Гагарин А.В. О развивающем характере системы ДО

 
Цель предлагаемой работы – выявить основные тенденции развития системы дополнительного образования детей и молодежи на современном этапе в аспекте парадигмы развивающего образования.

В Законе РФ «Об образовании» [8] дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.

В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [16] образовательное учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, главное предназначение которого -развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами деятельности учреждения, а отсюда развития всей системы дополнительного образования являются:
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.
Принятая в 1999 г. Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 годы [13], также определяя целью и задачами развития системы дополнительного образования вышеперечисленные положения, отводит значительную роль принципам гуманистического характера воспитания, сформулированным в Законе РФ «Об образовании». «Программой» декларируется необходимость определения конкретных целей и задач воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; определяются также цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, среди которых – обеспечение необходимых научно-методических и других условий для развития воспитательных систем, активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания, развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов воспитания и т.д. Отмечается необходимость поддержки и развития творчества детей как одной из приоритетных задач дополнительного образования, а также обобщения педагогического опыта и научного обоснования выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверки их значимости для развития личности каждого ребенка.

Таким образом, в указанных нормативных документах по дополнительному образованию достаточно четко просматривается особое внимание к его личностно-развивающему потенциалу, в то время как приоритетность использования технологий развивающего образования на современном этапе не отмечается.

В связи с этим представляется целесообразным кратко рассмотреть некоторые авторские концепции развития и организации современного дополнительного образования, существующие на настоящий момент в аспекте их развивающей направленности. При осуществлении анализа мы опирались на подход к проблеме развивающего образования В. И. Панова, который считает определяющей отличительной чертой развивающего образования создание условий («образовательной среды»), дающих возможность «для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей и развития уже проявившихся способностей и личности каждого учащегося в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом» [11, с. 66].

Основательная концепция развития системы дополнительного образования представлена Лабораторией проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования РАО (В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов) [3, 4, 5, 6]. В основе концепции лежат современные теории развития личности. Стратегическая идея создания данной концепции, по определению авторов, – «служить ориентиром развития системы дополнительного образования на этапе реорганизации внешкольных учреждений и конструирования новой модели системы дополнительного образования детей в России» [5, с. 11]. В методологическом плане дополнительное образование определяется авторами как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по развитию индивида. Образование это является временем творческого осмысления новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей. «Внешнее образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонностей) самих детей, которое происходит в опыте каждого из них» [6, с. 9]. Рабочее определение понятия «дополнительное образование» формулируется в рамках данной концепции так: «дополнительное образование – это специальная образовательная деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленная на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализацию в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и т.п.» [4, с. 4].

В концепции основательно разработана педагогическая сторона, в том числе определены цели и приоритетные задачи, содержание дополнительного образования, технологические аспекты. Создание системы личностно-ориентированного дополнительного образования (образовательно-развивающая сторона) обеспечивается лежащими в основе концепции гуманистическими психолого-педагогическими принципами:

•        признание существования права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора себя и для себя;
•        утверждение единства и целостности образования;
•        развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса;
•        творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности;
•        непрерывное образование как принцип планирования и обеспечения развития личности;
•        системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
 

Определены условия реализации концепции в теории (мониторинг, анализ и переоценка всего наработанного в теории, методологии, технологии и методике дополнительного образования; конструирование моделей дополнительного образования детей; разработка базисного учебного плана, государственных требований к программам дополнительного образования и т.д.) и в практике (разработка конкретных программ, средств программно-методического сопровождения, учебно-методических комплексов для системы повышения квалификации и переподготовки специалистов дополнительного образования).

Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей Московской области (Г.А. Бредихин; Г.Н. Попова и В.М. Гайнулина) [2, 12] определяются авторами как значимое звено в региональной системе образования Московской области, обладающее высоким воспитательным потенциалом, выполняющим социокультурные, образовательные и социально-педагогические функции, выступающее в многообразии его организационных форм важным фактором личностного развития детей, подростков и юношества, фактором реализации и развития их творческого потенциала, социальной адаптации. В свете настоящей концепции дополнительное образование рассматривается как многоуровневая педагогическая система, характеризующаяся гуманистической направленностью и ориентацией на индивидуальное своеобразие личности ребенка и педагога, удовлетворением культурно-образовательных потребностей детей и семьи, приоритетом воспитания, формирования нравственных основ личности воспитанников, приобщения детей к культурному наследию, вариативностью организации, использованием многообразия форм работы с детьми, поиском путей и условий индивидуализации образовательного процесса. Дополнительное образование, по мнению авторов концепции, обладает особым потенциалом для развития личности ребенка, «оно – личностно-образующая среда. Следовательно, повышение потенциала дополнительного образования, как педагогически организованной формирующей среды, продуцирующей культурно-исторический тип личности, является развитием» [12, с. X]. Авторы определяют дополнительное образование как введение ребенка в культуру, науку, цивилизации, базирующееся на предоставлении ребенку возможностей практически оперировать той областью мироздания, о которой люди в течение веков нарабатывали знания. «Развитие творческих начал, личности – важный ориентир управленческого целеполагания, социально-педагогического проектирования, педагогической работы с детьми в дополнительном образовании» [12, с. X]. Концепция предполагает комплексное психолого-педагогическое обеспечение системы дополнительного образования, четкую постановку его целей и задач, разработку содержания. Особое внимание уделяется технолого-методическим аспектам, проблемам контингента учащихся и профессионализма педагогических кадров, а также проектированию воспитательных систем в учреждениях дополнительного образования и решению вопросов психологического обеспечения деятельности педагога дополнительного образования. Теоретический анализ концепции позволяет сделать вывод, что она выстраивается на образовательно-развивающих психолого-педагогических принципах.

Системный подход в дополнительном образовании (В.А. Леках) [10] предполагает рассмотрение системы дополнительного образования на трех уровнях:
•        совокупность всех учреждений дополнительного образования и управляющих ими органов;
•        отдельное учреждение дополнительного образования и все его учащиеся;
•        педагог дополнительного образования и его класс (учебная группа).

Автор формулирует цель дополнительного образования: «научить детей ставить самые различные задачи и эффективно решать их» [10, с. 23]. Рабочим инструментом выступает задача, которой дается такое определение: «Задача – это возникшая естественным путем или построенная искусственно ситуация, в которой требуется получить конкретный положительный результат, но как это сделать, заранее неизвестно» [10, с. 23]. Автор перечисляет элементы, которые, взаимодействуя между собой, будут способствовать достижению конечной цели, ради которой должна работать система «учреждение дополнительного образования». Среди них – ликвидация страха перед ошибкой, выявление и развитие у детей нестандартного мышления, воспитание уверенности в собственных силах, индивидуализация обучения.

Концептуальная программа развития учреждения дополнительного образования (Н.С. Горшкова, Е.А. Наумова) [7] выстраивается на принципах развивающего образования. Так, авторы считают, что образовательный процесс является прежде всего сотворением культуры, где предметная сторона – лишь материал для выявления взаимодействующими субъектами собственных творческих уникальностей. Процесс строится не на дидактизме и ретрансляции знаний, умений, навыков, а на общении и развитии творческого потенциала личности. В концепции особое внимание уделено проблеме осознания педагогом личной причастности и ответственности за жизненный смысл и цели, которые формируются у воспитанников, а также переосмыслению педагогами результатов образовательного процесса. Организация педагогического процесса осуществляется на основе психолого-педагогического проектирования «особой образовательной среды» – образовательной, развивающей и сотворческой.

Согласно концепции образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа (Н. Корнева, И. Буева) [9], ведущими принципами деятельности учреждения дополнительного образования выступают:

•        индивидуализация и дифференциация процессов работы с детьми;
•        добровольность и доступность;
•        творческое сотрудничество учащихся и педагогов;
•        системный подход к постановке и решению задач образования, воспитания, развития личности и самоопределения;
•        сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы, индивидуального и коллективного творчества.
 

Концепция включает в себя разработку системообразующего блока «образование», предполагающего несколько уровней совершенствования, на каждом из которых формируются базисные ЗУНы, необходимые для последующих уровней. По мнению авторов, предлагаемая модель удовлетворяет потребности как всех детей в целом, так и каждого ребенка в отдельности, так как любой воспитанник может пройти весь цикл предлагаемой образовательной системы, а может прийти на любую из его ступеней. Хотя при этом остается неясным, на базе каких ЗУНов будет осуществляться «совершенствование», если ребенок поступит сразу на последний уровень.

Концепция образовательной деятельности учреждения дополнительного образования (Л.В. Алиева, А.А. Остапец) [1] выдвигает в качестве основополагающей идеи создание, расширение и обогащение образовательно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, адаптацию его к современным социально-экономическим условиям. Социально-природная среда, социум, определяется авторами как «постоянно» окружающий ребенка, имеющий значительное на него влияние мир. В основе образовательной деятельности в данной концепции лежит процесс познания, происходящий в условиях природной среды, в условиях непосредственного субъективного взаимодействия учащихся и педагогов друг с другом и с миром природы. Процесс познания основывается на свободе выбора и реализуется в коллективной жизнедеятельности группы.

Концепция дополнительного образования детей (Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщикова, Т.Д. Фомина) [15] представляет собой алгоритм разработки образовательного процесса дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется авторами как «трансляция в диалоге опыта совместной творческой, поисково-исследовательской деятельности в добровольных объединениях детей и взрослых» [15, с. 25]. Функции дополнительного образования при этом – образовательная, воспитательная, социальная защита, социальная адаптация, социализация, социокультурная, профориентационная. В основе концепции, по мнению авторов, лежат идеи В. В. Давыдова о поэтапном умственном развитии, Н.Ф. Талызиной – об определяющей роли условий развития ребенка. В качестве целей авторами декларируется мотивация познания и освоения мира, самосознания (Я-концепции), эмоционально-ценностных отношений, мотивация творчества, поисковой, исследовательской деятельности. Содержание дополнительного образования – социальный опыт реализации и развития интересов и способностей детей. Результат – развивающаяся личность обучающихся. Структура образовательного процесса в свете данного подхода раскрыта в нижеприведенной таблице.

И наконец, концепция дополнительного образования (А.В. Суслов) [14], по определению автора, выстраивается в свете проблем развивающего обучения и образования. Развивающее дополнительное образование рассматривается автором в следующем плане. Воспитательный и образовательный процессы в дополнительном образовании должны быть направлены на развитие у детей и молодежи качеств, позволяющих в корне изменить сложившуюся ситуацию в стране, необходимых для успешного достижения личных и общественных целей развития, другими словами, «привить воспитуемому качества, знания, умения, навыки, необходимые ему для адаптации (приспособления к существующему обществу, выживания)», «развить и дополнить эти качества необходимыми для коренного переустройства общества» [14, с. 59]. В концепции представлены как концептуальные, так и технологические основы организации дополнительного образования в свете предлагаемого автором подхода. В то же время в концепции, по нашему мнению, крайне недостаточно определен образовательно-развивающий момент.
 

Структура образовательного процесса по Д.В. Татьянченко и др.
 
Содержание
социального опыта
Методы освоения
социального опыта 
Результаты освоения
социального опыта

Опыт познавательной деятельности 
Решение познавательных задач 
 Знание
Опыт исполнительной деятельности
Решение практических задач (упражнения)
Мастерство
Опыт творческой деятельности 
Решение творческих задач (коррекция развития интересов и способностей)
 Способности
Опыт эмоционально-ценностных отношений
Решение ситуационных задач 
Объединение детей и взрослых

   

Итак, по результатам теоретического анализа можно заключить, что на современном этапе наблюдается многообразие авторских концепций Дополнительного образования, в том числе декларирующих свою образовательно-развивающую направленность. Рассмотренные концепции можно условно разделить на две группы. В первой уделяется особое внимание педагогической стороне разработки концепции (постановка целей, задач, определения основных направлений деятельности). Другими словами, это концепции, выстраиваемые на общепедагогических гуманистических принципах. При определении содержания дополнительного образования превалирует предметное содержание, в то время как психологическая (образовательно-развивающая) сторона проблемы практически не разрабатывается. Недостаточное внимание уделяется и проблеме контингента ребят в дополнительном образовании, и специальной подготовке педагогических кадров.

Во второй группе, наряду с педагогическими аспектами разработки, присутствуют и психологические, образовательно-развивающие стороны организации педагогического процесса в системе дополнительного образования. Одновременно наблюдается и некоторая формализация использования понятий «развивающее обучение» и «развивающее образование», без опоры на соответствующие методологические и технологические основания.

В целом проведенный анализ позволяет сказать, что наблюдается стабильная тенденция движения от традиционного, а также «переходного» (т.е. с лежащими в его основе формально декларируемыми общепедагогическими гуманистическими принципами) подхода к разработке концепций дополнительного образования, к концепциям, выстраиваемым действительно на основе парадигмы развивающего образования.
 

Литература
 
1.       Алиева Л.В., Остапец А.А. Роль взаимодействия образовательных учреждений в формировании воспитательного пространства // Внешкольник. 1998, № 7-8.
2.       Бредихин Г. А. Дополнительное образование детей Московской области // Дополнительное образование. 2000. № 1.
3.       Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. Пилотный выпуск.
4.       Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. № 2.
5.       Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В, В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования Российской академии образования //Дополнительное образование. 2000. № 1.
6.       Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. № 3-4.
7.       Горшкова Н.С., Наумова Е.А. Модель учреждения дополнительного образования в современных условиях: Проблемы, идеи, практика // Внешкольник. 1997. № 9.
8.       Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.04.96 № 12-ФЗ).
9.       Корнева Н., Буева И. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа // Внешкольник. 1999. № 1.
10.   Леках В. А, Системный подход в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 1999. № 1.
11.   Панов В. И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской академии образования. 2000. № 2.
12.   Попова Г.Н., Гайнулина В.М. О смысле развития дополнительного образования // Дополнительное образование. 2000. № 1.
13.   Программа развития воспитания в системе образования в России, на 1999-2001 годы. (Утверждена приказом Минобразования России от 18.10.99 г. № 574 в соответствии с решением коллегии от 28.09.99 г. № 19 «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования») // Внешкольник. 2000. № 1.
14.   Суслов А.В. Концепция дополнительного образования в свете современных проблем развивающего обучения и воспитания // Дополнительное образование. 1999. № 2.
15.   Татьянченко Д. В., Воровщикова С. Г., Фомина Т. А. Алгоритм разработки концепции дополнительного образования детей // Внешкольник. 1998. № 5.
16.   Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. за № 233 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 12, ст. 1053) // Внешкольник. 1997. № 4.

________________________________________
 [1] Настоящая работа выполняется в рамках региональной программы Московского комитета образования «Столичное образование» на городской экспериментальной площадке – в Центре творчества детей и юношества «Радужный» Южного учебного округа Москвы.

 
 
А. В. Гагарин,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории экопсихологии развития  Психологического института Российской академии образования

Адрес в интернет: http://www.psyedu/view.php?id=120