Г.Н. Таймасова. Качество образования. Опыт. Проблемы


Августовские форумы - наш нынешний демократический общественный капитал. Мы, организаторы конференции понимаем, что педагогические работники ждут глубокого анализа состояния образовательной отрасли, свежих конструктивных мыслей руководителей образования. Ждут встречи с коллегами, что всегда профессионально и человечески радостно, эмоционально обогащает.
Школа – главный инструмент  самого стратегического обогащения России. Поэтому надеемся, что образование станет главной заботой государства, а школа – главным делом для всей страны.  Стратегию развития отрасли определяют «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы»,  «Целевая программа развития образования Новосибирской области на 2008 – 2012 годы».  В них сформулирована главная задача образовательной политики: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Качество школьного образования – сложная  и многоаспектная проблема. Идея его является лейтмотивом и конечным результатом всех преобразований, которые намечены в программе модернизации российской общеобразовательной школы.
Качество образования рассматривается как философская категория и педагогическая проблема с позиций квалитологии – триединой науки, включающей в  себя теорию качества, теорию оценки качества  (квалиметрия)  и  теорию  управления  качеством.
 
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Наиболее существенный, на наш взгляд, фактор, определяющий качество образования - характер общих социальных целей как важнейший компонент образовательной политики государства: в них закладывается  идеал личности, который  отвечает потребностям общества на этапе развития. Цели образования широки и гуманистичны, на первый план выдвигается общекультурное и духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Немаловажными факторами являются:  
? уровень общей гуманитарной и профессиональной культуры руководителей образовательных учреждений и педагогов,
? непрерывное повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства кадров сферы обслуживания,
? внедрение позитивных инноваций в образовательный процесс,
? стратегия и тактика системного управления.

Качество образования - интегральный результат реализации его социальных и педагогических целей, модернизации содержания образования Оно опосредованно обусловлено ресурсами: кадровыми, финансовыми, материально-техническим и научно - методическим обеспечением образовательного процесса, его информатизацией и компьютеризацией.

Коротко о  системе образования Центрального района:  многообразие видов и типов 39 образовательных учреждений, что способствует реализации различных образовательных запросов общества, обеспечению доступности образования.
 В рамках реструктуризации системы образования произошло объединение двух ОУ – ДДТ «Центральный» и МУК «Престиж».
Нельзя не сказать о российских реалиях, связанных  с демографическими процессами, обещающими  к 2010 году снижение числа обучающихся на 23 %. За пять лет количество учащихся в  Центральном районе уменьшилось более чем на  1500 человек.  В 2007 году проживало 11081 человек в возрасте от 0 до 17 лет. Из них -   4031 человека дошкольного возраста. Посещали детские сады – 2520 человек (63 %). Количество обучающихся на 01.06. 2007 –  7580 человек, на 237 человек меньше, чем в предыдущем  году.

Анализ динамики потребности в общем образовании показывает тенденцию: роста количества дошкольников на 2 %;  снижения количества обучающихся на 4 %;  роста количества детей, получающих дополнительное образование на 16 %.
 
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  МЕХАНИЗМОВ
 
Управление качеством образования на любом уровне зависит от того, насколько созданы условия для обеспечения качества образования. Одним из важнейших рычагов управления является финансовое и ресурсное обеспечение этих процессов. Аспект  экономической эффективности предполагает сопоставление полученных образовательных результатов с приложенными ресурсами, определение затратности образовательной деятельности.

Определены муниципальные надбавки работникам образовательных учреждений: классным руководителям, учителям гимназических и лицейских классов, руководителям ОУ, медицинским работникам дошкольных учреждений, работникам дополнительного образования с высшей категорией, главным бухгалтерам. Средняя заработная плата по отрасли составляет 5860,0 рублей.
В связи с принятием Законов РФ № 122 и № 131 финансирование ОУ осуществляется из разных источников (местный бюджет, субвенции областного бюджета, образовательные платные услуги и привлеченные средства Попечительских советов, которые созданы в 8 ОУ.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» инициировала не только творчество педагогических работников, но и управленческие действия руководителей.

В 2005 - 2006 учебном году победителями стали: экономический лицей - проект «Ресурсное обеспечение многопрофильного обучения»; гимназия № 1 - проект «Комплексно-целевая программа развития МОУ гимназии № 1 на 2006 – 2007 учебный год».
В 2007 году получили грант 1 млн. рублей на реализацию своих программ развития: гимназия №13  - «Компетентностный подход в образовании как средство формирования социально успешной индивидуальности»;  школа № 29 - «Комплексно-целевая программа развития школы № 29 с углубленным изучением предметов ОО «Физическая культура» на 2007 год»; школа «Диалог» - «Программа развития основных направлений концепции школы «Диалог» в условиях перехода на профильное обучение».

В рамках реализации городской программы «Информатизация муниципальной системы образования на 2004-2007 гг.» в истекшем  году была продолжена работа по оснащению компьютерной техникой ОУ.  В настоящее время в школах Центрального района 378 компьютеров (в 2006 году - 361 компьютер), на один компьютер приходится 20 учеников.  В ОУ района созданы мультимедийные классы. Оснащение ОУ современной компьютерной техникой, электронными учебными изданиями обеспечивает проникновение информационных технологий в образовательный процесс. В 2006 году  в 11 ОУ района проведен скоростной Интернет.

Произошедшие значительные изменения в сфере образования, в сфере экономических отношений в целом, в нормативно-правовом поле, децентрализация управления, юридическая и экономическая самостоятельность поставила перед руководителями по управлению учреждениями образования необходимость решения таких задач, с которыми ранее они не сталкивались.

В настоящее время всем уже стала очевидной необходимость серьезного и интенсивного совершенствования нормативно-правового пространства системы образования, поскольку эффективности функционирования системы образования можно достигнуть только путем устранения противоречий между нормами законодательства в области финансового законодательства и в сфере образования.
Следующая серьезная проблема ресурсного обеспечения отрасли - это проблема межбюджетных отношений, которая выражается, прежде всего, в отсутствии единого механизма осуществления государственных гарантий равенства и прав граждан выравнивания финансовых возможностей.
В настоящее время потребности в денежных средствах на обеспечение конституционных гарантий существенно превышают возможности бюджета. Таким образом, действующий механизм межбюджетных отношений не позволяет осуществлять приоритетность финансового обеспечения прав граждан на получение качественного образования.

При решении этой проблемы возникает необходимость выполнения нескольких задач: выбор приоритетов, выявление и использование новых источников финансирования, создание организационных и экономических механизмов имеющихся ресурсов.
Если рассматривать проблему ресурсного обеспечения качества образования, то следует обратить внимание на необходимость повышения уровня оснащенности и предметной направленности осуществления образовательного процесса.
Затронем только два аспекта, влияющих на повышение качества образования: обеспечение учебной литературой обучающихся и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Кроме того, проблема укрепления и развития материально-технической базы образовательных учреждений области решается за счет участия в федеральных целевых программах.

В городском конкурсе учебных специализированных кабинетов. В 2006 году первое место – кабинет химии гимназии №1, кабинет физики экономического лицея. В 2007 году – первое место – кабинет географии экономического лицея, второе место – кабинет истории гимназии № 13, кабинет биологии гимназии  № 1.

С целью изучения, обобщения лучшего опыта  был проведён районный смотр – конкурс  школьных библиотек. Лучшими признаны школьные библиотеки гимназий №№ 1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ № 4. Библиотекари награждены дипломами и ценными подарками.  По итогам проведён семинар с приглашением сибирских писателей, представителей издательств, для практического использования передан в школьные библиотеки диск «Детская Сибириада» (Совместный проект областной детской библиотеки им А.М.Горького и ЦФГЦРО).
 
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЕ
Эффективность образовательной деятельности имеет еще один аспект: управленческий. Он отражает полноту реализации целевых установок и программ управления, реализации инновационных проектов, выполнения планов, достижения этапных рубежей и т.п.
Наращивание кадрового потенциала, качество педагогической деятельности имеют важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом  задач. Нам есть чем гордиться:
? в городском конкурсе  «Социальный педагог – 2007»  1 место заняла  Грибенчук Н.И. (МЭЛ),
? в городском, областном  конкурсах  «Учитель года -2007»  2 место -  у Вейгандт М.Э. (Гимназия № 1).
Лучшими учителями, реализующими общеобразовательные программы, на получение денежного поощрения в рамках национального проекта «Образование» в 2006-2007 учебном году стали учителя гимназии № 1:
? Аглиулин Идрис Шайхимуллич,
? Вейгандт Марина Эдуардовна,
? Горбунова Нина Тихоновна,
? Сипаренко Ольга Ивановна,
? Соловьева Екатерина Николаевна,
? Твердякова Людмила Георгиевна,
? Федосеева Надежда Алексеевна;
а также:
? Кравец Татьяна Николаевна, учитель гимназии № 13;
? Ковырзина Наталья Анатольевна, учитель МЭЛ;
? Балаш Татьяна Николаевна, учитель СОШ № 54;
? Пруткова Елена Юрьевна, учитель СОШ № 99.
 
На 01.05.2007 г. число педагогических работников в образовательных учреждениях района составило 1416 человек. Кадровый состав пополнился всего на 7 молодых специалистов (в истекшем году –  на 19 педагогов).
На прежнем уровне осталось и количество мужчин среди педагогических работников и руководителей - всего 85 человек, что составляет 6 % от общего количества работников. Не изменился и возрастной состав работников, в возрасте до 40 лет – всего  464 человека, пенсионного возраста 197 (186 -  в прошлом году). C высшим педагогическим образованием – 888 человек (63 % от общего количества педагогических работников).
С целью определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников, согласно плану аттестации педагогических работников в 2006 - 2007 учебном году было аттестовано 172 педагога, из них 84 на высшую.
Рассмотрим организационно-методический аспект для качественного обучения и воспитания. В рамках реализации идеи управления качеством  образования в педагогической практике идёт внедрение различного рода инноваций.
Большую помощь по обеспечению профессионального роста педагогов района, по научному консультированию, руководству исследовательской деятельностью педагогов и учащихся  оказывают представители науки, с которыми организовано сотрудничество.
 В ОУ Центрального района работают 63 научных сотрудника, из  них 50 -  с учёной степенью в качестве совместителей, 5 -  штатных работников с учёной степенью. 84 научных сотрудника приняли участие в качестве докладчиков, консультантов, руководителей творческих групп в работе 56 районных мероприятий для педагогов и учащихся (научно-методических семинаров,  конференций, педагогических чтений, круглых столов, олимпиад).
Накоплен ценный научно-методический, практический материал из опыта работы педагогических коллективов, ЦФГЦРО, позволивший принять участие  в городском конкурсе «Образование – взгляд в будущее города» В результате – 20 победителей и лауреатов (20 % от общего количества победителей и призёров города). Это самый высокий качественный показатель среди районов города. С целью предъявления лучшего опыта работы впервые в марте 2007 года в районе проведён Фестиваль педагогических идей, на котором победители и призёры конкурса презентовали свой опыт для учителей района.

