Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    В.Ю. Каминский
     
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    Для современной системы образования характерны различные по форме собственности и по типу образовательные учреждения. Используются новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.

    Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые преподаватель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления, учебной информации, а с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

    Технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

    Таким образом, технология обучения - это реально то, что характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения.

    Технология обучения как педагогическая система - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научных подходов к анализу и организации учебного процесса и направленная на достижение высоких результатов в развитии личности учащихся.

    Структурными составляющими такой системы являются:
    - цели обучения;
    - содержание обучения;
    - средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства преподавания;
    - организация учебного процесса;
    - учащиеся;
    - преподаватели;
    - результат деятельности (уровень обученности, воспитанности).
    Выбранная технология в любом случае должна базироваться на следующих принципах:
    - доверие педагогическому профессионализму учителя;
    - безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм работы учащихся;
    - гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса;
    - комфортность ученика и учителя.
    Технология обучения рассматривает два основных этапа в профессиональной деятельности учителя - этап проектирования и этап реализации проекта в учебном процессе.

    Этап проектирования учебного процесса сосредоточен на освоении технологических предписаний и процедур по конструированию так называемой технологической карты - своего рода паспорта будущего учебного процесса в данном классе, параллели и т.д. В технологической карте целостно и емко должны быть представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения:
    целеполагание;
    содержание;
    методика;
    дозирование домашних заданий;
    диагностика;
    коррекция.

    С овладения технологией конструирования образовать тельного  процесса  начинается  новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

    Технология предполагает формирование методического видения всего учебного процесса на учебный год. С этого начинается использование технологии.
    Основной объект проектирования в технологии - это учебная тема. Учитель формирует микроцели для каждой темы в форме: «ЗНАТЬ...», «УМЕТЬ...», «ПОНИМАТЬ...», «ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О...», «УМЕТЬ ДАВАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ...». Язык микроцелей должен быть понятен учащимся. В основе этой ответственной и творческой, профессиональной деятельности учителя лежат соответствующие учебные программы. В настоящее время выделено три этапа обучения: начальная, основная и средняя школа, - преемственность между которыми до сих пор составляет немалую проблему для традиционных методистов, а особенно для методистов развивающего обучения, так как обучение на разных этапах не обладает единством ни объекта изучения, ни методик обучения. Это, в свою очередь, ведет к неуправляемому «совершенствованию» учебных программ обучения и бесконечному поиску межпредметных связей. При системном подходе анализ профессиональной направленности всего обучения и воспитания, вокруг которого должна выстраиваться педагогическая система, основным объектом выделяет модель личности профессионально ориентируемого школьника, разделенную в возрастном масштабе по основным целям.

    На этапе начальной подготовки основная направленность УВП отражает задачи общего ознакомления с трудовой деятельностью и ее процессами, а также овладения начальными трудовыми знаниями и умениями, вокруг которых строится весь процесс формирования личности.

    На этапе основной школы задача состоит в овладении трудовой деятельностью на уровне первоначальных квалификационных знаний и умений в политехнических и других видах труда, а также установками на производительную деятельность.

    На заключительном этапе завершается базовая общеобразовательная подготовка школьников для овладения в будущем профессиональным мастерством по уже имеющейся профессиональной ориентировке.

    Деятельность учащихся описывается диагностичными параметрами: широта опыта, степень его научного описания, уровень, качество и прочность усвоения, автоматизация умений, осознанность применения знаний.

    Целесообразная деятельность человека осуществляется всегда на основе усвоения соответствующей информации. При этом правила и методы осуществления деятельности называются ориентировочной основой деятельности (ООД). Они и должны составлять содержание обучения (д.п.н. А.Г. Беспалько).
    Совершенство опыта и деятельности личности определяют полнота и точность овладения ООД. Содержание любого предмета - всегда определенная информация об объектах, явлениях (процессах) или методах деятельности. Учебные предметы отличаются только составом объектов, явлений и методов деятельности. Объем информации растет лавинообразно, никому не под силу изучить все содержание какой-либо отрасли науки. Но усвоить основные методы мышления и деятельности в конкретной научной области - задача вполне посильная. Необходимо лишь правильно отобрать наиболее репрезентативные объекты из этой области для изучения.

