ВРИЦ. Как подготовить и провести методический мастер-класс по обмену опытом?
Профессиональное методическое мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога. Труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. Мастерами не рождаются, мастерами становятся. Методическое мастерство приходит с годами либо, как уверяют злые языки, не приходит совсем. В последнем случае речь идет скорее всего об отсутствии любви и интереса педагога к своему делу. Но и даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду зачастую остается беспомощной перед многоликостью возникающих сегодня перед педагогом дополнительного образования теоретических и практических проблем. Нужен профессионализм, только и обеспечивающий высокую эффективность в работе педагога, профессионализм, приносящей желаемые воспитательно-образовательные результаты.
В реалиях сегодняшнего дня профессиональное методическое мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи. А если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно формулировать воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее выигрышным способом решать их. В конечном же итоге, современный педагог-профессионал должен отличаться «лица необщим выраженьем». Достичь же такого уровня педагогического профессионализма крайне непросто.
По существу дела, педагог-мастер — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностно-профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Здесь и самобытная логика выстраивания воспитательных отношений, и оригинальная организация процесса обучения, и технологически выверенные модели оптимального планирования учебных занятий, емкая, многомерная оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. Собственно говоря, сфера локализации профессиональных методических достижений безгранична, как безграничен системно осмысленный опыт творчески работающего педагога-профессионала.
Во времена еще не столь отдаленные педагога-мастера, достигшего высокого уровня профессионализма, сопровождал классифицирующий термин «передовой педагогический опыт». Сегодня этот термин вышел из употребления. И не случайно. Ведь о передовом опыте можно говорить, только если соразмерить опыт конкретного педагога с унифицированными среднестатистическими стандартами. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели выдвигают на передний план приоритеты индивидуализации профессиональной деятельности учителя. Идея состязательности относительно среднестатистической нормы как бы уходит на второй план. Но, заметим, вовсе не исчезает. Просто парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы педагога. Педагог-инноватор — это сегодня тот педагог, который способен последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно-образовательных результатов. Профессиональный путь педагога-инноватора не всегда бывает триумфален. Горечь временных поражений - неизменный спутник ищущего педагога-практика. Извлечь из всего этого достойные уроки, — значит, стать мастером своего дела, стать педагогом-профессионалом, способным на качественно высоком уровне, мудро и просто делиться с коллегами достигнутым, порой уберечь их от бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений.
Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, — как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной:
а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.
Предусмотреть все нюансы многогранного воспитательно-образовательного действия, обеспечить представляемую на мастер-классе логику своих авторских педагогических действий, достойным образом методически инструментовать ее крайне непросто. Это весьма важная и сверх ответственная процедура, высоко ценимая в презентации любого мастер-класса. Культура презентации своего профессионального методического опыта есть определенный результат профессионального мастерства педагога. Такой результат есть следствие успешного повышения квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте.
Конечно, достичь высокого класса профессионального мастерства по всему спектру системы воспитательно-образовательной деятельности педагога дополнительного образования практически почти невозможно. Речь сегодня может идти только о профессиональном методическом мастерстве, достигаемом на отдельных участках и линиях работы педагога-практика. Но и даже здесь устойчиво получаемый воспитательно-образовательный результат еще не является надежным залогом успешного проведения мастер-класса. Практический результат не есть единственный признак высокого профессионализма. Непрерывно меняющиеся условия обучения задают сегодня стандарт методической мобильности и оперативной коррекции приобретаемого педагогом профессионального опыта. Здесь нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Для этого нужна системно-целостная осмысленность опыта, отрефлексированность его на научно-методической основе. Именно такая проработка опыта обеспечивает педагогу дополнительного образования не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно, с пользой для дела представить свои достижения коллегам, администрации, методическому объединению, наконец, аттестационной комиссии. Сегодня это важное требование к профессионализму педагога становится едва ли не самым важным в обеспечении перспектив профессионального роста педагога дополнительного образования. Этому необходимо учиться. Учиться друг у друга. И лучшим средством здесь должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и обучающей деятельности. Оптимальной же формой взаимообучения является, на наш взгляд, мастер-класс.
Фактор «взаимо-» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного профессионально-развивающего эффекта, не обеспечивает приращение профессионализма ни для стороны, «передающей» опыт, ни для стороны «перенимающей». Абсурдно и насильственное внедрение передового опыта. Или, как его ныне обозначают, опыта инновационного. Нужна продуманность в освоении инноваций, переноса их из одних условий профессиональной деятельности- в другие. Административное навязывание тех или иных форм, методов и технологий работы не способствуют творческому самораскрытию педагога как специалиста-профессионала. Фактор личностной самобытности в профессиональном росте педагога сегодня, как никогда ранее, требует всемерного учета и пристального внимания. Любые профессиональные трудности и успехи так или иначе «замешаны» на личностно-психологической основе. Другое дело, как практически надо принимать в расчет этот фактор при методическом анализе и оценке достигнутого учителем.
Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагогов в той или иной конкретной сфере «педагогического производства». Но как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом, она требует беспристрастной «шлифовки» и непрерывного совершенствования — и в плане готовности к ее использованию «передающей» стороной и стороной, активно «воспринимающей» этот инновационный опыт.
Следует отметить, что презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит нас перед весьма актуальной проблемой повышения научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Вернее говоря, задаваемого «на старте», изначально избираемого уровня такой компетентности, на который ориентируется содержание презентуемых инновационных идей. Ведь готовность к полноценному восприятию инновационной информации - вещь весьма прихотливая.
Так, перед педагогом-мастером стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это? Сосредоточить ли профессиональное внимание коллег на эффективно скомплектованном содержании авторской образовательной программ? Или анализе технологически выверенной цепочки системно структурированных педагогических действий? Либо ограничиться удачно найденной шкалой оценочно-диагностических процедур? А может, лучше всего предварительно представить участникам мастер-класса самые общие свои принципы и установки, на которых зиждется реализуемая воспитательно-образовательная технология? Дать ли в превалирующем объеме примеры из практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более свободное поле концептуальных волеизъявлений ?
Целесообразнее ли будет заранее предложить коллегам авторскую алгоритм-схему для системно-целостного анализа представляемого методического опыта или лучше будет создать подобную схему вместе со всеми участниками будущего мастер-класса? Представить ли достигнутые результаты обучения и воспитания детей в продуктах их познавательно-творческой деятельности или обратиться к наработанным схемам, способам и технологиям осмысления результатов своего собственного преподавательского труда?
Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев системы повышения квалификации на своем рабочем месте. Педагогам дополнительного образования сегодня уже есть чем поделиться. Но острота вопроса сегодня состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-класса на качественно высоком уровне?
Велика роль в такого рода поисково-исследовательской работе районных информационно-методических центров, где, прежде всего, и должна быть сосредоточена информационная база данных об инновационном опыте. Но и методические отделы районных многопрофильных учреждений дополнительного образования должны также стать своеобразной творческой лабораторией по обработке универсальных способов проведения разнообразных мастер-классов по обобщению и распространению инновационного методического опыта. Результатом такой исследовательско-аналитической поисковой деятельности должно в перспективе стать разностороннее научно-методическое описание опыта подготовки и проведения мастер-классов, их систематизация по типам решаемых задач, а также отработка вариативных алгоритмов схематизированной оценки достигнутой результативности.
В сущности же, сегодня, для успешной подготовки мастер-класса, педагогу-практику необходимо развернутое представление о центральном звене своего инновационного педагогического опыта, скажем так, его «ядерной» части, «стержне», источнике достигаемых воспитательно-образовательных результатов. Вот почему подготовка и проведение мастер-класса сегодня есть чрезвычайно непростой труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже. Конечно, такая деятельность не застрахована от многих ошибок и издержек, прежде всего, в плане ожидаемых иллюзий и воспроизводства устаревших стандартов и рутинных оценочно-технологических процедур.
Теперь несколько замечаний собственно методического порядка. В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание «здоровой» описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способность участников (а прежде всего, самого педагога-мастера) проникнуть «внутрь» своего опыта, так сказать, за грань видимого, понять внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и механизмы отработанной на практике системы методико-технологических действий. Какие-либо крайности здесь совершенно недопустимы. Нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Ведь перемять, творчески воспроизвести инновационный педагогический опыт можно только в виде осмысленных идей. Одновременно - глубоко проникая во внутреннюю сущность явления и, вмес те с тем, имея перед собой развернутое научно-методическое описание внешней, деятельностно-практической стороны анализируемого явления. Только из гармоничного сочетания этих компонентов возможно спроектировать и профессионально грамотно реализовать на практике идею мастер-класса по обмену инновационным методическим опытом.
