Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Смотрите информацию Саженцы малины здесь.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Л.И. Боровиков
     
    Послания через века...
    О тайнах древних рисунков на камне


    Иллюстрации

    Бесспорно, искусство древних петроглифов появилось очень давно. Вероятно, возникло оно из необходимости совершения сакрального для любого племени ритуально-обрядового действия. Ведь священный, магический обряд обязательно сопровождал коллективную жизнедеятельность древнего человека, которому без веры в присутствие высших духовных сил трудно, почти невозможно было выжить в реалиях того непростого времени. Каменные свидетельства таких вдохновляющих переживаний первобытного человека мы и сегодня можем повсюду встретить в Хакасско-Минусинской котловине. Не зря Хакасия издревле слывет Меккой для археологов. И не только для них.

    У любого образованного человека может когда-то возникнуть естественное желание воочию пообщаться с каменными образцами этой первобытной культуры, постоять перед ними, поразмышлять и, в конце концов, найти индивидуально приемлемые для себя способы установления мысленного культурного диалога в исторически достоверной ретроспективе времени. А может быть, и невольно соизмерить свой индивидуальный путь культурного развития с таким на первый взгляд примитивным каменным искусством первобытных времен.
     
    Сегодняшние материализованные образцы первобытного каменного искусства Хакасско-Минусинской котловины позволяют нам без особого труда вступить в такой, широко развернутый во времени, исторический диалог. Путешествуя по Южной Сибири, странствуя по бескрайним степным просторам этого региона, вы, несомненно, обратите внимание на сохранившиеся каменные изваяния, на древние крепости, стелы и курганные могильники. Вот где широкий простор для получения ярких историко-культурных впечатлений! Только от обилия непривычных для русскоязычного уха хакасских имен и названий голова кругом пойти может: Уйбатский чаатас, Улус-Аёв, Хызыл-Хая, Уртун-Той и другие. Да и честно говоря, вглядываясь в древние каменные рисунки первобытных художников, нанесенные на каменную плоскость, с трудом убеждаешь себя, что нас с ними разделяют несколько тысячелетий, ведь все эти дружно бегущие человечки, схематически изображенные лоси и олени так напоминают рисунки современных детей. Тут невольно в сознание вкрадывается провокационная мысль: в индивидуальном развитии любого человека всегда повторяется историко-культурная эволюция человечества. К сожалению, для некоторых россиян такая эволюция прекращается в средневековье. Либо даже замирает на этапе древних родоплеменных отношений...

    И вовсе не обязательно вам проделывать изнурительные сотни километров по хакасской степи для долгожданной встречи с древним искусством первобытных племен. В столице современной Республики Хакасия, в городе Абакане, у вас есть реальная возможность прикоснуться к исконным образцам первобытной культуры. Коллекция уникальных каменных изваяний и стел, испещренных многочисленными рисунками древних художников, находится в центре города, напротив Хакасского республиканского краеведческого музея. Все эти памятники были когда-то привезены из различных районов Хакасии и таким образом спасены от верной гибели. А значит — сохранены для человечества. Пройдитесь неспешно по аллее стел, всмотритесь в древние рисунки: здесь вы увидите и солнцеликих богов, и трехглазых личин, и многочисленных фантастических зверей, и бегущие фигуры людей, коней, лосей, оленей.
     
    Возможно, ваше внимание привлекут и «безрисуночные», вертикально поставленные камни — разной величины и по-разному оформленные. В ученом мире таким каменным изваяниям дано диковинное название — менгиры. Они могут быть как едва отесанные, так и великолепно выполненные в виде монументальной скульптуры. Размер менгир тоже бывает разный — от одного метра до двадцати. Такие памятники первобытного искусства тоже находятся сегодня в аллее стел.
     
    Известно, что менгиры не были непосредственно связаны с обрядами захоронения. Скорее всего, они выполняли относительно самостоятельную функцию — были объектом символического поклонения. С их помощью, наверное, отмечали традиционные места обрядовых церемоний. С течением времени такие менгиры становились священными для того или иного рода. Им поклонялись, с ними древние люди связывали свои надежды на исполнение определенных желаний.
     
    Какие это были обряды и церемонии, чаяния и надежды — нам сегодня не ведомо. Пусть здесь творческая фантазия на время станет вашим верным помощником. Может быть, тогда в вашем художественном воображении и зазвучит проникающая до глубины души степная гортанная песня, заговорит-зарокочет магический бубен древнего шамана и перед глазами закипит древний праздник, посвященный прародительнице рода. Или нежданно-негаданно промелькнет тотемное животное. И тогда вихрем закружатся в неукротимом танце все эти фантастические звери, оживут сошедшие с камня человеческие фигуры с головами животных. И вы на короткий миг ощутите вдруг, что запечатленные древним художником образы могут действительно исполнять чаяния и надежды человека, каждодневно охранять благополучие его рода. Вот это и есть непосредственный эффект первобытного искусства, его истинные, ритуально-мистические истоки.
     
    Ну, а если оставаться глубокими скептиками и реалистами, можно продолжать верить в то, что древние каменные рисунки и изваяния первобытных племен, необычайно требовательно, как-то по-особому пристально взирая на нас своими антропоморфными очами, так же упорно, как и множество столетий назад, все еще хранят свою тайну, уходящую в глубь тысячелетий.
     
    Но особенное впечатление оказывают менгиры в открытой степи, когда издали неспешно подъезжаешь к ним и все более явственно видишь их общие очертания. И не столь уж важно, едешь ты к ним — как много веков назад — верхом на коне или движешься на современном автомобиле. Какой-то священный трепет вдруг невольно охватывает твою душу, а значит, делает ее все более восприимчивой к ритуальным духовным переживаниям древнего человека. И заметьте, не такого уж теперь и древнего, как вам поначалу показалось...

    Уезжая вечерним поездом из Абакана, в лучах медленно заходящего необычайно яркого хакасского солнца вы еще долго будете любоваться древними каменными изваяниями, как-то хаотично, но эстетически безупречно расположенными в стремительно мелькающих за окном безлесых долинах. И тогда незаметно подкравшаяся утренняя заря вдруг окрасит ваши еще не остывшие впечатления щемящей ностальгией.
     
     
    Абакан, 2006
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование