Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Виктория ЛИПИНСКАЯ
     
     
    ДОМА И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ. Из народной лечебной практики: обереги, заговоры и поверья
     
     
    Переселенцев в Сибирь на пути в неведомую страну ожидали немалые трудности, зачастую таившие в себе угрозу для здоровья. Но рассчитывать им приходилось только на собственный опыт целительства, народные знания, накопленные в родных краях.

    Поскольку в Сибирь прибывали выходцы из многих губерний, познания во врачевании были весьма разнообразны. Среди них была область народной лечебной практики, которую можно определить поговоркой «Дома и стены помогают».
     
    Крестьянская кухня. Алтайский край, село Топольное

    Теплая изба являлась первой надежной защитой переселенцев на землях Зауралья. Сибиряки строили дома крепкие, на века. При возведении жилья соблюдали разные приметы и обычаи. В орнаментах наружного резного декора, росписях, во внутреннем убранстве, в вышивках на полотенцах, скатертях и одежде были зашифрованы многочисленные обереги. В переднем углу избы помещали иконостас с ликами святых. Ежедневно перед ними клали поклоны с просьбами о покровительстве. В подполье жилища, по народным поверьям, обитал домовой. Таким образом, живущие в доме, как считали они сами, находились под постоянной охраной.
     
    При заселении Сибири русские строили дома из лучших пород хвойных деревьев: сосны, пихты, лиственницы. Их древесина богата фитонцидами, что создавало в жилище благоприятную внутреннюю атмосферу. К тому же сибиряки славились чистоплотностью. Деревянные полы, стены и даже потолки регулярно мыли, драили веником с песком или с дресвой. Возле печи висел умывальник. Вымыть руки перед едой было в народной среде так же обязательно, как и произнести молитву.

    Тем не менее болели довольно часто. Согласно древним народным представлениям, болезни являлись существами, на которые можно воздействовать: задобрить, уговорить, запугать, изгнать из своего дома. Побороть их помогала уверенность в защитной силе родных стен, в покровительстве высших сил. От младенчества и до смерти обитатели дома искали спасения от недугов в различных местах жилища и при помощи некоторых его элементов. В основе такого лечения лежали обычно ассоциативные связи, что оказывало, как нетрудно будет увидеть далее, психотерапевтическое воздействие. Так, при появлении нарывов (чирьев) на стене отыскивали сухой сучок, водили вокруг него пальцем, приговаривая: «Как сук сохнет, так чирей засохнет».

    Внутреннее пространство избы по функциональному назначению разделялось на несколько зон. Подпорожный угол — пространство при входе — выполнял роль прихожей. Дверь и порог защищали внутренний мир от внешней среды. Незнакомых людей обычно оставляли около входа до выяснения их намерений. Почетных гостей проводили в передний, или святой, угол, где стоял стол и висели иконы. На лавке у этого угла в прежние времена помещали больных, под иконами укладывали и отходивших в мир иной, надеясь, что покровительство святых облегчит страдания недужных.

    В Тобольской губернии во время эпидемий входящие в дом перешагивали через сковороду, на которой горел вереск. Преградой болезням также служила лошадиная подкова,вбитая в дверной косяк. В Иркутской губернии с той же целью под порог дома или в передний угол клали старую ось от телеги. Как видно из приведенных примеров, реальные действия по дезинфекции сочетались с символическими.
    Чистую и подпорожную часть избы разделяла невидимая граница — вертикаль, проходившая от верхней матицы до нижней (на верхней крепился потолок, на нижней — пол). Подполье — место обитания домового — хранило немало семейных тайн. Земля, на которой стояло жилье, — домовое место, также воспринималась как часть жилища и использовалась в лечебных целях.

    До сего времени широко распространено представление о том, что от бородавок можно избавиться, закопав под ступенькой при входе в дом кусочек сырого мяса (им предварительно надо помазать бородавку). В ряде губерний в подполье закапывали послед (детское место), передавая таким образом ребенка под покровительство духа дома. В Иркутской губернии некоторые повитухи тут же сеяли травку, проросшие растения собирали и высушивали, а отваром поили заболевшего младенца. В этих действиях проявляются глубокие ассоциативные связи. В едином узле — как бы соединяются три животворящие силы: мать-земля, материнский послед и ростки злаков.

    Центром дома и символом жилья была русская печь. Сибирские новоселы в первые годы после вселения обходились без бани: мылись в избах, парились в печах. Обычай парения в печи более древний, чем в бане. К тому же раньше в печи лечились. Для этого пользовались легким или горячим паром. В легком пару (вольный дух): оставшемся после печения хлебов, лечили в Енисейской губернии детскую болезнь собачья старость (слабость, худосочие). Младенца привязывали к лопате, которой сажали в печь хлеба, и держали в топке, три-жды произнося: «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись».

