Боровиков Л.И. Деятельность научно-методической службы образовательного учреждения
Развитие есть развернутый во времени процесс изменения той или иной системы, ее отдельной части, либо совокупности взаимосвязанных между собой частей. Масштаб и вектор развернутого во времени изменения любых социально-открытых педагогических систем могут иметь чрезвычайно широкий диапазон различий. Предметом преобразующе-развивающего воздействия в различных социально-педагогических обстоятельствах могут выступать и личность обучающихся (обычно интерпретируемая как особого рода динамическая система, в разной степени подверженная воздействию развивающе-стагнирующих факторов внешней среды), и система межличностных взаимоотношений обучающихся, и система учебно-воспитательной работы, и, в еще более широком плане, воспитательно-образовательная система района, города, области и т.д.
Деятельность образовательного учреждения в режиме развития сегодня, по существу дела, становится повседневной нормой. Это едва ли не самый надежный, фактически, универсальный показатель высокого профессионализма руководителя, измеритель управленческого мастерства его заместителей, а также надежное свидетельство достигнутой профессиональной зрелости всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Специально выполненный нами теоретический анализ успешно осуществляемый в различных коллективах образовательных учреждений опытно-поисковой работы показал, что проектируемые воспитательно-образовательные результаты стабильно достигаются именно там, где на деле сложился прочный союз науки и практики, где целенаправленная организация процесса развития иерархически выстроенных подсистем не только пробуждает творческую инициативу детей и педагогов, но и содержит в своей основе вполне определенную научно-методическую базу.
Действительно, успешная организация опытно-поисковой деятельности в образовательных учреждениях сегодня не мыслима без соответствующего научно-методического сопровождения. При этом, несмотря на весьма существенные различия в понимании различными учеными сущности и целевых задач деятельности научно-методических служб инновационных образовательных учреждений, сегодня все более очевидными становятся приоритетные функциональные задачи, способы структурирования содержания и психолого-педагогические механизмы сопровождения инновационной деятельности. Изложим нашу точку зрения по данному вопросу.
Конкретизация основных функций деятельности научно-методической службы образовательного учреждения
Объяснительная функция прикладного научно-педагогического знания. В образовательном учреждении, работающем в режиме развития, крайне важную роль приобретает объяснительная функция прикладного научно-педагогического знания. Необходимо не только выявить, но и в теоретическом плане объяснить возникающие в образовательном учреждении учебно-воспитательные и профессионально-образовательные проблемы, под определенным углом сконцентрировать их, спрогнозировать логику их эффективного разрешения, а, значит, как говориться, наполовину, то есть в теоретическом плавне, их разрешить.
Непосредственным носителем таких знаний выступает, прежде всего, научный руководитель, далее, руководитель образовательного учреждения, все его заместители, а, в конечном счете, и весь педагогический коллектив образовательного учреждения. И критерии отбора оптимальных средств для решения выявленных психолого-педагогических и методических проблем должны быть соотнесены с уровнем достигнутого профессионализма педагогических кадров. Практика показывает, что задачи в сфере организации опытно-поисковой работы надо выбрать по плечу. Чтобы их не завысить и не сделать слишком легкими. Ибо, в последнем случае, в педагогическом коллективе утрачивается наиважнейший источник для создания системы профессионального роста всего педагогического коллектива. Устраняется мотивационный план. В объяснительном плане практические педагоги часто «не ведают, что творят». Им следует указать на имеющиеся инновационные находки, а также, в этически корректной форме указать на недостатки. Важно констатировать, что есть в наличии. для выхода в режим развития, важно понять, что, уже сегодня, можно оформить в систему? И каковы будут дальние, средние и ближние перспективы развития?
Прогностическая функция прикладного научно-педагогического знания. При поддержке науки, как правило, формируется определенный прогноз развития педагогического коллектива на ближайшую, среднюю и более отдаленные перспективы. Если психолого-педагогическая наука не дает контур такого прогноза, то она недостаточно полно выполняет свою основную функцию. Прогноз, как известно, возникает из анализа состояния и выявленных доминирующих (а также скрытых) тенденций развития тех или иных сторон и свойств педагогического и ученического коллективов. В плане выработки перспектив развития наиболее показательный документ, опять таки, концепция и программа развития образовательного учреждения. Мнение директора о намечающихся перспективах важно учесть, если, конечно, оно в принципе у него имеется. Если нету мнения о перспективах развития, то, в принципе, весьма проблематично вести речь о потенциале развития образовательного учреждения. В прогнозах ,проектах и программах деятельности педагогического коллектива важна опорная точка ,которая может быть положена в основание планируемой стратегии развития. «Дайте мне точку опоры и я более точно определю перспективы развития данного образовательного учреждения, - так можно выразить ключевую идею, стоящую за данной функциональной задачей.
