Биндюк В.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМАТИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 
Проблема использования моделирования в обучении разрабатывается  в психолого-дидактических  исследованиях в последние 20-30 лет В.А. Ступаковым, А.И. Айдеровой, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, М.И.Фридманом, Н.Г. Салминой и других.

Моделирование - это метод познания интересующих нас объектов через модели. Моделирование - это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная  система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определенном отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Ребенок действует с моделями сначала под руководством и с помощью учителя, а затем строит модели самостоятельно. Было обнаружено, что, существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели. Подлинное назначение модели – быть объектом действия, посредством которого получают новую информацию об оригинале. Модель выполняет эвристическую функцию выделения всех общих характеристик изучаемых объектов. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Обучение моделированию учащихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.

Кафедра начальной школы экономического лицея занимается изучением использования моделирования в современном образовании младших школьников. Руководит этой работой проректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, профессор Татьяна Викторовна Смолеусова. Для учителей Центрального района кафедрой начальных классов экономического лицея проведено открытое заседание по теме «Использование схематизации и моделирования для эффективности обучения в начальной школе». На заседании кафедры были изучены особенности схематизации и моделирования как видов знаково-символической деятельности, раскрыта роль знаково-символической деятельности в психическом и интеллектуальном развитии детей, обобщен опыт использования опор, схем, моделей для эффективного обучения и развития младших школьников. В ходе предварительной работы выделены авторы, в методических и дидактических пособиях которых наиболее системно и глубоко  дано использование метода моделирования в начальной школе,  это Л.Г. Петерсон, Т.В. Смолеусова -  в учебниках и методических  пособиях по математике, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, В.А. Лазарева - по литературному образованию, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина, Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева - по окружающему миру, В.В.Смирнова – по русскому языку. Методические находки этих и других авторов были представлены в докладах и сообщения на заседании кафедры.

Решением открытого заседания кафедры была создана творческая группа под руководством Смолеусовой Т.В., в состав которой помимо 18 учителей экономического лицея вошли учителя гимназии № 1, школ № № 4 и 12 Центрального района.

Творческая группа продолжила свою работу, проведя 28 ноября 2006 года практический семинар кафедры начальных классов экономического лицея по теме «Использование схематизации и моделирования для эффективности обучения в начальной школе». Изучение метода моделирования учителями экономического лицея сделало использование этого метода более системным, методически грамотными и эффективным, дало толчок исследовательской и творческой активности педагогов, что нашло отражение в семинаре. В рамках семинара дано 10 открытых уроков и один мастер-класс. На уроке русского языка по теме «Части речи» О.М. Тиунова показала фрагмент своего опыта работ в технологии УДЕ, неотъемлемой частью которой является создание обобщающей опорной схемы к каждой теме. На двух открытых уроках русского языка учителей Т.А. Орловой и Г.В. Гуляевой была представлена система работы по созданию учащимися и использованию в ежедневной практике  схем-орфограмм и таблиц. И.В. Титова дала методику написания изложений с применение подвижной модели. Очень интересно прошли уроки литературного чтения. На уроке в 4 классе Л.В. Раевской были использованы структурные модели для раскрытия образов сосны в стихотворениях М.Ю. Лермонтова и Лю Чженя. На уроке «Сундучок со сказками» во 2 классе Л.Г. Савватеева использовала структурные модели для обучения детей пересказу и для сочинения детьми своих сказок. В рамках мастер-класса учитель высшей квалификационной категории Е.В. Чепкасова представила свою программу к курсу литературного чтения  «К истокам народной мудрости», которая включает использование метода моделирования (карт Проппа) при изучении русских народных сказок. Свою интерпретацию технологии В.Ф.Шаталова, а именно, использование опорных конспектов на уроках естествознания , а также использование схем и таблиц показали И.И. Обухова и Л.Н. Кайнара Выступая на круглом столе, Т.В. Смолеусова остановилась на анализе двух уроков математики учителей Л.В. Платоновой и И.И. Архиповой, отметив, во-первых, использование моделей разных видов; во-вторых, владение учащимися моделированием разного вида и их свободного выбора при решении нестандартных учебных задач, что и делает использование моделирование действительно эффективным.

Участники семинара еще раз убедились в здоровьесберегающей, обучающей и развивающей роли моделирования при обучении младших школьников, увидели, что глубокое освоение метода моделирования учителями-практиками – неиссякаемый источник педагогического творчества.

Творческая группа учителей Центрального района под руководством профессора Т.В. Смолеусовой, работающая по теме «Моделирование в начальной школе», будет продолжать свою работу и приглашает к сотрудничеству педагогов начальной и средней школ г. Новосибирска, занимающихся этой проблемой.
 
Биндюк В.В., заместитель директора по УВР начальной школы экономического лицея, учитель и руководитель высшей квалификационной категории