.
На 37 году жизни М. Л. Кустодиев скончался. Проститься с ним пришли воспитанники и воспитанницы учебных заведений, в которых он преподавал русский язык, теорию словесности, логику, историю русской литературы. Было сказано немало добрых слов о том, что «покойный не был богат богатствами вещественными, он был богат только дарами духовными, которыми и делился с молодыми людьми» (из некролога).
После смерти Михаила Лукича, удостоенного благословения Священного Синода и награжденного орденом св. Станислава 3-й степени за доброе служение людям в женской Мариинской гимназии, Астраханском духовном и реальном училищах, на руках у 25-летней вдовы остались две дочери 8 и 6 лет и сын. Борису в это время был 1 год и 7 месяцев. Младший сын, Михаил, родится уже после смерти отца. На пропитание вдове с детьми положат 50 рублей ежемесячно (размер пенсии). Несмотря на скромное материальное положение, Екатерина Прохоровна старалась привить детям любовь к искусству: учила игре на фортепиано, они вместе читали книги, слушали музыку.
Старшая сестра будущего художника Александра (1871—1941) вышла замуж за дьякона, регента церковного хора церкви Смоленской Божьей Матери Василия Кастальского (1866—1942), а младшая, Екатерина (1873—1941), поехала учиться на Педагогические курсы Санкт-Петербургских женских гимназий, получила аттестат домашней наставницы. Катя преподавала математику в Мариинской женской гимназии Астрахани, позже вышла замуж за военного, и молодая семья уехала к месту службы мужа Александра Вольницкого (1870-е -1919) на Кавказ.
Бориса с детства готовили к карьере священнослужителя. Он поступил в Астраханское духовное училище, из которого был выпущен в 1892 году по второму разряду. Известно, что особого рвения к учебе он не имел, интерес проявлял разве что к изобразительному искусству. Первыми моделями юного художника были няня, брат, соседские ребята. После духовного училища он проучится несколько лет в Астраханской духовной семинарии. Но его уже давно влекла к себе другая стезя: он мечтал стать художником. Сегодня специалисты считают, что зарождению этой мечты в немалой степени способствовала XVII выставка художников-пе-редвижников, посетившая Астрахань в 1889 году, и, конечно, частные уроки у первого в городе профессионального художника - Павла Алексеевича Власова (1857—1935). Педагог, талантливый организатор художественной жизни в Астрахани, он обладал редким даром угадывать и развивать чужой талант. Начав с очень скромных достижений, Кустодиев шел, что называется, семимильными шагами. Благодаря огромному трудолюбию и помощи учителя он достиг больших успехов, за что всегда был благодарен своему наставнику. Не случайно в одном из писем Борис Кустодиев с искренней признательностью писал: «...пришел к Вам совсем еще мальчишкой и нашел у Вас все то, что сделало меня художником: любовь к нашему искусству и фанатическое отношение к труду». Власов подготовил его к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил сам. Однако по возрасту у юноши не приняли документы. Тогда он переезжает в Петербург и успешно сдает экзамены в Высшую художественную школу при Императорской Академии художеств (1896), которую оканчивает в 1903 году с золотой медалью в возрасте 25 лет.
Учеба Кустодиева в Академии была наполнена интересными событиями и яркими успехами. Последние годы он учится в классе знаменитого русского художника И. Е. Репина, пользуется уважением преподавателя, который возлагает на него большие надежды и даже приглашает участие в создании большого полотна, заказанного императором Николаем II. Выполненная И. Е. Репиным, Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым картина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903) сохранилась до наших дней и экспонируется в корпусе Бенуа Государственного Русского музея в Петербурге. Уже с первых курсов студент Кустодиев активно участвует в выставках, получает награды, пробует себя в историческом и портретном жанрах.
Даже неспециалисты отмечают, что портреты, созданные Кустодиевым, не просто точно передают черты лица позировавшего художнику человека, его фигуру, привычки, манеру держаться, но, прежде всего, выражают его внутреннее состояние. Исследователи же истории изобразительного искусства утверждают, что с начала 1900-х годов Кустодиев разрабатывает особый жанр - портрет-картину.