Здесь сразу же возникает вопрос о наличии у самого педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. Ведь факт их наличия позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта. Иначе спонтанное, педагогически непоследовательное, а лучше сказать, методически безграмотное погружение в изучаемый опыт займет много времени и не даст требуемого импульса для плодотворных дискуссий по существу вопроса. Результатом работы в мастер-классе станет только лишь досада по поводу напрасно потраченного времени: у всех пришедших на мастер класс педагогов, возможно, сложится неверное представление о том, что методический опыт данного конкретного учителя-мастера есть тайна за семью печатями. Все это самым непосредственным образом относится к вопросу о методико-педагогической культуре учителя-мастера, о его реальной способности профессионально грамотно представить свой практический опыт в форме мастер-класса. С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны иметь адекватную готовность к действительно профессиональному теоретико-методическому обсуждению представляемого опыта. Значительный разрыв в объеме, уровне и качестве имеющегося у участников профессионального опыта заставляет применять в работе принципиально иную модель проведения мастер-класса, в частности, больше напоминающую, к примеру, студенческие обучающие проблемно-творческие семинары, ничем сами по себе не плохие, но несущие на себе кардинально иную функциональную нагрузку. Мы же здесь говорим больше об уровнево-сопоставимой модели истинного, а не учебно-игрового мастер-класса.
Еще один важный момент, связанный с успешной подготовкой и проведением методически ориентированного мастер-класса, касается изначального уточнения вопроса о том, на каком структурном «этаже» (уровне) производится презентация профессионального опыта? Соответственно, в каком терминологическом поле будет представлена инновационная идея? В качестве универсального рабочей гипотезы здесь можно предложить четырехуровневую модель, в которой есть:
• уровень частно-предметных методических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;
• уровень общеметодического порядка - более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и схем на сферу других учебных предметов, в том числе и реализуемых в данном образовательном учреждении;
• уровень психологический, обеспечивающий проектируемую результативность обучения и воспитания за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных структур личностно-психологического развития ребенка, за счет актуализации индивидуально-личностного мотивационно-потребностного поля деятельностиобучаемых;
• уровень собственно педагогический (воспитательно-дидактичекский), задающий инновационному опыту свою особую логику организации предпринимаемых профессиональных педагогических действий, объясняющий в деятельностно-практическом контексте многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.
Конечно, значительное число практических достижений педагогов-инноваторов захватывает все перечисленные уровни. Тем не менее поэлементный анализ представляемого на мастер-классе опыта создает благоприятные психологические предпосылки для теоретически последовательного анализа опыта
Изложенное, ставит перед педагогом, готовящимся к проведению мастер-класса по обмену опытом реальную практическую задачу — поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта. Здесь могут сыграть свою важную роль и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее, еще до начала совместной работы, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок или принципиально важных фрагментов учебных занятий, факультативов, бесед и др.
В завершение еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Здесь важно и мнение выпускников, и взгляд родителей, и преподавтаельй-коллег. Такое разнообразие создает именно то проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов мастер-класса, создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, разнообразия оценок, точек зрения на методическую состоятельность представляемого инновационного опыта. Но в целом же форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы-алгоритма проведения этого организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и искреннее стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупятся возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
В реалиях сегодняшнего дня профессиональное методическое мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи. А если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно формулировать воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее выигрышным способом решать их. В конечном же итоге, современный педагог-профессионал должен отличаться «лица необщим выраженьем». Достичь же такого уровня педагогического профессионализма крайне непросто.
По существу дела, педагог-мастер — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностно-профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Здесь и самобытная логика выстраивания воспитательных отношений, и оригинальная организация процесса обучения, и технологически выверенные модели оптимального планирования учебных занятий, емкая, многомерная оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. Собственно говоря, сфера локализации профессиональных методических достижений безгранична, как безграничен системно осмысленный опыт творчески работающего педагога-профессионала.
Во времена еще не столь отдаленные педагога-мастера, достигшего высокого уровня профессионализма, сопровождал классифицирующий термин «передовой педагогический опыт». Сегодня этот термин вышел из употребления. И не случайно. Ведь о передовом опыте можно говорить, только если соразмерить опыт конкретного педагога с унифицированными среднестатистическими стандартами. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели выдвигают на передний план приоритеты индивидуализации профессиональной деятельности учителя. Идея состязательности относительно среднестатистической нормы как бы уходит на второй план. Но, заметим, вовсе не исчезает. Просто парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы педагога. Педагог-инноватор — это сегодня тот педагог, который способен последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно-образовательных результатов. Профессиональный путь педагога-инноватора не всегда бывает триумфален. Горечь временных поражений - неизменный спутник ищущего педагога-практика. Извлечь из всего этого достойные уроки, — значит, стать мастером своего дела, стать педагогом-профессионалом, способным на качественно высоком уровне, мудро и просто делиться с коллегами достигнутым, порой уберечь их от бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений.
Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, — как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной:
а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.
Предусмотреть все нюансы многогранного воспитательно-образовательного действия, обеспечить представляемую на мастер-классе логику своих авторских педагогических действий, достойным образом методически инструментовать ее крайне непросто. Это весьма важная и сверх ответственная процедура, высоко ценимая в презентации любого мастер-класса. Культура презентации своего профессионального методического опыта есть определенный результат профессионального мастерства педагога. Такой результат есть следствие успешного повышения квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте.
