Румянцева Л. Сказочный мир Елены Поленовой
Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898), русская художница, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве.
Родилась в Петербурге 15 (27) ноября 1850. Младшая сестра художника В.Д. Поленова.
Училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (ОПХ; с 1864) у И.Н. Крамского, затем в парижской школе-студии Ш.Шаплена (1869-1870), частной мастерской П.П. Чистякова (1870-1877) и снова в петербургской школе ОПХ (1878-1880).
В 1880 работала в мастерской керамиста А.Е. Егорова в Париже. Участвовала на выставках "Товарищества передвижников" и "Мира искусства". С 1882 жила преимущественно в Москве.
Знаете ли вы, ребята, кто был одним из первых иллюстраторов сказок в России? С чьим именем связано создание детской книги? Это прекрасная художница Елена Дмитриевна ПОЛЕНОВА (1850—1898), человек редкой душевной чистоты и таланта. С молодых лет она приобщилась к искусству, училась у П. П. Чистякова, И. Н. Крамского, у своего брата, всем вам хорошо известного художника В. Д. Поленова. Народное творчество и ремесла были ее любовью. Именно Елена Дмитриевна возродила почти забытое искусство резьбы по дереву. А каким она была певцом среднерусской природы, историческим живописцем!
В библиотеке музея-заповедника «Абрамцево» хранится серия детских книжек, иллюстрированных художницей Еленой Дмитриевной Поленовой. Возникает ощущение, что они дошли до нас из далеких времен - поблекшие тона бумаги, приглушенный колорит иллюстраций, буквы, выписанные с разным нажимом. Сказки Поленовой особенные. Это не литературно обработанные тексты, а народные, крестьянские сказы. В одном из ее писем упоминается бабушка Федосья - мастерица придумывать веселые небыли. Они очень нравились самой художнице. С ее именем связано создание русской детской книги.
Изучение крестьянского быта и работа над иллюстрациями к сказкам - наиболее важные сферы творчества Елены Дмитриевны. Она считала, что «между ними существует положительное сродство, то и другое (сказки и деревянные резные вещи) основано главным образом на том, что я зачерпнула из народного творчества».
Есть у Поленовой неопубликованная сказка «О Маше и Ване». Ее сочинила, или пересказала, мать художницы. Иллюстрации и обрамляющий их узор русской вышивки выполнены от руки на 24 листах. В нашем воображении встает вечерний полумрак уютной старинной детской, где каждый эпизод рассказа переживется детьми. Но и в изданиях, отпечатанных типографским способом, предназначенных для широкого круга читателей, художница сохраняет столь драгоценное ощущение рукотворности. Кажется, что книга любовно сделана только для тебя, а не для многих людей.
Действие происходит не в сказочном царстве, а в русской деревне, на фоне природы. Художница часто писала пейзажи, небольшие по размерам, лиричные, в них особая открытость душевная проникновенность. В природе художницу интересовали обжитые уголки. Чаще сего ее работы исполнены в «лягушачьей» перспективе. Это мир леса, увиденный снизу вверх - словно ребенком, для которого он чуть-чуть таинствен, и в нем легко может родиться сказка.
Цветы-купальницы разрослись как неведомые заросли, где недолго и заблудиться. Основное в пейзажах Поленовой - внимание к «мелочам», к «неглавным» обитателям леса: травам, цветам, грибам, насекомым. Они и становятся героями эскизов Поленовой.
Одна из ее любимых сказок «Война грибов». Ее она слышала от бабушки в раннем детстве, когда они проезжали по лесу в дорожной карете. Поленова писала, что постаралась «перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб - это существо совсем живое и очень привлекательное». Действие художница переносит в хорошо ей знакомую абрамцевскую рощу. Образы грибов разнообразны и причудливы: здесь и «грузди - ребятушки дружны», «рыжички - богатые мужички», «белянки - столбовые дворянки», «волнушки - монастырские служки» и, наконец, «царь - грибной боровик, всем грибам полковник». Они даны на заставке книжки в таком виде, в каком попадают в лукошко грибнику и при этом незаметно оборачиваются фантастично разодетым, сказочным народцем. Художница словно приоткрывает таинственную завесу в этот малый мир. Пейзаж, терема и хоромы в древнерусском стиле не то изображены в уменьшенном масштабе, не то грибы и теремки вырастают до огромных размеров.