Цель Кустодиева - «живой портрет»: всё с натуры; модель трактуется как собеседник, живущий в реальном пространстве, устроенном по правилам академической перспективы. Кустодиев создал множество разнообразных портретных работ, решенных то строго и академически сдержанно, то декоративно. Превосходны лирические изображения детей и женские портреты, где сочетание сангины и карандаша или легкая акварельная подцветка рисунка передают чистоту и нежную прелесть модели.
Среди множества существующих в искусстве образцов женской красоты работы Бориса Кустодиева стоят на особом месте. Считается, что именно им был создан самобытный, узнаваемый образ прекрасной женщины, соответствующий русской национальной традиции. Художник, славившийся как тонкий знаток женской красоты, оставил нам в наследие портреты, эскизы и наброски, беглые зарисовки самых разных женщин - светских красавиц, купчих, крестьянок, уличных торговок, а также представительниц уже новой советской эпохи - активисток, комсомолок, спортсменок.
Известность и признание пришли к Кустодиеву еще в студенческие годы: в 1901 году в Мюнхене его награждают золотой медалью за портрет Ивана Билибина, а в 1903-м премии Ассоциации венских художников был удостоен портрет Анатолия Варфоломеева. В 1907 году Борис Кустодиев становится членом Союза русских художников, а двумя годами позже по предложению И. Е. Репина, А. И. Куинджи и В. В. Матэ получает звание академика живописи.
В зените славы художника подстерегало нелегкое испытание - тяжелое заболевание, опухоль спинномозгового канала. Несмотря на длительное лечение в России, Франции и Швейцарии, на несколько перенесенных операций, в 38 лет у него все же случился необратимый паралич нижней части тела. Но работа остается для художника неотъемлемой, самой главной составляющей жизни. Награжденный даром понимать искусство, фанатически его любить и много трудиться, именно в это время Кустодиев, несмотря на прогрессирующую болезнь, сохраняет оптимизм, создавая праздничные солнечные полотна. Борис Михайлович встречает друзей веселой улыбкой, добродушной шуткой, горячо вдохновляется разговорами об искусстве, жадно интересуясь всем, что происходит в этой области. «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», - вспоминал певец Федор Шаляпин.
В эти годы мастер пишет свои знаменитые картины: «Морозный день» (1913), «Московский трактир» (1916), «Масленица» (1916), «Купчиха за чаем» (1918), «Портрет Ф. И. Шаляпина» и другие, оформляет сказки Александра Сергеевича Пушкина, участвует в выставках «Мир искусства», сотрудничает с театрами Петербурга и Москвы.
Рядом с художником в это непростое время находится его семья - к осени 1921 года все Кустодиевы собрались в Петербурге. Сестра Александра с мужем уже давно жили в Петербурге на Суворовском проспекте. Из Еревана приехала Екатерина с тремя дочерьми - Галиной, Верой и Наташей. Ее муж погиб на турецком фронте в 1919 году, в марте того же года умерла мать, Екатерина Прохоровна, и Катю ничто больше не удерживало в Ереване. Она привезла брату большое количество этюдов, выполненных им еще в молодые годы, когда он приезжал к ним в гости на Кавказ, в Озургеты и в Батум. Младший брат Михаил (1880—1942) стал инженером. Желая облегчить жизнь больного художника, он собрал из деталей, купленных на рынке, автомобиль с откидным верхом и возил парализованного брата по городу, в театры, в музеи, в гости. Екатерина Прохоровна сумела правильно воспитать детей, они были дружны, всегда старались быть рядом друг с другом, чтобы помочь.