Конечно, достичь высокого класса профессионального мастерства по всему спектру системы воспитательно-образовательной деятельности педагога дополнительного образования практически почти невозможно. Речь сегодня может идти только о профессиональном методическом мастерстве, достигаемом на отдельных участках и линиях работы педагога-практика. Но и даже здесь устойчиво получаемый воспитательно-образовательный результат еще не является надежным залогом успешного проведения мастер-класса. Практический результат не есть единственный признак высокого профессионализма. Непрерывно меняющиеся условия обучения задают сегодня стандарт методической мобильности и оперативной коррекции приобретаемого педагогом профессионального опыта. Здесь нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Для этого нужна системно-целостная осмысленность опыта, отрефлексированность его на научно-методической основе. Именно такая проработка опыта обеспечивает педагогу дополнительного образования не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно, с пользой для дела представить свои достижения коллегам, администрации, методическому объединению, наконец, аттестационной комиссии. Сегодня это важное требование к профессионализму педагога становится едва ли не самым важным в обеспечении перспектив профессионального роста педагога дополнительного образования. Этому необходимо учиться. Учиться друг у друга. И лучшим средством здесь должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и обучающей деятельности. Оптимальной же формой взаимообучения является, на наш взгляд, мастер-класс.
Фактор «взаимо-» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного профессионально-развивающего эффекта, не обеспечивает приращение профессионализма ни для стороны, «передающей» опыт, ни для стороны «перенимающей». Абсурдно и насильственное внедрение передового опыта. Или, как его ныне обозначают, опыта инновационного. Нужна продуманность в освоении инноваций, переноса их из одних условий профессиональной деятельности- в другие. Административное навязывание тех или иных форм, методов и технологий работы не способствуют творческому самораскрытию педагога как специалиста-профессионала. Фактор личностной самобытности в профессиональном росте педагога сегодня, как никогда ранее, требует всемерного учета и пристального внимания. Любые профессиональные трудности и успехи так или иначе «замешаны» на личностно-психологической основе. Другое дело, как практически надо принимать в расчет этот фактор при методическом анализе и оценке достигнутого учителем.
Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагогов в той или иной конкретной сфере «педагогического производства». Но как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом, она требует беспристрастной «шлифовки» и непрерывного совершенствования — и в плане готовности к ее использованию «передающей» стороной и стороной, активно «воспринимающей» этот инновационный опыт.
Следует отметить, что презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит нас перед весьма актуальной проблемой повышения научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Вернее говоря, задаваемого «на старте», изначально избираемого уровня такой компетентности, на который ориентируется содержание презентуемых инновационных идей. Ведь готовность к полноценному восприятию инновационной информации - вещь весьма прихотливая.
Так, перед педагогом-мастером стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это? Сосредоточить ли профессиональное внимание коллег на эффективно скомплектованном содержании авторской образовательной программ? Или анализе технологически выверенной цепочки системно структурированных педагогических действий? Либо ограничиться удачно найденной шкалой оценочно-диагностических процедур? А может, лучше всего предварительно представить участникам мастер-класса самые общие свои принципы и установки, на которых зиждется реализуемая воспитательно-образовательная технология? Дать ли в превалирующем объеме примеры из практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более свободное поле концептуальных волеизъявлений ?
Целесообразнее ли будет заранее предложить коллегам авторскую алгоритм-схему для системно-целостного анализа представляемого методического опыта или лучше будет создать подобную схему вместе со всеми участниками будущего мастер-класса? Представить ли достигнутые результаты обучения и воспитания детей в продуктах их познавательно-творческой деятельности или обратиться к наработанным схемам, способам и технологиям осмысления результатов своего собственного преподавательского труда?
Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев системы повышения квалификации на своем рабочем месте. Педагогам дополнительного образования сегодня уже есть чем поделиться. Но острота вопроса сегодня состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-класса на качественно высоком уровне?
Велика роль в такого рода поисково-исследовательской работе районных информационно-методических центров, где, прежде всего, и должна быть сосредоточена информационная база данных об инновационном опыте. Но и методические отделы районных многопрофильных учреждений дополнительного образования должны также стать своеобразной творческой лабораторией по обработке универсальных способов проведения разнообразных мастер-классов по обобщению и распространению инновационного методического опыта. Результатом такой исследовательско-аналитической поисковой деятельности должно в перспективе стать разностороннее научно-методическое описание опыта подготовки и проведения мастер-классов, их систематизация по типам решаемых задач, а также отработка вариативных алгоритмов схематизированной оценки достигнутой результативности.
