Моисеева О.А., Н.Н. Малахова. СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Говоря о концепции художественно-эстетического направления, необходимо прежде всего отметить, что сама современная жизнь с её противоречиями и социально-психологическими проблемами требует развития у растущего человека самостоятельности, индивидуальности, самобытных творческих задатков и способностей. Именно такого рода человеческие качества способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.

Основная стратегическая цель развития художественно-эстетического направления в школе – обеспечение непрерывного роста качества образовательно-воспитательного процесса и уровня культурно-художественного развития учащихся.

На данный момент в школе созданы и постоянно совершенствуются условия, позволяющие развивать творческую активность учащихся, их критическое мышление, практические навыки и умения, способность к самоопределению в будущей профессиональной сфере.

Мы считаем, что мир культурно-художественных ценностей, сформированный в период школьного обучения, позволит растущему человеку по достоинству осознать самоценность, успешнее противостоять жизненным трудностям, сформирует навыки содержательного заполнения своего досуга.
Образовательная область «Искусство» представлена следующими учебными курсами:

На I ступени (начальное общее образование) – музыка, изобразительное искусство, эстетика, ритмика;
На II ступени (основное общее образование) – кроме вышеперечисленных предметов, добавляется  история искусств (6-9 класс).
На III ступени (среднее общее образование) - МХК («Человек и культура»); Технология обработки графической информации, «Технологии WEB-дизайна».

Дидактическую подсистему художественно-эстетического направления дополняет подсистема внеурочной деятельности.
В настоящее время в школе работают следующие студии и кружки художественно-эстетического направления:
  • эстрадный танец,
  • эстрадный вокал,
  • вокальный ансамбль,
  • сольфеджио,
  • хореография (бальный, народный, классический танец)
  • музыкально-литературное творчество,
  • изостудия,
  • роспись ткани (батик),
  • театральная студия (совместно с ХЭШИ «Весна»).
Особую роль в жизни школы играет детская вокально-эстрадная студия «Карнавал», которая существует уже 15 лет. Концертная деятельность студии известна в городе, регионе и в стране.
 
Основные цели работы студии

 

  • выявление и развитие творческого потенциала обучающихся, воспитание  их эмоционально-психологической культуры;
  • обеспечение успешности ребёнка в творческой деятельности и повышение его личностной самооценки.
В связи с этим определены следующие задачи:
  • научить слышать и понимать многогранность этого мира;
  • развивать вокальное и сценическое мастерство, культуру общения со зрителем;
  • приобщить учащихся к разнообразию существующих культурно-художественных традиций.
Приоритетными педагогическими принципами для нас являются: отношения «учитель-ученик», которые строятся на позициях сотворчества, партнёрства, доверия; опора в обучении на творческую самобытность ребенка, его уникальность, вера в его возможности; импровизационно-творческий характер обучения.
Реализация всех этих целей, задач и педагогических принципов безусловно обеспечивает успешную работу студии.
Одним из не менее важных условий успеха является высокий уровень технического обеспечения учебно-воспитательного процесса самым современным оборудованием.

Учащиеся и выпускники студии «Карнавал» – участники и победители Всероссийских и Международных конкурсов:   Международный конкурс эстрадных исполнителей «Золотой диск» (Ш место),  Международный фестиваль «В гостях у Золушки» (Италия, Испания),   Всероссийский телевизионный конкурс «Утренняя звезда»,  «Серебряный голос России» (I и Ш место),  «Голоса ХХI века» (лауреат II премии),  Первый профессиональный конкурс артистов эстрады под патронажем Президента РФ; региональных конкурсов:  «Жемчужина Сибири»,  «Солнечный микрофон»;  городских конкурсов патриотической песни,  «Юные таланты Сибири».
 
Студия имеет звание «Образцово-показательного детского коллектива», ей присуждена премия мэрии г. Новосибирска «Дети и город» в области воспитательной деятельности, а также награждена малой «Золотой медалью» Сибирской ярмарки.

Большую значимость и актуальность в наши дни приобретает патриотическое воспитание. Это искренняя любовь к Отечеству, не подменяемая громкими лозунгами и атрибутикой. Концертная деятельность студии «Карнавал» оказывает мощное воспитательное действие не только на ребят студии и  учащихся школы, но и на всех зрителей. А зрителями и слушателями становятся все больше людей по всей стране.
Так, в 2003 году сценой для концертного выступления становится площадка военного корабля Тихоокеанского флота, а костюмерной - ангар вертолёта, когда вместе с юными артистами поют моряки - подводники и их командиры, и возникает крепкая нить, связывающая сердце растущего человека с сердцем его Родины. Моряки-подводники в своих отзывах о концерте писали:  «Это глоток свежего воздуха после долгой автономки», «Ребята-сибиряки, спасибо вам за этот привет из родного дома».