Главную опору и поддержку художник приобрел в лице своей супруги, Юлии Евстафьевны Кустодиевой, в девичестве Прошинской (1880—1942). Он встретился с ней за три года до женитьбы в имении Высоково Костромской губернии, куда приехал на этюды. Осиротевшая девушка, дочь надворного советника, девица 22 лет от роду, римско-католического вероисповедания, жила там воспитанницей костромских дворянок - сестер Грек. В 1903 году, в Петербурге, Борис и Юлия поженились. У них родились старший сын Кирилл (1903—1971) и дочь Ирина (1905—1981). Третьего ребенка, Игоря (1907), супруги потеряли в младенчестве. Считается, что рано лишившийся отца Кустодиев обладал повышенным «чувством семьи». Художник часто путешествовал с близкими, а находясь в разлуке, постоянно интересовался самочувствием жены и детей, подробно делился художественными впечатлениями. Кустодиев часто писал близких, всякий раз осуществляя новый композиционный и колористический замысел.
Кистью и карандашом, в скульптуре и гравюре художник выразил любовь к семье, изображая ее членов в разных жизненных ситуациях нежно, а порой и с юмором (например, известны рисунки, изображающие заболевших детей - Кирилла с забинтованным ухом, Ирины - с распухшим от ячменя глазом). Стоит сказать, что работы мастера, посвященные семье, постигла завидная судьба: картины постепенно стали элементом национальной памяти русского народа. Изображенные на картинах Кустодиева конкретные люди воспринимаются сегодня как обобщенные образы, практически символы детства и счастливого материнства.
По рассказам дочери художника, Ирины Борисовны, ее мать Юлия Евстафьевна пользовалась неизменной любовью и уважением мужа, хотя характерами они являли собой полную противоположность. Борис -веселый, подвижный, общительный, насмешливый. Юлия - сдержанная, неразговорчивая, замкнутая. Она обладала большой душевной тонкостью и терпением, излучала обаяние женской нежности и доброты. Юлия Кустодиева на долгие годы стала любящей и понимающей супругой, хранительницей семейного очага, верным другом, доброжелательным критиком. Именно сила ее духа подарила миру того художника, которого мы все знаем и любим, именно она после смерти мастера сберегла его художественное наследие, передала детям понимание его значимости для отечественной и мировой культуры.
Весной 1925 года Кустодиев уговаривает своих домашних совершить вояж по Волге в Астрахань. Путешествовать в его состоянии тяжело, но душа тоскует по родине. Последний раз художник был в родном городе тринадцать лет назад. В ту поездку, в 1912 году, он создал несколько полотен и целый цикл фотографий «Южной Венеции».
Семейство Кустодиевых сначала добралось до Рыбинска, там село на пароход до Астрахани. Это была последняя поездка художника по родным местам, во время которой он создаст портрет своего первого наставника Павла Власова, открывшего ему дверь в большое искусство.
Астрахань - провинциальный купеческий город с его храмами и крепостью - сыграл в судьбе художника огромную роль. Он родился в крае с богатой природной и национальной палитрой, провел здесь годы детства, отрочества и юности. Рядом с его домом с одной стороны были знаменитые Большие Исады, огромный базар, куда стекалось по воде и по суше все многообразие и многоцветие товаров, многоликость народов Европы и Азии. С другой - набережная Волги, всегда полная парусными лодками, рыбницами, дымящими пароходами, пестротой магазинов и лавок, а с третьей - за мостом через Кутум - улица Рождественская в садах, маленькая церковь на пригорке, где он был крещен, а дальше ильмени, ивы, камыши.
Не раз живописец обращался в своем творчестве к теме родного города. Образ Астрахани с ее величавой Волгой, ярким солнцем и нарядной пестротой красок, и все то, чем были наполнены детские годы, то, что накоплено впечатлениями юности, стало для Кустодиева вдохновляющим источником в формировании собственного стиля. «Я бы и десять Ялт и столько же Черных морей променял бы на Астрахань», - отозвался Кустодиев о своем отдыхе в Крыму. А из Петербурга, скучая о родине, он написал: «...здесь кругом все серо... все какое-то скучное, холодное, -не то что река с зелеными берегами, да с белыми крыльями парусов, с пароходами - как Волга, или лес, или. наши ильмени». Через всю жизнь художник пронесет трепетное отношение к любимой Астрахани: «.У меня и душа-то по природе астраханка», - писал когда-то домой двадцатилетний юноша, студент Императорской Академии художеств.
Каждый город готов рассказать о своей неповторимости, демонстрируя свои памятники, приглашая посетить достопримечательности, увлекая в необычные места. Не все сохранилось в Астрахани, что связано с жизнью русского художника Бориса Кустодиева. Не уцелел дом его учителя Павла Власова, куда он приходил заниматься. Не дожил до наших дней комплекс Спасо-Преображенского монастыря, где располагалась духовная семинария, учеником которой он был. Нет флигеля во дворе бывшей купеческой усадьбы на Большой Демидовской (ныне улица Свердлова), где прошло его детство. Но сохранились тихие астраханские улочки с деревянными домами, украшенными резными наличниками, церковь Рождества Христова около парка «Аркадия», где крестили будущего академика живописи. Стоит во всей красе белокаменный кремль с кафедральным собором Успения Божьей Матери, на клиросе которого он пел, будучи студентом семинарии.
Жизнь - это мгновение, вспышка, а искусство вечно, оно стоит над понятием времени. Астраханцы по праву гордятся своим земляком, для которого искусство и жизнь были неотделимы. Аэропорт города и одна из улиц носят имя живописца, установлены два скульптурных бюста мастера, открыт «Дом-музей Б. М. Кустодиева» -филиал Астраханской картинной галереи, который главным направлением своей работы определил сохранение исторической памяти великого человека. В музее представлена часть кустодиевской коллекции, которая сформировалась за долгие годы существования галереи из подарков художника и его семьи, закупок у частных лиц, передач из Государственного музейного фонда и других музеев. Она включает в себя более 200 подлинных предметов: произведения живописи, графические листы, выполненные в разных техниках, скульптура, фотографии и документы.
Многогранность и в то же время индивидуальность кустодиевских произведений поражает: розоватый отблеск альпийских снеговых вершин подчеркивает изящество и незащищенность женского образа в работе «Портрет Н. И. Зеленской» (1912), монохромность альбома «16 автолитографий» (1921), имевшего большой успех во Флоренции в далеком 1922 году. Картины идиллической жизни волжской провинции на картине «Летний праздник» (1923) до сих пор радуют посетителей игрой красок от небесно-лазурного до перламутрово-розового, гармонией и жизнелюбием. Психологический портрет, бытовой жанр с тонким акцентом любви и иронии, натюрморт с игрой фактурами и цветовыми контрастами - все это можно увидеть в Доме-музее Бориса Кустодиева.
Здесь посетителям откроется еще одна грань в разнообразном художественном наследии мастера. Семейный фотоальбом, переданный внучкой художника, Татьяной Кирилловной Кустодиевой (1933—2021), позволил начать исследование его увлечения фотосъемкой. Сегодня фотофонд музея насчитывает более 400 фотографий. На изображениях, восстановленных сотрудниками музея, можно увидеть родных и близких Кустодиева, его друзей, места, в которых он бывал, проследить этапы строительства мастерской под Костромой, получившей название «Терем», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.
Борису Кустодиеву довелось услышать похвалу и благодарность из уст своих современников. Потомки благодарны ему еще больше - за жизнелюбие, оптимизм, свое «лицо» в живописи. В истории русского искусства он останется певцом истинной Руси с ее традициями, праздниками, красотой, не подвластной никаким революциям и войнам.
Не снижающийся интерес к творческому наследию выдающегося художника находит отражение в многочисленных альбомах, репродукциях, открытках, монографиях, публикациях, повествующих об искусстве живописца. Кустодиев - подлинно современный мастер, его творчество выдержало испытание временем. Произведения Кустодиева широко представлены во многих музеях нашей страны, в том числе в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, экспонируются на многих ретроспективных выставках русского искусства. Сохранить жизненную силу, не растерять, а во многих случаях даже обострить эстетическое воздействие на зрителя - свойство, которым обладают только выдающиеся произведения искусства. Произведения великого мастера.
Беспалова Юлия Анатольевна,
заведующая филиалом «Дом-музей Б. М. Кустодиева», Астрахань