ИмиДЖ 1. Т.Л. Палкина. Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг.


Урок в 8 классе

Задачи:
выяснить причины неудач народнического движения;
определить причины перехода к терроризму, как методу борьбы с властью, показать опасность и нецелесообразность этого метода;
развивать навыки работы с документами, ставить и решать проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал в схемы, делать презентации к теме и уметь пользоваться ими на уроке.

План урока
1. «Земля и воля» 70– х гг. Причины раскола.
2. В чем слабость идей народников?
3. Охота на царя.
4. Был ли необходим террор?
5. Почему народникам не удалось осуществить свои замыслы?

Этапы урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Работа по теме. Составление опорного конспекта.
Домашнее задание.
Оценка работы учеников.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: проблемный и частично поисковый метод

Познавательные задания
1. Был ли необходим террор?
2. Оправданны ли были средства, которыми пользовались народовольцы, чтобы повлиять на власть.
3. Крестьяне не понимали идей народников. Что это: неготовность крестьян к переменам или незнание народниками крестьянского мировоззрения?
4. Почему убийство Александра II не повлекло за собой тех последствий, на которые рассчитывали народовольцы?

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Приемы деятельности учителя
1. Использование презентации на всех этапах урока.
2.Руководство лабораторной работой с документами и текстом учебника с целью решения познавательных заданий.
3. Организация работы со словарем  у доски.
4. Оформление основных выводов по теме в опорном конспекте.

Основные понятия и термины:  народники, «хождение в народ», народовольцы, индивидуальный террор.

Оборудование: карточки со словарными словами, иллюстрации с изображением народников, пакет с документами, презентация по теме.

Источники информации

1. Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России XlX в.: 8 кл. М. Просвещение., 2005.
2. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории России XIX в.: 8 кл. М. , 2000.
3. История России в лицах V – XX вв.: Биографический словарь. , М. 1997.
4. Энциклопедия для детей. т. 5. История России. ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ, М., 1997.
5. История России: электронная энциклопедия.

Комментарии к  технологической карте

Проследим работу по этапам урока.
1. Организационный момент. На этом этапе необходимо максимально организовать учащихся для учебной деятельности. Они знакомятся с оборудованием для урока, критериями оценки их работы на уроке.
2. Проверка домашнего задания. (Презентация. Слайды № 2-9). Учащиеся выполняют письменно задания и сдают учителю на проверку.
3. Работа по теме и составление опорного конспекта. Запись в тетради начинается с темы и главного вопроса урока. Приступаем к работе с комментария схемы (слайд 10).
 
 
 

Учащиеся составляя комментарий к левой части схемы, приходят к выводу, что « хождение в народ» потерпело неудачу.

Примерные ответы учащихся:
крестьяне не понимали барского языка,
перемен ожидали от царя,
мировоззрение складывалось на основе религиозных взглядов, а православие учило смирению, терпению и т.д.

В итоге находим в идеологии народников  слабое звено. На доске и в тетради начинаем заполнять схему-конспект: крестьяне, которые рассматривались как политическая сила, способная совершить революцию, оказались консервативными, крестьянин не социалист, а собственник,  ему не нужна революция.
Неудачный опыт «хождения в народ» привел к выводу о необходимости создания организации. Приступаем к комментарию второй части схемы и анализу документа (слайд № 14).

Учащиеся приходят к следующим выводам:
народники призывают к «скорейшему перевороту», потому что опасаются распада общины,
«язвами капитализма» они называют частную собственность, стремление и богатых и бедных крестьян освободиться от общинной зависимости,
народники идеализируют общину, в действительности она мешает развитию крестьянского хозяйства,
отмена крепостного права ускорила процесс распада общины, но государство искусственно пытается этот процесс приостановить.
 

 
Находим еще одно противоречие в идеологии народников и оформляем его в конспекте: община не является ячейкой социализма, она находится в состоянии распада. Рассуждая о причинах раскола «Земли и воли»,  работаем над понятием  «индивидуальный террор». Главной мишенью террора народники выбирают царя. Идет информационное сообщение «Охота на царя» (слайды № 17-21).
На основе анализа текста учебника, учащиеся отвечают на вопрос: «Чего добились народники убийством царя?».

Примерные выводы:
начались аресты, преследования
пять членов «Народной воли» были казнены
организация была разгромлена
индивидуальный террор породил государственный террор.

Оформляем запись в конспекте.
Террор как метод борьбы – это слабое звено в идеологии народников: насилие породило насилие.
Отвечаем на вопрос: Почему убийство царя не привело к революции в России?

Примерные ответы:
народники не понимали собственный народ,
для крестьян - царь богом данный,
для консерваторов – царь оплот самодержавной системы,
для либералов – царь власть, с которой можно вести диалог о  преобразованиях, реформах,
идея революции пугала всех, слишком страшен был опыт Европы.
Приходим к выводу и оформляем его в конспекте.  Революция, как единственный путь преобразований в России – это слабое звено в идеологии народников, Россия не готова и не хочет революции.  В итоге на доске и в тетради получилась следующая схема-конспект, просматривая который учащиеся формулируют ответ на главный вопрос урока.

Т.Л. Палкина, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 1, г. Новосибирск