Е. С. Кондахчан. Из истории преподавания рисования

 
Впервые в истории педагогики высказывания о значении и необходимости обучения рисованию мы находим у древнегреческого философа Аристотеля (381-332 годы до н.э.), который писал, что необходимо влиять на молодое поколение искусствами трех родов: «Посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма». Перечисленные Аристотелем средства влияния указывают на необходимость разносторонней подготовки молодежи.

На смену эллинской культуре пришла культура средневековья с иными педагогическими взглядами и задачами. В соответствии с новым общественным строем задачи воспитания и обучения ставились по-другому. Значение «красок и образов», как и других средств влияния на подрастающее поколение, сузилось. Обучение протекает в условиях средневековой монастырской школы. Рисование перестало быть средством воспитания и обучения: оно стало занятием, необходимым для определения профессиональной деятельности.

Средневековая педагогика носила религиозный характер и была призвана для осуществления задач церкви. Нарядус обучением чтению, письму и счету эта школа готовила специалистов для монастырей: переписчиков для размножения религиозной литературы, мастеров миниатюры и стенной росписи.

В дальнейшем, в связи с развитием ремесел, работа миниатюриста приобрела самостоятельный характер — выделились специалисты-художники, которые имели учеников. Широкое развитие ремесел настоятельно требовало обучения рисованию, однако обучение в то время носило характер узкой профессиональной подготовки. Методы обучения рисованию выработались постепенно, в результате длительной практики.
 
Еще в Египте и древней Греции были выработаны правила (каноны), которым следовали в творческой работе и в обучении.

В Греции такими канонами служили работы выдающихся мастеров Мирона и Поликлета. Например, статуя Дорифора (Копьеносца) служила образцом в греческом искусстве в период его расцвета.

Большой вклад в методику обучения рисованию был сделан мастерами эпохи Возрождения. Впервые вопросы обучения методике были последовательно освещены в трудах великого ученого и художника Леонардо да Винчи, архитектора и художника Леона Баттиста Альберти, художника Ченнино Ченнини и др.

Эрудиция этих мастеров в различных областях художественной деятельности, совмещение в одном лице ряда специальностей, глубина мыслей делают их взгляды значительными, интересными. Их высказывания о методах обучения рисунку не утратили своего значения и в настоящее время.
Величайшей заслугой мастеров эпохи Возрождения являются открытые ими законы реалистического изображения: передача на плоскости объемно-пространственных форм, перспективных законов.
 
Основные положения современной методики обучения рисованию сложились под влиянием творчества мастеров профессионального искусства и их высказываний, а также на основе теории и практики обучения.

Почетное место среди мастеров, высказывавшихся о методах обучения, принадлежит Леонардо да Винчи (1452-1519), человеку нового времени, определившему борьбу со старыми традициями.
Леонардо да Винчи считал, что обучение рисунку должно быть основано на рисовании с натуры. Он вступает в полемику с защитниками устаревших методов обучения и защищает новые позиции. «Говорит противник, — пишет Леонардо да Винчи, — что для того, чтобы стать практиком и делать много произведений, лучше первое время обучения отвести срисовыванию различных композиций, сделанных на бумаге или на стенах разными мастерами, и что на них приобретается быстрая практика и хороший навык. Ему следует ответ, что такой навык был бы хорош, если бы он приобретался на произведениях хорошей композиции и сделанных прилежными мастерами; и так как такие мастера столь редки, что мало их найдется, то надежнее идти к природным вещам, чем к тем, которые подражают этому природному [образцу] с большим ухудшением, и приобретать жалкие навыки, ибо тот, кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину» [1].  
Таким образом, первоисточником должна быть натура. Великий мастер советует постоянно и везде наблюдать «природные жесты» людей. «Вернувшись домой, следует воспроизводить такие воспоминания в совершенной форме» [2]. У Леонардо да Винчи работа по памяти является методом усвоения знаний и навыков, методом, уточняющим и развивающим глаз и зрительную память.
 
Ченнино Ченнини (1372-1440), живший до Леонардо да Винчи, известен своим «Трактатом о живописи».
Среди методов работы Ченнино Ченнини особенно выделяет рисование с натуры. «Следует заметить, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, — это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке» [3].

Леон Баттиста Альберти (1404-1472) придает большое значение природному образцу, то есть натуре. «Чтобы не терять своих стараний и трудов понапрасну, следует избегать привычки некоторых глупцов, которые, будучи упоены собственным дарованием, стараются прославиться в живописи, полагаясь только на себя, не имея никакого образца, которому бы они следовали глазом и умом. Такие живописцы не научаются хорошо писать, но привыкают к собственным ошибкам». Альберти делает следующий вывод из рекомендуемого им метода рисования с натуры: «...тот, кто привыкнет заимствовать от природы все, что бы он ни делал, приобретет настолько опытную руку, что все сделанное им — будет казаться исполненным с натуры» [4]. По его словам, рисование с натуры важнее всех образцов; натура — первоисточник, которому нужно следовать. Только работа с натуры, приносит такой опыт, при котором все сделанное мастером в дальнейшем будет казаться исполненным с натуры. Обращение к натуре является основой обучения. Это бесспорное положение господствует в течение пяти с лишним столетий в профессиональном обучении. Оно наложило отпечаток и на обучение рисованию в общеобразовательной школе.

В России общеобразовательная школа прошла длительный путь, прежде чем признать природные объекты основой обучения. Метод обучения, основанный на рисовании с натуры, не без борьбы завоевал свое место в школе. Победа рисования с натуры над другими методами объясняется влиянием передового реалистического изобразительного искусства XIX века. Крупнейшие художники — Федотов, Крамской, Чистяков, Репин, Васнецов, Суриков, Серов, Левитан и другие — создали выдающиеся произведения русской реалистической живописи. Поколения русских художников и педагогов воспитывались на этих произведениях.

Развитие русской живописи совпало во времени с развитием педагогической мысли, экспериментальной педагогики и психологии. Последнее обстоятельство позволило лучшим представителям русской педагогической мысли правильно наметить метод обучения рисованию в школе, основанный на изучении натуры.
Развитие методики обучения рисованию в школе с начала его введения в учебный план обусловили две причины: с одной стороны, сильное влияние оказали профессиональное искусство и сложившиеся передовые традиции, с другой — передовые педагогические взгляды об общем образовании и воспитании.

Впервые взгляды на обучение изложил великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). В «Великой дидактике» в главе «Основы легкости обучения и учения» Я.А. Коменский изложил основы, на которых должно быть построено обучение. Общим из основных принципов он считает наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важный для обучения рисованию принцип «от общего к частному», затем не менее важный принцип — «от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «...двигаться вперед не спеша». Наконец, непосредственная польза от учения, по мнению Я.А. Коменского, содействует легкости усвоения. Все эти положения не потеряли своего значения и для современной педагогики.

Требование Я.А. Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства учащихся. Он впервые выдвигает важное положение, к сожалению, часто забываемое: не навязывать «ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения», учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения. Хотя Я.А. Коменский не включает рисование в план (начальной) школы, его «Великая дидактика» оказала влияние на развитие методики обучения рисованию, когда оно было включено в курс начальной школы.

Впервые мысль о необходимости обучения рисованию как общеобразовательному предмету мы встречаем у английского педагога Джона Локка (1632-1704). В своем труде «Мысли о воспитании» он рассматривает значение рисования, исходя из подготовки молодого человека к будущей практической деятельности.

Об общеобразовательном значении рисования высказывал свое мнение выдающийся французский философ-педагог Жан-Жак Руссо (1712-1778). Руссо рассматривает рисование как важное средство воспитания. Он считает, что для познания окружающих предметов и явлений действительности большое значение имеют органы чувств, которые следует развивать. В этом вопросе он целиком повторяет положение Я.А. Коменского: «Все будет передаваться через посредство внешних чувств». По мысли Руссо, рисование является занятием, развивающим органы чувств, оно приучает наблюдать. Занятия должны протекать среди природы, так как общение с природой воспитывает любовь к ней и к ее красотам. От этих общих положений Руссо переходит к изложению методов обучения рисованию. Он подчеркивает необходимость развития остроты чувств, привития навыков труда. «Дети великие подражатели,— пишет Ж.-Ж. Руссо,— все пытаются рисовать: я бы желал, чтобы мой (т.е. воспитанник Эмиль.— автор) занимался этим искусством не ради искусства собственно, но чтобы приобрести верность глаза и гибкость руки; да и вообще не то важно, чтобы он знал то или другое занятие, а чтобы он приобрел остроту чувств и телесные навыки, даваемые этим занятием». Далее Руссо так излагает свою методику обучения: «Итак, я остерегусь приглашать для него (Эмиля) учителя рисования, который научит его подражать подражаниям и рисовать с рисунков; я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы, и других образцов, кроме самих предметов. Я хочу, чтобы у него перед глазами был сам оригинал, а не бумага с его изображением, чтобы он рисовал дом с дома, дерево с дерева, человека с человека и приучился таким образом наблюдать тела и их видимые формы, а не принимать ложные и условные подражания за верные». [1]
 
Эти высказывания французского философа-педагога намечают определенный путь обучения. Прежде всего Руссо осуждает метод обучения, основанный на копировании. В этом отношении он развивает мысли, высказанные мастерами эпохи Возрождения, и идет дальше, признавая натуру единственным образцом для рисования. Так постепенно намечаются общеобразовательные задачи рисования: оно приучает наблюдать, дает знание предметов, развивает чувства учащегося.

В России высказывания выдающихся русских художников и педагогов XIX века оказали сильное влияние на развитие методики обучения рисованию. Несмотря на отрывочный характер этих высказываний, по ним можно судить об основном направлении взглядов на методы обучения.

В.А. Тропинин придавал большое значение наблюдениям натуры: «...нужно всегда, постоянно, где бы вы ни были, вглядываться в натуру». Художник, как и другие мастера, считал, что лучший учитель — природа. «Я,— говорил он,— всем обязан природе» [1]. Мастера живописи XIX века — П.П. Чистяков, И.Е. Репин, Н.Н. Ге и другие — придавали огромное значение натуре. И.Е. Репин ставил перед юным В.А. Серовым натюрморты из обычных предметов быта и требовал от него передачи «предмета как такового».

Н.Н. Ге придавал большое значение натуре. Наряду с этим он считал, что необходимо развивать наблюдательность и память. Он советовал ежедневно рисовать по памяти все, что встречается дорогой, все, что останавливает внимание. «Вы увидите, — писал он своей ученице Т.Л. Толстой,— что способность замечать так усилится, что Вы до малейших подробностей будете в состоянии передать по памяти виденное». Эту же мысль он развивает в письме к ученикам Киевской художественной школы: «Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины «Петр I и Алексей», с камином, с карнизами и с освещением,— я был всего один раз в этой комнате и был умышленно один раз, чтобы не разбить впечатления, которое я вынес» [1].
Замечательный русский художник, предшественник идейных реалистов 60-х годов, П.А. Федотов отмечал огромное значение наблюдений и зрительной, памяти. «Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования» [2].
Заслуженный деятель искусств РСФСР Н.П. Ульянов в своих воспоминаниях о Сергее Коровине указывает, что система обучения Коровина была направлена на сознательное обучение рисованию, «что значительное место в его системе отводилось изучению перспективы и рисованию по памяти» [3].
Таким образом, выдающиеся русские художники XIX века, верные лучшим традициям русского реализма, — Тропинин, Федотов, Репин, Серов, Ге, Коровин и другие — считали натуру основой обучения рисунку и живописи. Наряду с этим они придавали большое значение развитию наблюдательности, памяти и воображения.

П.П. Чистяков, который был не только выдающимся художником, но и замечательным педагогом, уделял большое внимание профессиональному обучению в Академии художеств. Его интересовало также первоначальное обучение рисованию и в общеобразовательной школе.
Начиная с первого конкурса рисунков учащихся средних учебных заведений, проведенного в 1871 году, Чистяков принимал деятельное участие в просмотрах, оценке рисунков и присуждении премий.

Архивы Академии художеств и личный архив Чистякова показывают, что в журналах комиссии Академии давалась общая оценка и делались выводы о постановке рисования в средних учебных заведениях, наряду с этим указывалось также направление, в котором нужно вести обучение. Взгляды комиссии на обучение в общеобразовательной школе отражали в основном точку зрения Чистякова. Он считал необходимым «приноровить порядок и метод обучения начальному рисованию в общеобразовательной средней школе к «подготовительному» для разнообразной дальнейшей деятельности учеников». Из приведенного высказывания видно, что Чистяков подходил к рисованию как к общеобразовательному предмету. Программа, которой нужно следовать при обучении в средней школе, по определению художника, состоит в следующем: «Изучение рисования, строго говоря, должно начинаться и оканчиваться с натуры».

Чистяков отрицал необходимость «усвоения схематических линий и абстрактных понятий о предметах».
«В начальной школе можно, — писал Чистяков, — просто давать срисовывать (рисовать с натуры), что видят и так, как видят, так же пусть и красят. Осторожно в рисовании показывать общий силуэт оригинала-предмета и осторожно заставлять свою работу в общем увидеть вместе с оригиналом», то есть путем сравнения с оригиналом.
Чистяков отлично понимал, что содержание и методы обучения должны соответствовать возрасту учащихся, их общему развитию. Он писал: «Начальное рисование геометрических фигур и тел, как форм слишком отвлеченных и сухих, должно перемежаться с рисованием сходных с ними предметов из окружающей учеников обстановки».

В своих записях Чистяков уточняет характер натуры для рисования, что имеет существенное значение. «Под натурой мы разумеем здесь всякого рода предметы, окружающие человека», — писал он.
По понятной нам причине художник отрицает копировальный метод. «Главнейшим недостатком (в обучении рисованию в школе) должно признать повсеместное копирование с оригиналов, причем ученики работают бессознательно, часто с дурных образцов и почти без пользы тратят много времени на отделку рисунков в ущерб существенному изучению»1. Чистяков придавал большое значение знанию, суждению о форме, пропорциях. Его выражение «рисовать — это рассуждать» показывает не только метод рисования, но и огромное значение рисования в развитии наблюдательности и мышления ученика.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может, быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность — видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения» [2].

Для нас высказывания Ушинского тем более ценны, что подтверждают мысли мастеров искусства о значении наблюдения в развитии представления памяти в общем умственном развитии.
К.Д. Ушинский считает, что способность наблюдения необходима для развития мышления, то есть для общего образования. Он указывает также путь, по которому следует вести наблюдения, исходя из характера мышления детей: «Дитя, если можно так выразиться,— писал Ушинский,— мыслит формами, красками, звуком, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное ученье в формы, краски, звуки,— словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше ученье доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления» [3].
Высказывания Ушинского о конкретном характере мышления детей перекликаются с мыслями, выраженными комиссией Академии художеств (в 1872 г.) об учебном материале по рисованию в школе: о необходимости «рисования с натуры предметов на окружающей учеников обстановке».

Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучения рисованию, имеющие очень много общего.
Взгляды мастеров искусства и классиков педагогики совпадают. Эти взгляды, а также данные научной психологии о характере мышления детей и подростков способствовали развитию методики обучения рисованию в школе.