    Объекты, явления и методы деятельности - это учебные элементы (УЭ). Из УЭ состоит любая учебная программа. При проектировании учебного процесса учитель должен четко обосновывать целями обучения необходимость включения в программу каждого УЭ. Для этого каждый УЭ должен быть хорошо обозримым, восприниматься в целом и во взаимосвязи. Технология формирует у учителя достаточно наглядные представления об учебном процессе, который проектируется учителем, и его главной характеристике - логической структуре. Структура представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей.

    Уровень мастерства человека обусловлен степенью усвоения информации о деятельности. По способу использования усвоенной информации различают два вида деятельности - репродуктивная и продуктивный.

    Репродуктивная деятельность всегда предшествует продуктивной. При репродуктивной деятельности усвоенная ООД, ее алгоритмы и правила только воспроизводятся в различных сочетаниях, в процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает новую ООД, отличающуюся от усвоенной в учебном предмете. Создание новой информации при этом всегда опирается на предшествующий опыт в поисковой деятельности. Каждую операцию как репродуктивной, так и продуктивной деятельности учащийся выполняет как элемент процесса решения учебной задачи.

    Под задачей в психолого-педагогической науке понимают известную цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий в столь же определенной ситуации. Таким образом, компонентами задачи являются цель, действия и ситуация. Виды деятельности обусловлены вариантами этих компонентов. Всю структуру деятельности человека можно представить в виде четырех последовательных уровней усвоения (способностей решать различные задачи).

    Уровень 1 - репродуктивный: в задаче заданы цель, ситуация и действия по ее решению; от учащихся требуется дать заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре задачи.
    Уровень 2 - алгоритмический: в задаче заданы цель и ситуация; от учащихся требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению. Учащиеся самостоятельно воспроизводят и применяют информацию о ранее усвоенной ООД (выполнение проекта по известному алгоритму).
    Уровень 3 - конструктивный: в задаче задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута; от учащихся требуется уточнить ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения задачи. Эта деятельность выполняется не по готовому алгоритму, а по созданному или преобразованному в ходе самого действия.
    Уровень 4 - творческий: в задаче известна лишь в общей форме цель деятельности; поиску подвергаются и подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Учащиеся действуют в известной им области, создавая новые правила действия.

    В практике образования известны различные методы текущего и итогового контроля качества знаний учащихся (педагогических измерений). Наиболее распространены методики устного опроса и письменных контрольных работ. Для устного опроса используются различные вопросники (билеты), а для письменного - задачи. Как правило, эти виды контроля, и материалы для их осуществления не соотнесены с какими-либо диагностичными целями. Субъективность оценок и невоспроизводимость (неповторимость) результатов не дают возможности принять реалистичные и эффективные решения о путях совершенствования дидактических процессов. Это главное, что определяет несовершенство традиционных видов контроля.

    Следовательно, первой и главной задачей преодоления формализма и процентомании в школе является диагностичное определение целей обучения и разработка материалов для объективного и независимого контроля качества знаний учащихся. Эту проблему решают специально создаваемые диагностические материалы, конструируемые по определенным правилам тестовые задания и тесты.

    Технология обучения, особенно развивающего, предполагает системное управление процессом обучения, что включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий, т.е. изменяет дальнейшую организацию деятельности.

    Наличие обратной связи при реализации технологий обучения является их существенной характеристикой. Любая технология обучения должна быть подвижной, т.е. мобильной, способной к быстрым изменениям, и адаптивной к требованиям современного образовательного процесса. Если слежение за процессом обучения реализуется в соответствии с определенными правилами, то можно говорить о целенаправленном управлении обучением, которое осуществляется по столь же определенному алгоритму. Тогда алгоритм управления -это система коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся с целью поддержания достаточной стабильности в достижении заданных целей обучения.
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
    Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.
    Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.
    Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:

    техническая среда (вид используемых технических средств);
    программная среда (набор программных средств);
    предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
    методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
    С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.

    Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
    ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Эти процессы определяют тяготение руководителей и преподавателей к формированию или использованию новых технологий обучения, к педагогическому эксперименту.
    Школа, работающая в экспериментальном режиме, в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
    ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕХНИЧЕСКИМ И ПРОГРАММНЫМ СРЕДСТВАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    Опыт разработки и использования учебных компьютерных программ и систем, полученный в лицее, позволил формулировать ряд требований, выполнение которых необходимо для эффективного использования компьютерных технологий в учебно- воспитательном процессе.
    Основным требованием, предъявляемым к техническим средствам и компьютерным программам и системам, является возможность быстро предъявлять, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать учебную информацию.

    В практической работе можно выделить два аспекта деятельности, направленной на обеспечение образовательного учреждения необходимыми компьютерными программами и программными системами. Это их приобретение и разработка. Как в том, так и в другом варианте вся работа строится по единой схеме. В первом случае основной задачей является экспертная оценка приобретаемых средств, на основе которой принимается решение об их соответствии образовательным целям и содержанию образования и дальнейшем их использовании; во втором - собственная постановка учебной задачи, разработка соответствующих учебных программ и систем. В любом случае вся работа ведется с учетом направленности образовательного процесса, возрастного уровня и других специфических качеств той группы учащихся, в которой планируется организация обучения с использованием информационных технологий. Специалистами лицея был разработан алгоритм этой деятельности.
    Порядок разработки (экспертизы) учебных программных средств
    1. Формулировка образовательной цели.
    2. Анализ используемых методик на соответствие цели.
    3. Анализ (разработка) сценариев учебных занятий (вопросы, задачи, ответы и решения, диагностика знаний и умений, уровень интерактивности и др.) в соответствии с выбранными методиками.
    4. Анализ (разработка) алгоритмов реализации учебных сценариев.
    5. Анализ (разработка) интерфейса пользователя (форм и средств взаимодействия учащихся с компьютерными программами).
    6. Исследование' (разработка) компьютерных программ в соответствии с алгоритмами (необходимые вводные, тренировочные упражнения, пояснения; реакция на действия учащихся и т.д.).
    7. Разработка подробных инструкций и рекомендаций по применению программных средств, анализу и соответствующей обработке результатов работы учащихся.
    8. Анализ (разработка) средств сбора результатов работы группы учащихся по сети и их распечатки для последующей их обработки и обобщения.
    УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
    Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с применением компьютеров и компьютерных технологий. Чаще всего это стремление ввести в образовательный процесс пропедевтический курс информатики, организовать профильный курс с использованием компьютеров, использовать информационные технологии в самых разных предметных областях школьной программы ничем, кроме желания, не обоснованы. Практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату - снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер. Анализ данной проблемы в рамках проводимой в лицее работы позволил сделать вывод о том, что любые предметные курсы, ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, рекомендуется вводить только при выполнении следующих условий:

    наличие квалифицированных преподавателей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;
    достаточное количество технических средств соответствующего уровня;
    наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных или других компьютерных программ и систем;
    наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.);
    наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения.
    В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе был выделен ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности обучения.
    Психологический аспект

    Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой
    учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.
    Дидактический аспект

    Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

    Работа в среде информационных технологий приучает школьников понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе.

    В соответствии с теорией обучения П.Я. Гальперина результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Как известно, процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация.
    Технологический аспект

    Опыт использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в начальной школе показал, что дети успешно справляются с учебными заданиями уже в 1-м классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. Основной задачей является снижение напряжения как учащихся, так и учителя на первых занятиях. Это можно сделать, если акцентировать внимание школьников на двух моментах:

    отработке способов работы с устройствами ввода информации (клавиатура, манипулятор «мышь») и анализе результатов этой работы;
    соотнесении собственных воздействий на систему с результатами этих воздействий.
    Организационный аспект

    Учебные занятия в среде информационных технологий предусматривают работу за одним рабочим местом одного ученика (Сан-Пин-96). Это требование реализуется путем деления класса на группы. На сегодняшний день традиционной формой организации таких занятий является последовательное обучение групп одного класса, что крайне усложняет работу по составлению школьного расписания занятий. В лицее, пока только в старших классах, была принята и действует система синхронного обучения групп на базе двух компьютерных классов одновременно силами двух учителей. Такая система может быть реализована при наличии абсолютной согласованности педагогов на уровне учебных программ, планов, содержания, форм, методов и средств обучения. Единственной проблемой в этой системе является набор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников лицея.

    КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    Проблема объективной и независимой диагностики качества образования решается на экспериментальном уровне. За основу системы педагогических измерений был взят технологический комплекс, разработанный государственным центром тестирования (ЦИТО) Голландии и реализуемый сегодня при проведении единого государственного экзамена в России.

    Основой диагностического инструментария являются сконструированные по специальным правилам тестовые задания, на базе которых конструируются тесты.

    По данным тестирования можно планировать и корректировать образовательный процесс, работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических работников, использовать различные формы дифференциации педагогических работников с точки зрения оценки их труда и многое другое.
     
    "Завуч", № 3, 2005




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование