Круглова Н.А. А лето - будет! Своими руками: сад, огород, клумба в  детском саду

 
 
Самостоятельность и трудолюбие тесно связаны между собой. Чувство радости и удовольствия от совместной и хорошо выполненной работы характеризует проявление самостоятельности и трудолюбия. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что, прежде всего, труд формирует человека. Поэтому воспитание должно «зажечь в ребенке жажду серьезного труда, а также должно дать ребенку возможность отыскать для себя труд в жизни».

В нашем детском саду созданы условия для воспитания у детей привычки трудиться, любви к коллективному труду. У нас есть небольшой огород, который дает уникальную возможность с апреля по октябрь систематически включать детей в активную трудовую деятельность совместно со взрослыми. Ранней весной сотрудники детского сада с помощью родителей вскапывают землю, взрыхляют её и делают грядки. Дети старшей и подготовительной групп под руководством воспитателей засеивают эти грядки семенами моркови, редиса, свеклы, укропа, петрушки, садят лук.

Для воспитания у детей самостоятельности и положительного отношения к труду большое значение имеют личность педагога, характер его общения с детьми в совместной трудовой деятельности. Непринужденное общение детей с воспитателем и другими взрослыми, участвующими в совместном труде на огороде, незаметно для дошкольников создаёт благоприятную обстановку, способствующую решению многих трудовых вопросов, помогает привлечь внимание к самому главному (часто и интересному), к хорошим результатам труда, правильным приёмам работы.

Воспитатели постоянно направляли взаимоотношения детей и их поведение в труде. Как положительное явление в работе педагогов по воспитанию трудолюбия и самостоятельности следует отметить их стремление поддерживать непринужденность поведения детей в процессе труда, бодрое настроение. Воспитатели сопровождали работу различными советами, замечаниями, выражающими одобрение или порицание. Непосредственное участие взрослых в трудовой деятельности детей позволяло им показать пример отношения к труду. У детей появилось желание трудиться: они прислушивались к указаниям взрослых и охотно их выполняли.

В июне при активном участии детей на огороде посадили картофель, огурцы, капусту, кабачки, тыкву, декоративную грушу и редьку. Дошкольники с удовольствием трудились на свежем воздухе. Чтобы в процессе коллективного труда между детьми не возникало конфликтов, воспитатели предлагали детям самим договориться, кто чем будет заниматься. Например, дети старшей группы перед посадкой капусты вместе с взрослыми (им помогали работники кухни) приготовили грядки, а потом самостоятельно разделили обязанности: одни делали лунки, другие подавали рассаду, третьи – высаживали ее, четвертые – поливали. При этом дети осваивали основное правило совместной работы: всегда приходить на помощь отстающему. Такой коллективный труд, когда каждый ответственен за своё дело и от усилий каждого зависят общие результаты, очень нравился детям, несмотря на усталость, они чувствовали себя настоящими работниками. Вечером дети охотно рассказывали родителям о своих трудовых делах на огороде.

Все лето дети трудились: пололи, рыхлили, поливали. Воспитатели следили, чтобы дети не переутомлялись, иначе у них мог пропасть интерес к труду.
Во время труда дети проводили наблюдения за различными природными явлениями. Темы наблюдений тщательно продумывались. Ведь не все дети способны сразу правильно понять увиденное, например, пчела села на цветок растения. Почему? Педагоги приучали детей вглядываться, вдумываться в то, что они видят, а также делать выводы из увиденного. На примере роста растений детям показывали весь процесс превращения семени в зрелый овощ или цветок.

Время от времени педагоги задавали детям вопросы: «Что нового вы увидели сегодня на огороде?». Заметив, например, что на грядках появилось много травы, дети по предложению воспитателя делали прополку.

Систематическое участие в труде по выращиванию растений и уходу за ними способствовало развитию у детей наблюдательности, воспитанию привычки к труду. Нередко они сами находили себе работу на огороде.

Самым счастливым временем для наших ребятишек стала осень, время уборки урожая. Дети вместе с взрослыми дружно копали картошку, радостно отыскивали в траве кабачки, сравнивали их по весу и размерам. Урожай этой осенью был богатый: мы накопали два мешка картошки, собрали ведро свеклы, по два ведра моркови и редьки.

Дети подготовительной группы с удовольствием участвовали в засолке на зиму капусты, собранной на огороде. А с каким удовольствием дети сегодня едят борщ или щи из овощей, которые они вырастили сами. Никто не отказывается теперь от салатов из моркови, редьки, свеклы, потому что все это выращено своими руками.

Проведенная за весну, лето и осень совместная работа способствовала воспитанию у детей трудолюбия и самостоятельности, формированию привычки трудиться на пользу себе и окружающим людям. Кроме этого совместный труд на огороде учил детей видеть прекрасное в природе и самим создавать его.

Н.А. Круглова,  заведующая МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 42, руководитель высшей  квалификационной категории