Третий год ЦФГЦРО совместно с РОО успешно проводит организационную и методическую работу в условиях Международной Сибирской Ярмарки «УЧСИБ». В выставочном зале Центрального района прошли  мастер – классы, презентации, заседания научно – методического совета, консультации для педагогов, учащихся и родителей. Часть выставочных материалов были представлены на конкурс «Золотая медаль Сибирской Ярмарки» (результаты: 10 больших золотых медалей, 4 малых, 7 дипломов и др.) Особые успехи в этом году у гимназии № 13 и экономического лицея.
С целью постдипломного обучения  регулярно ведётся  Школа молодого специалиста, итогом занятий в этой школе является районный Фестиваль молодого специалиста, ставший традиционным и  проводимый ЦФГЦРО. В мае 2007 года победителям и призёрам районного конкурса «Молодой специалист – 2007» из МОУСОШ № 54, ДДТ «Центральный» и Школы – сада «Сибирский лучик» № 60 были вручены ценные подарки. Отрадно то, что по условиям  конкурса принимают участие в нём  и наставники молодых учителей.

Однако молодые специалисты всё реже открывают двери школ 1 сентября. За последние три года соответственно: 19, 7, 2 человека.
 Большую помощь  педагогам оказывает методическая служба района. В течение года были подготовлены и переданы для использования в практической деятельности  в образовательные учреждения района электронные сборники «Школа: день за днём» методических, нормативных, информационных материалов по актуальным вопросам образования.
      С 18 по 22 июня прошла Всероссийская конференция  «Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в ОУ  и разработка государственного стандарта общего образования второго поколения».  Во встрече с делегатами конференции В.В.Путин обратил внимание на следующий момент: «…На Западе настойчиво навязывается мысль, что России, как наследнице тоталитарного режима, должно вечно каяться за все реальные и мнимые преступления. В  общем,  привить российскому обществу комплексы неполноценности и исторической вины, за счёт чего решать вполне практические задачи. Примеры видим в ряде государств СНГ и Балтии. Да, мы не отрицаем  нашего прошлого, в том числе горьких и тёмных страниц. Учитель берёт на себя ответственность за то, какой образ прошлого в конечном счёте формируется, какое ценностное отношение ученики будут испытывать по отношению к самым разным, порой противоречивым страницам нашей истории».
Несколько слов о наших детях. Они очень сильно изменились. Возникла острая потребность в позитивном настоящем и позитивном прошлом в отличие от их родителей, детей перестроечных времен. Сегодня для детей важен фактор успеха – ребёнок хочет находиться в успешной команде, они радуются успехам нашей истории вне зависимости, когда это было, во времена Рюрика или сейчас.   Нам надо решать проблему консенсуса поколений.

В апреле 2007 года учителя истории и обществознания приняли участие в районном конкурсе профессионального мастерства «Урок года».
 Жюри отмечает высокую мотивацию, направленную на совершенствование профессионального мастерства, освоение и внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс. Большинство участников конкурса продемонстрировали умения в отборе  содержания учебного материала, а также применение практико-ориентированных приемов и методов обучения. Победителем стала учитель истории МОУ гимназии № 13 Крамарева Е.Н.

  В рамках конкурса «Урок года» в номинации «История» учителями истории и обществознания района в марте, апреле 2007 года был дан ряд мероприятий по избирательному праву. Цель: распространение и развитие правовой и политической культуры, правового сознания, пропаганды принципов формирования правового государства среди обучающихся. Мероприятия были проведены в различных организационных формах: открытые уроки, семинары, брейн-ринги, ролевые игры, научно-исследовательская ученическая работа.

Регулярно согласно плану издательской деятельности выпускается информационно-методический  и дидактический журнал «Новый ИМиДЖ». В городском конкурсе учебно-методических материалов «Образование – взгляд в будущее города»  в 2007 году в номинации «Печатные издания» журнал отмечен дипломом победителя за I место.

Научно – методическая работа отдела образования, ЦФГЦРО, ОУ  позволила установить сотрудничество и партнёрство  в решении проблем развития образовательной деятельности и инновационных практик, информационные технологии органично дополнили и сочетались с  традиционными методическими системами. Важным направлением деятельности стал  мониторинг уровня предметных достижений учащихся.  Методическая служба Центрального района – неотъемлемый компонент системы образования, обеспечивающий оперативную поддержку педагогической деятельности и, таким образом, активно содействующий реализации стратегических и тактических задач по повышению качества образования.
 
 
НОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Наиболее важные новые проблемы, решение которых призвано реально привести к повышению качества российского образования:
? переход в старших классах на обучение в профильной школе;
? проведение ЕГЭ;
? информационные технологии;
? дистанционное обучение.
Позвольте остановиться на двух новых аспектах проблемы качества образования и путях их решения: профильная школа и ЕГЭ. Анализ показывает, что решение этих проблем скорее всего приведет в будущем к диверсификации образовательных учреждений, серьезной дифференциации содержания предметов, появлению новых учебных планов и программ.
Важно решение  проблемы исследования качества образования. Анализ показывает, что это можно сделать, если будут разработки по измерению качества образования, повышение квалификации педагогов, исследования качества и обеспечения коррекционной работы (как с учениками, так и педагогами), представлены результаты в удобном виде ученикам, родителям, педагогам, менеджерам.
Обратимся к проблеме профильной школы. Актуальность этой сложной проблемы обусловлена сменой образовательной парадигмы, самим введением профильной школы. Кроме того, в отличие от подавляющего большинства предыдущих экспериментов, не даны законченные решения и все участники вынуждены предлагать свои.

В сегодняшней сложной социально-экономической ситуации гарантией доступности качественного образования становится специализированная предпрофильная подготовка и профильное обучение в старших классах школы, ориентированное на успешную социализацию.
Профильная школа  является важным и реальным инструментом удовлетворения запросов и интересов учащихся. Она связана с проблемой качества образования по таким направлениям:
? Приводит к изменению отношения учащихся как к отдельным предметам, так и учебе в целом. Учащиеся получают реальное право выбора уровня, на котором они изучают тот или иной школьный предмет. Но, это может привести к повышению качества знаний по одним предметам и серьезному его снижению по другим.
? В процессе исследования качества образования потребуется исследовать качество педагогических средств, используемых учителями (предварительный анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев используются стандартные учебники; кроме того, отмечен отказ от учебников, которые специально подготовлены для профильного обучения).
Еще одна новая важная проблема, актуальная для большинства регионов России, которая окажет сильное влияние на качество образования, - это проблема подготовки учащихся к ЕГЭ. Влияние этого экзамена на качество образования связано с такими обстоятельствами:
? Сложность и ответственность ЕГЭ в  том, что для большинства учащихся этот экзамен совмещен с вступительным экзаменом в вуз. Подавляющее число учащихся испытывает жесткий цейтнот на экзамене. Это приводит к тому, что многие из них показывают результат, который ниже реального уровня.
? Сложность ЕГЭ связана и с тем обстоятельством, что в экзамен включены задачи, которые давно не предлагались на экзаменах в общеобразовательной школе.
? Отметим некоторые из рисков, связанных с проведением нового экзамена.
? Анализ опыта проведения такого экзамена в других странах  позволяет сделать предположение, что ЕГЭ приведет к снижению качества знаний учащихся.
? Беседы с учителями показали, что наблюдается натаскивание школьников к сдаче ЕГЭ, к натаскиванию на определенные типы задач.
? Качественная подготовка к ЕГЭ требует особого повторения, и не только в 11 классе. Но пока нужное повторение в других классах не проводится или проводится недостаточно.
Пути решения проблем, связанных с ЕГЭ:
? Подготовка учащихся к ЕГЭ не должна свестись к натаскиванию. Важно, чтобы она приводила к развитию школьников и к повышению качества знаний по предметам.
? Она должна состоять из таких составляющих: традиционная подготовка по предмету, нетрадиционная и специальная психологическая подготовка.
? Акцент должен быть сделан на повторении и отработке общих методов решения задач.
? В школе должна быть приобретена или создана специальная система средств на разных носителях, в том числе электронных.

Уже третий год подряд выпускники экономического лицея сдают экзамен по математике на 100 баллов. В  этом году - Аверкин Евгений),  по русскому языку  100 баллов получили  Подскребышев Дмитрий (СОШ № 54), Зенкова Мария (СОШ № 99), Петров Алексей  (МЭЛ), 11 выпускников набрали более 90 баллов.
 
 
РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
Позвольте остановиться на  качественных показателях уровня образовательных услуг
За последние три года 286 выпускников 11 классов ОУ района награждены золотыми медалями (98) и серебряными медалями (188). Центральный район, как и в прошлом году, занял почетное I место по количеству медалистов в городе. Наибольшее количество медалистов: в гимназии № 1 (27 чел.), экономическом лицее (24 чел.), СОШ № 4 (14 чел.), СОШ № 99 (11 чел.).
Мониторинг качества образования, проводимый в течение года, позволил сделать вывод об успешности обучения школьников Центрального района. На «4» и «5» закончили учебный год 48 % обучающихся. Показатели выше районного уровня: «Диалог» - 60 %; гимназия № 1 – 57 %;  МЭЛ – 52 %; СОШ № 99 –  52 %.

Проблема построения эффективной системы обучения и развития одаренных детей актуальна для любого общества, поскольку именно эта, сравнительно небольшая часть детей обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, техники, социальной сфере.

 В педагогической практике чаще всего используются два основных способа организации обучения одаренных детей: обогащение и ускорение.
С одной стороны, одаренный ребенок получает нагрузку, адекватную своим способностям, избавляется от медленного, сдерживающего темпа продвижения при усвоении учебного материала. С другой стороны, большие учебные нагрузки создают высокое психоэмоциональное напряжение и вызывают сложности адаптации. Одаренные дети опережают сверстников в когнитивном развитии, но их социальное развитие не совпадает с этим темпом.

