Дуров В. Награды Белого воинства
В ноябре 1918 года военный и морской министр Сибирского правительства (так называемой «Уфимской Директории») адмирал А. В. Колчак при поддержке офицерских и казачьих частей, а также командования войск Антанты в Сибири совершил переворот, положив конец сибирской автономии, пусть даже номинальной.
Уже 19 ноября 1918 года (по старому стилю) появилось Постановление Совета министров «Об установлении Российского Национального гимна», в котором говорилось: «В тех случаях, в коих подобает исполнение Российского Национального гимна, исполнять в качестве такого старинный русский гимн на слова «Коль славен наш господь в Сионе», музыка Бортнянского». Конкурс на создание нового гимна окончился неудачей, и пришлось узаконить в этом качестве духовное сочинение композитора Д. С. Бортнянского (1751-1825) на слова поэта М.М. Хераскова.
Адмирал Колчак вручает боевые награды. 1919 г. Фото впервые опубликовано в 2000 году
Первые попытки создать особый герб предпринимались еще до переворота. 4 августа 1918 года управляющий Военным министерством генерал-майор А. Н. Гришин-Алмазов, докладывая в Совете министров, предложил два варианта будущего герба: двуглавый орел Билибинского типа 1917 года и Сибирский, «в том виде, как он изображен на старинных монетах времен Екатерины II...». Ноуже 16 августа был представлен новый эскиз, на котором соболи поддерживали не корону, а черного орла, «символизирующего Россию в полной ее совокупности».
В 1918 году сибирский герб так и не был утвержден. Попытки продолжились уже при Верховном правителе. Но и они не дали результатов, хотя победителю и пообещали премию в пять тысяч рублей. Позднее, правда, создали эмблему, ставшую колчаковским гербом. В лапы орлу дали меч и державу, над его головой поместили крест Константина и слова «Сим победиши». Этот герб остался лишь на бумажных денежных знаках и немногочисленных марках, выпущенных Колчаком. Впрочем, его можно увидеть еще на одном проекте, утвержденном самим Верховным правителем.
В фондах Государственного исторического музея хранятся три акварельных рисунка. Два из них изображают конного и пешего военнослужащих, одетых в серо-синюю, близкую к черной, форму (френч, со стояче-отложным воротником и четырьмя накладными карманами, и шаровары), с поперечными наплечными нашивками (золотого галуна?) вместо погон, на манер, принятый во французской или японской армиях. У «пехотинца» (конечно, эти названия условны) на воротнике черные петлицы с желтой (золотой) шифровкой «3.»; петлицы кавалериста — светло-синего (голубого) цвета, и такого же цвета у него выпушки по контуру нагрудных карманов и по обшлагам френча. Приборный металл в обоих случаях желтый (в том числе аксельбант «кавалериста»), снаряжение — черное у «пехотинца» и коричневое у «кавалериста». Отдельно изображенная на третьем рисунке каска напоминает русскую, «адриановского» образца, но со съемным украшением на гребне и с приспособлением для крепления белого волосяного плюмажа. Сама она черная, отделка и орел — золотые. Из оружия (кроме револьверной кобуры) различим тесак или кинжал «пехотинца» (образца, уже не существовавшего в Российской Императорской Армии в начале XX века) с эфесом и наконечником ножен желтого металла. На всех трех рисунках, очевидно проектных, есть резолюции: «Утверждаю/Верховный правитель/Адмирал Колчак», а также подпись автора рисунков—«Г. Ильин».
Одновременно создавались новые ордена — Возрождения России и Освобождения Сибири. Были представлены десятки проектов. Рисунок ордена Возрождения России, по мысли жюри, возглавляемого искусствоведом профессором В. И. Денике, должен был «воплощать идею возрождения России из смуты гражданской войны». При создании проекта рекомендовалось использовать «мотивы, заимствованные из русских и национальных сокровищ древней орнаментальной мистики и современных графически переданных аллегорий». Но ни один из представленных рисунков не получил одобрения жюри.
Второй проектировавшийся орден — Освобождения Сибири — должен был «воплощать в себе природные силы Сибири с орнаментацией, изображающей растительные и животные формы страны». Эту довольно сложную задачу пытались решить десятки художников. Но жюри приняло проект уже известного читателю художника, автора сибирского герба Глеба Александровича Ильина.
Предполагалось, что орден будет иметь четыре степени и даваться за военные и гражданские отличия. Высшая, первая степень представляла собой прямой золотой крест, на который положен такой же формы крест меньшего размера, сделанный из малахита. В центре креста дата «1918». К знаку (кресту) 1-й степени полагалась также восьмилучевая серебряная позолоченная звезда оригинальной формы (вертикальные и горизонтальные лучи были длиннее остальных четырех). На каждом удлиненном луче — по пять хризолитов.
Вторая степень награды — аналогичный крест меньших размеров, без звезды. Крест третьей степени еще меньше. Четвертая степень предназначалась для награждения нижних чинов и представляла собой такой же крест, но вместо малахита использовалась зеленая эмаль. К знакам всех степеней, дававшимся за военные заслуги, полагались скрещенные казацкие шашки (сабли) старого образца, с гардами. Ордена первой степени носились через правое плечо, второй — на шее, третьей — в петлице.
По статуту орден мог получить любой гражданин Российского государства, а также иностранный подданный за проявленное с борьбе с революцией отличие.
Разработка новых наград колчаковского режима проходила в феврале — апреле 1919 года. Уже летом заказали 20 орденских звезд, 20 крестов первой степени, 100 — второй, 300 — третьей и 1000 — четвертой степени, а также бело-зеленые орденские ленты к ним.
В настоящее время известна лишь одна звезда этого ордена, хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Сведениями о награждениях орденом Освобождения Сибири мы не располагаем.
При Колчаке излюбленное в сибирской символике сочетание белого и зеленого жестко и решительно изгоняется из вооруженных сил: бело-зеленые кокарды на головных уборах, шевроны на левом рукаве формы, обшивка гимнастерок и погон — словом, все, что напоминало о былой «автономии» Сибири. Возможно, и невыдача «Сибирского» ордена с его бело-зеленой лентой также стала следствием этой политики.
Характерна в этом отношении символика жетона, установленного 9 июля 1919 года «для офицерских чинов комендантской части Управления делами Верховного правителя и Совета министров», переименованного 6 июля 1919 года в Управление делами Российского правительства. На его лицевой стороне в форме флюгера изображено бело-сине-красное полотнище с вертикально расположенными полосами, выше — Андреевский флаг, напоминание о том, что Александр Васильевич имеет адмиральский чин, и дата — «1919». На оборотной стороне жетона — бело-зеленая эмаль и поверх нее цифры «1918» как воспоминание об упраздненной сибирской автономии. Мы располагаем только проектным рисунком этого жетона.
После взятия белыми Перми и разгрома красных войск зимой 1919 года начались щедрые раздачи наград в колчаковской армии. Барон Будбер записал в своем дневнике в мае 1919 года: «Лавры Пермской победы вскружили всем головы; посыпались награды, на фронте имеется уже несколько кавалеров Георгия 3-й степени; бывшие штабс-капитаны сделались генерал-лейтенантами...»
Для Колчака нашелся знак ордена св. Георгия 3-й степени, и на последних фотографиях он снят уже с этой наградой.
Имеются сведения об изготовлении в Сибири солдатских Георгиевских крестов. В августе 1919 года было выделено несколько пудов серебра «для лития Георгиевских крестов». Кроме того, на имевшихся в распоряжении колчаковского командования Георгиевских медалях старого образца «путем сглаживания рельефа» предполагалось вместо портрета императора чеканить изображение Георгиевского креста. До нашего времени они не дошли.
Нетрадиционную Георгиевскую награду учредил в 1920 году атаман Семенов. Это серебряный крест «георгиевской» формы, с указанием степени и выбитым порядковым номером. На лучах креста буквы «О. М. О.» (Особый Маньчжурский отряд, сформированный еще есаулом Семеновым в 1918 году). Кроме креста, существовала еще и семеновская Георгиевская медаль «За храбрость», также номерная. Крест и медаль носились на черно-оранжевой «георгиевской» ленте.
В 1920 году, в память о событиях гражданской войны в Сибири, генерал Вой-цеховский установил военный орден «За Великий Сибирский поход», представлявший собой точное повторение награды «За 1-ый Кубанский (Ледяной) поход» (терновый венок с мечом). Единственное отличие состояло в том, что меч был не серебряный, а золотой.
Последним по времени учреждения знаком отличия стала медаль в память Земского Собора Приамурья. Правительство генерала Дитерихса, созвавшее этот Собор летом 1922 года, пыталось реорганизовать свои силы в духе российской старины. Военачальники стали называться воеводами, войско — «Земской Ратью», а созванный парламент — Земским Собором. Медаль, которая, вероятно, предназначалась для участников Собора, носилась на бело-сине-красной ленте.
Собственную символику имели отдельные воинские формирования, например отряды одного из сибирских атаманов — Бориса Анненкова. Он еще в первую мировую войну возглавлял «партизанский» отряд, действовавший в тылу у немцев. В память этого все бывшие партизаны, уехавшие с Анненковым в Сибирь и воевавшие в его отрядах, вскоре ставших отдельной дивизией, носили особые черно-красные матерчатые углы на левом рукаве. Дополнительным отличием «анненковцев» стал череп с костями, помещавшийся и на фуражках, и на левом рукаве, и даже на сапогах. Еще одно отличие — угол из Георгиевской ленты на рукаве одежды тех, кто был при атамане с первых дней военных действий в Сибири. Известно фото одного из анненковцев, на котором хорошо видны все эти знаки различия и отличия (публикуется впервые).
Гражданская война в Сибири оставила след и в символике государств, участвовавших в интервенции. В память первой мировой войны Соединенные Штаты, как, впрочем, и почти все другие страны Антанты, выпустили особую наградную медаль Победы (Victory) с 38 разными пряжками, 14 из которых обозначали места сражений (в основном на французской территории), 5 — названия государств и одного большого региона, где приходилось воевать американцам. Еще 19 пряжек предназначались для моряков и солдат морской пехоты, на них указывались наименования различных военно-морских специальностей и классов кораблей, а также мировых акваторий, в которых плавали моряки США в годы войны.
Американцы, принимавшие участие в интервенции с 12 ноября 1918 года до 30 марта 1920 года, также получали право на медаль Победы и на три пряжки «Russia», «Siberia», «White Sea».
Самыми многочисленными и разнообразными являются знаки различия и награды чехословаков. В Историческом музее хранятся документы об изготовлении особого знамени для одного из полков, 3-го стрелкового им. Яна Жижки. Стяг был вышит в Киеве дамами «с чешскими фамилиями», как об этом сказано в приказе по полку от 28 марта 1917 года. Знамена так называемого «Гуситского образца» должен был получить каждый полк. Под ними чехословаки воевали в Поволжье, в Сибири, на Дальнем Востоке, эвакуировались в США, вернулись оттуда на родину, в Чехословакию, сохранив боевые реликвии.
Самой известной наградой Чехословакии интересующего нас времени стала «Чехословацкая Революционная медаль» (Ceskoslovenska Revolucni medaile), учрежденная Президентским Декретом от 1 декабря 1918 года в Париже (декрет подписал замещавший в тот момент главу государства министр иностранных дел Эдуард Бенеш — Президент Томаш Масарик находился в США).
Самой известной наградой Чехословакии интересующего нас времени стала «Чехословацкая Революционная медаль» (Ceskoslovenska Revolucni medaile), учрежденная Президентским Декретом от 1 декабря 1918 года в Париже (декрет подписал замещавший в тот момент главу государства министр иностранных дел Эдуард Бенеш — Президент Томаш Масарик находился в США).
Медаль, автором которой стал известный французский скульптор Эмиль Антуан Бурдель ( 1861-1929), представляет собой шедевр искусства малой пластики. На одной ее стороне изображен обнаженный всадник на крылатом коне, держащий в правой руке знамя. Здесь же по кругу надпись: «Вставай на стражу, свободный народ». На оборотной стороне — фигура крылатой женщины со свитком над головой; у ее ног — клубок змей, олицетворяющий врагов Чехословацкой республики. На свитке надпись «За свободу», по бокам — даты мировой войны: «1914-1918». Медаль крепится на красной ленте с широкой белой продольной полосой, окаймленной синими полосками (государственные цвета Чехословакии).
На ленту помещали металлические планки с названием мест, где воевал награжденный. В мае 1917 года чехословацкие легионеры впервые участвовали в бою с немцами в составе русских войск под Зборовом, о чем напоминает планка «Зборов» (Zborov). Вторая планка, «Бахмач» (Bachmac), относится к событиям февраля — марта 1918 года, когда чехословацкие части вели бои с немцами и австрийцами в районе города Бахмач Черниговской области Украины; третья — «Сибирь» (Sibir) — ко времени гражданской войны. Планка с буквами «CD» (расшифровывается как Чехословацкая дружина) напоминает о том, что именно в России в 1916 году формировалась 1 -я Чехословацкая дружина, ставшая самой старой воинской частью государства.
На Революционной медали можно видеть и маленькие квадратные металлические пряжки с цифрами от «1» до «39». Это номера полков чехословацкой армии, принимавших участие в первой мировой войне и гражданской войне в России. Первые 12 относятся к частям, сформированным на территории бывшей Российской империи. Полки «французские» имели номера от «21» до «24», «итальянские» — от «31» до «35» и номер «39».
Из наград Румынии к «Сибирской» эпопее 1918-1920 годов можно отнести лишь одну, вернее, один из элементов этой награды. В июле 1918 года был учрежден памятный крест для румын — участников первой мировой войны. На лицевой стороне фигурного бронзового креста в центральном медальоне — вензель короля Фердинанда I под королевской короной. На оборотной стороне — даты вступления Румынии в войну (1916) и завершения ее (1918). К награде было введено четырнадцать планок (одна из которых «Siberia») для ношения на ленте. В годы гражданской войны и интервенции в Сибири находилось несколько тысяч румын, входивших в состав войск интервентов.
Фотографии В. Бойко
Иллюстрации А. Каращука