В сущности же, сегодня, для успешной подготовки мастер-класса, педагогу-практику необходимо развернутое представление о центральном звене своего инновационного педагогического опыта, скажем так, его «ядерной» части, «стержне», источнике достигаемых воспитательно-образовательных результатов. Вот почему подготовка и проведение мастер-класса сегодня есть чрезвычайно непростой труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже. Конечно, такая деятельность не застрахована от многих ошибок и издержек, прежде всего, в плане ожидаемых иллюзий и воспроизводства устаревших стандартов и рутинных оценочно-технологических процедур.
Теперь несколько замечаний собственно методического порядка. В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание «здоровой» описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способность участников (а прежде всего, самого педагога-мастера) проникнуть «внутрь» своего опыта, так сказать, за грань видимого, понять внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и механизмы отработанной на практике системы методико-технологических действий. Какие-либо крайности здесь совершенно недопустимы. Нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Ведь перемять, творчески воспроизвести инновационный педагогический опыт можно только в виде осмысленных идей. Одновременно - глубоко проникая во внутреннюю сущность явления и, вмес те с тем, имея перед собой развернутое научно-методическое описание внешней, деятельностно-практической стороны анализируемого явления. Только из гармоничного сочетания этих компонентов возможно спроектировать и профессионально грамотно реализовать на практике идею мастер-класса по обмену инновационным методическим опытом.
Здесь сразу же возникает вопрос о наличии у самого педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. Ведь факт их наличия позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта. Иначе спонтанное, педагогически непоследовательное, а лучше сказать, методически безграмотное погружение в изучаемый опыт займет много времени и не даст требуемого импульса для плодотворных дискуссий по существу вопроса. Результатом работы в мастер-классе станет только лишь досада по поводу напрасно потраченного времени: у всех пришедших на мастер класс педагогов, возможно, сложится неверное представление о том, что методический опыт данного конкретного учителя-мастера есть тайна за семью печатями. Все это самым непосредственным образом относится к вопросу о методико-педагогической культуре учителя-мастера, о его реальной способности профессионально грамотно представить свой практический опыт в форме мастер-класса. С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны иметь адекватную готовность к действительно профессиональному теоретико-методическому обсуждению представляемого опыта. Значительный разрыв в объеме, уровне и качестве имеющегося у участников профессионального опыта заставляет применять в работе принципиально иную модель проведения мастер-класса, в частности, больше напоминающую, к примеру, студенческие обучающие проблемно-творческие семинары, ничем сами по себе не плохие, но несущие на себе кардинально иную функциональную нагрузку. Мы же здесь говорим больше об уровнево-сопоставимой модели истинного, а не учебно-игрового мастер-класса.
Еще один важный момент, связанный с успешной подготовкой и проведением методически ориентированного мастер-класса, касается изначального уточнения вопроса о том, на каком структурном «этаже» (уровне) производится презентация профессионального опыта? Соответственно, в каком терминологическом поле будет представлена инновационная идея? В качестве универсального рабочей гипотезы здесь можно предложить четырехуровневую модель, в которой есть:
• уровень частно-предметных методических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;
• уровень общеметодического порядка - более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и схем на сферу других учебных предметов, в том числе и реализуемых в данном образовательном учреждении;
• уровень психологический, обеспечивающий проектируемую результативность обучения и воспитания за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных структур личностно-психологического развития ребенка, за счет актуализации индивидуально-личностного мотивационно-потребностного поля деятельностиобучаемых;
• уровень собственно педагогический (воспитательно-дидактичекский), задающий инновационному опыту свою особую логику организации предпринимаемых профессиональных педагогических действий, объясняющий в деятельностно-практическом контексте многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.
Конечно, значительное число практических достижений педагогов-инноваторов захватывает все перечисленные уровни. Тем не менее поэлементный анализ представляемого на мастер-классе опыта создает благоприятные психологические предпосылки для теоретически последовательного анализа опыта
Изложенное, ставит перед педагогом, готовящимся к проведению мастер-класса по обмену опытом реальную практическую задачу — поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта. Здесь могут сыграть свою важную роль и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее, еще до начала совместной работы, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок или принципиально важных фрагментов учебных занятий, факультативов, бесед и др.
В завершение еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Здесь важно и мнение выпускников, и взгляд родителей, и преподавтаельй-коллег. Такое разнообразие создает именно то проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов мастер-класса, создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, разнообразия оценок, точек зрения на методическую состоятельность представляемого инновационного опыта. Но в целом же форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы-алгоритма проведения этого организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и искреннее стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупятся возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.