Одной из традиционных форм, соединяющей дидактическую и внеурочную подсистемы, является музыкально-литературный салон. Для того чтобы знания, полученные детьми на уроках истории, литературы, эстетики, психологии не остались просто приобретенной информацией, мы переносим опыт учебных занятий во внеурочную сферу, сохраняя тем самым целостность учебно-воспитательного процесса.

Эта форма вместе с тем позволяет выявить и максимально реализовать творческий потенциал (причем как обучающегося, так и педагога). При подготовке таких салонов возникает партнерское взаимоотношение «учитель – ученик. В подготовке и проведении этих мероприятий участвуют не только ребята, обучающиеся в студиях, но и все желающие. Педагоги искусства совместно с учителями истории, литературы подбирают материал и разрабатывают сценарии музыкально-литературных салонов.

Форма музыкально-литературного салона используется для «погружения» учащихся в определенную культурно-историческую эпоху через музыкальный, литературный, театральный, исторически материал. Это дает детям возможность не только «вжиться» в сценический образ и значительно расширить свой художественно-исторический кругозор, но и воспитывает активное эмоционально-творческое отношение к разным культурно-национальным традициям, формирует потребность в изучении культуры.

При составлении и определении содержания салонов используются принципы синхронного тематического согласования, а также варианты опережающего либо углубляющего развития учащихся. Такие салоны проводятся раз в год и разрабатываются в творческих микрогруппах переменного состава. В эти группы входят учителя литературы, истории, эстетики, психологии, информатики, педагоги хореографии и вокала.

Мы условно разделили проведенные (1996-2004 гг.) салоны по следующим направлениям:
Музыкально-литературные салоны, где используется принцип «погружения» учащихся в культуру определенной эпохи через участие в костюмированном действии, декламацию поэтических текстов, музицирование. Подобные представления вовлекают и другую часть учащихся – зрителей, не занятых непосредственно в сценическом действии, но «присутствующих» в нем. Это такие салоны как:
«Русский романс и любовная лирика поэтов XIX века»,
Фантасмагория «Моя любовь растопит адский лед…» (по творчеству поэтов и писателей «Серебряного века»),
«Любви хвалу творят мои уста» (по культуре средневековья и Возрождения)
«И ропот стихий вдохновенный в твоей отразился судьбе» (размышление о вечных ценностях на грани веков).
Второе направление – салоны, посвященные творчеству конкретных личностей:
«Мой Пушкин», посвященный юбилею поэта
«Вспомни со мной» (по творчеству Т. Снежиной).

Третье направление – салон, объединенный общей темой «Искусство – язык человечества». Его можно назвать своеобразным путешествием по странам. Через музыку, пластику, живопись, архитектуру, язык и поэзию разных народов мы прикоснулись к некоторым направлениям самобытной культуры многих стран мира.

Четвертый салон (на рубеже веков) был сложным для нас в психологическом плане, но показался нам  особенно интересным. Это не спектакль и не концерт. Это размышление о вечных ценностях на грани веков. Ведь исторический урок может предостеречь, если захотим смотреть, слушать и думать… И в этом постоянно изменяющемся мире мы ищем и познаём себя.

Ещё одной гранью нашего творчества является выпуск аудио альбомов и видеоклипов. Первые два альбома и диск с гимном России были выпущены в 1999 г. Презентация этих дисков состоялась в Белом зале кинотеатра «Маяковский» под патронажем  Депутата Госуарственной думы А.А. Карелина. После этого выпуск  аудио- альбомов стал одним из видов нашего творчества.

Ребят также вдохновляет такой вид творчества, как создание видеоклипов. Это подбор видеоряда на собственное исполнение песен. Видеоряд может быть составлен из любительских  видео съёмок, где героями становятся сами ребята. А могут быть и видеоподборки из фильмов или телепередач. Этот коллективный вид сотворчества детей и педагогов как нельзя лучше раскрывает самобытность и уникальность каждого ребёнка и в полной мере реализует педагогический принцип партнёрства и доверия.
 
 
Моисеева О.А., заместитель  директора по УВР МОУ СОШ № 156,  Заслуженный работник культуры РФ
Малахова Н.Н., заведующая  кафедрой искусств МОУ СОШ №156, канд. пед. наук