Ее герои согреты симпатией и теплотой. Хорошо зная деревенский быт, художница любовалась им в иллюстрациях - «ищем вдохновения и образцов, ходя по избам и приглядываясь к тому, что составляет предметы их обихода». В сказке «Избушка на курьих ножках» интерьер избы дан очень достоверно. Зловещая дочка Бабы Яги (сказка «Сынко-Филипко») щеголяет в расшитой русской рубахе, ее ступа расписана цветами. А вот Филипко приближается к острову, откуда зовет его Баба Яга, и в лодке - огромный красочный берестяной туесок.
Художница писала: «Завтра мы в той же художественной компании собираемся на Грибной рынок. Я набираюсь русского духа для сказок. Очень интересный этот Грибной рынок, кое-что зачертила и накупила курьезных глиняных животных, думаю, что некоторые из них пригодятся для сказок». Звери в иллюстрациях Поленовой походили на игрушечные; а игрушки - первое окружение ребенка - это подобие большого мира. Игрушечные животные всегда безопасны и добродушны. У детства свой непреложный закон, где добро сильнее зла.
Душевная теплота художницы отозвалась в творчестве. У нее был замысел написать картину «Детская» и создать образ русской няни. Через всю ее жизнь проходит преклонение перед домашним очагом.
Сказочный мир иллюстраций привел Поленову к мысли воссоздать театрализованный, полусказочный быт и в жизни. При содействии Е. Г. Мамонтовой, жены основателя Абрамцевского художественного кружка, организуется мастерская для обучения крестьянских детей столярному ремеслу. Главное ее назначение - возрождение народного промысла с сохранением приемов резьбы, обеспечение крестьян твердым заработком. Мебель, созданная по эскизам Поленовой, продавалась в Москве в специальном магазине и имела большой успех. В одном из ее писем читаем: «Наши вещи... идут хорошо, я полагаю исключительно благодаря новизне, оригинальности и стильности модели».
Для создания предметов быта Поленова изучала малоизвестные памятники. Предпринимались целые походы в соседние деревни. Много зарисовок сделала она и во время поездок по России. Эскизы мебели создавались в большом количестве, чаще всего - подвесных шкафчиков, вешалок, полочек. И ни один не повторяет другого.
Резьбу художница часто раскрашивала или покрывала позолотой, стараясь сделать изделия нарядными. Уточняла размеры, указывала, что гвоздики должны быть золочеными, а дерево - темно-мореным дубом. В шкафах было много удобных выдвижных ящичков, иногда закрывающихся на крохотные, словно из игрушечной мебели, задвижки. И в мебели Поленовой, как и в ее иллюстрациях и станковых работах, мы видим то же любование «мелочами».
В русской резьбе, вдохновившей художницу, широко встречаются мотивы, навеянные впечатлениями природы: цветы, плоды, животные, птицы. В своих орнаментах она чаще всего воспроизводит формы полевых цветов: чертополоха, одуванчика, ромашки. Располагает их в ритмической последовательности, стилизует - развертывает на плоскости таким образом, чтобы получился красивый узор. Во всем виден элемент веселой игры, фантазии. Художница не просто разрисовывала мебель цветами, а создавала образ - «шкапчик-луг», «шкапчик-сад». Так же, как в сказке «Война грибов», где гриб - это воин, так и шкаф Поленовой оборачивается то лугом, то садом, то избой. Будничный предмет начинает соотноситься со сказочным миром, где сияет солнце, светит месяц со звездами, а кот сидит на печурке и тут же сова с совятами. Вещи, созданные художницей, заставляют вспомнить русскую старину, торжественную обрядность древнего жизненного уклада. Про одну из работ критик В. Стасов писал, что «это сочинил какой-то неизвестный древний мастер нашей Руси».
В последние годы жизни художница исполнила множество набросков орнаментов. Они были использованы в дальнейшей ее работе над прикладными вещами. Изображения фантастических растений мало похожи на настоящие. Ей часто снились их причудливые сочетания, и, проснувшись, она спешила занести сновидения на бумагу.
В позднем творчестве соединились между собой два искусства: живопись и музыка. Художница обладала «цветным слухом», и много орнаментов родилось во время исполнения музыки. Та словно воплощалась в хрупкие растительные формы.
Абрамцево, где работала Поленова, значило для нее очень много. Атмосфера мамонтовского театра, насыщенная артистизмом и кипучей энергией актеров и художников, вдохновила на создание костюмов для постановок. А любовь к русской истории, чему поклонялись обитатели Абрамцева, проходит через всю ее жизнь. Одновременно с художником М. Нестеровым она начала работать над эскизом к картине «Отрок Варфоломей». Ей принадлежат замысел полотна о юности Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиевской лавры, видного общественного деятеля Руси; картины «Борис и Глеб»; полотна, связанные с началом Невской битвы. Она исполнила такие историко-бытовые холсты, как «Иконописная мастерская XVI века», «Боярский двор». Интерес к истории своего народа вызвал изучение древнерусской архитектуры, ремесел - всего того, что составляет фундамент русской культуры.
В прекрасных акварельных работах Елены Дмитриевны Поленовой, в иллюстрациях, изделиях прикладного искусства, многообразных занятиях - уходе за ранеными в госпитале, в просветительской и художественной деятельности видна ее талантливость, цельный характер, верный высокому общественному призванию.
Изучение крестьянского быта и работа над иллюстрациями к сказкам - наиболее важные сферы творчества Елены Дмитриевны. Она считала, что «между ними существует положительное сродство, то и другое (сказки и деревянные резные вещи) основано главным образом на том, что я зачерпнула из народного творчества».
Есть у Поленовой неопубликованная сказка «О Маше и Ване». Ее сочинила, или пересказала, мать художницы. Иллюстрации и обрамляющий их узор русской вышивки выполнены от руки на 24 листах. В нашем воображении встает вечерний полумрак уютной старинной детской, где каждый эпизод рассказа переживется детьми. Но и в изданиях, отпечатанных типографским способом, предназначенных для широкого круга читателей, художница сохраняет столь драгоценное ощущение рукотворности. Кажется, что книга любовно сделана только для тебя, а не для многих людей.
Действие происходит не в сказочном царстве, а в русской деревне, на фоне природы. Художница часто писала пейзажи, небольшие по размерам, лиричные, в них особая открытость душевная проникновенность. В природе художницу интересовали обжитые уголки. Чаще сего ее работы исполнены в «лягушачьей» перспективе. Это мир леса, увиденный снизу вверх - словно ребенком, для которого он чуть-чуть таинствен, и в нем легко может родиться сказка.
Цветы-купальницы разрослись как неведомые заросли, где недолго и заблудиться. Основное в пейзажах Поленовой - внимание к «мелочам», к «неглавным» обитателям леса: травам, цветам, грибам, насекомым. Они и становятся героями эскизов Поленовой.
Одна из ее любимых сказок «Война грибов». Ее она слышала от бабушки в раннем детстве, когда они проезжали по лесу в дорожной карете. Поленова писала, что постаралась «перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб - это существо совсем живое и очень привлекательное». Действие художница переносит в хорошо ей знакомую абрамцевскую рощу. Образы грибов разнообразны и причудливы: здесь и «грузди - ребятушки дружны», «рыжички - богатые мужички», «белянки - столбовые дворянки», «волнушки - монастырские служки» и, наконец, «царь - грибной боровик, всем грибам полковник». Они даны на заставке книжки в таком виде, в каком попадают в лукошко грибнику и при этом незаметно оборачиваются фантастично разодетым, сказочным народцем. Художница словно приоткрывает таинственную завесу в этот малый мир. Пейзаж, терема и хоромы в древнерусском стиле не то изображены в уменьшенном масштабе, не то грибы и теремки вырастают до огромных размеров.
Ее герои согреты симпатией и теплотой. Хорошо зная деревенский быт, художница любовалась им в иллюстрациях - «ищем вдохновения и образцов, ходя по избам и приглядываясь к тому, что составляет предметы их обихода». В сказке «Избушка на курьих ножках» интерьер избы дан очень достоверно. Зловещая дочка Бабы Яги (сказка «Сынко-Филипко») щеголяет в расшитой русской рубахе, ее ступа расписана цветами. А вот Филипко приближается к острову, откуда зовет его Баба Яга, и в лодке - огромный красочный берестяной туесок.
Художница писала: «Завтра мы в той же художественной компании собираемся на Грибной рынок. Я набираюсь русского духа для сказок. Очень интересный этот Грибной рынок, кое-что зачертила и накупила курьезных глиняных животных, думаю, что некоторые из них пригодятся для сказок». Звери в иллюстрациях Поленовой походили на игрушечные; а игрушки - первое окружение ребенка - это подобие большого мира. Игрушечные животные всегда безопасны и добродушны. У детства свой непреложный закон, где добро сильнее зла.
