Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека 

    Одаренные дети

    Проекты 

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов 

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  




    О.А. Вайсман, Н.Л. Демкина
    Создание службы информатизации в школе
     
     
    Информационная среда школы - это не только использование компьютеров на уроках информатики, но и эффективное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во всем образовательном процессе. Современные ИКТ предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации администрации и педагогов образовательных учреждений. Поэтому возникает необходимость создания благоприятных условий для повышения уровня квалификации педагогических работников, а следовательно, улучшения качества образования.

    Одним из возможных путей решения этой задачи является создание комплексной системы информационного обеспечения образования. Структура такой системы - вертикальная и строится она по иерархическому принципу. Это означает, что в каждой школе должна быть организована служба информационного обеспечения. В Москве, например, на уровне управления образования округа определяется (назначается) куратор по информатизации. В Департаменте образования организуется центр управления комплексной системой информационного обеспечения. Такая организация информационного обеспечения позволит максимально эффективно использовать нововведения в области ИКТ на всех уровнях образования, как при преподавании, так и при управлении учебным процессом.

    Основным назначением службы информационного обеспечения в школе является:
    • формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения;
    • поэтапное решение задач информатизации образования;
    • внедрение новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы;
    • информационно-методическое обеспечение учебного процесса;
    • внедрение электронного документооборота.

    Структура службы информационного обеспечения и ее подразделений определяется на совете школы и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Контроль над деятельностью службы, в т. ч. в части договорных работ, осуществляется администрацией в установленном порядке.
    Типовая организационная структура должна состоять из заместителя директора по информатизации, учителя информатики и ИТ. В зависимости от масштабности образовательного учреждения и реализуемых задач структура службы информационного обеспечения может увеличиваться. Данная служба подчиняется непосредственно директору школы и куратору по информатизации в окружном управлении образования.

    Права и обязанности службы информатизации соответствуют правам структурного подразделения школы, зафиксированным в уставе.

    В административно-организационном отношении это подразделение и ее руководитель подчиняются администрации школы.

    Служба и все ее структурные (штатные и внештатные) подразделения подчиняются принятым правилам внутреннего распорядка, техники безопасности, противопожарным требованиям, санитарно-профилактическим нормам и указаниям руководства образовательного учреждения. Учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская и производственная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Закона РФ "Об образовании", устава школы и других нормативно-правовых документов.

    Служба содержится за счет целевых бюджетных ассигнований, включаемых в базовое финансирование школы.
    В связи с тем, что количество компьютерной техники в образовательных учреждениях постоянно растет, возникла необходимость усовершенствования ранее действующих нормативов и разработки пакета документов, содержащего должностные инструкции, квалификационные требования и нормативы оплаты труда работников образования, чья деятельность связана с использованием ИКТ.

    Итак, в мероприятия по созданию службы информационного обеспечения школы входят:
    • назначение заместителя директора по информатизации;
    • определение численности службы информатизации;
    • утверждение должностных инструкций каждого сотрудника службы информационного обеспечения директором школы;
    • разработка программы мероприятий службы на краткосрочную и среднесрочную перспективу и утверждение этих документов у директора школы;
    • создание механизма расширения службы за счет масштабирования ее деятельности и увеличения количества компьютерной техники в школе.

    Для создания службы информационного обеспечения необходима следующая типовая документация:
    • положение о службе;
    • должностные инструкции ее сотрудников;
    • паспорт информационного пространства образовательного учреждения;
    • текущие планы работы службы (на месяц, триместр, четверть, семестр, год);
    • расписание работы подразделений службы.

    Типовая документация службы информационного обеспечения включает также:
    • журнал регистрации заявок на информационное обслуживание;
    • журнал регистрации заявок на техническое обслуживание;
    • журнал входящей и исходящей документации;
    • журнал входящих и исходящих документов поста электронной почты;
    • журнал инструктажа сотрудников и учащихся по технике безопасности;
    • инструкция по охране труда при работе на видеодисплейных терминалах и персональных ЭВМ;
    • журнал регистрации пользователей ПК;
    • правила для пользователей локальной компьютерной сети;
    • каталоги по разделам информационных средств;
    • журнал (картотека) выдачи информационных средств;
    • журнал учета неисправностей материальных средств;
    • книга учета материальных средств;
    • акты инвентаризации, приема, сдачи и списания технических средств.

    В перечень должностей работников школы, деятельность которых связана с использованием ИКТ, входит: заместитель директора по информатизации; учитель (преподаватель) информатики и ИТ; документовед; методист-организатор по информатизации; медиаспециалист; лаборант ИКТ; техник; инженер-системотехник; системный администратор.

    Наполнение службы информационного обеспечения зависит от численности учащихся и уровня оснащения компьютерной техникой, программным обеспечением и периферийными устройствами.

    Рассмотрим в рамках этой статьи одну из должностей и квалификационные требования к ней - методист-организатор по информатизации.

    Квалификационные требования к методисту-организатору по информатизации
    Должностные обязанности:
    • анализирует учебные планы и программы по информатике и ИКТ, информатизации;
    • повышает квалификацию преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, связанных с ИКТ;
    • разрабатывает документацию и методический материал по проведению занятий, конкурсов, олимпиад, конференций и других мероприятий в области ИКТ;
    • изучает, обобщает и распространяет наиболее результативный опыт работы образовательного учреждения по своему направлению;
    • оказывает консультативную и практическую помощь преподавателям и сотрудникам образовательного учреждения по ИКТ;
    • обеспечивает образовательное учреждение нормативными материалами по ИКТ;
    • осуществляет творческое сотрудничество по своему направлению с организациями, работающими в сфере ИКТ;
    • анализирует и проводит мониторинг рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг;
    • анализирует и внедряет в образовательный процесс современные электронные обучающие средства;
    • организует участие образовательного учреждения в мероприятиях, связанных с ИКТ;
    • организует работу по формированию фонда медиатеки образовательного учреждения;
    • организует научно-методическую и опытно-экспериментальную работу образовательного учреждения по своему направлению;
    • организует работу по разработке методического обеспечения дистанционного образования в образовательном учреждении;
    • проводит работу по результативности преподавания предметов в области ИКТ (текущий срез знаний, динамика уровня обученности учащихся, участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях);
    • организует работу по досугу студентов и учащихся в образовательном учреждении в области ИКТ (например, Интернет-клуб, клуб программистов, компьютерные презентации, кружки, факультативы и пр.).
    Должен знать:
    • Конституцию РФ;
    • законы РФ;
    • основы трудового законодательства;
    • решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • принципы дидактики; основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные технологии преподавания;
    • методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;
    • систему организации образовательного процесса в учреждении;
    • принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации;
    • методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях;
    • принципы систематизации методических и информационных материалов;
    • основные требования к ВТ, аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката;
    • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    Требования к квалификации по разрядам труда:
    • 8-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет.
    • 9-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 8 лет.
    • 10-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 8 до12 лет.
    • 11-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше12 лет.
    • 12-й разряд - II квалификационная категория. Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
    • 13-й разряд -1 квалификационная категория. Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 3 лет.
    • 14-й разряд - высшая квалификационная категория. Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 6 лет.

    Методист-организатор по информатизации подчиняется непосредственно заместителю директора по ИКТ.
     
    Нормативные документы
    • Конституция РФ от 12.12.93 (с изм. и доп.)
    • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89) (вступила в силу для СССР 15.09.90)
    • Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)

    "Справочник руководителя ОУ", № 9, 2005




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование