Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  




    О.А. Вайсман, Н.Л. Демкина
    Создание службы информатизации в школе
     
     
    Информационная среда школы - это не только использование компьютеров на уроках информатики, но и эффективное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во всем образовательном процессе. Современные ИКТ предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации администрации и педагогов образовательных учреждений. Поэтому возникает необходимость создания благоприятных условий для повышения уровня квалификации педагогических работников, а следовательно, улучшения качества образования.

    Одним из возможных путей решения этой задачи является создание комплексной системы информационного обеспечения образования. Структура такой системы - вертикальная и строится она по иерархическому принципу. Это означает, что в каждой школе должна быть организована служба информационного обеспечения. В Москве, например, на уровне управления образования округа определяется (назначается) куратор по информатизации. В Департаменте образования организуется центр управления комплексной системой информационного обеспечения. Такая организация информационного обеспечения позволит максимально эффективно использовать нововведения в области ИКТ на всех уровнях образования, как при преподавании, так и при управлении учебным процессом.

    Основным назначением службы информационного обеспечения в школе является:
    • формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения;
    • поэтапное решение задач информатизации образования;
    • внедрение новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы;
    • информационно-методическое обеспечение учебного процесса;
    • внедрение электронного документооборота.

    Структура службы информационного обеспечения и ее подразделений определяется на совете школы и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Контроль над деятельностью службы, в т. ч. в части договорных работ, осуществляется администрацией в установленном порядке.
    Типовая организационная структура должна состоять из заместителя директора по информатизации, учителя информатики и ИТ. В зависимости от масштабности образовательного учреждения и реализуемых задач структура службы информационного обеспечения может увеличиваться. Данная служба подчиняется непосредственно директору школы и куратору по информатизации в окружном управлении образования.

    Права и обязанности службы информатизации соответствуют правам структурного подразделения школы, зафиксированным в уставе.

    В административно-организационном отношении это подразделение и ее руководитель подчиняются администрации школы.

    Служба и все ее структурные (штатные и внештатные) подразделения подчиняются принятым правилам внутреннего распорядка, техники безопасности, противопожарным требованиям, санитарно-профилактическим нормам и указаниям руководства образовательного учреждения. Учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская и производственная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Закона РФ "Об образовании", устава школы и других нормативно-правовых документов.

    Служба содержится за счет целевых бюджетных ассигнований, включаемых в базовое финансирование школы.
    В связи с тем, что количество компьютерной техники в образовательных учреждениях постоянно растет, возникла необходимость усовершенствования ранее действующих нормативов и разработки пакета документов, содержащего должностные инструкции, квалификационные требования и нормативы оплаты труда работников образования, чья деятельность связана с использованием ИКТ.

    Итак, в мероприятия по созданию службы информационного обеспечения школы входят:
    • назначение заместителя директора по информатизации;
    • определение численности службы информатизации;
    • утверждение должностных инструкций каждого сотрудника службы информационного обеспечения директором школы;
    • разработка программы мероприятий службы на краткосрочную и среднесрочную перспективу и утверждение этих документов у директора школы;
    • создание механизма расширения службы за счет масштабирования ее деятельности и увеличения количества компьютерной техники в школе.

    Для создания службы информационного обеспечения необходима следующая типовая документация:
    • положение о службе;
    • должностные инструкции ее сотрудников;
    • паспорт информационного пространства образовательного учреждения;
    • текущие планы работы службы (на месяц, триместр, четверть, семестр, год);
    • расписание работы подразделений службы.

    Типовая документация службы информационного обеспечения включает также:
    • журнал регистрации заявок на информационное обслуживание;
    • журнал регистрации заявок на техническое обслуживание;
    • журнал входящей и исходящей документации;
    • журнал входящих и исходящих документов поста электронной почты;
    • журнал инструктажа сотрудников и учащихся по технике безопасности;
    • инструкция по охране труда при работе на видеодисплейных терминалах и персональных ЭВМ;
    • журнал регистрации пользователей ПК;
    • правила для пользователей локальной компьютерной сети;
    • каталоги по разделам информационных средств;
    • журнал (картотека) выдачи информационных средств;
    • журнал учета неисправностей материальных средств;
    • книга учета материальных средств;
    • акты инвентаризации, приема, сдачи и списания технических средств.

    В перечень должностей работников школы, деятельность которых связана с использованием ИКТ, входит: заместитель директора по информатизации; учитель (преподаватель) информатики и ИТ; документовед; методист-организатор по информатизации; медиаспециалист; лаборант ИКТ; техник; инженер-системотехник; системный администратор.

    Наполнение службы информационного обеспечения зависит от численности учащихся и уровня оснащения компьютерной техникой, программным обеспечением и периферийными устройствами.

    Рассмотрим в рамках этой статьи одну из должностей и квалификационные требования к ней - методист-организатор по информатизации.

    Квалификационные требования к методисту-организатору по информатизации
    Должностные обязанности:
    • анализирует учебные планы и программы по информатике и ИКТ, информатизации;
    • повышает квалификацию преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, связанных с ИКТ;
    • разрабатывает документацию и методический материал по проведению занятий, конкурсов, олимпиад, конференций и других мероприятий в области ИКТ;
    • изучает, обобщает и распространяет наиболее результативный опыт работы образовательного учреждения по своему направлению;
    • оказывает консультативную и практическую помощь преподавателям и сотрудникам образовательного учреждения по ИКТ;
    • обеспечивает образовательное учреждение нормативными материалами по ИКТ;
    • осуществляет творческое сотрудничество по своему направлению с организациями, работающими в сфере ИКТ;
    • анализирует и проводит мониторинг рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг;
    • анализирует и внедряет в образовательный процесс современные электронные обучающие средства;
    • организует участие образовательного учреждения в мероприятиях, связанных с ИКТ;
    • организует работу по формированию фонда медиатеки образовательного учреждения;
    • организует научно-методическую и опытно-экспериментальную работу образовательного учреждения по своему направлению;
    • организует работу по разработке методического обеспечения дистанционного образования в образовательном учреждении;
    • проводит работу по результативности преподавания предметов в области ИКТ (текущий срез знаний, динамика уровня обученности учащихся, участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях);
    • организует работу по досугу студентов и учащихся в образовательном учреждении в области ИКТ (например, Интернет-клуб, клуб программистов, компьютерные презентации, кружки, факультативы и пр.).
    Должен знать:
    • Конституцию РФ;
    • законы РФ;
    • основы трудового законодательства;
    • решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • принципы дидактики; основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные технологии преподавания;
    • методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;
    • систему организации образовательного процесса в учреждении;
    • принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации;
    • методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях;
    • принципы систематизации методических и информационных материалов;
    • основные требования к ВТ, аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката;
    • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    Требования к квалификации по разрядам труда:
    • 8-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет.
    • 9-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 8 лет.
    • 10-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 8 до12 лет.
    • 11-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше12 лет.
    • 12-й разряд - II квалификационная категория. Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
    • 13-й разряд -1 квалификационная категория. Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 3 лет.
    • 14-й разряд - высшая квалификационная категория. Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 6 лет.

    Методист-организатор по информатизации подчиняется непосредственно заместителю директора по ИКТ.
     
    Нормативные документы
    • Конституция РФ от 12.12.93 (с изм. и доп.)
    • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89) (вступила в силу для СССР 15.09.90)
    • Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)

    "Справочник руководителя ОУ", № 9, 2005




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование