Вайсман О.А., Н.Л. Демкина. Создание службы информатизации в школе



О.А. Вайсман, Н.Л. Демкина
Создание службы информатизации в школе
 
 
Информационная среда школы - это не только использование компьютеров на уроках информатики, но и эффективное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во всем образовательном процессе. Современные ИКТ предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации администрации и педагогов образовательных учреждений. Поэтому возникает необходимость создания благоприятных условий для повышения уровня квалификации педагогических работников, а следовательно, улучшения качества образования.

Одним из возможных путей решения этой задачи является создание комплексной системы информационного обеспечения образования. Структура такой системы - вертикальная и строится она по иерархическому принципу. Это означает, что в каждой школе должна быть организована служба информационного обеспечения. В Москве, например, на уровне управления образования округа определяется (назначается) куратор по информатизации. В Департаменте образования организуется центр управления комплексной системой информационного обеспечения. Такая организация информационного обеспечения позволит максимально эффективно использовать нововведения в области ИКТ на всех уровнях образования, как при преподавании, так и при управлении учебным процессом.

Основным назначением службы информационного обеспечения в школе является:
• формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения;
• поэтапное решение задач информатизации образования;
• внедрение новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы;
• информационно-методическое обеспечение учебного процесса;
• внедрение электронного документооборота.

Структура службы информационного обеспечения и ее подразделений определяется на совете школы и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Контроль над деятельностью службы, в т. ч. в части договорных работ, осуществляется администрацией в установленном порядке.
Типовая организационная структура должна состоять из заместителя директора по информатизации, учителя информатики и ИТ. В зависимости от масштабности образовательного учреждения и реализуемых задач структура службы информационного обеспечения может увеличиваться. Данная служба подчиняется непосредственно директору школы и куратору по информатизации в окружном управлении образования.

Права и обязанности службы информатизации соответствуют правам структурного подразделения школы, зафиксированным в уставе.

В административно-организационном отношении это подразделение и ее руководитель подчиняются администрации школы.

Служба и все ее структурные (штатные и внештатные) подразделения подчиняются принятым правилам внутреннего распорядка, техники безопасности, противопожарным требованиям, санитарно-профилактическим нормам и указаниям руководства образовательного учреждения. Учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская и производственная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Закона РФ "Об образовании", устава школы и других нормативно-правовых документов.

Служба содержится за счет целевых бюджетных ассигнований, включаемых в базовое финансирование школы.
В связи с тем, что количество компьютерной техники в образовательных учреждениях постоянно растет, возникла необходимость усовершенствования ранее действующих нормативов и разработки пакета документов, содержащего должностные инструкции, квалификационные требования и нормативы оплаты труда работников образования, чья деятельность связана с использованием ИКТ.

Итак, в мероприятия по созданию службы информационного обеспечения школы входят:
• назначение заместителя директора по информатизации;
• определение численности службы информатизации;
• утверждение должностных инструкций каждого сотрудника службы информационного обеспечения директором школы;
• разработка программы мероприятий службы на краткосрочную и среднесрочную перспективу и утверждение этих документов у директора школы;
• создание механизма расширения службы за счет масштабирования ее деятельности и увеличения количества компьютерной техники в школе.

Для создания службы информационного обеспечения необходима следующая типовая документация:
• положение о службе;
• должностные инструкции ее сотрудников;
• паспорт информационного пространства образовательного учреждения;
• текущие планы работы службы (на месяц, триместр, четверть, семестр, год);
• расписание работы подразделений службы.

Типовая документация службы информационного обеспечения включает также:
• журнал регистрации заявок на информационное обслуживание;
• журнал регистрации заявок на техническое обслуживание;
• журнал входящей и исходящей документации;
• журнал входящих и исходящих документов поста электронной почты;
• журнал инструктажа сотрудников и учащихся по технике безопасности;
• инструкция по охране труда при работе на видеодисплейных терминалах и персональных ЭВМ;
• журнал регистрации пользователей ПК;
• правила для пользователей локальной компьютерной сети;
• каталоги по разделам информационных средств;
• журнал (картотека) выдачи информационных средств;
• журнал учета неисправностей материальных средств;
• книга учета материальных средств;
• акты инвентаризации, приема, сдачи и списания технических средств.

В перечень должностей работников школы, деятельность которых связана с использованием ИКТ, входит: заместитель директора по информатизации; учитель (преподаватель) информатики и ИТ; документовед; методист-организатор по информатизации; медиаспециалист; лаборант ИКТ; техник; инженер-системотехник; системный администратор.

Наполнение службы информационного обеспечения зависит от численности учащихся и уровня оснащения компьютерной техникой, программным обеспечением и периферийными устройствами.

Рассмотрим в рамках этой статьи одну из должностей и квалификационные требования к ней - методист-организатор по информатизации.

Квалификационные требования к методисту-организатору по информатизации
Должностные обязанности:
• анализирует учебные планы и программы по информатике и ИКТ, информатизации;
• повышает квалификацию преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, связанных с ИКТ;
• разрабатывает документацию и методический материал по проведению занятий, конкурсов, олимпиад, конференций и других мероприятий в области ИКТ;
• изучает, обобщает и распространяет наиболее результативный опыт работы образовательного учреждения по своему направлению;
• оказывает консультативную и практическую помощь преподавателям и сотрудникам образовательного учреждения по ИКТ;
• обеспечивает образовательное учреждение нормативными материалами по ИКТ;
• осуществляет творческое сотрудничество по своему направлению с организациями, работающими в сфере ИКТ;
• анализирует и проводит мониторинг рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг;
• анализирует и внедряет в образовательный процесс современные электронные обучающие средства;
• организует участие образовательного учреждения в мероприятиях, связанных с ИКТ;
• организует работу по формированию фонда медиатеки образовательного учреждения;
• организует научно-методическую и опытно-экспериментальную работу образовательного учреждения по своему направлению;
• организует работу по разработке методического обеспечения дистанционного образования в образовательном учреждении;
• проводит работу по результативности преподавания предметов в области ИКТ (текущий срез знаний, динамика уровня обученности учащихся, участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях);
• организует работу по досугу студентов и учащихся в образовательном учреждении в области ИКТ (например, Интернет-клуб, клуб программистов, компьютерные презентации, кружки, факультативы и пр.).
Должен знать:
• Конституцию РФ;
• законы РФ;
• основы трудового законодательства;
• решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
• Конвенцию о правах ребенка;
• принципы дидактики; основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные технологии преподавания;
• методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;
• систему организации образовательного процесса в учреждении;
• принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации;
• методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях;
• принципы систематизации методических и информационных материалов;
• основные требования к ВТ, аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката;
• правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам труда:
• 8-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет.
• 9-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 8 лет.
• 10-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 8 до12 лет.
• 11-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше12 лет.
• 12-й разряд - II квалификационная категория. Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
• 13-й разряд -1 квалификационная категория. Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 3 лет.
• 14-й разряд - высшая квалификационная категория. Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 6 лет.

Методист-организатор по информатизации подчиняется непосредственно заместителю директора по ИКТ.
 
Нормативные документы
• Конституция РФ от 12.12.93 (с изм. и доп.)
• Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89) (вступила в силу для СССР 15.09.90)
• Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)

"Справочник руководителя ОУ", № 9, 2005