Душевная теплота художницы отозвалась в творчестве. У нее был замысел написать картину «Детская» и создать образ русской няни. Через всю ее жизнь проходит преклонение перед домашним очагом.
Сказочный мир иллюстраций привел Поленову к мысли воссоздать театрализованный, полусказочный быт и в жизни. При содействии Е. Г. Мамонтовой, жены основателя Абрамцевского художественного кружка, организуется мастерская для обучения крестьянских детей столярному ремеслу. Главное ее назначение - возрождение народного промысла с сохранением приемов резьбы, обеспечение крестьян твердым заработком. Мебель, созданная по эскизам Поленовой, продавалась в Москве в специальном магазине и имела большой успех. В одном из ее писем читаем: «Наши вещи... идут хорошо, я полагаю исключительно благодаря новизне, оригинальности и стильности модели».
Для создания предметов быта Поленова изучала малоизвестные памятники. Предпринимались целые походы в соседние деревни. Много зарисовок сделала она и во время поездок по России. Эскизы мебели создавались в большом количестве, чаще всего - подвесных шкафчиков, вешалок, полочек. И ни один не повторяет другого.
Резьбу художница часто раскрашивала или покрывала позолотой, стараясь сделать изделия нарядными. Уточняла размеры, указывала, что гвоздики должны быть золочеными, а дерево - темно-мореным дубом. В шкафах было много удобных выдвижных ящичков, иногда закрывающихся на крохотные, словно из игрушечной мебели, задвижки. И в мебели Поленовой, как и в ее иллюстрациях и станковых работах, мы видим то же любование «мелочами».
В русской резьбе, вдохновившей художницу, широко встречаются мотивы, навеянные впечатлениями природы: цветы, плоды, животные, птицы. В своих орнаментах она чаще всего воспроизводит формы полевых цветов: чертополоха, одуванчика, ромашки. Располагает их в ритмической последовательности, стилизует - развертывает на плоскости таким образом, чтобы получился красивый узор. Во всем виден элемент веселой игры, фантазии. Художница не просто разрисовывала мебель цветами, а создавала образ - «шкапчик-луг», «шкапчик-сад». Так же, как в сказке «Война грибов», где гриб - это воин, так и шкаф Поленовой оборачивается то лугом, то садом, то избой. Будничный предмет начинает соотноситься со сказочным миром, где сияет солнце, светит месяц со звездами, а кот сидит на печурке и тут же сова с совятами. Вещи, созданные художницей, заставляют вспомнить русскую старину, торжественную обрядность древнего жизненного уклада. Про одну из работ критик В. Стасов писал, что «это сочинил какой-то неизвестный древний мастер нашей Руси».
В последние годы жизни художница исполнила множество набросков орнаментов. Они были использованы в дальнейшей ее работе над прикладными вещами. Изображения фантастических растений мало похожи на настоящие. Ей часто снились их причудливые сочетания, и, проснувшись, она спешила занести сновидения на бумагу.
В позднем творчестве соединились между собой два искусства: живопись и музыка. Художница обладала «цветным слухом», и много орнаментов родилось во время исполнения музыки. Та словно воплощалась в хрупкие растительные формы.
Абрамцево, где работала Поленова, значило для нее очень много. Атмосфера мамонтовского театра, насыщенная артистизмом и кипучей энергией актеров и художников, вдохновила на создание костюмов для постановок. А любовь к русской истории, чему поклонялись обитатели Абрамцева, проходит через всю ее жизнь. Одновременно с художником М. Нестеровым она начала работать над эскизом к картине «Отрок Варфоломей». Ей принадлежат замысел полотна о юности Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиевской лавры, видного общественного деятеля Руси; картины «Борис и Глеб»; полотна, связанные с началом Невской битвы. Она исполнила такие историко-бытовые холсты, как «Иконописная мастерская XVI века», «Боярский двор». Интерес к истории своего народа вызвал изучение древнерусской архитектуры, ремесел - всего того, что составляет фундамент русской культуры.
В прекрасных акварельных работах Елены Дмитриевны Поленовой, в иллюстрациях, изделиях прикладного искусства, многообразных занятиях - уходе за ранеными в госпитале, в просветительской и художественной деятельности видна ее талантливость, цельный характер, верный высокому общественному призванию.
Л. РУМЯНЦЕВА
«Юный художник», № 4, 1983 г. Стр. 37-41