Методическая функция прикладного научно-педагогического знания. Это, в сущности, непрерывное научно-информационное сопровождение процесса перевода выработанной стратегии развития учреждения в тактику осуществляемых организационно-педагогических действий. Для успешного выполнения этой функции научно-методической службы необходима системно скоординированная работа всех других служб сопровождения: и учебной, и психологической. научно-методическая служба, доминируя в организационно-педагогическом плане, призвана обеспечить эффект системности, обеспечивая получение все более высокого учебно-воспитательного и профессионально-образовательного результата.
Структура основного предмета направленности преобразующей деятельности научно-методической службы
Три составные части образовательной системы школы, в качестве основного предмета, можно условно выделить для их относительно самостоятельного организационно-педагогического анализа и дальнейшего, педагогически последовательного совершенствования.
Во-первых, это особого рода подсистема, определяющая качество решения педагогическим коллективом задач обучения. В центре внимания здесь располагается учебная деятельность обучающихся, ее эффективная организация. Определим ее термином «дидактическая структурная компонента целостного воспитательно-образовательного процесса», Понятно, что данная компонента включает в себя и отбор содержания, и принципы, и методику преподавания той или иной конкретной учебной дисциплины. Но важно отметить, что данная составляющая, судя по опыту, вполне поддается проверке на качество. Это, так называемое, качество обучения..
Во-вторых, подсистема воспитательного уровня. О ней можно говорить, если, конечно, такая система фактически сложилась в коллективе данного образовательного учреждения. А выдвигаемые и решаемые воспитательные задачи, действительно, имеют под собой необходимую организационно-педагогическую почву.
В-третьих, подсистема организации (и самоорганизации) профессионально-образовательной деятельности. Иными словами, на практике в коллективе образовательного учреждения существует система работы с педагогическими кадрами, обеспечивающая рост их профессионализма в части дифференцированного решения задач профессионально-образовательной деятельности.
Психолого-педагогический механизм эффективного сопровождения опытно-поисковой деятельности в педагогическом коллективе образовательного учреждения
Для действительно эффективного научно-педагогического сопровождения опытно-поисковой работы в творчески ориентированном педагогическом коллективе необходимо обеспечить обязательную сопряженность индуктивного и дедуктивного путей развития профессионализма у практических педагогических работников. На этом базисном организационно-педагогическом требовании, кстати говоря, в свое время особо настаивал выдающийся российский педагог А. С. Макаренко.
Дедуктивный способ практико-ориентированного освоения понятийно-категориального аппарата педагогической науки. Для выполнения этого педагогического требования следует, организуя опытно-поисковую работу в педагогическом коллективе, в самых разнообразных формах, самыми различными средствами и методами осуществлять движение от имеющихся в современной психолого-педагогической науке теоретических концепций, взглядов и представлений к углубленному анализу и педагогически последовательному совершенствованию опыта профессиональной воспитательно-образовательной деятельности. Фактически же – осваивать, прежде всего, с творчески работающими педагогами-практиками определенный понятийно-категориальный аппарат науки. Подниматься с его помощью на передовой рубеж современного психолого-педагогического знания о человеке, его возможностях. При этом следует помнить, что избыточность пропагандируемого теоретического знания здесь также вредна как и его недостаточность. Концепция и программа перспектив развития данного образовательного учреждения должна выступают квинтэссенцией такого знания, эти документы должны содержать в себе тезаурус основных научных понятий и категорий, отражающих избранную логику перспектив развития.
Проектируемый здесь профессионально-образовательный эффект мы обозначили термином «индивидуально-типологическая конкретизация современного научно-педагогического знания».
Индуктивная способ практико-ориентированного освоения понятийно-терминологического аппарата педагогической науки. Прочно усвоенное научно-педагогическое знание крайне необходимы также и в процедуре теоретического обобщения накопленного практического педагогического опыта. Без минимальной научной подготовленности самого педагога невозможно сегодня выйти и на глубинное понимание им реализуемой стратегии движения педагогического коллектива к качественно иному, более высокому состоянию системы образовательной деятельности. Сама по себе дедуктивность не исчерпывает реальных возможностей стимулирования устойчивого профессионального роста педагога. Есть и другой путь – выведение требуемых в работе терминов и понятий из практического педагогического опыта. Это – индуктивный способ педагогически последовательного осуществления системных организационно-педагогических преобразований в коллективе.
Индуктивный способ практико-ориентированного освоения понятийно-терминологического аппарата психолого-педагогической науки предполагает постепенное восхождение педагогов-практиков к актуальным для коллектива теоретическим идеям через посредство системно-методическое осмысления своих творческих методических находок и достижений. Это – путь к созданию в учреждении авторской методической продукции. Рефлексивный диалог здесь особенно уместен. Среда профессионального общения для такого рода диалога должна быть организована. Но это, крайне сложная, кропотливая, к тому же – весьма длительная работа.
Проектируемый здесь профессионально-образовательный эффект мы определили термином «индивидуально-типологическая персонификация современного научно-педагогического знания».
Л.И. Боровиков,
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики НИПКиПРО, научный руководитель ДДТ «Центральный»