Еще один метод поддержки развития и организации обучения одаренных детей - обогащение образовательного процесса. В наших школах чаще всего этот метод принимает форму дополнительных занятий в различных кружках и на факультативных занятиях. За счет этих условий может быть создана дополнительная мотивация и необходимые условия для прогрессивного развития одаренного ребенка. Ранняя профилизация, в свою очередь, ведет к сужению интересов и препятствует гармоничному продолжению формирования личности. Ведь широко известны случаи довольно позднего проявления одаренности и реализации ее в различных сферах деятельности на уровне таланта и даже гениальности.

В условиях новых требований (гуманизация, демократизация, интеграция, дифференциация, индивидуализация образовательного процесса), появляется возможность использования в качестве дополнения к дисциплинарной системе обучения иных моделей, в том числе проектно - исследовательской.
В XIV районной научно-практической конференции школьников «Юность. Наука. Культура»  среди обучающихся 9-11 классов в 25 предметных секциях работали 274 школьника из 11 образовательных учреждений. Наиболее высокие результаты по количеству призовых мест показали школьники из экономического лицея (38 призовых мест), гимназии № 1 (30 призовых мест), СОШ № 4 (21 призовое место).

Второй раз в марте 2007 года силами методической службы района был проведён Фестиваль учебных достижений учащихся. Классные руководители, учащиеся продемонстрировали учебные достижения в форме портфолио учащихся, видеопрезентаций, выставки лучших  работ. Нельзя не отметить и Президентский гранд в поддержку талантливой молодежи: в 2006  году выиграли 13 учащихся из гимназии № 1 и МЭЛ, а в 2007 - 10 учащихся из гимназии № 1.

Способствуют развитию творчества, духовности учащихся традиционные районные массовые литературные праздники, посвящённые творчеству писателей  (С.Лихачёв, Е. Щварц,  А. Гумилев).
Стали традиционными городские конкурсы «Полиглот», «Дебаты», «Не упусти свои возможности», интеллектуальные игры, которые зарождались по инициативе учителей района.
В истекшем году произошли качественные изменения в олимпиадном движении учащихся. Так, гимназия № 1 стала городской экспериментальной площадкой по олимпиадному движению. Районные олимпиады в 5 – 8 классах повысили  интерес к учебным дисциплинам учащихся II ступени обучения. Многие районные олимпиады стали открытыми и получили городской статус. В Центральном районе опыт проведения районных олимпиад школьников способствует выявлению одарённости детей на I -II ступенях обучения и организации индивидуальной траектории развития.
В районных  олимпиадах  школьников приняло участие 925 учеников 6 – 11 классов из ОУ района. Наибольшее количество призовых мест у гимназии № 1 – 117;  МЭЛ – 48 и гимназии № 13 – 14.
На третьем этапе, городской олимпиаде, Центральный район представляли 165 школьников. Лидер - гимназия № 1 (16 победителей и 32 призёра).    Результаты  участия школьников в  городской предметной олимпиаде, в том числе младших школьников в Центральном районе высокие. Так,  10 учащихся из гимназии №1  стали победителями и призёрами Российской олимпиады, что позволило Центральный район вывести на I место в городе.
 
 
АРИСТОКРАТИЗМ  КАК КРИТЕРИЙ  КАЧЕСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ
Мы понимаем, что качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная  информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного. Один из критериев – аристократизм. Простота и естественность в общении, искренность и добросердечие, подлинное чувство дистанции между людьми всегда отличают носителей высокой культуры. С позиции культуры опыт качества означает возврат от газет и телевидения - к книге, от спешки – к досугу и тишине, от рассеяния – к концентрации, от сенсации – к размышлению, от идеала попсы – к искусству, от соблазна – к скромности, от недостатка чувства меры – к умеренности.  И в этой связи замечу, что аристократизм педагога, вопреки всем обстоятельствам – залог подлинного качества жизни и образования.
Выдвижение аристократизма как критерия качества образования имеет непосредственное отношение к серьёзной проблеме выращивания элиты, путям и способам формирования будущих лидеров, способных адекватно отвечать на вызовы времени.

Победителей олимпиад, конкурсов, медалистов среди школьников в нашем районе много, но всё – таки – незначительная часть,  48 % обучаются на «4» и «5» а остальные 52 % - троечники?  Как их обучать качественно? Достаточно ли мы говорим о путях развития этой категории детей? Когда совесть учителя чиста перед двойкой?
Образование признаётся качественным, если школьник обучается и воспитывается на максимуме возможного для него, что даёт возможность оценивать работу не только лицеев, гимназий, но и школ с классами коррекционно-развивающего обучения.

В районе сформирована система работы по коррекционно-развивающему обучению, где дети с ограниченными возможностями получают право на качественное образование. В школе - сад № 60, в МОУ СОШ «Перспектива» ведется систематическое наблюдение за динамикой роста уровня развития, за сохранением и увеличением потенциала здоровья. В этих ОУ обучалось 53 ребенка-инвалида. Еще 23 человека обучалось в общеобразовательных учреждениях района, что обеспечило доступность качественного образования различным категориям обучающихся. Для  учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, в районе реализуется право на сдачу государственной (итоговой) аттестации в щадящем режиме. Количество учащихся,  находящихся на индивидуальном обучении в  сравнении с прошлым годом, уменьшилось на 41 человека и составило 246 человек, из них в СОШ «Перспектива» - 77 человек.

Феномен воспитания в педагогической литературе описывается. Гораздо меньше повезло его собственному негативу — перевоспитанию. Педагоги открытой сменной школы хорошо знают, что практически каждый новый ученик приходит к ним с явно выраженным психологическим противостоянием «ученик — школа», «ученик — учитель», «ученик — учебный предмет». Перевод всегда связан со стрессом предварительных обсуждений на классных и родительских собраниях, педсоветах, за неуспеваемость, непосещаемость, недисциплинированность. Годами накапливаемая фрустрация (следствие длительных негативных переживаний) неизбежно приводит к предельному обострению либо внутреннего конфликта, либо внешних отношений. Результат: грубость и наглость ученика в качестве защитной позиции, кризис профессионального достоинства педагогов, крах отношений семьи и школы, бродяжничество ребёнка, его противоправное поведение, формирование антисоциальных ценностей, разнообразные сдвиги в психике.
Но в любом случае открытая (сменная) общеобразовательная школа (ОСОШ № 17) — год за годом получает свой контингент учащихся в состоянии дидактической запущенности и социальных травм.
Вот здесь-то и встаёт перед педагогическим коллективом под руководством Монаенковой Зои Михайловны во всей своей остроте проблема нелюбимого детища теории и практики педагогики — процесса перевоспитания, процесса реадаптации личности средствами образования.
 

ШАГ ПЕРВЫЙ: ВОЗВРАТ К УЧЕБЕ
Безотметочное, тактичное, щадящее выявление структуры и глубины дидактической запущенности и определение доступных {для восстановления остаточных знаний, | умений и учебных навыков, начиная с начальных классов. Работа на уровне реальных возможностей в сфере полузабытой, но вспоминаемой учебной информации постепенно  снимает напряжение, возрождает давно забытое ощущение собственных способностей к обучению.
Группа социально-педагогической реабилитации - наиболее трудная дидактически и социально самая запущенная часть контингента учащихся. У них явно выражены демонстративно-негативное отношение к учебной деятельности, негативная реакция на внешние требования. Опыт асоциального и противоправного поведения богат и длителен. Группа может работать только,  в рамках очно-заочной формы работы в малых группах и  индивидуально.

Сегодня открытая сменная школа явно идёт по пути полиморфизма, превращаясь в образовательное учреждение максимально открытого типа — многоуровневое,   максимально обеспечивающее конституционные права на образование.
В условиях большого города такая школа действительно является социально-образовательным противовесом тому выбору, который происходит сегодня в рамках сложившихся форм элитарного образования и в рамках вводимого варианта профильного обучения. В результате внедрения разработанных педагогическим коллективом школы инноваций в учебно-воспитательный процесс мы получили:
1. Снижение школьной, межличностной и общей тревожности у абсолютного большинства выпускников.
2. Увеличение количества учащихся со средним и высоким уровнем ценностных ориентации (12% учеников окончили школу на «4»).
3. Снижение уровня агрессии (за период учёбы 20 % подростков сняты с учёта).
4. Увеличение количества выпускников, продолжающих образование в вузах (41%), нет выпускников со справками. 
Дорогие коллеги ОСОШ № 17, позвольте поблагодарить вас за творчество, любовь к детям, высокие достижения  в профессиональной деятельности.
 
 
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА – ФАКТОР  ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ
Качество образования определяется не только глубиной, прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития,  интеллигентностью, образованностью. В этом главная общественная ценность образования. Всем нам пора осознать старую, как мир, истину: «Обученный человек может быть плохо воспитанным, но воспитанный человек не может остаться  необразованным, неразвитым».
Важной особенностью современного воспитания, определяющей его лицо, является воспитательная система, которая понимается в педагогике как упорядоченная совокупность закономерно связанных компонентов воспитательного процесса, образующих целостность, которые и обеспечивают новое качество воспитания, ибо именно система обеспечивает присущий только ей результат.

Большое внимание в системе воспитательной работы в истекшем году отдел образования, ЦФГЦРО уделяли подготовке и проведению  традиционных  районных рождественских педагогических чтений по решению проблем духовно-нравственного воспитания детей. 

В целях развития гражданской ответственности, воспитания уважения к российской культуре, в Центральном районе для учащихся образовательных учреждений ежегодно проводятся: районная военно-спортивная игра «Победа», соревнования «Безопасное колесо», учебные сборы для юношей допризывного возраста, участие школьных команд в городской игре «На зеленой волне» по правилам дорожного движения, несение Поста № 1 на Вахте Памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, поисковая работа школьных музеев и другие мероприятия.

Районная военно-спортивная игра «Победа-2007» проходила в 4 этапа. По итогам игры «Победа» в командном зачете 1 место заняла СОШ № 4, 2 место - гимназия № 1, 3 место - СОШ № 156.
В рамках городских мероприятий с 26 февраля по 28 марта 2007 года на уровне района прошли фестивали сценического творчества «Юные таланты Сибири», театрального творчества «Времен связующая нить»  и выставка декоративно-прикладного творчества. В вышеперечисленных мероприятиях приняли участие около 2 тыс. учащихся. Городское жюри отметило высокое качество концертных номеров фестиваля, зрительскую культуру.

Образовательные учреждения ежегодно принимают участие  в  спортивных соревнованиях. В 2007 году в спартакиаде школы района в общекомандном зачете заняли 1 место. Лучшие результаты в СОШ № 54, гимназии № 1, экономическом лицее.
В 16 летних спортивных играх школьников Центральный район занял 2 место.
Важную роль в работе с детьми «группы риска» в ОУ играет социально-психологическая служба. Социальными педагогами, психологами используются различные виды и формы работ: диагностика, коррекционно-развивающий компонент, консультационная работа, которые помогают детям обрести себя в школьном коллективе.

Особое внимание в работе социально-психологических служб уделяется профориентации несовершеннолетних. Так, проводятся встречи с кадровыми агентствами, определяются приоритеты в профессиональном самоопределении учащихся, проводятся диагностика профнаправленности 9 - 11(12) классов, тренинги по профессиональной ориентации, тесты для выбора профессии Социальными педагогами ОУ совместно с инспекторами ПДН, школьными инспекторами, закрепленными за учреждениями, составлены совместные планы по профилактике правонарушений.

Задачей школы, социально-психологических служб является целенаправленная пропаганда педагогических знаний среди населения, использование всех форм и методов работы с семьей для того, чтобы помочь родителям в выполнении возложенных на них обязанностей, максимально использовать потенциальные возможности семьи в воспитании детей. В ОСОШ № 17, СОШ «Перспектива», «Диалог» организованы лектории по темам: «Подросток и его психологические особенности», «Психологические особенности юношеского возраста», «Дивиантное поведение среди подростков».
 
В июне на базе девяти общеобразовательных учреждений организованы оздоровительные лагеря с дневным пребыванием. Охват детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием составил 1031 при плане 994 ребенка. Два оздоровительных лагеря с дневным пребыванием приняли участие в городском конкурсе: гимназия № 1 и экономический лицей. 150 подростков индивидуальное трудоустроено через ТОС, ремонтные бригады, на предприятия родителей. Из детей составляющих «группу риска», в июне трудоустроены 70 человек,  из них 30 состоящих в ПДН.

ИНТЕГРАЦИЯ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КАК РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Основное и дополнительное образование не могут и не должны существовать друг без друга. В этом мы видим резерв повышения качества образования. Идея эта не нова. На практике российское образование, начиная с 20-х годов, не раз пыталось ее реализовать В программе развития образования района как одно из направлений повышения качества школьного образования предусмотрена интеграция общего и дополнительного образования.

На районном уровне во многом удается активизировать интеграцию основного школьного и дополнительного образования, разрабатывая единые межведомственные программы развития общего и дополнительного образования. Организационно - это, во-первых, расширение деятельности учреждений дополнительного образования на базе школ, во-вторых - активизация внеурочной деятельности учителей по образовательным областям, в-третьих - поиски наиболее результативных форм взаимодействия педагогов дополнительного образования и учителей школ.

В программе развития образования района определена интеграция общего и дополнительного образования по направлениям: техническое, художественно-эстетическое, эколого-биологическое, спортивно-техническое, историко-краеведческое, экономико-правовое и др.
Большинство  родителей высказались за организацию дополнительного образования детей непосредственно на базе школ. Другими словами, родители за интеграцию дополнительного и общего основного образования. Они единодушно высказываются за возвращение в школу внеурочной работы. К дополнительному образованию в школе относятся такие функции: образовательная, воспитательная, креативная, компнсационная, профориентационная, функция социализации, функция самореализации. Этот перечень функций показывает, что дополнительное образование является неотъемлемой частью любой образовательной системы.

В Центральном районе в  учреждениях дополнительного образования работает 498 объединений с количеством обучающихся – 5807.
Об эффективности интеграции общего и дополнительного образования можно убедиться: на базе школ работает 188 объединений с охватом 2822 детей. Практика показала, что единой модели интеграции для всех образовательных учреждений не существует.

Интеграция общего и дополнительного образования в Центральном районе: 

1.  Создание учебно-воспитательных комплексов по технологическому образованию школьников (объединение ДДТ и МУК).
2.  Создание на базе общеобразовательной школы центров дополнительного образования как ее структурных подразделений (эстетических, спортивных, биолого-экологических, спортивно-технических и т.д.). Финансирование их осуществляется за счет школьного бюджета и средств родителей. Наиболее четко организована деятельность таких центров в гимназии № 1.
3. Совместная деятельность общеобразовательных, музыкальных, художественных образовательных учреждений на базе школ при условии единого управления, единого режима работы, разных источников финансирования. По этому варианту обобщен и широко популяризируется опыт гимназии № 13
4. Комплектование классов школы с учетом интересов и увлечений детей и организация учебно-воспитательного процесса по специально составленному учебному плану. Интересный опыт в этом есть у школы № 99
5. Организация школы с индивидуальным учебным планом определенного профиля (спортивного, военно-патриотического, эколого-биологического, морского и т.д.). Изучен и обобщен опыт школы № 29, № 54.
 

Руководители ДДТ «Центральный», ХЭШИ «Весна», ДЮСШОР № 3, № 16 обеспечили при реализации принципа интеграции общего и дополнительного образования:
? научно-методическое обеспечение исследовательской и экспериментальной работы образовательных учреждений,
? координацию деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования,
? создание  условий для взаимодействия,
? планирование совместной работы по взаимодействию школ и учреждений дополнительного образования,
? проведение мониторинга качества образования,
? выявление, изучение, обобщение и предъявление передового опыта педагогов и образовательных учреждений.
 
 
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ  ПЕДАГОГОВ – ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
 Наличие валеологического мышления - обязательный компонент педагогической компетентности. Воспитание, сообразное природе человека, способно раскрыть и приумножить видовые резервы жизнеспособности. А здоровье выступает как педагогическая категория, один из аспектов качества образования.
Существует зависимость между стилем педагогического общения и здоровьем субъектов образования. Показателем качества работы ОУ является работа по сохранению профессионального долголетия и здоровья учителей. В интересах школ - выявление причин ухудшения, способов сохранения, путей продления профессиональной жизни. Стрессогенность педагогического труда приводит к повышению уровня основного обмена веществ; умение его нормализовать может стать главным условием сохранения здоровья учителя. Значит, нужны условия для реабилитационных минут (учительская, где можно отдохнуть, комната психологической разгрузки) и организация регулярного медицинского обслуживания. На секций руководителей ОУ 24 августа 2007 года Боярская А.Р.  делилась опытом работы по созданию благоприятных условий по оздоровлению педагогов школы № 4, в большинстве учреждений также – хорошие условия работы, но тем не менее не изжиты факторы внутришкольной среды, которые ухудшают здоровье участников образовательного процесса: 1) стрессовая педагогическая тактика; 2) интенсификация учебного процесса; 3) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 4) нерациональная организация учебной деятельности.
Валеологический подход нацеливает на факторы, которые формируют среду как материальную основу телесного, духовного, социального благополучия. Создание условий для сохранения, укрепления, формирования здоровья позволит добиться качественных изменений образовательного процесса.
 
 
ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ
   Улучшилось сотрудничество учителей начальной школы, педагогических работников ДОУ  в рамках районных методических объединений, осуществлялось через различные формы: семинары, творческие отчеты, мастер-классы, открытое заседание кафедры, круглый стол, открытые уроки. В истекшем году начал работать  совет заведующих ДОУ, который оказал влияние на создание общественного мнения, участвовал в проведении конкурса «Воспитатель года - 2007».
   Основной задачей дошкольного образования остаётся развитие ребёнка и сохранение его здоровья. Недопустимо, чтобы детские сады превращались в начальную ступень школы, чтобы в них рос объём знаний в ущерб здоровью и физическому развитию.
 
Современные тенденции  развития системы образования Центрального района по  повышению качества образования
 
Система образования Центрального района сегодня устойчиво функционирует и развивается.
Нерешённые проблемы:
1. отсутствует стандарт профессиональной деятельности как основы для оплаты труда;
2. рыночный принцип подушевого финансирования обострит конкурентные отношения среди учреждений образования;
3. общество будет предъявлять всё большие требования по качеству образовательных услуг к органам образования, руководителям учреждений образования, к педагогам, методистам, представителям науки;
4. процесс воспитания – это совместный проект семьи и школы. Уровень и успешность выпускника будут зависеть  не только от таланта, но и от вложенных обоими участниками  процесса средств. Попечители и спонсоры будут вкладывать  средства не столько в  отрасль, учреждение, а в интеллектуальный потенциал своего ребёнка;
5. сегодня ЕТС не выполняет главной функции любой системы оплаты труда – не мотивирует выдавать качественный продукт, у  руководителя должна появиться реальная возможность манёвра средствами фонда оплаты труда. Общество заинтересовано в более эффективном использовании бюджетных средств, обеспечивая качество образования. Уровень дифференциации в оплате труда возрастёт принципиально;
6. Никогда прежде качество образования не оценивалось с таких позиций:  какой ценой достигнуты те или иные результаты. Теперь же в оценку качества образования, как обязательный компонент входят и его отрицательные эффекты и последствия.
Задачи в новом учебном году:
? Осуществление с 1 января 2008 года принципа  нормативного (подушевого) финансирования учреждений среднего образования.
? Определение  участия педагогических работников, методической службы  в создаваемой системе оценке качества образования.
? Создание районной структуры из представителей общественности, способствующей развитию образования района (Районный Попечительский совет).
? Совершенствование кабинетной системы как важнейшего  ресурса        повышения качества образования.
? Повышение профессиональной компетентности   педагогических         кадров.
?  Создание условий для получения дошкольного образования                    всеми   детьми Центрального района.
? Создание условий для более полного соблюдения прав ребенка на    качественное образование.
Становится очевидным: главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы.
Предмет ожидаемых изменений:
? индивидуализация образования (в первую очередь на основе индивидуальных учебных планов при профильном обучении на старшей ступени);
? новая система качества образования;
? участие общественных институтов в управлении общим образованием (на школьном, районном уровнях);
? развитие системы предшкольного образования;
? совершенствование информатизации образования;
? внедрение новой оплаты труда;
? введение  нормативного подушевого финансирования.
 
 
Г.Н. Таймасова,  начальник отдела образования администрации Центрального  района г. Новосибирска, учитель и руководитель высшей квалификационной  категории, почетный работник общего образования РФ