ВРИЦ. Понятийно-терминологический аппарат для дифференциальной диагностики  исследовательско-аналитической  и методико-практической позиции у педагога дополнительного образования


Для того чтобы педагогу дополнительного образования практически, на своем собственном опыте убедиться в различии исследовательских задач и задач обучения (воспитания) можно воспользоваться особым  образом скомпонованными модулями терминов и понятий: исследовательским и методическим. С помощью такого  понятийно-терминологического инструмента можно извлечь из опыта профессиональной педагогической деятельности исследовательскую составляющую, отдифференцировав ее от  методико-практической. В чем же, самом существенном заключено такое различие?    

Исследовательско-аналитическая позиция, своим острием нацелена на раскрытие закономерных связей тех или иных  явлений целостного психолого-педагогического процесса; в результате  реализации исследовательской позиции мы имеем относительно новое знание, новое представление о тех или иных конкретных явлениях педагогической действительности.

Методико-практическая позиция самым непосредственным образом  связана с профессионально-педагогическим решением конкретных воспитательно-образовательных задач, иными словами, системной организаций познавательно-творческой деятельности обучающихся. 

Важно отметить, что в процессе рефлексии инновационных педагогических идей всегда имеет место факт, условно говоря, «соскальзывание», невольное перемещение педагога-инноватора с исследовательско-аналитической позиции в более привычную для  него позицию методико-практического анализа. А для пользы дела необходимо гибкое, оперативное и сознательно регулируемое перемещение педагога-практика в ту или иную позицию. Только в этом случае становится возможным успешное системно-комплексное осмысление реальных, либо прогнозируемых результатов свой профессиональной деятельности. А предлагаемый нами набор понятий, систематически применяемый в работе по совершенствованию накопленного  опыта, позволяет фиксировать требуемую позицию, глубже понять ее функциональное назначение. 


Блок-модуль рабочих терминов и понятий, фиксирующих инновационный опыт педагога дополнительного образования на исследовательско-аналитическом уровне

1. Анализ – мысленное расчленение целостного педагогического объекта на составляющие его части. Такое расчленение целого позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, в необходимых случаях - свести сложное к простому, расклассифицировать предметы и явления. В конечном же счете - цель производимого анализа – познание частей как элементов сложного целого. Профессионально грамотный анализ невозможен отделить от синтеза. Анализ вскрывает сущностные связи и отношения. Синтез позволяет понять многообразие форм проявления этой сущности в педагогической действительности.
2. Апробация – проверка на практике спроектированных педагогических моделей, авторских образовательных программ и технологий.
3. Гипотеза – вид умозаключения, осуществляемого педагогом-исследователем посредством предположительного дополнения субъективно недостающей информации. Гипотезы выдвигаются и проверяются на истинность в эксперименте.
4. Идея – мысль, получившая концептуальное оформление.
5. Инновационный педагогический опыт – опыт, обеспечивающий выход за пределы устоявшихся стереотипов образования, содержащий в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности; опыт, обеспечивающий рост результативности обучения  и воспитания.
6. Критерий – признак, на основе которого производится оценка педагогических явлений, их классификация. Разработка критериев тех или иных явлений в педагогике составляет самостоятельную исследовательскую задачу (теоретическую и, одновременно, практическую).
7. Классификация –    распределение объектов,  явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от наличия общих признаков.
8. Культура педагогической деятельности – исторически конкретизированный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения; включает в себя:
  • усвоение педагогом опыта прошлых поколений;
  • воспроизводство в составе своего собственного опыта;
  • обогащение, творческое развитие в связи со спецификой меняющихся социо-культурных и психолого-педагогических условий учебно-воспитательной деятельности.

9. Массовый педагогический опыт – это типичный опыт, который характеризует  среднестатистический уровень подходов к решению учебно-воспитательных задач.
10. Наблюдение – эмпирический метод педагогического исследования. Процедура исследования методом наблюдения включает в себя следующие этапы:

• определяется предмет наблюдения;
• строится план наблюдения;
• выбирается метод обработки результатов;
• проводится обработка и интерпретация полученной информации

11. Научное педагогическое исследование – процесс выработки новых педагогических знаний, познавательно-аналитическая деятельность, направленная на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания, развития.
12. Опыт – совокупность знаний и практических умений, обеспечивающих в своем единстве успешное решение типичных проблем и задач в определенной сфере жизнедеятельности общественного человека. В состав профессионального педагогического опыта входит: теоретический опыт; опыт практический; методический опыт; психологический, исследовательский; опыт самообразования;  опыт инновационной деятельности; опыт взаимодействия с учениками, коллегами, родителями и др.
13. Прогностическая функция научного педагогического знания – высшее проявление качества сформировавшейся в исследовательском опыте педагогической теории – предвосхищать (предвидеть) будущие события на основе объективного установления причинно-следственных связей прошлого и настоящего.
14. Поисковый (пилотный) эксперимент – пробно-поисковый тип исследования, предваряющий основное и являющийся его упрощенной формой. Поисковый эксперимент  позволяет определить главное направление в решении разрабатываемой проблемы, дает возможность  определить принципы и методы исследования, уточнить гипотезу. В зарубежной психологии вместо термина поисковый эксперимент употребляется термин «пилотажное исследование».
15. Педагогическое понятие – форма отображения в профессиональном сознании педагога сущности педагогических явлений. Одновременно – универсальный инструмент теоретического мышления.
16. Рутинный педагогический опыт – это опыт, явно устаревший относительно  требований сегодняшнего дня, не соответствующий имеющимся  педагогическим ресурсам и возможностям. (Необходимо искоренять, «выкорчевывать»!)
17. Синтез – мысленное соединение целого из отдельных частей его составляющих, интеллектуальная операция, завершающая аналитическую процедуру – «анализ - синтез».
18. Системный анализ – анализ  определенных явлений педагогической действительности как объектов, обладающих характеристиками системы.
19. Сравнительно-сопоставительный анализ – сравнение определенных явлений по заранее избранному, научно аргументированному  основанию.
20. Технология (педагогическая) – алгоритмизированная последовательность педагогических действий, гарантирующих при соблюдении заранее обозначенных принципов и условий получение проектируемого образовательно-воспитательного результата.


Блок-модуль рабочих терминов и понятий, фиксирующих инновационный опыт педагога дополнительного образования на методико-практическом уровне

1. Аннотация – предельно краткое изложение сути, содержания книги, методического пособия, разработки. Аннотация призвана  в содержательном ключе обозначить целевое назначение, указать на адресную направленность данного материала.
2. Дидактический материал -  используемые педагогом тематически конкретизированные средства обучения. Иногда фиксируется термином – прикладная дидактика.  Систематизированный дидактический материал может иметь вид практико-ориентированного методического пособия по отдельным учебным предметам. Очень хорошо когда  дидактический материал дается в дополнение к учебнику. Перспективная сфера приложения творческих методических усилий для реализации инновационных идей в дополнительном образовании. 
3. Метод – способ достижения поставленной цели. Включает в себя ряд отдельных приемов.
4. Методические рекомендации – печатное издание, которое предполагает детальное раскрытие одной или нескольких частных методик, технологий. Рекомендации имеют точную адресную направленность (для кого, для чего).
5. Методический комплект -  полный, систематизированный набор, включающий в себя:
• программное обеспечение (программы, планы, учебники, рабочие тетради);
• информирующие методические материалы (информационный лист, плакаты, обзоры, графики, каталог, справочник, проспекты, программы, мастер-классы, выставки, семинары);
• описывающие методические материалы (реферат, аннотация, комментарий, описание)
• инструктивно-методические материалы (письма, памятка, инструкция, методические рекомендации)
• прикладные методические материалы (сценарий, тематическая подборка, картотека, дидактические пособия, задачник, сборник упражнений, хрестоматия, игровые комплекты и др.).
6. Методическая разработка  - комплексная форма материала, включающая:  рекомендации по организации и проведению отдельных составляющих массового дела, методические советы.
7. Методическое пособие - содержит обстоятельную характеристику методических проблем данного учебного предмета, конкретизирует цели и задачи, методы и приемы обучения, дает советы по эффективной организации учебного процесса. Методическое пособие помогает адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовленности обучаемых.
8. Методика учебного предмета – отрасль научного педагогического знания, посвященная выявлению закономерностей обучения тому или иному учебному предмету. Синоним – частная дидактика.
9. Методика воспитания (общая) – отрасль научного педагогического знания, посвященная закономерностям, принципам, формам и методам организации воспитательного процесса. Одновременно, частная (прикладная) методика воспитания есть относительно самостоятельная область общей методики воспитания, обращенная к системно упорядоченным способам решения какой-либо конкретной сферы профессиональной воспитательной деятельности  (например, методика воспитания классного коллектива., методика работы с родителями и др.) 
10. Методист – специалист в определенной области  научно-методического знания.   Методический прием – деталь метода.
11. Наглядное пособие - визуальное дидактическое средство обучения. Предназначено для демонстрации какого-либо явления, процесса, факта, технологии. Используется при аудитор¬ном обучении. Реализует требования принципа наглядности в обучении.
12. Сборник упражнений - учебное издание, состоящее из систематизиро¬ванных по разделам программы упражнений, служащих для закрепления теоретичес¬ких знаний, формирования практических умений, повторения и контроля за степенью усвоения их учащимися.      
13. Ситуация педагогическая – основная единица методического анализа системы учебно-воспитательной работы педагога. Любая педагогическая (воспитательная, дидактическая и др.) ситуация  в данный конкретный момент (интервал) времени характеризуется расхождением между педагогически желательным состоянием системы и реально имеющимся.
14. Справочник - учебное издание: тематическое или обобщающее материал курса. Содержит готовые знания для быстрого и систематизированного повторения изученного. Справочные материалы по предметам — это пособия, которые в предельно сжатой, четкой и удобной для использования форме систематизируют и обобщают на более высоком уровне основное содержание каждого учебного предмета.
15. Средства педагогические – материальные, социокультурные  и психологические явления, избираемые конкретным субъектом педагогического действия для решения обучающих, воспитывающих, либо развивающих задач.
16. Сценарий – подробная запись дела. Дословно приводятся слова участников, тексты песен и др. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников и др. Примерная схема: название, адресат (для кого предназначен), цель, задачи (для чего), участники – действующие лица, текст, использованная литература, автор.
17. Сценарный план – краткий план-алгоритм проведения дела (массового мероприятия) с комментариями и ремарками. 
18. Технология воспитания – системно упорядоченная совокупность организационно-педагогических форм, средств и методов целенаправленной деятельности, обеспечивающих при наличии диагностически фиксируемых условий поэтапное достижение заданного (проектируемого) воспитательного  результата.
19. Учебное пособие - издание в виде книги или брошюры, частично дополняющее учебник. Для него характерен либо неполный охват учебной программы, либо расширение за счет дополнительного материала, а также ненормированность информации в зависимости от количества учебных часов. Разновидностью учебных пособий являются спецкурсы и факультативы, способствующие углубленному изучению предмета; В современной практике в качестве учебного пособия выпускаются книги, которые по своим типологическим характеристикам являются учебниками. Но так как они не прошли экспертизу, не соотносятся с контекстом той или иной системы обучения, их условно называют учебными пособиями.
20. Формы организации воспитательного процесса – формы, которые вмещают в себя содержание реализуемой деятельности и обеспечивают последовательное решение воспитательных задач. В развивающемся педагогическом опыте отработка нового содержания воспитательной деятельности влечет за собой необходимость введения инновационных форм воспитательной работы.