    Для лечения взрослых требовались большая температура и влажность. Перед началом процедуры внутри топки смахивали сажу со стенок, подметали под, настилали на него солому. Если кто-то по старости или болезни не мог влезть в печь самостоятельно, его укладывали на доску и задвигали вовнутрь. Заслонку закрывали, начиналось влажное пропаривание. От раскаленных сводов шло излучение, усиливавшее проникновение тепла и дававшее физиотерапевтический эффект. В Томской губернии и Алтайском крае, где было распространено пчеловодство, больного предварительно обмазывали медом, который усиливал целебное воздействие.

    Парившиеся в печи могли увеличить влажность воздуха, брызгая на своды воду, настоянную на целебных травах (зверобой, ромашка, чистотел, чабрец и др.). После парения при простудных и ревматических заболеваниях больного отправляли на печку для дальнейшего прогревания сухим теплом.
    Путь в топку печи открывало устье (другие названия — чело, цело). Затапливая печь поутру, смотрели на выходящий из него дымок, чтобы избавиться от бессонницы. Такого же результата добивались, глядя длительное время на заднюю стенку печи.

    Само чело и дым из него, как считалось, могли облегчить боль в горле, если, сидя перед печью, прочитать заговор. «Как дым идет из цела, так скорби и болезни проходите мимо раба Божьего (имя рек). Горловая болезнь — выходи!» или же: «Матушко-цолушко! Ты не болишь и не скорбишь от пылу, от жару. Чтоб не болело и не скорбело горлышко у раба Божьего (имя рек) отныне и до веку».

    Лечение заговорами в прошлом было распространено в России повсеместно, и в настоящее время оно применяется народными целителями. Медицинские работники долгое время считали шарлатанством лечение нашептываниями. Только в конце XX века с помощью физических приборов удалось вычленить в заговорах слова, оказывающие сильное воздействие на нервную систему, а через нее — на различные органы. Тексты заговоров со временем изменялись. После принятия христианства в них стали включать обращения к святым, а также дополнять их прочтением молитв.

    В народной медицине исследователи обычно различают рациональные и иррациональные приемы. Однако и в последних нередко просматривается рациональное зерно. Так, печь, безусловно, являлась наиболее чистым местом в избе, которое почти ежедневно дезинфицировалось путем прокаливания. Этим объясняется существовавший в некоторых местностях обычай рожать на печи. В качестве детской присыпки использовали кусочки обгорелого и растолченного в порошок кирпича или отколов глины от устья (народное название — печина), Угольки, самопроизвольно выскочившие из печи (выстрелившие), собирали и хранили для особого случая. Полученный из них порошок давали роженицам, чтобы ускорить   роды.   Лечебное действие объясняли аналогией: как выскакивает уголек, так быстро и легко выйдет ребенок.

    Уголечки с огоньком (красненькие) использовали в Томской губернии для снятия сглаза с младенцев. В Алтайском крае Н. И. Суровцева применяет это лечение и в настоящее время. «Достанешь из печи три уголечка красненьких, — рассказывала она, — нальешь воды в стакан и опускаешь туда угольки: первый — этот от уроков, второй — этот от переполохов, третий — этот от призеров. Какая болезнь в ребенке есть, тот уголек опустится. Потом надо дать ребеночку пивнуть три глоточка, обмыть его всего водой с уголечков, завернуть и спать уложить». На каждый из уголечков, опускаемый в стакан, трижды читает заговор: «Батюшко, царь огонек, матушка, царица искра! Как вы моете горы и долы, лес густой, так смойте, сполощите с раба Божьего младенца (имя рек) страхи и уроки, переполохи, призеры, щипоту, ломоту, худобище, озевище с буйной головы, с тела белого, с мяса красного, с желудка желтого, со всего корпу  человеческого. Век по веки, отныне и до веки, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

    Как видим, основные лечебные процедуры народные целители проводили в печи, на печи или около нее. Но для лечебных целей было задействовано все жилое пространство — от земли, на которой стоял дом, до его кровли. Поэтому народную поговорку «Дома и стены помогают» следует понимать расширительно — помогает не только конструкция жилища, но и тепло родного очага, и люди, находящиеся в доме, их опыт, знания, навыки, а главное, их доброта.

    Примечания
     
    Статья написана по личным наблюдениям автора, а также с использованием следующих публикаций:

    1. Авдеева Е. А. Записки о старом и новом русском быте. СПб. 1842.
    2. Виноградов Г. С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири//Живая старина. 1916. Вып. 4. 3. Красноженова М. Материалы по народной медицине Енисейской губернии//Известия Восточносибирского отдела
    3.  Русского георграфического общества. Т. 42.
    4. Макаренко А. Детские и женские болезни и их лечение//Живая старина. 1897. Вып. 2.
    5. Неклепаев И. Я. Народная медицина в Сургутском крае. СПб. 1900.
    6. Сытин Г. Н. Животворящая сила. Метод СОВУС — метод психокоррекции.М. 1990.
    7. Уткин Л. А. Заметки по народной медицине//Сибирская живая старина. 1928. Вып. 7
     
    Виктория ЛИПИНСКАЯ, доктор исторических наук




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование