Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика


      День за днем : Статьи 

      Статьи  


    О. Базанова

    ХРАМ МИРОЗДАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
     
     
    Западносибирское каменное святилище, по форме напоминающее гигантскую раскрытую книгу, — действительно собрание знаний о зарождении, устройстве Мира, вечной борьбе вокруг него. Ранее ничего подобного никто не встречал ни в Центральной и Средней Азии, ни на Ближнем или Среднем Востоке, ни в Индии, ни тем более в Сибири...

     
    Рассказывая в газете «Наука в Сибири» о недавнем открытии новосибирскими учеными скального храма в горах Северной Хакасии, доктор исторических наук В. Ларичев (Институт археологии и этнографии СО РАН) упоминает древнегреческого философа Аристотеля, который усматривал первопричину неистребимой человеческой страсти к познанию в удивлении. Действительно, наблюдая за звездами, восходом и заходом Солнца и Луны, люди несказанно поражались внеземным явлениям и пытались их объяснить. Те же чувства испытали наши современники-археологи, обнаружив на стене западносибирского святилища гигантское изображение строения Вселенной, отвечавшего воззрениям всех индоевропейцев, обитавших в II—I тыс. до н. э. от Британии до Индостана, — давно искомого мифического Мирового яйца. Ранее ничего подобного никто не встречал ни в Центральной и Средней Азии, ни на Ближнем или Среднем Востоке, ни в Индии, ни тем более в Сибири.

    Древний художник высек на камне почти вертикально расположенный овал, плавно закругленный сверху и слегка заостренный снизу, с многослойным «желтком» внутри. Именно так представлял себе модель Мироздания первый европейский космолог грек Анаксимандр (около 610 — после 547 г. до н. э.). Сам же, в свою очередь, позаимствовал эту схему, как принято считать, у зороастрийских жренов Ирана и Малой Азии (последователей пророка и реформатора древне иранской религии Заратуштры, жившего между X и первой половиной VI в. до н. э.).

    Внешний обвод («скорлупа») яйца воплощает твердое звездное небо, три круга внутри («желток») — орбиты Солнца, Луны и других планет. А внутри овала можно разглядеть детали, не упомянутые античным астрономом (или сведения о том не сохранились), — несколько фигур, среди которых наиболее различим скорпион с загнутым хвостом. Несомненно, положенные места по кругу занимают зодиакальные созвездия.
     
     
     
     
    Горы Северной Хакассии
     

    Стены небольшого внутреннего помещения храма сплошь испещрены рисунками. На левой исследователи рассмотрели композицию с еще одним, малым яйцом, иллюстрирующую миф о чудесном рождении из него — плавающего в первозданном океане своеобразного ковчега — Бога времени и пространства, Творца всего сущего. Его олицетворение — гордо стоящий на верхней, уплощенной, поверхности яйца орел, увенчанный самыми важными для землян светилами — Солнцем и Луной. С одной стороны от Создателя помещен козерог со спирально закрученными рогами, с другой — взлетающая птица с расправленными крыльями. В их образах, по-видимому, нашли отражение созвездия Козерога и Птицы (на Ближнем Востоке — Рака), наиболее значимые для астрономов II—I тыс. до н. э., определявшие соответственно время зимнего и летнего солнцестояния. Ведь путь дневного светила по небосводу разделял мир на два противоборствующих лагеря: Юг (Добро и Свет) и Север (Зло и Тьма). Изобразил древний художник и человеческую фигуру в головном уборе, украшенном месяцевидным плюмажем, и опоясанную широким кушаком. Очевидно, это первочеловек или светлое божество, ставшее главным действующим лицом двух драматических эпизодов. В одном он смело ступает на «звездную твердь» («скорлупу»), в другом — сражается с драконами и другими странного обличья существами, судя по всему, чтобы очистить сферу Мироздания от сил Зла и Тьмы, стремящихся обратить гармонию Космоса в беспредельный Хаос.

    Композиции же, расположенные на правой стене тесной скальной комнаты, сначала выглядели не поддающимися истолкованию. Лишь после многократного просмотра, фотографирования и копирования в разное время суток (под разными углами освещения солнцем) удалось расшифровать вырезанную на камне картину, состоящую из множества причудливых символов. Злобные, уродливые монстры, вышедшие из темени Хаоса, желая разрушить бережно устроенный Творцом Мир, нападают на крылатых антроповидных божеств и животных. Так древние сибиряки видели извечное, страшное, не на жизнь, а на смерть, противоборство сил Добра и Зла, Света и Тьмы, определяющее судьбы живущих и ушедших в небытие.

    Западносибирское каменное святилище, по форме напоминающее гигантскую раскрытую книгу, — действительно собрание знаний о зарождении, устройстве Мира, вечной борьбе вокруг него. Каждый запечатленный на камне образ несет в себе огромное количество информации о мифологии и достижениях живших здесь 3 тыс. лет назад в становлении прото-наук — астрономии, космологии, календаристики, натурфилософии. Они имели те же представления о природе, что античные ученые и зороастрийские мудрецы, и стали творцами северной цивилизации, по мощи не уступавшей созданным на юге Евразии.




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование